Управление качеством продукции на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 19:30, реферат

Краткое описание

Одним из важнейших факторов роста эффективности производства является улучшение качества выпускаемой продукции или предоставляемых услуг. Качество продукции является главным условием «выживаемости» и ключом к успеху на рынке в условиях жесткой конкуренции. Представление о качестве постоянно изменяется. Поэтому каждый руководитель должен отслеживать ситуацию в мире, быть в курсе всех событий, предугадывать вкусы, мнения и требования людей.

Оглавление

Теоретические аспекты управления качеством на предприятии 5
1. Понятие и показатели качества продукции 5
1.2 Основные положения управления качеством 10
1.3 Механизм управления качеством 16
1.4 Методы управления качеством 18
1.5 Контроль качества продукции 21

Файлы: 1 файл

Управление качеством продукции на предприятии.doc

— 97.00 Кб (Скачать)

Управление  качеством продукции на предприятии.

  • 1. Теоретические аспекты управления качеством на предприятии 5
    • 1. Понятие и показатели качества продукции 5
    • 1.2 Основные положения управления качеством 10
    • 1.3 Механизм управления качеством 16
    • 1.4 Методы управления качеством 18
    • 1.5 Контроль качества продукции 21

Введение

В последние  годы мир бизнеса чрезвычайно  усложнился, стал невероятно изменчивым, повысился уровень конкуренции, обстановка в целом стала непредсказуемой, быстро изменяющейся. Для выживания и развития предприятий в реальных условиях им необходимо приспосабливаться к динамично меняющимся условиям окружающей среды.

Одним из важнейших  факторов роста эффективности производства является улучшение качества выпускаемой  продукции или предоставляемых услуг. Качество продукции является главным условием «выживаемости» и ключом к успеху на рынке в условиях жесткой конкуренции. Представление о качестве постоянно изменяется. Поэтому каждый руководитель должен отслеживать ситуацию в мире, быть в курсе всех событий, предугадывать вкусы, мнения и требования людей. Быстро изменяющиеся предпочтения и вкусы людей заставляют производителей искать новые пути для создания более совершенного продукта или услуги. Совершенствование продукта или услуги предполагает внесение, каких-либо новшеств, преобразований, ликвидацию дефектов, тем самым, повышая качество предыдущего товара, производитель получает конкурентоспособный товар соответствующий новым условиям рынка. Повышение качества выпускаемой продукции расценивается в настоящее время, как решающее условие её конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках. Конкурентоспособность продукции во многом определяет престиж страны и является решающим фактором увеличения её национального богатства.

Поэтому, чтобы  продукция была конкурентоспособной необходима постоянная, целенаправленная, кропотливая работа товаропроизводителей по повышению качества, систематически осуществляемый контроль качества, другими словами можно сказать, что любое предприятие желающее укрепить свои позиции в жесткой конкуренции и максимизировать свою прибыль должно уделять большое внимание процессу управления качеством. Все вышесказанное и обуславливает актуальность изучения темы «управление качеством на предприятии» в современных условиях.

1. Теоретические аспекты управления качеством на предприятии

1. Понятие  и показатели качества продукции

В современном  мире выживаемость любой фирмы, ее устойчивое положение на рынке товаров и  услуг определяется уровнем конкурентоспособности. В свою очередь конкурентоспособность связана с двумя показателями - уровнем цены и уровнем качества продукции. Причем второй фактор постепенно выходит на первое место.

Качество  продукции - это совокупность свойств товара, обуславливающих его пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с его назначением.

Каждый покупатель приобретает тот товар, который  максимально удовлетворяет его  личные потребности. В целом покупатели приобретают тот товар, который  более полно соответствует общественным потребностям по сравнению с другими. Поэтому степень удовлетворенности покупателя товаром тоже складывается из совокупности мнений единичных покупателей и формируется еще в преддверии появления его на рынке, на любом этапе жизненного цикла изделия до момента утилизации. По мере развития научно-технического прогресса и потребностей общества происходит формирование новых требований, и качественная продукция становится недостаточно качественной. Совокупность свойств продукции может быть той же (т.е. качество не изменилось), но для потребителя эта продукция может быть неприемлемой.

Свойство  продукции - объективная особенность товара, которая может проявляться при создании, эксплуатации или потреблении.

Продукция имеет  множество различных свойств, которые  необходимо учитывать при ее разработке, производстве, хранение, транспортировании, эксплуатации или потреблении. Свойства могут быть простыми и сложными. К простым относятся масса, емкость, скорость и т. д. К сложным - надежность технических средств, безотказность прибора, ремонтопригодность станка и другие.

Количественная  характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, рассматриваемая применительно  к определенным условиям ее создания, эксплуатации или потребления, называется показателем качества продукции.

По способу  выражения показатели продукции  могут быть натуральными (метры, километры), относительными (проценты, коэффициенты, баллы, индексы), а также стоимостными.

По стадии определения - прогнозируемые, проектные, нормативные, фактические.

По характеризуемым свойствам применяются следующие группы показателей:

Показатели  назначения характеризуют полезный эффект от использования продукции по назначению и обслуживают область применения продукции.

Показатели  надежности - безотказность, сохраняемость, ремонтопригодность, а также долговечность изделия.

Показатели  технологичности характеризуют эффективность конструкторско-технологических решений для обеспечения высокой производительности труда при изготовлении и ремонте продукции. Именно с помощью технологичности достигается массовость выпуска продукции, рациональное распределение затрат материалов, средств, труда и времени при технологической подготовке производства, изготовления и эксплуатации продукции.

Показатели  стандартизации и унификации - это насыщенность продукции стандартами, унифицированными и оригинальными составными частями, а также уровень унификации по сравнению с другими изделиями.

