Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 20:32, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Управление качеством в России".
1.Предмет и задачи учебной дисциплины. Определение термина «Всеобщее управление качеством.
цель курса «Управление качеством» — изучение систем управления качеством, факторов, влияющих на их функционирование и развитие, показателей оценки и контроля их деятельности.
Предметом курса является изучение параметров, определяющих потребительские свойства продукции и социально-экономические и организационно-технические характеристики процессов ее создания, потребления (эксплуатации) и утилизации, а также деятельность по совершенствованию таких свойств и процессов.
Задачи дисциплины: знать
1.Эволюцию работ по обеспечению и улучшению качества.
2.Базовые концепции и философию всеобщего управления качеством (TQM).
3.Основные концепции и понятия стандартов ИСО серии 9000.
4.Требования ГОСТ Р ИСО 9001-2001 к процессам системы менеджмента качества.
5.Порядок подготовки систем менеджмента качества к сертификации.
6.Современные подходы к менеджменту качества, повышению удовлетворенности потребителей и увеличению конкурентоспособности организации.
Всеобщее управление качеством — это система управления, основанная на производстве качественных с точки зрения заказчика продукции и услуг. TQM определяется как сосредоточенный на качестве, сфокусированный на заказчике, основывающийся на фактах, управляемый командный процесс. TQM направлен на планомерное достижение стратегической цели организации через непрерывное улучшение работы.
Слово «всеобщее»
в понятии «Всеобщее управление
качеством» означает, что в данный
процесс должен вовлекаться каждый
сотрудник организации, слово «качество»
означает заботу об удовлетворении потребностей
клиента, и слово «управление» относится
к сотрудникам и процессам, необходимым
для достижения определенного уровня
качества.
2.Причины, побуждающие бизнесменов и топ-менеджеров заниматься управлением качеством продукции.
— невежество стоит денег и очень дорого обходится;
— качество приносит деньги (т. к. связано с резким снижением издержек) и создает устойчивую экономическую стабильность и авторитет;
-конкурентоспособность
-удовлетворенность потребителей
Первоначальные причины:
-вытеснение западных товаров японскими (имеющими значительно более высокое качество при заметно меньших ценах) во второй половине 60-х годов ХХ века;
-высокая эффективность учения Деминга о методах и средствах контроля и управления качеством продукции, продемонстрированная японскими предпринимателями западным бизнесменам, ранее рассматривавших учение об управлении качеством как некоторую «убогую» проблему, которой занимались «убогие» специалисты
-экономическая выгодность успешного управления качеством, позволяющего, за счет повышения качества и снижения себестоимости продукции, повысить удовлетворенность потребителей У и конкурентоспособность продукции К.
дополнительные причинам, побуждающие предпринимателей заниматься проблемами качества:
-стремление
повысить
-стремление
не потерять имидж компании (вспомните
действие закона «айсберга») так
же мотивирует предприятия,
В 80-е и 90-е
гг. ХХ в. абсолютное большинство предпринимателей
и бизнесменов пришли к полному
пониманию важности проблемы качества
и к признанию большого вклада
специалистов по качеству в решение
проблем повышения
3.Рынок производителей. Рынок потребителей
РЫНОК ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ. Рассмотрим ситуацию, сложившуюся в Западной Европе и в Японии сразу после окончания Второй мировой войны. Как и в бывшем Советском Союзе, значительная часть городов, посёлков и промышленных предприятий этих стран находились в состоянии разрухи. Необходимо было приложить значительные усилия и финансовые ресурсы для выхода из послевоенного кризиса. Можно сказать, что положение в странах Западной Европы и в Японии в 1945 – 1950-х гг. было такое же, как и в бывшем Советском Союзе в это же время. С точки зрения экономического положения в этот период времени на рынках господствовали производители и продавцы, т.е. во всех странах существовали так называемые «рынки производителей», в условиях которых потребители покупали всё то, что им предлагали продавцы. Такая же ситуация имела место в бывшем Советском Союзе вплоть до 1991 г. У большинства населения имелись наличные деньги, однако, из-за существовавшего тогда дефицита товаров, трудно было что-либо купить на эти деньги. Для того чтобы купить телевизор, мебель, автомобиль необходимо было заранее (за н сколько лет) записываться в очередь в специализированном магазине, а затем длительное время ждать, когда подойдёт ваша очередь покупать заказанный товар. При таких условиях работы на «рынке производителей», бизнесменам и производителям продукции незачем было задумываться о её качестве. В условиях дефицита цена товаров определялась следующим образом.
