Управление качеством в повышении конкурентоспособности предприятий России и Китая

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 22:37, автореферат

Краткое описание

Целью диссертационного исследования является выявление условий, предпосылок и факторов, определяющих специфику управления качеством на предприятиях России и Китая в зависимости от тенденций развития мировой экономики и экономики страны, а также формирование методической основы создания систем менеджмента качества и разработка практических рекомендаций по их практической реализации с позиций повышения конкурентоспособности предприятий.
В соответствии с поставленной целью исследования автором в рамках диссертационной работы решались следующие задачи:
провести исторический и эволюционный анализ управления качеством в мировой практике, а также исследование современных тенденций развития управления качеством на основе международной стандартизации;
выявить основные тенденции развития системы управления качеством как фактора повышения конкурентоспособности предприятия в условиях глобализации экономики, в том числе рассмотреть понятия «внутренней» и «внешней» систем качества на предприятии;

Файлы: 1 файл

Управление качеством в повышении конкурентоспособности предприят.doc

— 475.00 Кб (Скачать)

Именно с помощью  современных методов менеджмента  качества передовые зарубежные компании добились лидирующих позиций на различных рынках.

Система качества создается  и внедряется на предприятии как  средство, обеспечивающее проведение определенной политики и достижение поставленных целей в области качества.

Разработка и внедрение  системы качества дает предприятию  такие преимущества, как расширение рынка сбыта;  четкость управления процессами; снижение затрат и сокращение сроков освоения новых видов продукции; рост коллективизма; повышение гибкости инжиниринга  процессов при изменяющихся требованиях и ожиданиях заказчика; повышение ответственности за качество продукции.

Иными словами, между  качеством и эффективностью производства существует прямая связь: повышение качества способствует повышению эффективности производства, приводя к снижению затрат и повышению доли рынка.

3. Национальная система внедрения международных стандартов качества служит залогом эффективности их внедрения в различных отраслях и на отдельных предприятиях страны. В этой области автором был проведен анализ опыта Китая, создавшего многокомплексную эффективную государственную систему регулирования качества.

Система стандартов в  Китае основана на модели стандартизации Советского Союза. До принятия Закона  КНР о стандартизации (1988г.) все стандарты в Китае носили обязательный характер. Закон КНР о стандартизации подразделил стандарты в соответствии с четырьмя уровнями: национальные стандарты, промышленные стандарты, территориальные стандарты и стандарты организаций. При этом все  стандарты делятся на обязательные и добровольные. К обязательным стандартам отнесены стандарты, содержащие требования по качеству, безопасности и санитарии зданий и сооружений.

В рамках Закона о стандартизации также поощряется применение международных стандартов и прогрессивных национальных стандартов других стран.

На сегодняшний момент в Китае функционируют 260 национальных технических комитетов по стандартизации, которые подразделены по отраслям или видам продукции. Активно развивается международный обмен и сотрудничество в области международной стандартизации.

Управление КНР по сертификации и аккредитации осуществляет аккредитацию органов сертификации в соответствии с международными стандартами.

4. Объектом  исследования в диссертационной работе выступают металлургические предприятия России и Китая, имеющие сегодня исключительно важное значение с точки зрения развития национальных экономик. Металлургия создает материально-техническую базу значительного количества отраслей народного хозяйства страны, таких как машиностроение, химическая промышленность, энергетическая отрасль и других.

Сравнивая металлургические отрасли двух стран, следует отметить, что у Китая сегодня есть все основания для завоевания приоритетного места на мировом рынке металлопродукции, несмотря на все еще остающуюся определенную зависимость от импорта российской стали.

Металлургический подъем Китая очень во многом объясняется  резко повысившейся в последние  годы инвестиционной привлекательностью китайской промышленности в глазах иностранных инвесторов: по объемам инвестиций КНР уступает только США, превышая в 14 раз объемы поступления иностранных инвестиций в Россию.

Металлургическая промышленность России в последние годы также развивается активными темпами. В среднем за 2007-2008гг. объем производства готовых металлургических изделий  вырос на 1,6 процента.

Наличие богатых рудных месторождений  позволяет российской металлургической промышленности удерживать прочные позиции на мировом рынке: ей принадлежит первое место по производству никеля, второе - по производству алюминия и титана, третье - по экспорту металлопродукции, четвертое место по производству стали.

