Управление качеством на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 03:30, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение теоретических и практических аспектов по вопросу управления качеством продукции (услуг).
Объектом исследования является Открытое Акционерное Общество «Якутский хлебокомбинат». Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
дать понятие и определить функции управления качеством;
изучить современную концепцию менеджмента качества;
рассмотреть порядок сертификации продукции и систем качества;
проанализировать опыт управления качеством продукции в ОАО «ЯХК»
предложить рекомендации по созданию и обеспечению эффективности управления качеством на исследуемом предприятии.

Оглавление

Введение...…………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Качество и значение управления им в условиях рыночной экономики
1.1 Понятие, сущность и системный подход в управлении качеством.………………….4
1.2 Разработка и внедрение систем качества в организациях………….…………………7
Глава 2. Анализ управления качеством продукции в ОАО «Якутского хлеб комбината»
2.1 Краткая характеристика ОАО «Якутского хлеб комбината». ……………………...15
2.2 Анализ планирования и контроля качества продукции……………………………..18
Глава 3. Рекомендации по созданию и обеспечению эффективности управления качеством в ОАО «ЯКХ»
3.1 Создание системы менеджмента качества……………………………………………21
Заключение……………………………………………………………………...................27
Список используемой литературы…………………………………………..….28

Файлы: 1 файл

Управление качеством на предприятии МОЯ КУРСОВАЯ ПО ПП.rtf

— 395.60 Кб (Скачать)

Виды продуктов, производимых хлебозаводом, можно разделить на несколько групп: хлеб; диетические изделия; булочные изделия; сдобные изделия; кондитерские изделия; прочие изделия.

В ОАО «ЯХК» нет специального органа, занимающегося управлением качеством продукции, как и самого отдела маркетинга. Этими вопросами занимается специалист из экономического отдела. Однако в ближайшее время на предприятии планируется создать отдел маркетинга, в составе которого будет предусмотрена должностная единица специалиста по управлению качеством продукции.

При определении органов управления качеством продукции нужно исходить из того, что управление качеством - органическая составная часть общего управления производством, одна из его ветвей, одна из его функций. В силу этого оно не может противостоять ему. Поэтому, как правило, управление качеством развивается и выполняется в рамках действующего аппарата управления и заключается в более четкой и хорошо организованной деятельности по выявлению потребностей, созданию, изготовлению и обслуживанию продукции.

2.2 Анализ планирования и контроля качества продукции.

Планирование повышения качества продукции основывается, прежде всего, на тщательном изучении текущего и перспективного спроса на его продукцию, анализе отзывов потребителей о ее поведении в эксплуатации, проработке договоров с заказчиками. Планы повышения качества учитывают результаты сертификации продукции, прогрессивные требования действующих стандартов и технических условий, результаты научных исследований, патентные материалы, лицензии, данные научно-технической информации, требования потребителей.

Для того чтобы обеспечить предусмотренное в планах улучшение качества собственной продукции и услуг, предприятие требует от своих поставщиков соответствующего улучшения качества поставляемых ими сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, узлов, запасных частей и других компонентов конечной продукции.

Как самостоятельные направления планирования повышения качества продукции в ОАО «ЯКХ» обычно выделяют:

  • внутрифирменное (внутрипроизводственное) планирование качества продукции;
  • планирование внедрения системы управления качеством на предприятии;
  • планирование кадрового обеспечения повышения качества продукции;
  • планирование потерь предприятия от внутреннего и внешнего брака;
  • планирование качества продукции в договорах и контрактах.

В последние годы одним из важнейших направлений планирования повышения качества продукции на предприятии является планирование подготовки выпускаемых изделий (работ, услуг), систем качества и производств к сертификации.

При составлении планов повышения качества по каждому структурному подразделению в ОАО «ЯКХ»  исходят из утвержденного в плане предприятия уровня показателей качества. Поэтому для структурных подразделений предприятия в зависимости от их специфики устанавливаются конкретные задания по повышению качества продукции и качества работы. Наряду с планами повышения качества продукции для цехов и участков составляются соответствующие планы для функциональных отделов и служб. Следует отметить, что объектом внутрипроизводственного планирования может быть качество изготовления продукции и качество работы.

