Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 03:30, курсовая работа
Целью данной работы является изучение теоретических и практических аспектов по вопросу управления качеством продукции (услуг).
Объектом исследования является Открытое Акционерное Общество «Якутский хлебокомбинат». Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
дать понятие и определить функции управления качеством;
изучить современную концепцию менеджмента качества;
рассмотреть порядок сертификации продукции и систем качества;
проанализировать опыт управления качеством продукции в ОАО «ЯХК»
предложить рекомендации по созданию и обеспечению эффективности управления качеством на исследуемом предприятии.
Введение...…………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Качество и значение управления им в условиях рыночной экономики
1.1 Понятие, сущность и системный подход в управлении качеством.………………….4
1.2 Разработка и внедрение систем качества в организациях………….…………………7
Глава 2. Анализ управления качеством продукции в ОАО «Якутского хлеб комбината»
2.1 Краткая характеристика ОАО «Якутского хлеб комбината». ……………………...15
2.2 Анализ планирования и контроля качества продукции……………………………..18
Глава 3. Рекомендации по созданию и обеспечению эффективности управления качеством в ОАО «ЯКХ»
3.1 Создание системы менеджмента качества……………………………………………21
Заключение……………………………………………………………………...................27
Список используемой литературы…………………………………………..….28
Определение состава и состояния документации системы качества. Определив, кто и что должен делать в системе качества, нужно сказать, как, какими методами это должно делаться, по какой документации.
Совершенствование системы качества, как правило, предусматривает:
* проведение изменений в организации работ;
* внедрение более эффективных методов контроля испытаний;
* улучшение технического и метрологического обеспечения производства;
* применение новых форм и методов мотивации персонала;
* активизацию маркетинговой и рекламной деятельности;
* развитие сферы услуг;
* более тесное сотрудничество с поставщиками;
* корректировку нормативных документов системы качества и «Руководства по качеству».
Совершенствование системы качества по результатам внутренних проверок и самооценки предприятия - непременное условие эффективного функционирования системы в изменяющихся условиях.
Задачи системы:
* Определение и уточнение требований качеству выпускаемой продукции на основе систематического изучения опыта производства и эксплуатации с одновременным повышением эффективности производства;
* Оценка и планирование уровня качества;
*Разработка оргтехмероприятий, направленных на достижение запланированного уровня качества;
* Разработка и внедрение стандартов предприятия, контроль за их соблюдением;
* Сбор и анализ информации о качестве;
* Внедрение статистического анализа качества;
*Контроль за внедрением мероприятий, направленных на достижение запланированного уровня качества;
* Регистрация отклонений от заданного уровня качества.
* Оценка эффективности мероприятий;
Система качества создается и внедряется как средство, обеспечивающее проведение определенной политики и достижение поставленной цели. Политика предприятия в области качества формируется высшим руководством предприятия. Система качества включает: обеспечение качества; управление качеством; улучшение качества. Она создается руководством предприятия как средство реализации политики в области качества. В системе качества функционируют заказчик (потребитель) и поставщик (изготовитель).
Система качества, обеспечивающая политику предприятия и достижение цели в области качества включает:
1. Маркетинг, поиск и изучение рынка.
2. Проектирование и /или разработка технических требований, разработка продукции.
3. Материально-техническое снабжение.
4. Подготовка и разработка технических процессов.
5. Производство.
6. Контроль, проведение испытаний и обследований.
7. Упаковка и хранение.
8. Реализация и распределение
9. Монтаж и эксплуатация.
10. Техническая помощь в обслуживании.
11. Утилизация после использования.
При формировании политики могут быть следующие направления:
- улучшение экономического положения предприятия за счет улучшения качества;
- расширение или завоевание новых рынков сбыта;
-достижение технического уровня продукции, превышающего уровень ведущих предприятий и фирм;
-снижение дефектности и др.
Политика в области качества должна быть изложена в специальном документе, оформлена в виде программы. Общая система управления качеством может иметь подсистемы по отдельным видам продукции или деятельности фирмы.
Первые редакции международных стандартов ИСО серии 9000 вышли к началу 90-х годов сертификация систем качества за рубежом приняла массовый характер. В России первый сертификат на систему качества выдан в 1994 г. Требования к качеству определены Международной организацией по стандартизации (МОС или ИСО) - англ. International Standard Organization - ISO. Требования к системам качества содержатся в стандартах ИСО серии 9000:
1. ИСО 9000"Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества. Руководящие указания по выбору и применению."
2. ИСО 9001"Система качества. Модель для обеспечения качества при проектировании и (или) разработке, производстве, монтаже и обслуживании".
