Управление качеством продукции на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 19:30, реферат

Краткое описание

Одним из важнейших факторов роста эффективности производства является улучшение качества выпускаемой продукции или предоставляемых услуг. Качество продукции является главным условием «выживаемости» и ключом к успеху на рынке в условиях жесткой конкуренции. Представление о качестве постоянно изменяется. Поэтому каждый руководитель должен отслеживать ситуацию в мире, быть в курсе всех событий, предугадывать вкусы, мнения и требования людей.

Оглавление

Теоретические аспекты управления качеством на предприятии 5
1. Понятие и показатели качества продукции 5
1.2 Основные положения управления качеством 10
1.3 Механизм управления качеством 16
1.4 Методы управления качеством 18
1.5 Контроль качества продукции 21

Файлы: 1 файл

Управление качеством продукции на предприятии.doc

— 97.00 Кб (Скачать)

Управление качеством  продукции представляет процесс, осуществляемый поэтапно, в том числе:

1. разработка  плана повышения качества, включая  разработку новых требований  к качеству продукции и мероприятия, обеспечивающие создание новой продукции с желаемыми (проектируемыми) свойствами;

2. оценка соответствия  свойств изготовляемой продукции  требованиям, которые были предусмотрены  в плане;

3. принятие необходимых  мер воздействия на процесс  создания ценности (качества) продукции в тех случаях, когда не удалось обеспечить соответствие;

4. изучение условий  эксплуатации с целью определения  направлений дальнейшего повышения  качества продукции.

В мировой практике сегодня выделяют 4 уровня деятельности, направленной на достижение гарантированного качества продукции:

1. Управление качеством как деятельность оперативного характера для выполнения установленных требований по качеству.

2. Обеспечение качества как деятельность, направленная на достижение уверенности в том, что требования по качеству будут выполнены как внутри предприятия, так и вне его - у потребителя, в том числе в процессе всех видов деятельности, соответствующих модели «петля качества».

3. Общее руководство  качеством включает деятельность по управлению качеством и его обеспечением, а также предусматривает разработку и реализацию политики предприятия в области качества.

4. Всеобщее управление  качеством подразумевает долговременную стратегию общего руководства и управления предприятием, направленную на обеспечение качества и эффективной деятельности предприятия с участием в этом процессе всех заинтересованных лиц - сотрудников предприятия и его партнеров, потребителей и общества в целом.

Всеобщее  управление качеством  включает:

Ш Контроль в  процессе разработки новой продукции;

Ш Оценку качества опытного образца, планирование качества продукции и производственного  процесса, контроль, оценку и планиреование  качества поставляемого материала;

Ш Входной контроль материалов;

Ш Контроль готовой  продукции;

Ш Оценку качества продукции;

Ш Оценку качества производственного процесса;

Ш Контроль качества продукции и производственного  процесса;

Ш Использование  информации о качестве продукции;

Ш Контроль аппаратуры, дающей информацию о качестве продукции;

Ш Обучение методам обеспечения качеством, повышение квалификации персонала;

Ш Гарантийное  обслуживание;

Ш Координацию  работ в области качества;

Ш Работу кружков  качества;

Ш Управление человеческим фактором путем создания атмосферы  удовлетворенности, заинтересованного участия, благополучия и процветания на фирме, фирмах-поставщиках, в сбытовых и обслуживающих организациях;

Ш Выработку  политики в области качества;

Ш Участие служащих в финансовой деятельности (в прибыли, акционерном капитале), воспитание сознательного отношения к качеству, чувства партнерства, совершенствования социальной атмосферы и информированности служащих;

Ш Проведение мер  по формированию культуры качества;

Ш Подготовка управленческих кадров для руководства деятельностью  в области качества;

Ш Возложение ответственности за деятельностью в области качества на высшее руководство.

Анализ особенностей деятельности на выделенных уровнях  позволяет сделать выводы. Первые три уровня применимы как для  предприятия в целом, так и  к его подразделениям, четвертый уровень - только к предприятию в целом.

Процесс управления качеством включает основные направления  деятельности в области качества и осуществляется путем реализации управленческих функций. В состав функций входит: планирование, организация, мотивация и контроль обеспечения качества продукции, производственных процессов и работы предприятия в целом. Эти функции тесно связаны между собой, и их последовательная реализация в рамках основных направлений деятельности предприятия по качеству охватывает все этапы исследований, разработки, производства и эксплуатации продукции.

Основные функциональные элементы (подсистемы) управления качеством:

Планирование  качества предусматривает определение целей и требований к качеству, а также обоснованный выбор конкретной модели системы качества на предприятии. Планирование включает: идентификацию и оценку качества с учетом требований покупателей (в том числе прогнозируемых), формулирование целей и нормативных требований к необходимому качеству продукции и процессов, а также разработку программы качества, конкретных мероприятий по его улучшению и внедрение конкретной модели системы качества на предприятии.

Управление  качеством охватывает все виды деятельности и методы оперативного характера, направленные на выполнение требований к качеству и реализацию планов его совершенствования. Управление качеством предусматривает контроль качества, выявление отклонений и разработку мероприятий по их устранению, и недопущение повторных отклонений и дефектов, а также организацию и контроль их реализации.

Обеспечение качества охватывает и включает в себя все планируемые и систематически осуществляемые виды деятельности в рамках системы качества на предприятии, которые проводятся для создания и поддержания достаточной уверенности как внутри предприятия, так и внешней среде, что выпускаемая продукция или услуги, а также производственные и иные технологические процессы удовлетворяют всем сформулированным требованиям к качеству. Основное назначение процедур обеспечения качества заключается в своевременном предупреждении возникновения возможных отклонений и дефектов от установленных требований.

