Управление качеством продукции на предприятии (на примере ОАО «Березовский сыродельный комбинат»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 02:18, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является обзор научных данных по управлению качеством продукции с последующим анализом системы качества данного предприятия. Для этого использовала наиболее базовые научные работы отечественных и зарубежных авторов, а также популярные учебные пособия в области управления качеством. Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:
• изучение теоретических основ и современных тенденций управления качеством и его роли в повышении эффективности деятельности предприятия;
• анализ организации управления качеством продукции на ОАО «Березовский сыродельный комбинат»;
• разработка мероприятий по совершенствованию системы управления качеством продукции на ОАО «Березовский сыродельный комбинат».

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………...……………………………………………………...........3 ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ………………………………..…............…..5
1.1 Качество продукции как объект управления ….……….………..…...5
1.2 Оценка уровня качества ……………………………….……….............9
1.3 Контроль качества продукции....………………………………...…..16
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ НА ОАО «БЕРЕЗОВСКИЙ СЫРОДЕЛЬНЫЙ КОМБИНАТ»…………………………..19
2.1 Организационно-экономическое положение ОАО «Березовский сыродельный комбинат» ………………….…….…………………………....…19
2.2 Управление качеством продукции на предприятии ОАО «Березовский сыродельный комбинат»……….…...….……………………….26
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ НА ОАО «БЕРЕЗОВСКИЙ СЫРОДЕЛЬНЫЙ КОМБИНАТ»…………………………………………………………..…….......32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………..……....……...…36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………..…….…….39

Файлы: 1 файл

ОГЛАВЛЕНИЕ.doc

— 262.00 Кб (Скачать)

        Для управления качеством продукции  и его повышением необходимо  оценить уровень качества. Область  деятельности, связанная с количественной  оценкой качества продукции, называется  квалиметрией. Оценка уровня и  качества продукции является основой для выработки необходимых управляющих воздействий в системе управления качеством продукции.

      Уровень качества товаров - это относительная характеристика качества продукции, основанная на сравнении значений показателей качества оцениваемой продукции с базовыми значениями соответствующих показателей.

      Необходимость оценки уровня качества товаров возникает во многих случаях: при проектировании новых изделий, выборе наилучших вариантов продукции, анализе информации о качестве выпускаемых товаров и др.

      Различают три вида уровня качества продукции: технический, технико-экономический и нормативный.

      Технический уровень качества характеризуется относительной величиной качества, основанной на сопоставлении значений показателей, характеризующих техническое совершенство оцениваемой продукции, с соответствующими базовыми значениями.

      Определением технического уровня качества ограничиваются, например, при сопоставлении образцов отечественных и зарубежных товаров, поскольку экономические показатели последних обычно неизвестны, а также в тех случаях, когда при оценке уровня качества основной интерес представляют технические показатели товара.

      При определении технико-экономического уровня качества наряду с техническими учитывают также экономические показатели качества.

      Технико-экономический уровень характеризует экономическую целесообразность производства той или иной продукции и определяется, например, при аттестации ее качества.

      Нормативный уровень качества характеризуется действительными числовыми значениями показателей качества, которые находятся в области, ограниченной предельными значениями. Результаты оценки нормативного уровня используются при правовом (юридическом) подходе к оценке качества товаров [19, с. 88].

      Качество продукции или услуги выражается через количественные и качественные показатели, которые можно разделить на единичные, используемые для оценки свойств конкретной единицы продукта, и интегральные, используемые для оценки качества определенного объема продукции.

