Качество и эффективность управления предприятием

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2015 в 23:09, курсовая работа

Краткое описание

Задачи работы:
1. Изучить теоретические основы понятий качества и эффективности управления предприятием;
2. Изучить цели и задачи формирования системы качества управления предприятием;
3. Выявить различия классификации видов оценки эффективности от мониторинга;
4. Изучить критерии эффективности управления;
5. Разработать рекомендации для усовершенствования эффективности управления предприятием;

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………3
Теоретические аспекты изучения качества и эффективности управления предприятием
Цели и задачи формирования системы качества управления…………..5
Понятие эффективности управления……………………………………...9
Оценка и принципы эффективности управления………………………..12
Классификация видов оценки эффективности. Мониторинг…………..14
Критерии эффективности управления…………………………………...17
Три уровня эффективности системы управления………….....................19
Влияние руководителя на эффективность управления………………...21
Оценка качества и эффективности управления на примере предприятия ООО «Надежда»
Краткая характеристика предприятия ООО «Надежда»………………24
Оценка качества и эффективности управления ООО «Надежда»…….26
Анкетирование сотрудников…………………………………………….29
Рекомендации для усовершенствования эффективности управления предприятием……………………………………………………………………….30
Заключение……………………………………………………………………...31
Список литературы………..……………………………

Файлы: 1 файл

Качество и эффективность управления предприятием.doc

— 157.00 Кб (Скачать)

Основными критериями эффективного управления является определенная множественность показателей, характеризующих результативность работающих организационных систем и подсистем. Конечный результат управления часто называют эффектом управления. Эффект представляет собой результат осуществления мероприятий, направленных на совершенствование производства, бизнеса и организации в целом. Эффект управления складывается из трех составляющих:

  • экономический эффект - вид эффекта, имеющий непосредственную стоимостную форму, то есть измеряющийся в денежных или натуральных измерителях;
  • социально-экономический эффект - имеет комплексную природу сочетания экономической выгоды и социальной стабильности и спокойствия, например, улучшение условий работы, снижение уровня профессиональных заболеваний (при определенных условиях может быть переведен в обычный экономический эффект);
  • социальный эффект - вид эффекта, который принципиально не может быть пересчитан в экономический, например, предотвращение социального конфликта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Оценка и принципы эффективности управления

Эффективность может исследоваться с самых различных сторон: с точки зрения формирования затрат, планирования объема производства, прибыли, реализации инвестиционных проектов и др.

Однако анализ проведения затрат, методов их распределения, калькулирование себестоимости изделий и продукта, определение порога рентабельности производства и реализации продукции – все эти вопросы являются лишь необходимым начальным этапом анализа общей эффективности деятельности предприятия, функционирующее как единое целое.

Оценка деятельности предприятия должна учитывать результат и затраты производства. Однако практика показывает, что оценка производственных звеньев только с помощью показателей результатно-затратного подхода не всегда нацеливает их на достижение высоких конечных результатов деятельности, изыскание внутренних резервов и не способствует на деле повышению общей народно-хозяйственной эффективности (отчасти виновен в данном случае существовавший ранее жесткий механизм ценообразования).

Оценка эффективности управления в организации помогает понять сильные стороны и недостатки, соответствие изначальному плану, приводит ли деятельность к достижению запланированных результатов и какие изменения необходимо внести в процесс функционирование организации, чтобы сделать её более эффективной.

Информация, полученная в ходе оценки, позволяет принимать взвешенные, обоснованные решения об организационном развитии. Оценка может быть полезной на различных стадиях функционировании организации.

Для проведения оценки управления организацией необходимо определить ее цели и задачи; использовать систематический подход к сбору и анализу информации; четко знать, какие решения руководители должны принять на основании результатов оценки. Оценки - сложное и дорогостоящее мероприятие.

