Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 11:23, доклад
Говоря о передовом опыте в области управления качеством, нельзя не вспомнить об отечественной практике совершенствования качества.
Какие концепции повышения качества существовали в нашей стране?
Концепция БИП (Бездефектного Изготовления Продукции)
Концепция КАНАРСПИ (Качество, Надежность, Ресурс с Первых Изделий)
Концепция НОРМ
Концепция КСУКП (Комплексная система управления качеством продукции)
Что такое БИП?
Российский опыт управления качеством.
Говоря о передовом опыте в области управления качеством, нельзя не вспомнить об отечественной практике совершенствования качества.
Какие концепции повышения качества существовали в нашей стране?
Концепция БИП (Бездефектного Изготовления Продукции)
Концепция КАНАРСПИ (Качество, Надежность, Ресурс с Первых Изделий)
Концепция НОРМ
Концепция КСУКП (Комплексная система управления качеством продукции)
Что такое БИП?
БИП — это концепция
бездефектной работы, которая нашла
свое отражение в Саратовской
системе бездефектного
В основу этой системы был положен механизм активизации участников производственного процесса, стимулирующий их к выявлению и устранению не дефектов продукции, а их причин. После повторного предъявления продукции рабочий лишался премии.
Неотвратимость наказания заставляла рабочего строже соблюдать технологическую дисциплину и предъявлять претензии мастеру, инструментальной службе, службе главного механика, если причиной дефекта были некачественные материалы, инструмент или оборудование.
Что такое КАНАРСПИ?
Система КАНАРСПИ была внедрена
на Горьковском авиационном
универсальность (возможность использования в других отраслях промышленности)
комплексное обеспечение качества продукции
проведение исследований, направленных на повышение качества продукции и развитие опытно-конструкторских служб предприятия
организация всестороннего учета качества выпускаемой продукции
концентрация внимания на качестве продукции на стадии ее разработки
привлечение к совершенствованию продукции потребителей
Что такое НОРМ?
В середине 1960-х гг.
на Ярославском моторном
Особое внимание уделялось разработке конструкции и технологии, обеспечивающих повышение технического уровня и качества двигателя. В системе НОРМ были использованы и развиты основные элементы Саратовской и Горьковской систем управления качеством выпускаемой продукции.
В чем заключалась специфика Российского опыта управления качеством?
Специфика управления качеством
в России заключалась в том, что
эффективные системы управления
качеством создавались на предприятиях
военно-промышленного
Что такое КСУКП?
В первой половине 1970-х гг.
в результате совместного научно-
Главная цель системы заключалась
в обеспечении высоких и
создания и освоения новых высококачественных видов продукции;
своевременной постановки на производство новой продукции;
снятия с производства морально устаревшей продукции;
улучшения показателей качества
выпускаемой продукции путем
ее совершенствования и
А какие недостатки были у отечественных систем управления качеством?
Практика использования
в советской промышленности комплексных
систем управления качеством выявила
их многочисленные недостатки, которые
не позволяли изготавливать
слабое методическое руководство со стороны отраслевых и головных организаций по стандартизации и управлению качеством
пассивность руководителей предприятий в вопросах создания и совершенствования систем управления качеством
формальное отношение к организации систем управления качеством
недооценку роли обучения персонала методам управления качеством
работу по управлению качеством возглавляли отделы технического контроля, а не первые руководители предприятия, что создавало противоречия между руководителями и ОТК при работе «на план» и «за качество»
недостаточность стимулирования производства высококачественной продукции
недостаточный уровень материально-
Главным же недостатком российских систем управления качеством следует считать то, что они не были ориентированы на потребителя.
Однако опыт показал, что именно такого рода системы являлись тем инструментом, с помощью которого можно было создать эффективный механизм управления качеством продукции.
В каком положении Россия находится сейчас?
К сожалению, в настоящее время немногие российские товары и услуги выдерживают конкуренцию на мировом рынке. Однако активное использование собственного и зарубежного опыта в области управления качеством может дать позитивные результаты в самом ближайшем будущем.
Как мы уже отмечали, в последние годы в нашей стране на конкурсной присуждается премия Правительства РФ в области качества. При разработке Российской премии по качеству одновременно решались две задачи:
Обеспечение совместимости с зарубежными премиями.
Максимально возможный учет российской специфики.
Причем, приоритетной
являлась первая задача, что было
обусловлено, во-первых, необходимостью
интеграции российской
По каким критериям оценивается качество работы организации в рамках Российского конкурса качества?
В рамках Российского конкурса качества организации оцениваются по следующим девяти критериям:
Роль руководства в организации работ (100 баллов).
Использование потенциала персонала (120 баллов).