      Единичные показатели, в свою очередь, можно разделить:

  • на показатели функционального назначения (мощность двигателя, грузоподъемность автомобиля, производительность оборудования, точность прибора, моральный износ, срок службы);
  • показатели надежности, отражающие способность изделия выполнять определенные функции в течение некоторого времени (время наработки на отказ, долговечность, ремонтопригодность);
  • показатели экономичности, характеризующие расход энергии, запасных частей в единицу времени (потребляемая мощность);
  • показатели эргономичности, к которым относятся гигиенические показатели — температура и влажность воздуха в зоне эксплуатации изделия, уровень вибраций, антропологические показатели — соответствие изделия размерам и форме человеческого тела, физиологические показатели — соответствие изделия силовым, зрительным, слуховым и другим, возможностям человека, психологические показатели — соответствие возможностям восприятия человеком получаемой информации, время приобретения навыков работы с изделием и т. д.;
  • показатели экологичности, характеризующие уровень воздействия изделия на окружающую среду (получение и вероятность выброса в окружающую среду вредных веществ в результате работы изделия и т. д.);
  • показатели безопасности (огнестойкость, пожаробезопасность, взрывобезопасность, вероятность безопасной работы в течение определенного периода);
  • показатели эстетичности, характеризующие, насколько благоприятно внешний вид изделия воспринимается потребителем.

      К интегральным показателям качества продукции относятся те, которые характеризуют качество совокупности изделий (удельный вес брака в общем объеме продукции, удельный вес продукции, на которую поступили рекламации, сортность продукции; удельный вес сертифицированной продукции) [1, с. 320].

      Относительная характеристика качества продукции, основанное на сравнении значений показателей качества оцениваемой (новой) продукции с базовыми значениями таких же показателей, определяет уровень качества продукции (Приложение А).

      Оценка  технического уровня заключается в установлении соответствия продукции мировому, региональному, национальному, уровням или уровню отрасли. Соответствие оцениваемой продукции мировому уровню (или другим) останавливается на основании сопоставления значения показателей технического совершенства продукции и базовых образцов.

      Базовый образец – это образец продукции, представляющий передовые научно-технические  достижения и выделяемые из группы аналогов оцениваемой продукции.

      В результате оценки продукцию относят  к одному из трех уровней:

  • превосходит мировой уровень;
  • соответствует мировому уровню;
  • уступает мировому уровню.

      Результаты  оценки используют при разработке новой (модернизированной) продукции: обоснований, требований, закладываемых в техническое  задание и нормативную документацию; принятии решения о постановке продукции на производство; обосновании целесообразности замены или снятия продукции с производства; формировании предложений по экспорту и импорту.

      Этапы оценки технического уровня продукции  включают:

      А. Определение номенклатуры показателей, необходимой для оценки. Номенклатура показателей включает классификационные и оценочные показатели. Классификационные показатели характеризуют назначение и область применения данного вида продукции. Исходя из значений этих показателей образцы, имеющиеся на мировом рынке, относят к группе аналогов оцениваемой продукции. Оценочные показатели применяются непосредственно для сопоставления оцениваемого образца с базовыми и характеризуют потребительские свойства, надежность, безопасность, экономичность, экологические свойства.

      Б. Формирование группы аналогов и установление значений их показателей. В группу входят :

  • при оценке разрабатываемой продукции – перспективные и экспериментальные образцы, поступления которых  на мировой рынок прогнозируются на период выпуска оцениваемой продукции;
  • при оценке выпускаемой продукции – образцы, реализуемые на мировом рынке, значения показателей которых устанавливаются на основе имеющейся на них документации и (или) по результатам испытания. 

      В. Выделение базовых образцов из группы аналогов. Выделение базовых образцов на основе метода попарного сопоставления аналогов осуществляется следующим образом:

  • аналог не может быть признан образцом и исключается из последующих сопоставлений, если он уступает другому аналогу по совокупности оценочных показателей, т.е. уступает другому аналогу хотя бы по одному показателю, не превосходя его не по каким из остальных;
  • оба аналога остаются для дальнейшего сопоставления с другими, если по одним показателям лучше первый аналог, а по другим – второй, при этом значение некоторых показателей у аналогов могут совпадать.

      В результате попарного сопоставления  аналогов остаются аналоги, каждый из которых не уступает ни одному из оставшихся по совокупности оценочных показателей. Оставшиеся аналоги и являются базовыми образцами.

