Качество и эффективность управления предприятием

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2015 в 23:09, курсовая работа

Краткое описание

Задачи работы:
1. Изучить теоретические основы понятий качества и эффективности управления предприятием;
2. Изучить цели и задачи формирования системы качества управления предприятием;
3. Выявить различия классификации видов оценки эффективности от мониторинга;
4. Изучить критерии эффективности управления;
5. Разработать рекомендации для усовершенствования эффективности управления предприятием;

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………3
Теоретические аспекты изучения качества и эффективности управления предприятием
Цели и задачи формирования системы качества управления…………..5
Понятие эффективности управления……………………………………...9
Оценка и принципы эффективности управления………………………..12
Классификация видов оценки эффективности. Мониторинг…………..14
Критерии эффективности управления…………………………………...17
Три уровня эффективности системы управления………….....................19
Влияние руководителя на эффективность управления………………...21
Оценка качества и эффективности управления на примере предприятия ООО «Надежда»
Краткая характеристика предприятия ООО «Надежда»………………24
Оценка качества и эффективности управления ООО «Надежда»…….26
Анкетирование сотрудников…………………………………………….29
Рекомендации для усовершенствования эффективности управления предприятием……………………………………………………………………….30
Заключение……………………………………………………………………...31
Список литературы………..……………………………

Файлы: 1 файл

Качество и эффективность управления предприятием.doc

— 157.00 Кб (Скачать)

Кафедра «Экономики и Менеджмента»

Наименование дисциплины «Менеджмент»

 

 

Курсовая работа

на тему: Качество и эффективность управления предприятием

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3

  1. Теоретические аспекты изучения качества и эффективности управления предприятием
    1. Цели и задачи формирования системы качества управления…………..5
    2. Понятие эффективности управления……………………………………...9
    3. Оценка и принципы эффективности управления………………………..12
    4. Классификация видов оценки эффективности. Мониторинг…………..14
    5. Критерии эффективности управления…………………………………...17
    6. Три уровня эффективности системы управления………….....................19
    7. Влияние руководителя на эффективность управления………………...21
  2. Оценка качества и эффективности управления на примере предприятия ООО «Надежда»
    1. Краткая характеристика предприятия ООО «Надежда»………………24
    2. Оценка качества и эффективности управления ООО «Надежда»…….26
    3. Анкетирование сотрудников…………………………………………….29
    4. Рекомендации для усовершенствования эффективности управления предприятием……………………………………………………………………….30

Заключение……………………………………………………………………...31

Список литературы………..……………………………………………………33

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Данная курсовая работа посвящена рассмотрению вопросов о качестве и эффективности управления предприятием, а также на примере конкретного предприятия – ООО «Надежда».

Система управления организацией − одно из ключевых понятий теории организации, крепко связанное с целями, задачами, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними обязанностей для выполнения определённых целей. В границах данной системы происходит весь управленческий процесс, в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональной специализации. Система управления организации создана для того, чтобы все происходящие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно. Очевидно, что изучение и улучшение системы управления, как в рамках отдельной организации, так и государства, общества в целом способствует скорейшему достижению поставленных целей и задач.

Целью данной курсовой работы является изучение понятия качества и эффективности управления, критериев оценки эффективности.

Актуальность работы заключается в том, что мы имеем возможность оценить качество и эффективность управления предприятием, можем выявить цели и задачи формирования системы качества управления в организации.

Задачи работы:

1. Изучить теоретические основы понятий качества и эффективности управления предприятием;

2. Изучить цели и задачи формирования системы качества управления предприятием;

3. Выявить различия классификации видов оценки эффективности от мониторинга;

4. Изучить критерии эффективности управления;

5. Разработать рекомендации для усовершенствования эффективности управления предприятием;

6. Оценить качество и эффективность  управления предприятия ООО «Надежда»;

Суть проблемы эффективности управления состоит в том, чтобы избрать такую стратегию, включая технику и все другие ресурсы, необходимые для осуществления стратегических планов, которая будет или наиболее эффективной (максимально выгодное решение поставленной задачи при имеющихся ресурсах), или наиболее экономичной (достижение поставленной задачи при минимальных затратах).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Теоретические аспекты изучения качества и эффективности управления предприятием

1.1 Цели и задачи формирования системы качества управления

Качество управления предприятием — сложное, универсальное понятие. В современном менеджменте отсутствует общепринятое его определение, и содержание его четко не установлено. На практике о качестве управления судят косвенно — по достигнутым результатам деятельности. Поэтому часто в публикациях качество управления отождествляется с эффективностью, результативностью управления. 

