Управление качеством продукции на предприятии (на примере ОАО «Березовский сыродельный комбинат»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 02:18, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является обзор научных данных по управлению качеством продукции с последующим анализом системы качества данного предприятия. Для этого использовала наиболее базовые научные работы отечественных и зарубежных авторов, а также популярные учебные пособия в области управления качеством. Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:
• изучение теоретических основ и современных тенденций управления качеством и его роли в повышении эффективности деятельности предприятия;
• анализ организации управления качеством продукции на ОАО «Березовский сыродельный комбинат»;
• разработка мероприятий по совершенствованию системы управления качеством продукции на ОАО «Березовский сыродельный комбинат».

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………...……………………………………………………...........3 ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ………………………………..…............…..5
1.1 Качество продукции как объект управления ….……….………..…...5
1.2 Оценка уровня качества ……………………………….……….............9
1.3 Контроль качества продукции....………………………………...…..16
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ НА ОАО «БЕРЕЗОВСКИЙ СЫРОДЕЛЬНЫЙ КОМБИНАТ»…………………………..19
2.1 Организационно-экономическое положение ОАО «Березовский сыродельный комбинат» ………………….…….…………………………....…19
2.2 Управление качеством продукции на предприятии ОАО «Березовский сыродельный комбинат»……….…...….……………………….26
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ НА ОАО «БЕРЕЗОВСКИЙ СЫРОДЕЛЬНЫЙ КОМБИНАТ»…………………………………………………………..…….......32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………..……....……...…36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………..…….…….39

Файлы: 1 файл

ОГЛАВЛЕНИЕ.doc

— 262.00 Кб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ…………...……………………………………………………...........3 ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ………………………………..…............…..5

     1.1 Качество продукции как объект управления ….……….………..…...5

      1.2 Оценка уровня качества ……………………………….……….............9

     1.3 Контроль качества продукции....………………………………...…..16

ГЛАВА 2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ НА ОАО «БЕРЕЗОВСКИЙ СЫРОДЕЛЬНЫЙ КОМБИНАТ»…………………………..19

     2.1 Организационно-экономическое положение ОАО «Березовский сыродельный комбинат» ………………….…….…………………………....…19

     2.2 Управление качеством продукции на предприятии ОАО «Березовский сыродельный комбинат»……….…...….……………………….26

ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ НА ОАО «БЕРЕЗОВСКИЙ СЫРОДЕЛЬНЫЙ КОМБИНАТ»…………………………………………………………..…….......32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………..……....……...…36

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………..…….…….39

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………...………………...……..…….41

 

ВВЕДЕНИЕ 
 

     Одним из важнейших факторов роста эффективности  производства является улучшение качества выпускаемой продукции или предоставляемой услуги. Повышение качества выпускаемой продукции расценивается в настоящее время, как решающее условие её конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках. Конкурентоспособность продукции во многом определяет престиж страны и является решающим фактором увеличения её национального богатства.

     Качество  продукции относится к числу  важнейших критериев функционирования предприятия в условиях относительно насыщенного рынка и преобладающей  неценовой конкуренции. Повышение технического уровня и качества продукции определяет темпы научно – технического прогресса и рост эффективности производства в целом, оказывает существенное влияние на интенсификацию экономики, конкурентоспособность отечественных товаров и жизненный уровень населения страны.

     Рост  технического уровня и качества выпускаемой  продукции является в настоящее  время наиболее характерной чертой работы предприятий в промышленно  развитых странах. В условиях преобладающей  неценовой конкуренции и насыщенного рынка именно высокое качество продукции служит главным фактором успеха.

     Качество  выпускаемой продукции по праву  можно отнести к важнейшим  критериям деятельности любого предприятия. Именно повышение качества продукции  определяет степень выживаемости фирмы в условиях рынка, темпы научно – технического прогресса, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии.

     Улучшение качества продукции – важнейшее  направление интенсивного развития экономики, источник экономического роста, эффективности общественного производства. В этих условиях  возрастает значение комплексного управления  качеством продукции и эффективностью производства.

