Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 11:23, доклад
Говоря о передовом опыте в области управления качеством, нельзя не вспомнить об отечественной практике совершенствования качества.
Какие концепции повышения качества существовали в нашей стране?
Концепция БИП (Бездефектного Изготовления Продукции)
Концепция КАНАРСПИ (Качество, Надежность, Ресурс с Первых Изделий)
Концепция НОРМ
Концепция КСУКП (Комплексная система управления качеством продукции)
Что такое БИП?
Французская ассоциация по стандартизации (AFHOR) пропагандирует эффективные методы управления качеством.
Одним из наиболее популярных
и эффективных методов по праву
считается метод
Большая роль отводится во Франции такому направлению обеспечения качества, как сертификация продукции с последующим присвоением ей сертификационного знака.
В 1986 году по инициативе Национального совета французских предпринимателей и при участии других организаций состоялся коллоквиум на тему «Общефирменный контроль качества». Все эксперты, принимавшие в нем участие, сошлись во мнении, что для реализации плана общефирменного контроля качества необходимы личное участие главы предприятия и поддержка руководством деятельности кружков качества.
Была предложена следующая схема внедрения общефирменного контроля качества:
• проведение диагностики качества экспертами со стороны или группой главных специалистов фирмы, но по методике, предложенной внешними экспертами, что позволит руководству выявить недостатки и возможности фирм в конкурентной борьбе;
• привлечение к управлению
качеством работников всех звеньев
производства. Тогда руководитель приходит
к мысли, что общефирменный контроль
качества подразумевает участие
всех, а создание небольших инициативных
групп (кружков качества, групп улучшения
качества и пр.) может привнести
на предприятие более действенный
и гибкий стиль управления, при
котором работники звена
• создание кружков качества среди работников низовых структур.
Оригинальная Политика в области качества была в начале 1980-х годов разработана в фирме «Бюлль», специализирующейся на производстве средств вычислительной техники, применяемых в системах обработки информации. Она в основном соответствует положениям французского стандарта Х50-109 в области качества продукции.
Необходимость совершенствования
работы по улучшению качества продукции
в этой фирме была связана с
потерей ею позиций на рынке вследствие
конкуренции с японскими и
американскими фирмами –
В настоящее время обеспечение качества продукции осуществляется по принципу «пяти олимпийских нулей»:
• ноль дефектов (все изделия должны соответствовать техническим условиям);
• ноль нарушений сроков поставки (изделия поставляются в установленные сроки);
• ноль времени хранения на складе (изготавливаются в сроки, указанные в договоре с заказчиком);
• ноль отказов (высокие показатели эксплуатационной готовности и надежности);
• ноль бесполезных бумаг.
Дирекция фирмы стремится
проводить опережающую, гибкую политику
руководства, направленную на повышение
компетентности всех сотрудников. Введена
должность директора по качеству,
который непосредственно
Директор по качеству и
его заместители 1 раз в течение
3 месяцев обсуждают работу действующих
в фирме структур обеспечения
и управления качеством в каждом
подразделении. Определяются главные
причины затрат на качество, для
чего службой качества проводится сбор
и обработка необходимой
Повышение конкурентоспособности продукции фирмы обеспечивается при выполнении одного из следующих условий:
• сохранение существующего уровня качества продукции с понижением ее стоимости;
• повышение качества продукции без изменения стоимости.
Программа фирмы «Анженос», производящей фото-, кино– и телеобъективы различного назначения, основана на следующих 4 положениях:
• знать, что такое качество продукции;
• понимать, что такое качественная продукция;
• принять бездефектное производство за норму работы;
• подписать обязательство о бездефектной работе.
Первые 3 положения программы
направлены на доведение до сведения
всех сотрудников фирмы
Одновременно руководители
всех уровней принимают
Борьба за всеобщее обеспечение качества предполагает, помимо прочих мероприятий, устранение или сокращение до минимума неисправностей оборудования.
Борьба за качество на мелких и средних предприятиях бывает труднее, чем на крупных, даже если последние не всегда преуспевают в решении вопроса качества.
Благодаря своей структуре мелкие и средние предприятия имеют свои преимущества, например более тесные отношения между рабочими, служащими и руководством сплачивают коллектив, создают благоприятный морально-психологический климат.
На таких предприятиях
могут быть выделены следующие основные
этапы подготовки к внедрению
системы управления качеством. Первый
этап – выработка стратегии. Анализ
экономического положения предприятия,
взаимоотношений с поставщиками
и потребителями позволяет
Второй этап – составление
плана обучения. Первой стадией обучения
является 20-часовой курс для высшего
руководящего персонала (генерального,
административного и
Третий этап – разработка системы управления качеством, ее обсуждение во всех подразделениях фирмы, документационное оформление и утверждение руководством фирмы.