Необходимый уровень качества продукции совместно устанавливается ОАО «ЯКХ» и потребителем в договоре. Различные аспекты установления, обеспечения и контроля уровня качества продукции в договорах и контрактах самых различных видов регламентированы современным законодательством нашей страны. Требуемый уровень качества продукции в договорах и контрактах можно определять следующими способами: по стандартам, по техническому описанию, по образцам, каталогам и проспектам продавца, являющимся неотъемлемой частью контракта.

На исследуемом предприятии качество продукции обозначают по стандартам и образцу. При этом в соответствующей статье договора указывают: «качество соответствует стандартам, установленным в "Российской Федерации».

При определении качества по образцу поставщик предоставляет потребителю образец продукции. Если потребителя удовлетворяет качество данного образца, он становится эталоном. При этом в контракт, как правило, вносят сведения о количестве отобранных образцов и порядке их сравнения с поставляемым товаром. Гарантии качества товара обычно выделяют в отдельной статье договора или вносят в раздел о приемке-сдаче товара. Сторонами договора, как правило, согласуются сроки гарантий, обязанности сторон в течение гарантийного периода, порядок предъявления претензий и удовлетворения рекламаций, а также все случаи, на которые гарантия не распространяется.

Сами планы повышения качества продукции вытекают из заключенных договоров на поставку продукции. Поэтому в ОАО «ЯКХ» имеются значительные резервы по улучшению планирования качества продукции. Субъектами контроля качества в ОАО «ЯКХ», различающимися по уровню управления и по видам контроля являются: директор предприятия, заместитель директора по производству, начальники цехов, инженеры по сбыту и снабжению, менеджер по кадрам, юрист-консульт, рабочие основного и вспомогательного производства, кладовщики, а также заказчики и потребители продукции.

Операции контроля качества, осуществляемые персоналом предприятия, являются неотъемлемой составной частью технологического процесса производства изделий, а также их последующей упаковки, транспортировки, хранения и отгрузки потребителям. Без проведения работниками предприятия (цеха, участка) необходимых проверочных операций в процессе производства или по завершении отдельных этапов обработки изделий последние не могут считаться полностью изготовленными и поэтому не подлежат отгрузке покупателям. Именно это обстоятельство определяет особую роль контроля качества в процессах реализации изготовленной продукций и формировании прибыли ОАО «ЯКХ». Сущность самоконтроля как одной из функций управления качеством продукции на рабочем месте исполнителя заключается в осуществлении им всех предусмотренных операций контроля качества изготовляемых деталей, узлов и изделий в полном соответствии с требованиями контрольной документации.

Необходимость существенного повышения качества выпускаемых изделий в современных рыночных условиях предопределила основные направления дальнейшего развития принципов бездефектного труда и бездефектного изготовления продукции, нашедшие свое выражение в увеличении масштабов использования, углублении и совершенствовании различных форм самоконтроля в ОАО «ЯКХ».

В работу по контролю качества вовлечены все основные службы и подразделения предприятия. За ними закреплены четко ограниченные специфические объекты контроля:

* контроль качества материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий и покупного инструмента - заместителю директора по производству, инженерам по сбыту и снабжению;

* контроль качества технологической оснастки, приспособлений и инструмента собственного изготовления - начальникам цехов;

* проверка соблюдения технологической дисциплины и контроль точности оборудования - заместителю директора по производству;

* контроль соответствия образовательного уровня и квалификации рабочих сложности выполняемых работ - менеджеру по кадрам, руководителям соответствующих подразделений;

* межоперационный контроль деталей и узлов -- основным производственным рабочим и ремонтным, вспомогательным рабочим;

* контроль качества хранения и транспортирования готовых изделий, а также материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий на складах предприятия - заведующему складом, кладовщикам, инженерам по сбыту и снабжению;

* контроль и анализ поступления и рассмотрения рекламаций потребителей продукции - юридической службе предприятия;

* разработку и контроль выполнения мероприятий, направленных на повышение качества изделий - менеджеру по планированию, руководителям цехов и отделов.

Глава 3. Рекомендации по созданию и обеспечению эффективности управления качеством в ОАО «ЯКХ».

3.1 Создание системы менеджмента качества.

Организация работ по управлению качеством продукции на предприятиях предполагает создание системы качества и принятие необходимых мер по обеспечению их эффективного функционирования. Поэтому предложим ОАО «ЯХК» создание системы менеджмента качества, соответствующих рекомендациям стандартов ИСО 9000. Под созданием систем качества понимает их разработка и внедрение в деятельность предприятия. Создание систем качества может быть инициировано руководством предприятия или заказчиком.

