Управление качеством продукции на машиностроительном предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 09:36, реферат

Краткое описание

Рассматривая исходные условия возможного приложения основных принципов общей теории управления и схему механизма управления к организации работ по качеству, можно с большой ответственностью за объективность составить схему механизма управления качеством продукции. Но сначала несколько предварительных соображений о характере качества продукции как об объекте управления.

Файлы: 1 файл

реферат управление качеством.doc

— 170.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального  образования

«Национальный исследовательский  ядерный университет «МИФИ»

Южно-Уральский политехнический  колледж ─ филиал НИЯУ МИФИ

 

 

 

 

 

Р Е Ф Е  Р А Т

НА  ТЕМУ:

Управление  качеством продукции

на машиностроительном предприятии

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверил:        Кадочников Б.Г.

 

Выполнил

Студент гр. ТС-12:       Пономарева А.Г

 

 

 

 

 

 

 

 

Озерск

2002г.

Содержание

 

                1. Теоретические основы управления качеством

             1.1. Условия управления качеством  продукции 

 

Известно, что использование  основных принципов теории управления возможно при некоторых исходных условиях. Такими основными условиями являются:

  1. Наличие программ поведения управляемого объекта или заданный, запланированный уровень параметров его состояния;
  2. Неустойчивость объекта по отношению к программе и заданным параметрам, то есть объект должен уклонятся от заданной программы или плановых значений параметра;
  3. Наличие способов и средств для обнаружения и измерения отклонения объекта от заданной программы или значений параметров;
  4. Наличие возможности влиять на управляемый объект с целью устранения возникающих отклонений.

 

Механизм управления, согласно общей теории управления, выглядит так, как он представлен  на рисунке 1.

Рассматривая исходные условия возможного приложения основных принципов общей теории управления и схему механизма управления к организации работ по качеству, можно с большой ответственностью за объективность составить схему механизма управления качеством продукции. Но сначала несколько  предварительных соображений о характере качества продукции как об объекте управления.


 

 

 

 

 

Условные обозначения:    прямая связь

обратная связь  

 

 

Рисунок 1. Механизм управления организацией работ по качеству.

Программы качества с  установлением значений показателей  могут входить составной частью во все возможные государственные планы и программы, планы проектно-конструкторских организаций,  производственных объединений предприятий, договорные обязательства. Показатели качества оговариваются в сделках на товарных биржах и при других формах движения товаров.

Требования к качеству устанавливаются и фиксируются  в нормативных и номативно-технических  документах: государственных, отраслевых, фирменных стандартах, технических  условиях на продукцию, в технических  заданиях на проектирование или модернизацию изделий, в чертежах, технологических картах и теологических регламентах, в картах контроля качества и т. п. Перечень этот не трудно продолжить.

Из сказанного становится очевидным, что первое условие по теории управления в случае с качеством  удовлетворяется.

Обратимся ко второму условию. Здесь рассмотрим несколько ситуаций. Прежде всего укажем на то, что отклонение качества продукции от заданных параметров происходит, как правило, в худшую сторону и имеет общие и частные проявления.

К числу общих относится  моральный износ, физическое и моральное старение продукции, то есть потеря первоначальных свойств при эксплуатации и хранении.

Неустойчивость, изменчивость качества продукции проявляется  не только в двух общих тенденциях физического и  морального старения. Имеют место так называемые частные отклонения качества от установленных требований. Они чрезвычайно разнообразны и обусловлены уже не экономической и технической природой, а условиями внешнего характера: нарушениями правил и условий эксплуатации, ошибками разработчиков и изготовителей, нарушениями производственной дисциплины, дефектами оборудования, с помощью которого изготовляется и используется продукция, и т. д.

 Неустойчивость качества, обусловленная частными отклонениями  заданных параметров, имеет случайный характер. Время их появления можно ожидать только с определенной степенью вероятности.

Есть еще  один фактор, который влияет на неустойчивость оценок качества – это неустойчивость и изменчивость потребностей. Параметры  продукции могут строго соответствовать нормативной и технической документации, но изменяются требования потребителей и качество при неизменных параметрах ухудшается или теряется вовсе.

Можно констатировать, что  качество продукции находится в  постоянном движении. Следовательно, качество определяет собой хронически неустойчивый объект. Это объективная реальность, с которой приходится иметь дело.

Таким образом, качество удовлетворяет и второму условию  общей теории управления.

В практической деятельности люди отслеживают процесс потери свойств качества, измеряют и оценивают эти изменения. Для того чтобы замедлить процесс физического старения, устанавливаются благоприятные эксплуатационные режимы и условия хранения, используются различные профилактические меры по техническому обслуживанию и текущему ремонту. Если ухудшение качества переходит за пределы допустимых значений, проводится капитальный ремонт.

Следовательно, третьему и четвертому условиям общей теории управления качество также удовлетворяет.

При организации рациональной и эффективной работы по качеству, независимо от её масштабов, форм и методов осуществления, люди всегда действовали, действуют и будут действовать примерно по такой схеме:

  1. Определение потребности и выработка требований к качеству продукции (план, программа качества);
  2. Придание исходному материалу необходимых свойств (выполнение плана, программы качества);
  3. Проверка соответствия полученного качества предъявленным требованиям  (выявление отклонений) или констатация соответствий;
  4. Воздействие для устранения отклонений полученного качества от заданного (обратная связь).

При таком взгляде  на последовательность действий по качеству обнаруживается явление, имеющее чрезвычайно  важное значение для всей философии  работ по качеству. Это наличие  единства и органического сочетания  прямых и обратных связей во всех действиях людей, связанных с созданием и использованием (потреблением) продукции.