Планирование оценочной деятельности:

  • определение цели оценки;
  • определение уже имеющейся в организации информации и выявление информационных недочетов;
  • разработка вопросов, ответы на которые предполагается получить в ходе оценки;
  • определение возможных подходов к структуре (модели) оценки, сбору и анализу данных, новым источникам информации;
  • принятие решения о том, будет ли это внутренняя или внешняя оценка;
  • определение умений и навыков, которые необходимы отдельному эксперту или команде для проведения оценки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4 Классификация видов оценки  эффективности. Мониторинг 

Оценка является очень многообразной и может проводиться на различных стадиях программы или проекта, поэтому подход к оценке может быть отнесен к различным видам классификации в зависимости от конкретной ситуации.

Ф. Уортен, Дж. Сандерс предлагают следующую классификацию, которая учитывает работу предшествующих исследователей:

  • Подход, ориентированный на задачи. Оценка, направленная на выяснение четких целей и задач программы или проекта и определение, были ли эти цели и задачи выполнены.
  • Подход, ориентированный на управление. Оценка, ориентированная на удовлетворение потребностей руководителей в информации, необходимой для принятия решений.
  • Подход, ориентированный на благополучателя. Оценка, ориентированная на благополучателя, основной задачей которой является сбор информации о различных «продуктах», необходимой благополучателям для выбора между различными продуктами, услугами.
  • Подход, ориентированный на экспертное заключение. Оценка, напрямую зависящая от использования профессиональной экспертизы в той или иной области для определения качества программы или услуг.
  • Подход, ориентированный на сравнительный анализ. Оценка, построенная на сравнении оппозиционных друг другу точек зрения различных экспертов.
  • Подход, ориентированный на вовлеченность сторон. Оценка, обеспечивающая вовлечение всех сторон, заинтересованных в объекте оценки, в процесс определения потребностей и критериев данной оценки, а также информации, которую необходимо собрать.

Классификация видов оценки:

Формирующая оценка:

а) оценка потребностей определяет несоответствие между желаемым и реальным положением дел относительно какой-либо ситуации, выявляет существующие потребности и располагает их в порядке приоритетности;

б) оценка процесса ставит своей целью описание того, как в действительности функционирует та или иная организация, каким образом ее деятельность приводит к достижению определенных результатов, и каковы сильные и слабые стороны организации;

в) оценка целей и задач помогает определить, достигает ли и в какой степени та или иная организация запланированных целей и задач.

Суммирующая оценка:

а) оценка результатов помогает определить, какие виды деятельности организации действительно приводят к достижению результатов, необходимых получателям услуг, и позволяет избежать видов деятельности, которые кажутся важными на определенном этапе работы, но не приносят желаемых результатов;

б) оценка воздействия позволяет определить изменения в благосостоянии людей/клиентов/благополучателей, которые могут быть отнесены на счет деятельности организации;

в) оценка экономической эффективности использует экономические методы для оценки соотношения затрат и результатов деятельности организации, выраженных в денежном отношении, и соотношения затрат и результатов, выраженных в затратах на единицу полученного результата.

Необходимо подбирать тот вид оценки, который бы соответствовал ее задачам. Кроме вышеперечисленных методов на современных предприятиях широкое распространение приобрел метод мониторинга.

Сущность мониторинга заключается в том, чтобы, во-первых, следить за выявления соответствия плановых и фактических результатов деятельности, промежуточных результатов и проблем; во-вторых, осуществлять контроль с целью предупреждения нежелательных последствий и своевременной корректировки политики. Отметим одну важную предпосылку эффективного мониторинга - ясность целей, задач, принципов и политики деятельности организации.

Мониторинг – процесс регулярного сбора и анализа информации в целях наблюдения и контроля за ходом развития какого-либо социального явления или процесса. Это специальная система управления, связанная с получением и анализом информации. Это своего рода политика и одновременно система безопасности в организации.

Мониторинг обеспечивает процесс регулярного сбора и анализа ключевых данных (индикаторов) для определения того, какие сдвиги или прогресс достигнуты в изученном явлении или процессе. Главная цель мониторинга - повышение эффективности управления и улучшения деятельности для выявления отклонений, корректировки и решения проблем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.5 Критерии эффективности управления

Критерии эффективности управления находятся в тесной связи с целями фирмы. Специфика управления состоит в том, что выработка целей является функцией самого управления, а их реализация осуществляется как в рамках функционирования управления, так и в рамках управляемого объекта.