Процессы индустриализации, происходящие в Китае, диктуют повышенный спрос на металлургическую продукцию, что, в свою очередь, стимулирует рост цен на металлы на мировом рынке. Российские компании, располагающие богатой ресурсной базой и входящие в число ведущих поставщиков металлопродукции на мировой рынок, в итоге выигрывают и от роста цен на сырье, и от роста цен на конечную продукцию, при этом в наиболее выгодном положении оказываются вертикально-интегрированные холдинги.

В связи с нарастающей  конкуренцией российские компании сегодня  сосредоточились на различных аспектах повышения конкурентоспособности своего производства, уделяя немаловажное внимание, в первую очередь, проблемам реконструкции, модернизации и качества. Активную модернизацию производства, сдерживая при этом рост заработных плат сотрудников, проводит сегодня и Китай.

        5. Рассматривая причины быстрого развития металлургической отрасли Китая, необходимо подчеркнуть эффективную государственную политику, направленную на повышение качества продукции. Активное внедрение международных стандартов, работа «кружков качества», разработка новейших методов и технологий менеджмента качества и адаптация к условиям национальной экономики таких управленческих инноваций в области менеджмента качества, как бенчмаркинг и шесть сигм, позволило Китаю вывести металлургическую отрасль страны на мировой рынок. Отметим, что успешность реализации данных инноваций была также достигнута благодаря проведению политики вовлечения персонала предприятий в процесс совершенствования системы управления качеством в КНР. Адаптированное использование японского опыта функционирования «кружков качества» на металлургических предприятиях Китая выступило одним из важных организационных изменений в направлении улучшения качества продукции. На рис. 1. представлена структура «кружков качества» на металлургическом предприятии Китая и их взаимодействие с другими отделами внутри предприятия, которая ввиду схожести экономических условий двух наших стран, может быть успешно применена и в российской металлургической промышленности.

       Другой составляющей эволюционного процесса развития менеджмента качества на металлургических предприятиях в  КНР является реализация бенчмаркинговой стратегии повышения качества. В данном контексте бенчмаркинг может рассматриваться как альтернативный метод стратегического планирования, в котором задания определяются не от достигнутого, а на основе анализа показателей конкурентов.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.1. Структура  «кружков качества» на металлургическом предприятии Китая и их взаимодействие с другими отделами внутри предприятия.

В диссертационной  работе автором сформулирован алгоритм реализации бенчмаркетинга при разработке стратегии повышения качества на металлургических предприятиях России с использованием опыта КНР (рис.2).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.2. Алгоритм планирования и внедрения технологии бенчмаркетинга на металлургических предприятиях России.

 

 

6. Обостряющаяся конкуренция России и Китая в металлургической отрасли приводит к необходимости активизации инновационных форм, технологий и стратегий сотрудничества. В условиях глобализации мировой экономики в противовес конкуренции все более востребованными являются так называемые «мягкие» формы интеграции, к числу которых принадлежит такая наиболее эффективная в сегодняшних условиях форма международной экспансии как стратегические альянсы.

Кооперационная стратегия  в виде стратегических альянсов является не только одной из наиболее приемлемых конкурентных стратегий для крупных металлургических предприятий, но также предстает единственно возможной конкурентной стратегией для средних и малых предприятий, получающих возможность повысить свою конкурентоспособность за счет возможностей крупной компании.

Под стратегическим альянсом промышленных металлургических предприятий автор понимает одну из наиболее эффективных и наименее ограничиваемых в законодательном порядке в современных условиях форм международной экспансии, представляющую собой возможность установления долгосрочных деловых отношений между металлургическими предприятиями-конкурентами, в рамках которых они разделяют риски, объединяют свои сильные стороны, интегрируют бизнес-функции и производят обмен инновационными технологиями для достижения взаимной экономической выгоды и повышения конкурентоспособности. Необходимо отметить, что стратегические альянсы также обладают особым потенциалом в области конкуренции на мировом рынке, что особенно важно для металлургических предприятий России и Китая в современных условиях: объединившиеся предприятия направляют усилия в большей степени против общих конкурентов.  

Экономические выгоды от формирования стратегических альянсов в металлургической отрасли  проиллюстрированы на рис. 3.

7. Для повышения конкурентоспособности металлургической отрасли представляется целесообразным создание таких альянсов на основе стратегии «айкидо».