 

1.3. Функции управления качеством

 

Как уже отмечалось, процесс  управления представляет собой воздействие  субъекта на объект управления путем  реализации управленческих функций установленными методами. Система водитель-автомобиль - наиболее наглядная тому иллюстрация.

При рассмотрении принципа управления качеством был определен  следующий состав функций: политика и планирование качества, обучение и мотивация персонала, организация работ по качеству, контроль качества, информация о качестве, разработка мероприятий, принятие решений руководством предприятия, внедрение мероприятий в производственный процесс, взаимодействие с внешней средой (поставщиками, потребителями и органами власти) по вопросам качества.

При этом по логике ИСО 8402 часть этих функций относится  к общему руководству качеством (quality management), а часть - к оперативному управлению качеством (quality control). Но все эти функции связаны между собой в виде петли качества и в совокупности представляют собой процесс управления качеством в рамках всего предприятия.

Рассмотрим содержание каждой из названных здесь функций.

1.3.1. Политика в области качества

 

В стандарте ИСО 8402 дано следующее определение: Политика в области качества - это основные направления и цели организации в области качества, официально сформулированные высшим руководством. В примечании к этому определению отмечено, что политика в области качества является элементом общей политики и утверждается высшим руководством.

Иначе говоря, политика качества - это ориентир для общего направления деятельности предприятия в области качества.

Оформляется она в  виде краткого заявления руководителя предприятия и, как правило, включается в “Руководство по качеству”, которое служит описанием системы качества и представляется заказчикам при заключении контрактов.

Основными факторами, влияющими  на формирование политики в области  качества, являются: ситуация на рынках сбыта, научно-технический прогресс и достижения конкурентов, положение дел внутри предприятия, а также - общее состояние экономики и наличие инвестиций в развитие предприятия.

В условиях стабильного  развития экономики основным направлением политики качества должно быть, очевидно, активное проведение исследовании, разработка перспективных проектов, внедрение передовых технологий с целью опережения конкурентов на рынках сбыта.

В кризисные периоды, при спаде производства и нехватке инвестиций, в политике качества в первую очередь нужно будет, по-видимому, предусмотреть сохранение достигнутого уровня качества, способного на какое-то время поддержать спрос на продукцию.

При этом ни в коем случае нельзя идти на поводу у тех, кто  считает, что в такие трудные времена - “не до качества”, лишь бы как-то выжить. По принципу: не до жиру, быть бы живу. И хотя в такие периоды основные усилия администрации действительно направлены на поиск заказов и инвестиций, в рыночных условиях эти усилия пропадут даром, если не будут подкреплены выпуском конкурентоспособной продукции. И тогда банкротство будет наиболее вероятным итогом деятельности предприятия.

Поэтому главным направлением в политике качества в кризисных ситуациях должно быть использование всех имеющихся внутренних резервов для поддержания качества и поиск таких решений, которые позволили бы без снижения качества сократить затраты.

Дополнительно к этому  целесообразно предусмотреть более  активное сотрудничество с заказчиками  и поставщиками с целью совместного  преодоления трудностей.

Известное выражение  “нужда - мать изобретательности” как  нельзя лучше подходит для такой  ситуации.

В такие периоды необходимо также предусмотреть постоянный анализ экономической ситуации в стране с целью оперативного использования любых возможностей для улучшения качества, которые будут появляться по мере выхода экономики из кризиса.

Во всех случаях политика качества должна убеждать заказчика в том, что на предприятии верно определены направления работ и цели в области качества и выбраны реальные средства для их достижения, которые позволят предприятию поставлять продукцию требуемого качества.

1.3.2. Планирование качества

 

Планирование качества в стандарте ИСО 8402 определено как  деятельность, которая устанавливает  цели и требования к качеству и  применение элементов системы качества. В примечании дополнительно отмечено, что планирование качества охватывает также оценку качества, подготовку системы качества и программы качества, выработку положений по улучшению качества.

Осуществляется планирование, как правило, на двух уровнях:

1-й уровень - стратегическое  планирование, в котором намечаются основные направления работ в области качества на перспективу. Стратегическое планирование включает в себя также распределение ресурсов, адаптацию к изменениям внешней среды. Стратегия качества может быть изложена вместе с политикой качества.

2-й уровень - текущее  планирование качества, включающее, как правило, мероприятия, намечаемые  на предстоящий год. Эти мероприятия обычно предусматривают:

- снятие с производства устаревших изделий;

- модернизацию выпускаемых  изделий с повышением их качества;

- разработку и освоение  новых изделий;

  • проведение научно-исследовательских работ.

Функция планирования должна отвечать на три вопроса:

1) где мы находимся  в настоящее время;

2) куда мы хотим  двигаться;

3) как мы собираемся  делать это.

Планирование качества осуществляется, исходя из требований заказчиков и рынков сбыта и направлено на их удовлетворение. Планы качества разрабатываются плановыми органами и службой качества на основе предложений исследовательских, конструкторских, технологических и производственных служб, отдела маркетинга и, при необходимости, - других подразделений. Перед утверждением планов все эти предложения необходимо увязать между собой и рассмотреть на научно-техническом совете, определив основные показатели: количество типов и “удельный вес” вновь разрабатываемых, осваиваемых и снимаемых с производства изделий.

1.3.3. Организация работ по качеству

 

Организация работ по качеству включает в себя следующие этапы:

Во-первых, - это разработка системы качества, т.е. - определение  структур, входящих в систему качества, их функции и методов работ. При  этом для создания системы качества, отвечающей современному уровню, используются рекомендации международных стандартов ИСО 9000, в которых обобщен опыт создания таких систем, накопленный в развитых странах.

Информация о работе Управление качеством продукции на машиностроительном предприятии