     Увеличение  производства высококачественных изделий  предприятиями в конечном итоге  должно привести к интенсификации экономики, росту жизненного уровня населения, повышению конкурентоспособности товаров на внутреннем и мировом рынках. Современным предприятиям необходимо научиться, более эффективно использовать экономические, организационные и правовые рычаги воздействия на процесс формирования, обеспечения и поддержания необходимого уровня качества на всех стадиях жизненного цикла товара.

     Предметом исследования в данной курсовой работе являются проблемы управления качеством продукции на предприятии ОАО «Березовский сыродельный комбинат», объект исследования данной курсовой работы – методы управления качеством продукции.

     Целью работы является обзор научных данных по управлению качеством продукции  с последующим анализом системы  качества данного предприятия. Для этого использовала наиболее базовые научные работы отечественных и зарубежных авторов, а также популярные учебные пособия в области управления качеством. Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:

  • изучение теоретических основ и современных тенденций  управления качеством и его роли в повышении эффективности деятельности предприятия;
  • анализ организации управления качеством продукции на ОАО «Березовский сыродельный комбинат»;
  • разработка мероприятий  по совершенствованию системы управления качеством продукции на ОАО «Березовский сыродельный комбинат».

 

      ГЛАВА 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ  НА ПРЕДПРИЯТИИ  

     1.1 Качество продукции как объект управления  

      Проблема  качества является важнейшим фактором повышения уровня жизни, экономической, социальной и экологической безопасности. Качество – комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности: разработка стратегии, организация производства, маркетинг и др.

      Качество — это совокупность свойств или характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. При этом потребности являются обусловленными, если они определяются в стандартах, других нормативных документах, договорах на поставку продукции, технических заданиях на разработку и т. д.

      Повышение качества продукции имеет большое  значение для предприятия – производителя, потребителя и национальной экономики в целом. Выпуск качественных изделий способствует увеличению объемов реализации и рентабельности капитала, росту престижа фирмы. Потребление продукции улучшенного качества и большей потребительской стоимости уменьшает удельные издержки пользователей и обеспечивает более полное удовлетворение потребностей. Национальная экономика от высококачественной продукции имеет ряд преимуществ: увеличение экспортного потенциала и доходной части платежного баланса страны, повышение жизненного уровня населения и авторитета государства в мировом сообществе.

      С термином «качество продукции» неразрывно связано такое понятие как «управление качеством продукции», под которым понимается деятельность, осуществляемая при создании и эксплуатации или потреблении продукции в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня ее качества. Управление качеством не всегда означает обеспечение его совершенства, так как ориентировано на уровень качества, предполагаемый рынком [9, с. 512].

      В современных условиях управление качеством  представляет собой определенную стратегию и тактику не только выживания, но и дальнейшего процветания общества в целом, конкретных организаций и каждого человека.

      Управление качеством также возникло как объективная потребность человечества, первоначально в высококлассном продукте и технологиях, в высококвалифицированном персонале, а затем как потребность в достойном качестве жизни. Однако многие специалисты по управлению практически игнорируют в своих трудах проблемы управления качеством. Во многом такое положение объясняется тем, что место и роль управления качеством в общей системе управления далеко не очевидны как для специалистов в области управления, так и для ученых, занимающихся проблемами качества.

      Под управлением качеством понимают воздействие на производственный процесс  с целью обеспечения требуемого качества продукции. Такое понимание управления включает три элемента: субъект управления (кто воздействует), объект управления (на что направлено воздействие) и сам процесс воздействия. Определив объект управления (производственный процесс), остановимся на самом процессе воздействия – на «механизме», «технологии» управлении качеством.