Планирование в области качества (100 баллов).
Рациональное использование ресурсов (100 баллов).
Управление технологическими процессами (130 баллов).
Удовлетворенность персонала работой в организации (90 баллов).
Удовлетворенность потребителей (180 баллов).
Результаты деятельности организации (120 баллов).
Безопасность продукции для общества (60 баллов).
Нетрудно заметить, что
первые пять критериев
Что может дать нашему предприятию участие в Российском конкурсе качества?
Участие в конкурсе качества привлекательно, прежде всего, своей престижностью. На уровне общества присуждение премии качества — это признание заслуг организации в области совершенствования качества. Приз с эмблемой Российской премии по качеству и диплом — это фактически сертификат лидерства вашего предприятия в области управления качеством, умелое использование которого в различных мероприятиях (прежде всего в рекламе) может значительно повысить конкурентоспособность продукции и самого предприятия.
1.5. Опыт управления качеством во Франции
Во Франции концепция общефирменного управления качеством появилась и получила свое развитие в исследовательском центре фирмы IBM-France в 1980 году. Она основывалась на 4 базовых положениях:
• принимается единое для всех работников фирмы определение качества (как соответствие изделий или услуг потребности внешних или внутренних заказчиков) и исходя из этого формулируется политика качества (как предоставление в установленные сроки в распоряжение заказчиков конкурентоспособных изделий, которые не имели бы дефектов);
• осуществляется профилактика брака, направленная на создание предпосылок «делать хорошо с первого раза». При этом в новых процессах следует предвидеть узкие места во избежание аварий или дисфункций;
• измеряется качество не только
в технических подразделениях, но
и в службах финансовой, управленческой,
снабжения, сбыта и т. п., для чего
на всех участках производства предварительно
устанавливаются единицы
• организуется бездефектная работа, ориентированная на постоянное улучшение всех процессов производства, а не на приемлемый уровень качества.
Для претворения на практике этих положений в фирме соблюдают 3 принципа управления:
• сознательное участие дирекции и всех руководящих работников в обеспечении качества;
• мобилизация всего персонала фирмы на участие в деятельности по улучшению качества конечной продукции;
• проведение работы по улучшению качества во всех структурных подразделениях предприятия, а не только в технической сфере.
Например, политика фирмы «Дофинуаз Томсон» в области качества, проводящаяся в течение многих лет, основывается на постоянном анализе затрат на обеспечение качества и изыскании средств для их снижения.
По мнению президента консультационной фирмы «Эрокии», подход к проблеме качества несколько лет тому назад отличался крайней узостью. Предприниматели вкладывали средства преимущественно в оборудование, уделяя мало внимания повышению квалификации персонала.
Президент фирмы считает, что для того, чтобы предприятие могло выжить, ему нужно мобилизовать интеллектуальный потенциал персонала и установить отношения типа «клиент – поставщик» на всех уровнях как внутри предприятия, так и в области его внешних связей. Для этого необходимо хорошо знать запросы потребителя.
В отношении проблемы применения различных моделей обеспечения качества президент фирмы считает, что не следует механически переносить решения, пригодные для одного предприятия, в практику другого. Каждое предприятие должно разрабатывать собственную модель с учетом своих особенностей. Внедрению программ повышения качества должно предшествовать детальное ознакомление с ним персонала предприятия, который должен принять их. Отмечается, что низовые звенья обычно активнее других реагируют на предложение работать по-новому.
По мнению специалистов этой фирмы, в основе современной концепции обеспечения качества лежат следующие 4 принципа.
1. Принцип соответствия,
состоящий в том, что качество
продукции каждого
2. Принцип предупреждения
брака, заключающийся, по
3. Принцип совершенствования,
предполагающий постоянный
4. Принцип измерения,
К 4 основным принципам можно добавить еще один – привлечение персонала к принятию ответственных решений.
Системный подход к управлению качеством во Франции был обозначен назначением в 1986 году правительством генерального представителя Французской ассоциации кружков качества (AFCERQ) уполномоченным по вопросам качества при кабинете премьер-министра. Это положило начало правительственной деятельности в области комплексного управления качеством.
Правительственные круги Франции на протяжении нескольких лет проводят политику поддержки мелких предприятий, особенно в области автоматизации, внедрения новых технологий, обеспечения качества. Это вызвано тем, что мелкие и средние предприятия не имеют достаточных средств для проведения исследовательских работ и прогнозирования. Очень часто им не хватает разработчиков, а руководство не располагает временем для сбора информации и ее анализа. Помощь правительственных органов обычно заключается в диагностике причин основных отказов выпускаемой продукции и информировании об этом руководства фирм.