3. ИСО 9002"Система качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже."
4. ИСО 9003"Система качества.. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях."
5. ИСО 9004"Общее руководство качеством и элементы системы качества. Руководящие Указания"3.
Основу Государственной системы стандартизации Российской Федерации (ГСС) составляют пять стандартов:
1. ГОСТ Р. 1.0-92"Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения.
2. ГОСТ Р. 1.2-92"Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки государственных стандартов."
3. ГОСТ Р. 1. 3-92"Государственная система Российской Федерации. Порядок согласования, утверждения и регистрации технических условий".
4. ГОСТ Р. 1.4-92 Государственная система Российской Федерации. Стандарты предприятия. Общие положения."
5. ГОСТ Р. 5 -"Государственная система Российской Федерации. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов.
В России действуют три государственных стандарта качества:
1. ГОСТ 40. 9001-88"Система качества. Модель для обеспечения качества при проектировании и (или) разработке, производстве, монтаже и обслуживании"
2. ГОСТ 40.9002-88"Система качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже."
3. ГОСТ 40.9003-88 2 Система качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях".4
Работу по сертификации систем качества в России ведут - региональные органы Госстандарта, Всероссийский научно - исследовательский институт сертификации, Российский Морской Регистр Судоходства и ряд других самостоятельных органов и ассоциаций. В Европе - соответствие организации Великобритании, Дании, Франции, Швейцарии, Германии, Финляндии и других стран, которые объединились в Европейскую сеть, а затем переросла в Международную сеть. Это обеспечивает взаимное признание сертификатов и даёт возможность предприятиям не проводить без надобности многократных оценок систем качества разными организациями. Сертификация продукции и систем качества прочно вышло в мировую практику торговых отношений в связи с этим, для Российских предприятий, осуществляющих внешнюю экономическую деятельность, сертификация продукции и систем качества, приобретает важнейшее значение для допуска их продукции на внешний рынок. При выборе органа для проведения сертификации основным критерием должен быть его международный авторитет, чтобы полученный от него сертификат обеспечил широкое признание высокого качества продукции на рынках сбыта. Таким образом, обязательная сертификация позволяет на законных основаниях поставлять продукцию на рынки сбыта, а добровольная сертификация продукции и систем, качества даёт предприятию преимущество в конкурентной борьбе и способствует увеличению цены и объёма продаж своей продукции. Сертификация продукции и систем качества, отслеживание и строгое выполнение действующего законодательства в области качества являются важными направлениями работ в процессе управления качеством продукции.
Продукция, подлежащая обязательной сертификации, не может реализовываться без сертификатов соответствующих обязательным требованиям стандартов. Такую продукцию без сертификата нельзя рекламировать и ввозить на территорию России. Добровольная сертификация продукции и систем качества повышает конкурентоспособность выпускаемой продукции на рынке сбыта. Без организации работ по обязательной сертификации продукции без знаний и выполнения законодательства в области качества, действующего в России и в странах - импортёрах выпускаемой продукции, а также международных нормативных актов успешная деятельность предприятия на внутреннем и внешнем рынках невозможна, т.к. при реализации продукции предприятие будет постоянно наталкиваться на весьма серьёзные, а иногда и на непреодолимые препятствия.
Глава 2. Анализ управления качеством продукции в ОАО «Якутского хлеб комбината».
2.1 Краткая характеристика ОАО «Якутского хлеб комбината».
ОАО «ЯХК» расположен по адресу: 677004, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Очиченко 17. Форма собственности - частная. Основной вид деятельности - производство хлебобулочных и кондитерских изделий. Основной целью осуществления деятельности является получение прибыли. Предметом деятельности ОАО «ЯХК» является: производство хлебобулочных, кондитерских и макаронных изделий, ведение оптовой и розничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами, торгово-посредническая деятельность. Все вышеперечисленные виды деятельности осуществляются в соответствии с действующим законодательством РФ.