      Г. Сопоставление оцениваемого образца с базовыми осуществляется поэтапно. На первом этапе проверяют соответствие продукции и значений ее показателей международным стандартам, включая ограничения по показателям безопасности, экологии стандартам, и техническим условиям и другим действующим нормативным документам на продукцию. Продукция, не соответствующая любому из этих требований, признается уступающей мировому уровню. При выполнении указанных требований переходят ко второму этапу. На втором этапе сопоставляют оцениваемую продукцию с каждым базовым образцом по значениям оценочных показателей на основе метода попарного сопоставления [21, с.213].

      В заключение в зависимости от поставленных целей и полученных результатов подготавливают предложения для принятия решения по разработке, постановке на производство и совершенствованию продукции.

      Чтобы обеспечить необходимый уровень  качества продукции, необходимо его  поддерживать на протяжении всего «жизненного» цикла продукции (таблица 1.1).

Таблица 1.1 - Последовательность оценки уровня качества продукции

Стадии жизненного цикла
    Разработка продукции
Производство продукции Эксплуатация или потребление продукции
Этапы и цели оценки качества продукции
Оценка проектируемого качества продукции Оценка качества изготовления продукции Оценка качества в эксплуатации или потреблении
Установление класса и группы продукции Выбор и обоснование номенклатуры  показателей качества Выбор базового образца Выбор метода определения значения показателей качества Определение    численных значений Установление методов и средств контроля Выбор метода определения значения показателей качества Определение фактических значений показателей качества Оценка уровня качества изготовления по показателям дефектности Установление способов сбора и получения информации о качестве Определение фактических показателей качества Определение полезного эффекта и суммарных затрат Оценка рекламаций Получение результатов оценки и принятия решений

      Примечание – Источник: [19, с.88] 

      На стадии разработки изделия оценка технического уровня качества включает следующие операции: установление класса и типа изделия, определение условий его использования, установление требований потребителей (в том числе внешнего рынка), выбор и обоснование номенклатуры показателей технического уровня, выявление лучших отечественных и зарубежных стандартов и аналогов промышленно освоенных образцов, выбор базового образца, выбор лучших технических решений и установление показателя оптимального уровня качества, определение числовых значений показателей качества оцениваемого изделия и базового образца, выбор метода оценки технического уровня изделия, получение результата и принятие решения, установление требований к качеству изделия и нормирование показателей в нормативно-технической документации.

      На стадии изготовления изделия оценка качества изготовления включает: установление объема и периодичности выпуска изделий, методов и средств контроля их качества и испытаний, определение фактических значений показателей качества по результатам контроля и испытаний, статистическую оценку показателей качества, оценку уровня качества изготовления изделий по показателям дефектности, получение результатов оценки и принятие решения.

      На стадии реализации изделий (товара) оценка уровня качества заключается в проверке соответствия фактического уровня изготовления товара номинальному и принятии соответствующего решения, в установлении и соблюдении условий по поддержанию исходного уровня качества в процессе хранения и транспортировки, сборе информации о фактическом уровне качества товара, установлении целесообразности и объема выпуска.

      На стадии эксплуатации (потребления) изделий оценка уровня качества включает: установление условий потребления изделий; способов сбора и получения информации о качестве изделий в эксплуатации; определение фактических значений показателей качества по результатам эксплуатации, расчет суммарного полезного эффекта от эксплуатации товара и суммарных затрат на его разработку; производство и эксплуатацию; статистиче статистическую оценку рекламации зарубежных фирм, комплексную (интегральную) оценку уровня качества изделий; получение результатов оценки и принятие управляющих решений [19, с. 89]. 
 

     1.3 Контроль качества продукции 

     Целью контроля качества является обеспечение  установленного качества продукции, предупреждение брака, недопущение выпуска недоброкачественной продукции. Ответственность за качество продукции несут все работники предприятия.

Информация о работе Управление качеством продукции на предприятии (на примере ОАО «Березовский сыродельный комбинат»)