Бизнес-стратегия  «айкидо» отвергает принцип ведения  конкурентной борьбы как войны, целью  которой должно быть обязательное поражение  конкурента. Сущность и понятие стратегии  «айкидо» заключается в том, чтобы  попытаться свести «на нет», нейтрализовать сильные стороны конкурента, а также в том, чтобы использовать действия самого конкурента для победы над ним (победа не уничтожением – а с помощью объединения совместных усилий). Таким образом, конечная цель в рамках стратегии айкидо состоит не в уничтожении противника или нападающего, а в его нейтрализации и получении возможности контролировать его действия, а также в собственном самосовершенствовании, что представляет особо ценный опыт.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.3. Основные преимущества формирования стратегических альянсов в металлургии

 

При традиционной конкуренции металлургические предприятия-конкуренты России и Китая не реализуют полностью  своих целей,

поскольку действуют  параллельно и противостоят друг другу.

Использование стратегии «айкидо» в контексте создания стратегических альянсов в области управления качеством дает возможность металлургическим предприятиям-конкурентам России и Китая осуществить плавный переход от силовой конкуренции к конвергенции, координации интересов и возможностей рыночной работы с конкурентами, что позволяет достигнуть большей экономии любого вида ресурсов, эффективности и результативности действий предприятия.

В рамках стратегии «айкидо» характер взаимоотношений российских и китайских металлургических предприятий, придерживающихся традиционной силовой стратегии конкуренции в современных условиях, можно определить как стадию нахождения в «дилемме узника», потому как выбранная ими данная стратегия приведет к обоюдным потерям, сдерживающие рост конкурентоспособности и достижение более высоких порогов прибыли предприятий.

Две стороны  стратегического альянса в области  управления качеством с использованием стратегии «айкидо» не являются единственными  экономическими субъектами, получающими  выгоду от его формирования. Автором разработана общая схема баланса предполагаемых интересов и выгод, которые могут получить от формирования в металлургической промышленности стратегических альянсов в области управления качеством на основе стратегии «айкидо» различные задействованные при этом субъекты экономических отношений России и КНР (рис.4).

8. Предварительное  согласование интересов и выгод  между партнерами стратегических  альянсов в области управления  качеством может быть эффективно  проведено на основе правил Парето, что делает данную тактику в полной степени применимой и в отношении стратегических альянсов в области управления качеством на основе стратегии «айкидо».

В рамках диссертационного исследования автором разработан механизм оценки альянсных условий по Парето, эффективность которого исследована на практическом примере анализа качественных показателей пяти потенциальных партнеров российско-китайского стратегического альянса в области управления качеством в металлургической отрасли на основе стратегии «айкидо».

Предварительный выбор стратегического партнера в рамках оценки альянсных условий  по Парето позволяет осуществить  дальнейшие шаги

в подготовке запуска переговорного процесса о формировании стратегического  альянса с использованием стратегии  «айкидо» -  его экономическое обоснование, анализ факторов внешней среды, баланса

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.4. Схема баланса  интересов и выгод от формирования стратегических альянсов России и Китая  в металлургии  на основе стратегии  «айкидо»

 

сильных и  слабых сторон альянса, а также потенциальных угроз (например, с помощью SWOT-анализа), предварительное определение целей, задач, форм и механизма реализации партнерских отношений, и в случае консенсуса прямых и встречных данных (инициатора альянса и партнера) осуществить старт переговорного процесса. В случае отсутствия консенсуса происходит возврат на этап «Начало мониторинга» и анализ дополнительного банка данных потенциальных партнеров. Данные этапы составляют алгоритм осуществления подготовительных процедур для запуска переговорного процесса о формировании долгосрочного двустороннего стратегического альянса в области управления качеством с использованием стратегии «айкидо».

9. Реализация идеи создания стратегических альянсов или партнерств в области управления качеством для повышения конкурентоспособности металлургической отрасли России и Китая сегодня может быть осуществлена не только на концепции взаимного обмена опытом, но также и на концепции совместной разработки инновационных стратегий в области качества, с реализацией которых испытывают определенные трудности обе страны. В качестве взаимообъединяющей концепции для стратегического альянса может быть избран, например, проект адаптации и внедрения в практику технологии Six Sigma, которую некоторые эксперты в настоящее время противопоставляют международному стандарту ISO 9001. Цель Six Sigma — сокращение отклонений в ходе производственных процессов и их совершенствование. Six Sigma распадается на последовательность шагов DMAIC (define, measure, analyze, improve, control): определение, измерение, анализ, совершенствование и контроль. Самым очевидным преимуществом методологии Six Sigma является повышение рентабельности за счет сокращения прямых затрат. Основные сильные стороны системы качества Six Sigma заключены в управляемом данными эмпирическом подходе и в использовании количественных показателей.

Информация о работе Управление качеством в повышении конкурентоспособности предприятий России и Китая