Эргономические  показатели отражают взаимодействие человека с изделием и комплекс гигиенических, антропометрических, физиологических и психологических свойств человека, проявляющихся при пользовании изделием.

Эстетические  показатели характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции, совершенство исполнения и стабильность товарного вида изделия.

Показатели  транспортабельности выражают приспособленность продукции для транспортирования.

Патентно-правовые показатели характеризуют патентную защиту и патентную чистоту продукции и являются существенным фактором при определении конкурентоспособности.

Экологические показатели - это уровень вредных воздействий на окружающую среду, которые возникают при эксплуатации или потреблении продукции, например, содержание вредных примесей, вероятность выбросов вредных частиц, газов, излучений при хранении, транспортировании и эксплуатации продукции.

Показатели  безопасности характеризуют особенности продукции для безопасности покупателя и обслуживающего персонала, т.е. обеспечивают безопасность при монтаже, ремонте, потреблении продукции.

Совокупность перечисленных показателей формирует качество продукции. Но помимо всех этих показателей важна и цена изделия. Именно с ценой связан вопрос экономически оптимального качества. Покупатель, приобретая изделие, всегда сопоставляет, компенсирует ли цена изделия набор свойств, которыми оно обладает.

Под экономически оптимальным качеством понимается соотношение качества и затрат, или цена единицы качества.

Основной задачей  каждого предприятия является качество производимой продукции и предоставляемых  услуг. Успешная деятельность предприятия должна обеспечиваться производством продукции или услуг, которые отвечают следующим требованиям:

§ Отвечают четко  определенным потребностям, сфере применения или назначения;

§ Удовлетворяют  требованиям потребителя;

§ Соответствуют применяемым стандартам и техническим условиям;

§ Отвечают действующему законодательству;

§ Предлагаются потребителю по конкурентоспособным  ценам;

§ Направлены на получение прибыли;

Повышение качества продукции имеет большое значение для предприятия - производителя, потребителя и национальной экономики в целом. Выпуск качественных изделий способствует увеличению объемов реализации и рентабельности капитала, росту престижа фирмы. Потребление продукции улучшенного качества и большей потребительской стоимости уменьшает удельные издержки пользователей и обеспечивает более полное удовлетворение потребностей. Национальная экономика от высококачественной продукции имеет ряд преимуществ: увеличение экспортного потенциала и доходной части платежного баланса страны, повышение жизненного уровня населения и авторитета государства в мировом сообществе.

Последствия недостаточного уровня качества продукции таковы:

1. Экономические:

Ш Потеря материальных и трудовых ресурсов, израсходованных  на изготовление, транспортировку и хранение продукции, вышедшей из строя раньше плановых сроков физического износа.

Ш Дополнительные затраты на ремонт техники.

Ш Потери природных  ресурсов в результате использования  низкокачественных машин, используемых для добычи этих ресурсов.

Ш Дополнительные затраты материальных и трудовых ресурсов на осуществление многозвенной и многоступенчатой системы органов  технического контроля качества.

2. Социальные:

Ш Дефицитность отечественной продукции.

Ш Падение престижа продукции, изготовляемой на национальных предприятиях.

Ш Недостаточное  удовлетворение потребностей производственно - технического и личного плана.

Ш Снижение темпов роста благосостояния населения.

Ш Ухудшение  морального климата в коллективе.

Ш Уменьшение прибыли  предприятия.

3. Экологические:

Ш Дополнительные затраты на очистку: воздушного бассейна, водного бассейна, земельных ресурсов.

Ш Потеря продуктивности продукции сельского хозяйства  из-за плохого качества воздушной  среды.

Ш Дополнительные затраты на меры по оздоровлению населения.

Ш Ускоренная амортизация  и дополнительные затраты на ремонт гражданских зданий и транспорта из-за плохого качества воздушной среды.

Отсюда вытекает необходимость постоянной, целенаправленной, кропотливой работы товаропроизводителей по повышению качества продукции в сравнении с аналогами конкурентов. Заниматься качеством должны все - от директора предприятия до конкретного исполнителя любой операции. Все процессы по обеспечению, проектированию, сохранению качества объединены в систему управления качеством.

1.2 Основные  положения управления качеством

Управление  качеством - действия, осуществляемые при создании, эксплуатации или потреблении продукции в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня ее качества.

выделяется политика в области качества - непосредственно система качества, включающая обеспечение, улучшение и управление качеством продукции.

Политика в  области качества может быть сформулирована в виде принципа деятельности предприятия  или долгосрочной цели и включать:

§ улучшение экономического положения предприятия;

§ расширение и  завоевание новых рынков сбыта;

§ достижение технического уровня продукции, превышающего уровень  ведущих предприятий и фирм;

§ ориентацию на удовлетворение требований потребителя  определенных отраслей или регионов;

§ освоение изделий, функциональные возможности которых  реализуются на новых принципах,

§ улучшение  важнейших показателей качества продукции;

§ снижение уровня дефектности изготовляемой продукции;

§ увеличение сроков гарантии на продукцию;

§ развитие сервиса;

Современный подход к управлению качеством отличает его нацеленность на постоянное совершенствование  процессов и результатов труда  во всех подразделениях предприятия. Отличительными элементами этого подхода являются ориентация управления на контроль качества процессов и предотвращения возможности дефектов. Полное возложение ответственности за качество результатов труда на непосредственных исполнителей, а также активное использование человеческого фактора, развитие творческого потенциала рабочих и служащих путем мотивации труда. Важным элементом управления качеством служат также детальное исследование и анализ возникающих проблем обеспечения качества на всех этапах разработки, производства и эксплуатации продукции по принципу восходящего потока, то есть от последующей операции этого процесса к предыдущей.

Информация о работе Управление качеством продукции на предприятии