Ранее уже отмечалось, что система качества5 представляет собой совокупность структур, выполняющих функции управления и обеспечения качества установленными методами.  Поэтому разработка системы качества в основном заключается в том, чтобы сначала определить, какие структуры следует включить в систему качества и какие функции они должны выполнять, чтобы обеспечить требуемое качество продукции, а затем разработать все необходимые нормативные документы для выполнения этих функций.

Внедрение системы качества предполагает проведение внутренних проверок системы и, при необходимости, ее доработку для того, чтобы все подразделения могли четко выполнять свои функции. Оценка системы качества после ее создания осуществляется путем сертификации, проводимой независимым органом с целью подтверждения соответствия системы стандартам ИСО 9000.

Создание систем качества в ОАО «ЯХК» целесообразно проводить в следующей последовательности.

1. Информационное совещание. Проведение такого совещания необходимо для того, чтобы довести до руководства и управленческого персонала информацию, содержащую следующие сведения:

роль и значение системы качества для обеспечения успешной деятельности предприятия;

сравнение существующей системы в работе по качеству с рекомендациями международных стандартов ИСО 9000;

основные обязанности и ответственность руководства предприятия, управленческого и производственного персонала в создаваемой системе;

структура системы качества и принцип ее функционирования;

структура и функции службы качества и ее статус;

процедура создания и сертификации системы качества.

При этом, как показывает практика, руководство предприятия гораздо лучше воспринимает указанную информацию, когда об этом говорят приглашенные со стороны специалисты, в особенности иностранцы. Правило «нет пророка в своем отечестве» действует здесь в полной мере. Поэтому, даже если на предприятии есть свои специалисты, способные предоставить такую информацию, в интересах дела бывает лучше подчиниться этому правилу, хотя оно действительно кажется иррациональным и потребует немалых затрат.

2. Принятие решения о создании системы качества. Следующий шаг в создании системы качества -- принятие руководством официального решения о ее создании. Такое решение может быть оформлено в виде приказа, в соответствии с которым:

* назначается представитель руководства, ответственный за создание и функционирование системы качества;

* формируется служба качества, как правило, в составе ОТК, отдела управления качеством, метрологической службы, отдела стандартизации и центральной заводской лаборатории;

* устанавливаются основные этапы, исполнители и сроки разработки и внедрения системы качества.

3. Разработка плана-графика создания системы качества. Во исполнение решения руководства разрабатывается план-график создания системы качества, в котором предусматривается выполнение следующих работ:

* разработка политики в области качества;

* определение функций и задач (элементов) системы качества с учетом рекомендаций стандартов ИСО 9000 и особенностей предприятия;

* определение состава структурных подразделений, которые должны выполнять функции в системе качества,

* разработка структурной и функциональной схем системы качества;

* определение состава и состояния документации системы качества;

* разработка новых и корректировка действующих нормативных документов системы качества и выпуск «Руководства по качеству»;

* внутренние проверки системы качества в процессе ее внедрения и доработка системы по результатам проверок.

4. Определение функций и задач (элементов) системы качества. На этой стадии сначала нужно провести тщательный анализ процесса создания продукции и представить его в виде подробного перечня этапов работ. Основу этого перечня составляют стадии жизненного цикла продукции, характерные для данного предприятия. Полный цикл охватывает проектирование, изготовление, монтаж, испытания продукции и ее обслуживание при эксплуатации. Для организации эффективного управления качеством перечень этапов должен быть в достаточной степени детализирован, чтобы ни один из них не остался без воздействия системы качества.

5. Определение состава структурных подразделений системы управления качеством. После определения этапов создания продукции и функций (элементов) системы качества нужно определить структурные подразделения, которые будут выполнять эти функции. Для этого необходимо проанализировать функции существующих подразделений и сравнить их с перечнем функций, принятым для создаваемой системы качества с учетом рекомендаций ИСО 9000. В результате устанавливаются исполнители каждой функции и каждому исполнителю его новые функции официально включаются в функциональные обязанности. В состав исполнителей, кроме подразделений службы качества, входят, как правило, конструкторские, технологические, производственные и другие подразделения, вносящие существенный вклад в формирование (обеспечение) качества продукции. После определения исполнителей и их функций система качества обретает вполне конкретное очертание, которое может быть представлено на двух схемах: структурной и функциональной.

Информация о работе Управление качеством на предприятии