Российский опыт управления качеством

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 11:23, доклад

Краткое описание

Говоря о передовом опыте в области управления качеством, нельзя не вспомнить об отечественной практике совершенствования качества.
Какие концепции повышения качества существовали в нашей стране?
Концепция БИП (Бездефектного Изготовления Продукции)
Концепция КАНАРСПИ (Качество, Надежность, Ресурс с Первых Изделий)
Концепция НОРМ
Концепция КСУКП (Комплексная система управления качеством продукции)
Что такое БИП?

Файлы: 1 файл

опыт управления качеством.docx

— 106.28 Кб (Скачать)

Российский  опыт управления качеством.

 

Говоря о передовом  опыте в области управления качеством, нельзя не вспомнить об отечественной  практике совершенствования качества.

 

Какие концепции повышения  качества существовали в нашей стране?

Концепция БИП (Бездефектного  Изготовления Продукции)

Концепция КАНАРСПИ (Качество, Надежность, Ресурс с Первых Изделий)

Концепция НОРМ

Концепция КСУКП (Комплексная  система управления качеством продукции)

Что такое БИП?

 

БИП — это концепция  бездефектной работы, которая нашла  свое отражение в Саратовской  системе бездефектного изготовления продукции, внедрённой на предприятиях Саратовской области в 1955 г.

 

В основу этой системы был  положен механизм активизации участников производственного процесса, стимулирующий  их к выявлению и устранению не дефектов продукции, а их причин. После  повторного предъявления продукции  рабочий лишался премии.

 

Неотвратимость наказания  заставляла рабочего строже соблюдать  технологическую дисциплину и предъявлять  претензии мастеру, инструментальной службе, службе главного механика, если причиной дефекта были некачественные материалы, инструмент или оборудование.

 

 

Что такое КАНАРСПИ?

 

Система КАНАРСПИ была внедрена на Горьковском авиационном заводе. Признанная лучшей в стране, система  базировалась на следующих принципах:

универсальность (возможность  использования в других отраслях промышленности)

комплексное обеспечение  качества продукции 

проведение исследований, направленных на повышение качества продукции и развитие опытно-конструкторских  служб предприятия 

организация всестороннего  учета качества выпускаемой продукции 

концентрация внимания на качестве продукции на стадии ее разработки

привлечение к совершенствованию  продукции потребителей

Что такое НОРМ?

 В середине 1960-х гг. на Ярославском моторном заводе  «Автодизель» была внедрена система НОРМ, в которой за критерий качества был принят один из важнейших технических параметров — ресурс до первого капитального ремонта.

 

Особое внимание уделялось  разработке конструкции и технологии, обеспечивающих повышение технического уровня и качества двигателя. В системе НОРМ были использованы и развиты основные элементы Саратовской и Горьковской систем управления качеством выпускаемой продукции.

 

В чем заключалась специфика  Российского опыта управления качеством?

 

Специфика управления качеством  в России заключалась в том, что  эффективные системы управления качеством создавались на предприятиях военно-промышленного комплекса  (ВПК). Именно в ВПК были распространены методы обеспечения качества на стадиях исследования и проектирования новой продукции, статистический контроль качества с применением контрольных карт, специальные стандарты. В недрах ВПК родились КСУКП (комплексные системы управления качеством продукции, в том числе автоматизированные).

 

Что такое КСУКП?

 

В первой половине 1970-х гг. в результате совместного научно-производственного  эксперимента предприятий Львовской  области, ВНИИ стандартизации Госстандарта СССР и научно-производственного  объединения «Система» была разработана  и прошла апробацию комплексная  система управления качеством продукции.

 

Главная цель системы заключалась  в обеспечении высоких и устойчивых темпов роста качества продукции, выпускаемой  предприятием, за счет:

создания и освоения новых  высококачественных видов продукции;

своевременной постановки на производство новой продукции;

снятия с производства морально устаревшей продукции;

улучшения показателей качества выпускаемой продукции путем  ее совершенствования и модернизации.

А какие недостатки были у отечественных систем управления качеством?