Качество – комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности: разработка стратегии, организация производства, маркетинг и др. 

Качество управления может исследоваться в разных аспектах и с разных позиций. Наиболее содержателен экономический аспект, когда качество управления рассматривается как интегрированная характеристика умения предприятия успешно вести бизнес. Проявляется качество управления в выборе и обосновании целей деятельности, в способах воздействия на основные и обслуживающие процессы создания продукта, в характере действий по определению и формированию конкурентных преимуществ. 

С одной стороны, качество управления определяет режимы функционирования предприятия в границах его возможностей и эффективность протекающих процессов. Его можно рассматривать как функцию многочисленных и разнообразных внутренних факторов: профессионализма менеджеров, эффективности коммуникаций, системы принятия управленческих решений, оснащенности современными техническими средствами.

С другой стороны, оно проявляется в уровне рыночных возможностей предприятия, что выражается в степени достижения целевой функции и зависит от удовлетворения общественной потребности, потребительской полезности выпускаемых товаров. 

Определяя содержание категории «качество управления», следует использовать принцип многоуровневого описания объекта исследования, представив его в виде следующей иерархической структуры:

    • Качество управления предприятием. 
    • Качество системы управления (Качество управления объектом). 
    • Качество управления функциональными областями: исследованиями и разработками, производством, сбытом, обслуживанием, финансами и др. 
    • Качество управления ресурсами: материальными, трудовыми, информационными и др. 
    • Качество труда групп исполнителей. 
    • Качество труда отдельных исполнителей. 

Качество управления следует рассматривать и оценивать по уровням, и, соответственно, критерии оценки по своей природе и масштабности будут различными. Одни будут характеризовать качество самой управленческой деятельности (принятые решения, управленческие технологий и т.д.), другие

- качество управления  предприятием как единым целым (адаптивность, прибыльность и др.), третьи - качество управления различными видами ресурсов и т.д.

Таким образом, качество управления - это совокупность свойств, определяющих возможность создания надлежащих условий для эффективного функционирования, развития и обеспечения конкурентоспособности предприятия путем выбора, интегрирования и комбинирования средств воздействия на определенные факторы внутренней и внешней среды. В конечном счете, это способность генерировать и реализовывать конкурентные преимущества, причем повышение качества управления связано не только с изменениями в системе менеджмента и элементах этой системы, оно и является движущей силой изменений.

Определенные конечные состояния, к которым стремится организация, фиксируются в виде ее целей. Отсюда следует, что цели – это определенное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является для нее желательным и на достижение которых направлена ее деятельность.

Цели качества управления в организации являются исходной точкой планирования, находятся в основании построения организационных отношений, на них базируется система мотивации, используемая в организации, цели являются точкой отсчета в процессе контроля и оценки результатов труда отдельных работников, подразделений и организации в целом.

К основным общим целям менеджмента относятся прогнозирование, планирование и достижение намеченных результатов в деятельности предприятия. Конечная цель состоит в обеспечении прибыльности (экономической целесообразности) функционирования той или иной организации. Это может быть достигнуто посредством создания рациональной организации производственного процесса. Не менее важными целями менеджмента является управление производством, совершенствование научно-технологической базы, а также эффективное использование кадрового потенциала, повышение его квалификации и стимулирование.