      В мировой практике выделяют четыре уровня деятельности, направленной на достижение гарантированного качества продукции:

  1. управление качеством (quality control) как деятельность оперативного характера для выполнения установленных требований по качеству;
  2. обеспечение качества (quality assurance) как деятельность, направленная на достижение уверенности в том, что требования по качеству будут выполнены как внутри предприятия, так и вне его — у потребителя, в том числе в процессе всех видов деятельности, соответствующих модели «петля качества»;
  3. общее руководство качеством (quality management) включает деятельность по управлению качеством и его обеспечением, а также предусматривает разработку и реализацию политики предприятия в области качества. Осуществляется такая деятельность через функционирование системы качества (системы обеспечения качества);
  4. всеобщее управление качеством (total quality management) подразумевает долговременную стратегию общего руководства и управления предприятием, направленную на обеспечение качества и эффективной деятельности предприятия с участием в этом процессе всех заинтересованных лиц: сотрудников предприятия и его партнеров, потребителей и общества в целом.

      Процесс управления качеством включает основные направления деятельности в области качества и осуществляется путем реализации управленческих функций. В состав функций входят планирование, организация, мотивация и контроль обеспечения качества продукции, производственных (технологических) процессов и работы предприятия в целом. Эти функции тесно связаны между собой, и их последовательная реализация в рамках основных направлений деятельности предприятия по качеству охватывает все этапы исследований, разработки, производства и эксплуатации продукции. Этот процесс может быть представлен в виде обобщенной модели основных направлений деятельности в области качества и «петли качества» [9, c. 514].

      По  аналогии с этими функциями, процесс  управления качеством логично начать с взаимодействия с внешней средой, в первую очередь с заказчиками и рынками сбыта, в результате чего поставщик определяет требуемые свойства и характеристики (качество) своей продукции. Исходя из этих требований, поставщик анализирует свои технологические возможности и определяет политику в области качества, а также требования к своим субподрядчикам – поставщикам материалов и комплектующих элементов. На основе этой политики осуществляется планирование качества.

      Заключительный этап в управлении качеством – реализация мероприятий. Как правило, эти мероприятия направлены на устранение выявленных отступлений от намеченных свойств и характеристик продукции и улучшение производственного процесса. Но, кроме этого, они могут быть направлены на корректировку ранее принятых планов, изменение организации работ, улучшение подготовки и повышение мотивации персонала, а также на выбор других, более квалифицированных поставщиков материалов и комплектующих изделий.

      После реализации мероприятий продукция может поставляться заказчику или на рынок, и циклом управления качеством заканчивается выполнением той же функции, с которой он начинался, - взаимодействие с внешней средой.

      Таким образом, концепция управления качеством  может быть сформулирована следующим образом. Управление качеством представляет собой непрерывный процесс воздействия на производство путем последовательной реализации логически взаимосвязанных функций с целью обеспечения качества. В состав этих функций входят: взаимодействие с внешней средой, политика и планирование качества, обучение и мотивация персонала, организация работы по качеству, контроль качества, информация о качестве, разработка мероприятий, принятие решений и реализация мероприятий.

      Современное управление качеством исходит из положения, что деятельность по управлению качеством не может быть эффективной после того, как продукция произведена; эта деятельность должна осуществляться в ходе производства продукции. Важна также деятельность по обеспечению качества, которая предшествует процессу производства.

      Фирмы, функционирующие в рыночной экономике, формулируют политику в области  качества таким образом, чтобы она  касалась деятельности каждого работника, а не только качества предлагаемых изделий или услуг. В политике четко определяются уровни стандартов качества работы для конкретной фирмы и аспекты системы обеспечения качества. При этом продукция заданного качества должна быть поставлена потребителю в заданные сроки, в заданных объемах и за приемлемую цену [22, с.50].

      Сегодня в управлении качеством важное значение имеет сертифицированная система менеджмента качества, являющаяся гарантией высокой стабильности и устойчивости качества продукции. Сертификат на систему качества позволяет фирме сохранить конкурентные преимущества на рынке. 

     1.2 Оценка уровня  качества  

Информация о работе Управление качеством продукции на предприятии (на примере ОАО «Березовский сыродельный комбинат»)