Среди социально-экономических критериев эффективности организации обычно называются: стабильность (производство, структура, положение на рынке), рост (темпы роста производства, численности занятых, числа нововведений), способность организации приспосабливаться к изменениям внешней среды (взаимосвязь показателей внешней среды и деятельности организации).

Направлениями оценки являются:

  • достижение цели;
  • качество функционирования;
  • экономичность;
  • изменение в технологическом базисе производства;
  • изменения в качестве рабочей силы;
  • внешние социально-экономические условия.

Критерии оценки эффективности системы управления в целом должны быть дополнены частными критериями ее элементов.

Во-первых, их включение в общую систему критериев эффективности обеспечивает полноту охвата и комплексность оценки.

Во-вторых, это позволяет установить и измерить источники, факторы повышения эффективности управления, обеспечивающие рост его качества и снижение издержек.

Критерии эффективности, в основном, относятся к оценке числа связей в структуре и взаимодействии уровней управления, степени структуризации целей и соотношений между ними и структурой, горизонтальными и вертикальными связями.

Также используется критерий управляемости информацией в рамках организационной структуры, степень взаимодействия различных аспектов управленческой деятельности.

Критерии информационного обеспечения отражают регулярность и надежность обслуживания управляющих оперативной документацией и определяется по следующим направлениям:

  • эффективность текущей обработки информации, включая ее комплексность;
  • скорость и точность выдачи информации по специальным запросам (качество отбора необходимой информации и минимизация времени, затрачиваемого на подготовку ответа);
  • надежность и безопасность информации;
  • своевременность информации;
  • наличие необходимой информации;
  • отсутствие избыточной информации;
  • качество межфункциональных связей;
  • экономия от масштабов сбора, обработки и передачи данных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.6 Три уровня эффективности системы управления

  • Как органическая часть более высокой системы.
  • Как самостоятельная целостная система.
  • Как сосредоточие компонентов, входящих в эту систему, с присущими им специфическими свойствами.

В данном случае эффективность управления на 1-ом уровне может быть выражена через результативность деятельности фирмы, так как результат деятельности по управлению проявляется опосредованно через результаты всей организации, во взаимоотношениях её с внешней средой.

На 2-ом уровне эффективность системы управления выражается через характеристики ее способности к самостоятельному действию, т.е. к разрешению непосредственно стоящих перед ней задач и достижения поставленных целей.

На 3-ем уровне выделяется эффективность действия составляющих системы. Здесь могут быть рассмотрены в конкретных формах функционирование сил и средств, входящих в систему как в технико-организационном, так и в социально-психологическом плане. Практически эффективность третьего уровня может быть сведена к эффективности управленческого труда и его средств.

Продукт управленческой деятельности тоже трехмерен.  
Во-первых, он выступает как конечный, в виде той или иной эффективности производства, и есть не что иное, как результат эффективности функционирования объектов управления и самой управляющей деятельности.

Во-вторых, он выступает как промежуточный, в виде качества и экономичности деятельности системы управления в целом.

В-третьих, он является воплощением качества исполнения функций и этапов управленческого труда, характера использования наличных сил и средств управления.

Анализ существующих теоретических и практических подходов к оценке эффективности управления в рамках фирмы позволяет выделить следующие направления анализа различных сторон эффективности как слагаемых общей эффективности управления:

  • экономические показатели эффективности управления;
  • эффективность в обеспечении внешней и внутренней социальной политики;
  • отношение целей фирмы и общества;
  • эффективность управления как саморегулируемой системы;
  • адаптационная способность к требованиям научно-технического прогресса, изменениям социальных условий производства;
  • эффективность информационной системы;
  • информационное обеспечение управления и управляющего воздействия на фирму.

Информация о работе Качество и эффективность управления предприятием