Улучшение качества представляет деятельность предприятия, включающую все виды конкретных действий, непосредственно влияющих или способствующих повышению эффективности и результативности, с целью получения выгоды для него и покупателей. Эта деятельность направлена на достижение постоянного и непрерывного улучшения качества продукции и всей деятельности предприятия для получения результатов, лучших по сравнению с достигнутыми, что в конечном итоге принесет пользу потребителям, предприятию и его сотрудникам, а также обществу в целом.

Характерной особенностью приведенной модели является то, что деятельность по управлению качеством начинается с маркетинга (исследование рынка) и, пройдя все этапы жизненного цикла продукции, приходит к оценке результата и новому циклу работ, начинающемуся также с маркетинга, но уже с учетом возможного изменения требований рынка (предпочтений и пожеланий покупателей).

Следовательно, главным в обеспечении качества, определяющего эффективную работу предприятия, является правильный выбор  направления деятельности и позиции на мировом рынке, а также принятие необходимых мер, чтобы его продукция оставалась конкурентоспособной кок можно более длительное время.

1.3 Механизм  управления качеством

Для реализации принципов управления качеством  необходим соответствующий механизм управления.

Механизм  управления - совокупность организационных и экономических компонентов и звеньев, обеспечивающих согласованное, взаимосвязанное и взаимодействующее функционирование всех элементов системы управления качеством для достижения целей управления.

Опишем универсальную  схему управления качеством.

Она представляется состоящей из шести блоков. К числу  факторов, влияющих на качество (прямоугольник  в центральной части схемы) относятся:

Ш станки, машины, другое производственное оборудование;

Ш профессиональное мастерство, знания, навыки, психофизическое  здоровье работников.

Обрамляющие прямоугольник  факторов условия обеспечения качества более многочисленны. Сюда относятся:

Ш характер производственного  процесса, его интенсивность, ритмичность  продолжительность;

Ш климатическое  состояние окружающей среды и  производственных помещений;

Ш интерьер и  производственный дизайн;

Ш характер материальных и моральных стимулов;

Ш морально-психологический  климат в производственном коллективе;

Ш формы организации информационного обслуживания и уровень оснащенности рабочих мест;

Ш состояние  социально материальной среды работающих.

Почему необходимо деление на факторы и условия? Что оно нам дает?

Реально изменяют свойства сырья и исходных материалов до заданного уровня качества средства производства и труд. На их возможностях сказываются условия, в которых они взаимодействуют. Практика показывает, что такое деление, такой подход позволяет не только более четко организовать работы по качеству, но и более целенаправленно и эффективно определять меры по обеспечению нужного качества.

При возникновении  отклонения от заданных параметров качества, которые обнаруживаются в блоке  сравнения и принятия решения, блок сил воздействия для устранения этих отклонений направляет усилия либо на факторы, либо на условия, либо одновременно на то и другое. Меры воздействия и их сочетания зависят от характера и величины отклонений качества и от эффективности тех или иных возможных вариантов устранения отклонений.

1.4 Методы управления  качеством

Методы управления качеством представляют собой способы  и приемы осуществления управленческой деятельности и воздействие на управляемы объекты для достижения поставленных целей в области качества. В  практике управления качеством используются в основном экономические, организационно-распорядительные, и социально-психологические методы.

Экономические методы управления качеством реализуются путем создания экономических условий, побуждающих работников и коллективы подразделений и организаций систематически повышать и обеспечивать необходимый уровень качества.

В группу экономических  включают следующие методы управления качеством:

Ш финансирование деятельности в области управления качеством (кредитование разработок новаций  в области УК, новых и модернизируемых видов продукции, ссуды, определение стоимости, калькуляция, соизмерение затрат и результатов);

Ш хозяйственный  расчет в подразделениях системы  УК;

Ш экономическое  стимулирование производства, распределение  и предоставление потребителям продукции  и услуг, соответствующих их требованиям;

Ш ценообразование  на продукцию и услуги с учетом их уровня качества;

Ш образование  фондов экономического стимулирования качества, в том числе фондов поощрения  и премирования за качество;

Ш применение системы  оплаты труда и материального поощрения;

Ш использование  экономических мер воздействия  на поставщиков в зависимости  от качества поставляемой продукции  и оказываемых услуг;

Один из примеров использования экономического метода - материальное стимулирование: в ответ  на авансированное повышение зарплаты можно ожидать более ответственного отношения работника к качеству своего труда, большего энтузиазма и как результат - более высокого качества выпускаемой продукции.

Реализация этого  метода в широком масштабе может  в итоге увеличить спрос и покупательские способности населения (в связи с повышением зарплаты), что соответственно увеличит объемы реализации продукции, валовой доход и массу прибыли предприятия.

Организационно-распорядительные методы УК осуществляются посредством обязательных для исполнения директив, приказов и других предписаний, направленных на повышение и обеспечение необходимого уровня качества.

В группу организационно-распорядительных методов УК следует включать методы:

Ш регламентирования (общеорганизационного, функционального, должностного, структурного)

Ш стандартизации

Ш нормирования (на базе норм времени, численности, соотносительности)

Ш инструктирования (ознакомления, объяснения, совета, разъяснения)

Информация о работе Управление качеством продукции на предприятии