Хлебозавод открылся в 11.07.1941г. в состав, которого вошли 3 пекарни Якутторга и 1 пекарня Ленторгводтранса. Директором нового предприятия был назначен Ефим Ерофеевич Туров. К концу 1940 года Якутским хлебокомбинатом выпускался следующий ассортимент изделий: хлеб ржаной, пшеничный, из муки 1-2 сортов, французская булка, калачи, батоны, хлеб ситный с изюмом, венская сдоба, бараночные изделия. В январе 1941 года численность персонала по ЯХК составляла 195 человек, из них пекарей 95 человек. На месте, где сейчас находится дом-музей М.К. Аммосова, на бывшей улице Красной молодёжи, стояла пекарня №1, она была расположена в кирпичном полуподвальном помещении, где стояло 6 жаровых печей, которые топились дровами. Из техники была одна тестомесильная машина и мукопросеиватель. Также были 2 хлебопекарни, одна из них находилась на этой же улице в деревянном одноэтажном здании, где выпускали баранки, батоны, халы, бублики. А другая пекарня находилась на улице Пугачёва, недалеко от городской бани, где выпускали булочки, чайные сухари, гренки, батоны. С 1954 года стали готовиться к строительству нового здания хлебозавода, т к деревянное здание, построенное после войны, становилось ветхим. В 1961 году в г. Якутске был пущен в эксплуатацию новый каменный хлебозавод, который и ныне выпускает продукцию и находится по адресу Дзержинского 42. Новое здание ЯХК по улице Очиченко 17, мощностью до 60тн. хлебобулочных изделий в сутки, был сдан в эксплуатацию в декабре 1988 года. На предприятии шесть производственных линий. Хлебозавод постоянно расширяет ассортимент выпускаемой продукции, разрабатывая и используя различные новые рецептуры хлебобулочных изделий.
Предприятие состоит из следующих отделов: строительная группа, транспортный цех, отдел сбыта, отдел главного механика, отдел главного энергетика, торговый отдел, отдел снабжения, бухгалтерия, планово-экономический отдел. Ремонт (текущий и капитальный) осуществляется силами самих цехов, поэтому ремонтная служба как самостоятельное подразделение отсутствует. Согласуется план на техническое обслуживание и ремонт на основе данных за предыдущие периоды. Определяются объемы работ и соответственно им определяются и заказываются необходимые детали, запчасти, инструменты. Для конечного выполнения заказов применяется транспортный цех. Доставка по городу осуществляется бесплатно, по области плата зависит от расстояния. Распределение их по категориям персонала определяется планом по труду, который составляется на полугодие и утверждается директором предприятия.
Цены на продукцию обычно указываются предприятием в прайс-листе. В данном списке предоставлена продукция, как реально выпускающаяся, так и выпускавшаяся. Цены основываются на себестоимости продукции, которая складывается из нескольких составляющих. Кроме того, в цену продукции включаются налоги с имущества и НДС. Таким образом, отпускная цена увеличивается на 3% (по хлебным изделиям) - 30% (по кондитерским изделиям).
Рынок предприятия - пищевой, представлен продуктами как первой необходимости и товарами повседневного спроса, так и изделиями, более относящимся к предметам роскоши и покупаемым случайно. Ассортимент выпускаемой продукции рассчитан на потребителей широкого круга, в основном с низким и средним достатком. Как правило, спрос на продукцию хлебозавода определяет уровень выработки.
Вывод о размере предприятия можно сделать на анализе показателей, приведенных в таблице 1.
Таблица 1 - Основные финансовые результаты деятельности ОАО «Якутский хлебокомбинат»
Показатель |
Значение показателя, тыс. руб. |
Изменение показателя |
Средне-годоваявеличина, тыс. руб. |
|||
2010 г. |
2011 г. |
тыс. руб.(гр.3 - гр.2) |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
|||
1. Выручка |
547 970 |
559 902 |
+11 932 |
|||
2. Расходы по обычным видам деятельности |
475 510 |
513 586 |
+38 076 |
|||
3. Прибыль (убыток) от продаж (1-2) |
72 460 |
46 316 |
-26 144 |
|||
4. Прочие доходы и расходы, кроме процентов к уплате |
-36 188 |
-7 501 |
+28 687 |
|||
5. EBIT (прибыль до уплаты процентов и налогов) (3+4) |
36 272 |
38 815 |
+2 543 |
|||
5a. EBITDA (прибыль до процентов, налогов и амортизации) |
175 133 |
199 211 |
+24 078 |
|||
6. Проценты к уплате |
11 242 |
12 712 |
+1 470 |
|||
7. Изменение налоговых активов и обязательств, налог на прибыль и прочее |
-11 090 |
-8 998 |
+2 092 |
|||
8. Чистая прибыль (убыток) (5-6+7) |
13 940 |
17 105 |
+3 165 |
|||
Из «Отчета о прибылях и убытках» следует, что за весь рассматриваемый период организация получила прибыль от продаж в размере 46 316 тыс. руб., что равняется 8,3% от выручки. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года прибыль от продаж снизилась на 26 144 тыс. руб., или на 36,1%.