Цена = Затраты производства + Желаемая прибыль. (4.1)
По перечисленным
выше причинам в странах
РЫНОК ПОТРЕБИТЕЛЕЙ(рынок диктует цену, производитель не способен на нее влиять). Начиная со второй половины 60-х гг. ХХ в., условия для бизнеса стали меняться. В результате в 1980 – 1990-е гг. старая формула успешного бизнеса была вынуждена трансформироваться в современную формулу [8, 11]
Прибыль = Цена – Затраты производства. (4.2)
Современный
рынок быстро сбил цену
Два типа рынка:
(дефицит, профицит: соотношения между
спросом и предложением)
4.Экономические выгоды, достигаемые в результате управления качеством.
Допустим, что
в некотором городе имеются два
завода, выпускающие одинаковую продукцию.
На первом заводе очень успешно управляют
процессами производства и, как результат,
производят высококачественную продукцию.
На втором заводе управлению качеством
процессов уделяют намного
Характеристика завода | Запущено сырья
и материалов на производство продукции,
шт. |
Произведено продукции,
шт. |
Забраковано продукции,
шт. |
Себестоимость продукции |
Завод с высоким качеством продукции | 1000000 | 999997 | 3 | ниже |
Завод с низким качеством продукции | 1000000 | 800000 | 200000 | выше |
Из табл. «Сравнение
результатов работы по
• на оплату дополнительных количеств сырья (материалов, запасных частей, деталей, комплектующих);
• на оплату электроэнергии, израсходованных при исправлении (переделке) дефектной продукции;
• на оплату
труда рабочих, занятых
Все затраты на производство дефектной продукции, признанной окончательным браком, а также перечисленные выше дополнительные расходы, завод будет вынужден отнести на себестоимость, соответствующей требованиям (хорошей) продукции. Если после таких комментариев спросить: «На каком из рассмотренных заводов себестоимость продукции будет выше?» - станет очевиден ответ, что себестоимость продукции выше там, где плохо управляют качеством, и наоборот, себестоимость продукции ниже на том заводе, где успешно управляют качеством.
Специалисты по
управлению качеством, владельцы, руководители,
специалисты и рабочие заводов
хорошо знают, что при успешном управлении
качеством достигается не только
высокое качество продукции, но себестоимость
этой продукции оказывается ниже.
В результате первый завод может
свою продукцию продавать по цене,
ниже чем второй завод. В итоге конкурентоспособность
продукции первого завода оказывается
выше, чем конкурентоспособность продукции
второго завода. Если владельцы, руководители,
служащие и рабочие второго завода не
смогут внедрить у себя инструменты и
методы управления качеством, прибыль
будет уменьшаться и, в конце концов, второй
завод может обанкротиться и будет закрыт.
5.Основные укрупненные этапы жизненного цикла продукции.
Рассмотрим основные укрупненные этапы жизненного цикла продукции, схематично представленные на рис. 1.
Первый этап
жизненного цикла продукции начинается
задолго до того, когда появляется
опытный образец или макет
этой продукции. Ответственным за осуществление
этапа «Планирование выпуска
и выработка требований к продукции»
на предприятиях должен быть отдел
маркетинга. Этот отдел изучает рынок,
устанавливает предпочтения и ожидания
потенциальных потребителей, готовит
предложения для высшего
На втором этапе «Проектирование и разработка продукции» конструкторы и технологи переводят требования к продукции на язык чертежей и технологических инструкций, в соответствии с которыми производственные цеха предприятия должны будут осуществлять выпуск качественной и конкурентоспособной продукции. Завершается второй этап после проведения испытаний опытных образцов спроектированной продукции.
Третий этап
«Производство продукции» начинается
с закупок необходимых
Содержание четвертого этапа «Эксплуатация (использование) продукции» понятно из его названия. Предприятие-изготовитель должно на этом этапе помочь потребителю в осуществлении монтажа и ввода в эксплуатацию своей продукции или, по крайней мере, снабдить потребителя четкими инструкциями по монтажу и эксплуатации этой продукции.
На первом – четвертом этапах международные стандарты ИСО серии 9000 рассматривают продукцию как преднамеренную. Управление качеством продукции на этих этапах должно производиться по требованиям стандартов ИСО серии 9000.
Информация о работе Шпаргалка по "Управление качеством в России"