 А также существует два типа целей с точки зрения периода для их достижения: долгосрочные и краткосрочные. В основе разделения целей на эти два типа находится временной период, связанный с продолжительностью производственного цикла. Цели, достижение которых предполагается к концу производственного цикла, можно отнести к долгосрочным. Отсюда следует, что в различных отраслях должны быть различные временные промежутки для краткосрочных и долгосрочных целей. Однако на практике обычно краткосрочными считаются цели, которые достигаются в течение одного года, и, соответственно, долгосрочные цели – достигаются через два-три года.

В рамках целей формулируются задачи управления предприятием, необходимые для их достижения. Задачами управления как науки являются разработка, экспериментальная проверка и применение на практике научных подходов, принципов и методов, обеспечивающих устойчивую, надежную, перспективную и эффективную работу коллектива или же индивидуума, путем выпуска конкурентоспособного товара.

Одной из важнейших задач управления, позволяющих обеспечить прибыльность предприятию, является организации производства товаров и услуг с учетом потребностей потребителей, на основе имеющихся материальны и человеческих ресурсов. Это будет способствовать не только обеспечению рентабельности деятельности предприятия, но и созданию и сохранению его стабильного положения на рынке. Также в условиях современной рыночной экономики актуальной задачей менеджмента является систематический поиск и освоение новы каналов рынка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Понятие эффективности  управления

Понятие эффективности управления во многом совпадает с понятием эффективности производственной деятельности организации. Однако управление производством имеет свои специфические экономические характеристики. В качестве главного критерия результативности управления выступает уровень эффективности управляемого объекта. Проблема эффективности управления - составная часть экономики управления, которая включает рассмотрение:

  • Управленческого потенциала, т.е. совокупности всех ресурсов, которыми располагает и которые использует система управления. Управленческий потенциал выступает в материальной и интеллектуальной формах;
  • Затрат и расходов на управление, которые определяются содержанием, организацией, технологией и объемом работ по реализации соответствующих функций управления;
  • Характера управленческого труда;
  • Эффективности управления, т.е. эффективности действий людей в процессе деятельности организации, в процессе реализации интересов, в достижении определенных целей.

Эффективность – это результативность функционирования системы и процесса управления как взаимодействия управляемой и управляющей систем, т.е. интегрированный результат взаимодействия компонентов управления. Эффективность показывает, в какой мере управляющий орган реализует цели, достигает запланированных результатов. Эффективность управления проявляется в эффективности производства, составляет часть эффективности производства. Результаты действия, соотнесенные с целью и затратами, - это и есть содержание эффективности как управленческой категории.

На эффективность деятельности менеджера влияет ряд факторов: потенциал сотрудника, его способность выполнять определенную работу; средства производства; социальные аспекты деятельности персонала и коллектива в целом; культура организации. Все эти факторы действуют совместно, в интеграционном единстве.

Эффективность – это есть характеристика процессов и воздействий сугубо управленческого характера, отражающая, прежде всего степень достижения преследуемы целей, поэтому эффективностью обладает лишь целенаправленное взаимодействие.

В общем виде эффективность выражается через соотношение между результатами, полученными в процессе производства, и затратами общественного труда связанными с достижением этих результатов.

В настоящее время отсутствует единая позиция в определении понятия «эффективность управления».

Г.В. Голикова и Ю.В. Шеина выделяют следующие существующие направления оценки эффективности:

  1. Эффективность управления определяется по критериям и показателям эффективности производства, используя либо один показатель, либо долю этого показателя, приходящуюся на управление. При этом учитываются или фактические (достигнутые), или потенциальные (возможные) результаты;
  2. Эффективность определяется как соотношение результатов и соответствующих им затрат;
  3. В связи с многообразием влияющих на эффективность управления факторов необходим расчет системы показателей, характеризующих как управляющую, так и управляемую подсистему;
  4. Эффективность управления определяется посредством качественной и количественной оценки целей;
  5. Для оценки эффективности управленческого решения важное значение имеют четкая формулировка цели и выбор критерия ее оценки, по которому можно определить насколько решение соответствует поставленной цели;
  6. Эффективность управления связана с определением эффективности управленческого труда на всех уровнях управления.

Информация о работе Качество и эффективность управления предприятием