 

Практика использования  в советской промышленности комплексных  систем управления качеством выявила  их многочисленные недостатки, которые  не позволяли изготавливать конкурентоспособную  продукцию. К числу таких недостатков  следует отнести:

слабое методическое руководство  со стороны отраслевых и головных организаций по стандартизации и  управлению качеством 

пассивность руководителей  предприятий в вопросах создания и совершенствования систем управления качеством 

формальное отношение  к организации систем управления качеством 

недооценку роли обучения персонала методам управления качеством 

работу по управлению качеством  возглавляли отделы технического контроля, а не первые руководители предприятия, что создавало противоречия между  руководителями и ОТК при работе «на план» и «за качество» 

недостаточность стимулирования производства высококачественной продукции 

недостаточный уровень материально-технического, технологического и метрологического обеспечения производства

 Главным же недостатком  российских систем управления  качеством следует считать то, что они не были ориентированы  на потребителя. 

 

Однако опыт показал, что  именно такого рода системы являлись тем инструментом, с помощью которого можно было создать эффективный  механизм управления качеством продукции.

 

В каком положении Россия находится сейчас?

 

К сожалению, в настоящее  время немногие российские товары и  услуги выдерживают конкуренцию  на мировом рынке. Однако активное использование  собственного и зарубежного опыта  в области управления качеством  может дать позитивные результаты в  самом ближайшем будущем.

 

Как мы уже отмечали, в  последние годы в нашей стране на конкурсной присуждается премия Правительства  РФ в области качества. При разработке Российской премии по качеству одновременно решались две задачи:

Обеспечение совместимости  с зарубежными премиями.

Максимально возможный учет российской специфики.

 Причем, приоритетной  являлась первая задача, что было  обусловлено, во-первых, необходимостью  интеграции российской экономики  в мировую, а во-вторых, обеспечением  российским предприятиям возможности  сравнения результатов их деятельности  в области совершенствования  качества с лучшими зарубежными  достижениями в этой сфере.  В качестве примера учета российской  специфики можно привести замену  критерия «воздействие на общество»  EFQM на актуальные для россиян  критерии «Безопасность продукции  (услуг)» и «Экологичность продукции (услуг)».

 

По каким критериям  оценивается качество работы организации  в рамках Российского конкурса качества?

 

В рамках Российского конкурса качества организации оцениваются  по следующим девяти критериям:

Роль руководства в  организации работ (100 баллов).

Использование потенциала персонала (120 баллов).

Планирование в области  качества (100 баллов).

Рациональное использование  ресурсов (100 баллов).

Управление технологическими процессами (130 баллов).

Удовлетворенность персонала  работой в организации (90 баллов).

Удовлетворенность потребителей (180 баллов).

Результаты деятельности организации (120 баллов).

Безопасность продукции  для общества (60 баллов).

 Нетрудно заметить, что  первые пять критериев относятся  к предпосылкам успешной деятельности  организации в области качества, а последние четыре — к результатам.  Общая балльная оценка первой  группы критериев составляет 550 баллов, а второй — 450 баллов, что говорит  о стремлении активизировать  работу российских организаций  в области совершенствования  внутрифирменной деятельности, связанной  с качеством. 

 

Что может дать нашему предприятию  участие в Российском конкурсе качества?

 

Участие в конкурсе качества привлекательно, прежде всего, своей  престижностью. На уровне общества присуждение  премии качества — это признание  заслуг организации в области  совершенствования качества. Приз с  эмблемой Российской премии по качеству и диплом — это фактически сертификат лидерства вашего предприятия в  области управления качеством, умелое использование которого в различных  мероприятиях (прежде всего в рекламе) может значительно повысить конкурентоспособность  продукции и самого предприятия.

 

1.5. Опыт управления качеством во  Франции

 

Во Франции концепция  общефирменного управления качеством  появилась и получила свое развитие в исследовательском центре фирмы  IBM-France в 1980 году. Она основывалась на 4 базовых положениях:

 

• принимается единое для  всех работников фирмы определение  качества (как соответствие изделий  или услуг потребности внешних  или внутренних заказчиков) и исходя из этого формулируется политика качества (как предоставление в установленные сроки в распоряжение заказчиков конкурентоспособных изделий, которые не имели бы дефектов);

 

• осуществляется профилактика брака, направленная на создание предпосылок  «делать хорошо с первого раза». При этом в новых процессах  следует предвидеть узкие места  во избежание аварий или дисфункций;

 

• измеряется качество не только в технических подразделениях, но и в службах финансовой, управленческой, снабжения, сбыта и т. п., для чего на всех участках производства предварительно устанавливаются единицы измерения  качества;

 

• организуется бездефектная работа, ориентированная на постоянное улучшение всех процессов производства, а не на приемлемый уровень качества.