Большое внимание французскими фирмами уделяется затратам на качество. По данным Французской ассоциации специалистов по качеству, расходы предприятия из-за выпуска некачественной продукции в пересчете на 1 рабочего составят 12 тыс. 860 франков в год, в США – $500-1000, в Великобритании – 180–250 фунтов стерлингов.
В настоящее время доказано, что расходы, связанные с выпуском некачественной продукции, могут составлять 4-25 % оборотных средств предприятия в зависимости от того, какая система обеспечения качества принята на предприятии. Наибольшие затраты (20–25 %) зафиксированы на тех предприятиях, где практикуется лишь контроль качества готовой продукции. Мероприятия по обеспечению качества на стадии производства ведут к снижению расходов (10–12 %). Наименьшие затраты (4–7 %) – на предприятиях, где действует общефирменная система управления качеством. Однако специалисты считают, что к этим расходам следует также прибавить затраты на профилактическое обслуживание оборудования и проведения мероприятий по предупреждению возникновения брака. Затраты предприятия на качество определяются общей суммой расходов. Основными элементами затрат на качество являются затраты на профилактику, контроль и оценку продукции и потери из-за недостатков в работе отдельных подразделений и служб.
Затраты на управленческий
аппарат, как правило, составляют значительную
часть расходов предприятия. Однако
средства измерения эффективности
работы управленческих подразделений
отсутствуют. Как показывает анализ,
стоимость некачественного
Для учета качества управления
французские специалисты
Измерение качества управления с помощью таблиц показателей дает достаточно полное представление об эффективности управления предприятием. Сводные таблицы являются большим подспорьем директору в управлении производством и составляют необходимый подготовительный этап в становлении кружков качества работников управления.
По данным Французской
ассоциации по промышленному контролю
и качеству, подавляющее большинство
(95 %) высших руководителей национальных
фирм рассматривают повышение
Широкомасштабные
Специалисты отмечают, что теория управления качеством развивается очень быстро, и, чтобы не отстать от конкурентов, предприниматели должны внимательно следить за последними достижениями в этой области. Продукция как таковая уже не является единственным объектом изучения для специалистов по качеству. Сегодня их внимание привлекает также производственный процесс, организация управления предприятием, мотивация персонала и маркетинг.
Многие руководители в будущем собираются налаживать комплексное управление качеством, охватывающее весь производственный цикл и все службы предприятия.
Итак, особенностями управления качеством продукции во Франции в настоящее время являются следующие положения.
1. Несмотря на успехи отдельных фирм (это относится в основном к автомобильной промышленности, производству и эксплуатации средств связи и телекоммуникаций, а также к фирмам с иностранным капиталом), современные подходы к менеджменту качества не нашли широкого применения, хотя их необходимость осознана многими.
2. Большую роль в
3. Большое внимание уделяется
учету расходов на качество, что
позволяет повысить
4. Среди современных методов
менеджмента качества во
1.6. Общеевропейский опыт управления качеством
Возникновение общего рынка в Европе в рамках ЕС дало толчок стандартизации продукции, систем качества и их сертификации в масштабах Европы.
В 1946 году образовалась Международная организация по стандартизации ISO (International Association of Standartization) как специализированная организация ООН с центром в Женеве. Вначале ISO занималась только унификацией продукции, анализируя и унифицируя национальные стандарты на продукцию.
В 1987 году была разработана серия стандартов ISO 9000, в основу которых положен стандарт Британской организации по стандартизации, который, в свою очередь, берет начало от американских стандартов на качество готовой продукции (MIL-Q9858), принятых в конце 1950-х годов Министерством обороны США. Эти стандарты были одобрены Британским институтом стандартов (British Standards Institution – BSI). Они получили обозначение BSI 5750 и были приняты в 1979 году для Великобритании.
ISO адаптировала этот стандарт и приняла серию стандартов ISO 9000 версии 1987 года. Эти стандарты пересматривались затем в 1994 и 2000 годах и явились основой развития работ в области качества не только в Европе, но и во всем мире.
В июне 1985 года европейцы заявили, что установят безбарьерную торговлю внутри ЕС с 1 января 1993 года. Никто не ожидал, что это удастся осуществить, но эта сложная задача, требующая компромиссов со стороны стран – членов ЕС и непопулярная в некоторых из них, была решена.
В процессе подготовки к
открытому общеевропейскому рынку
были выработаны единые стандарты, единые
подходы к технологическим