 

Для претворения на практике этих положений в фирме соблюдают 3 принципа управления:

 

• сознательное участие  дирекции и всех руководящих работников в обеспечении качества;

 

• мобилизация всего персонала  фирмы на участие в деятельности по улучшению качества конечной продукции;

 

• проведение работы по улучшению  качества во всех структурных подразделениях предприятия, а не только в технической  сфере.

 

Например, политика фирмы  «Дофинуаз Томсон» в области качества, проводящаяся в течение многих лет, основывается на постоянном анализе затрат на обеспечение качества и изыскании средств для их снижения.

 

По мнению президента консультационной фирмы «Эрокии», подход к проблеме качества несколько лет тому назад отличался крайней узостью. Предприниматели вкладывали средства преимущественно в оборудование, уделяя мало внимания повышению квалификации персонала.

 

 

Президент фирмы считает, что для того, чтобы предприятие  могло выжить, ему нужно мобилизовать интеллектуальный потенциал персонала  и установить отношения типа «клиент  – поставщик» на всех уровнях как  внутри предприятия, так и в области  его внешних связей. Для этого  необходимо хорошо знать запросы  потребителя.

 

В отношении проблемы применения различных моделей обеспечения качества президент фирмы считает, что не следует механически переносить решения, пригодные для одного предприятия, в практику другого. Каждое предприятие должно разрабатывать собственную модель с учетом своих особенностей. Внедрению программ повышения качества должно предшествовать детальное ознакомление с ним персонала предприятия, который должен принять их. Отмечается, что низовые звенья обычно активнее других реагируют на предложение работать по-новому.

 

По мнению специалистов этой фирмы, в основе современной концепции  обеспечения качества лежат следующие 4 принципа.

 

1. Принцип соответствия, состоящий в том, что качество  продукции каждого подразделения  предприятия измеряется степенью  удовлетворения потребностей другого  подразделения, которое использует  эту продукцию в своей работе. Отношения типа «клиент – поставщик»  распространяются на все предприятие.  Таким образом, на протяжении  цикла от закупки комплектующих  материалов до послепродажного  обслуживания создается сеть  «цепочек качества», любое слабое  звено которой подрывает надежность  всей системы.

 

2. Принцип предупреждения  брака, заключающийся, по расчетам  специалистов, в том, что 1 франк,  израсходованный на предупреждение  брака, приносит от 2 до 20 франков  экономии в результате сокращения  выпуска бракованной продукции.  Значительный размер экономии  объясняется тем, что предупреждение  брака на более ранней стадии  позволяет избежать последующего  нарастания убытков по мере  продвижения бракованной детали  по технологической цепочке.

 

3. Принцип совершенствования,  предполагающий постоянный поиск  путей, обеспечивающих дальнейшее  повышение качества и снижение  показателей брака. Предприятия,  которые не продвигаются вперед  в решении проблемы качества, в итоге неизбежно отстают  от своих конкурентов. Поэтому  каждое подразделение должно  ставить перед собой цель достигнуть  конкретных результатов в области  качества в точно установленные  сроки (намеченные цели должны  быть понятны всем членам коллектива).

 

4. Принцип измерения, заключающийся  в том, что при решении проблемы  качества упор делается на те виды деятельности, которые можно измерить. Выбор показателей входит в компетенцию каждой отдельно взятой службы.

 

К 4 основным принципам можно  добавить еще один – привлечение  персонала к принятию ответственных  решений.

 

Системный подход к управлению качеством во Франции был обозначен  назначением в 1986 году правительством генерального представителя Французской  ассоциации кружков качества (AFCERQ) уполномоченным по вопросам качества при кабинете премьер-министра. Это положило начало правительственной деятельности в  области комплексного управления качеством.

 

Правительственные круги  Франции на протяжении нескольких лет  проводят политику поддержки мелких предприятий, особенно в области  автоматизации, внедрения новых  технологий, обеспечения качества. Это вызвано тем, что мелкие и  средние предприятия не имеют  достаточных средств для проведения исследовательских работ и прогнозирования. Очень часто им не хватает разработчиков, а руководство не располагает временем для сбора информации и ее анализа. Помощь правительственных органов обычно заключается в диагностике причин основных отказов выпускаемой продукции и информировании об этом руководства фирм.

Информация о работе Российский опыт управления качеством