Российский опыт управления качеством

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 11:23, доклад

Краткое описание

Говоря о передовом опыте в области управления качеством, нельзя не вспомнить об отечественной практике совершенствования качества.
Какие концепции повышения качества существовали в нашей стране?
Концепция БИП (Бездефектного Изготовления Продукции)
Концепция КАНАРСПИ (Качество, Надежность, Ресурс с Первых Изделий)
Концепция НОРМ
Концепция КСУКП (Комплексная система управления качеством продукции)
Что такое БИП?

Файлы: 1 файл

опыт управления качеством.docx

— 106.28 Кб (Скачать)

 

Французская ассоциация по стандартизации (AFHOR) пропагандирует эффективные  методы управления качеством.

 

Одним из наиболее популярных и эффективных методов по праву  считается метод статистического  контроля производственного процесса. Его применение способствует сокращению затрат на качество, которое достигается  путем сокращения видов производственных операций и усовершенствования технологических  процессов, в результате чего изготавливаемая  продукция соответствует техническим  условиям. Статистический контроль производственного  процесса способствует повышению ответственности  изготовителя за каждую деталь. В настоящее  время метод статистического  контроля успешно применяется на многих предприятиях и является основным средством достижения бездефектного  производства.

 

Большая роль отводится во Франции такому направлению обеспечения  качества, как сертификация продукции  с последующим присвоением ей сертификационного знака.

 

В 1986 году по инициативе Национального  совета французских предпринимателей и при участии других организаций  состоялся коллоквиум на тему «Общефирменный контроль качества». Все эксперты, принимавшие  в нем участие, сошлись во мнении, что для реализации плана общефирменного контроля качества необходимы личное участие главы предприятия и  поддержка руководством деятельности кружков качества.

 

Была предложена следующая  схема внедрения общефирменного контроля качества:

 

• проведение диагностики  качества экспертами со стороны или  группой главных специалистов фирмы, но по методике, предложенной внешними экспертами, что позволит руководству  выявить недостатки и возможности  фирм в конкурентной борьбе;

 

• привлечение к управлению качеством работников всех звеньев  производства. Тогда руководитель приходит к мысли, что общефирменный контроль качества подразумевает участие  всех, а создание небольших инициативных групп (кружков качества, групп улучшения  качества и пр.) может привнести  на предприятие более действенный  и гибкий стиль управления, при  котором работники звена управления перепоручают небольшим группам  поиск решений разнообразных  проблем;

 

• создание кружков качества среди работников низовых структур.

 

Оригинальная Политика в  области качества была в начале 1980-х  годов разработана в фирме  «Бюлль», специализирующейся на производстве средств вычислительной техники, применяемых в системах обработки информации. Она в основном соответствует положениям французского стандарта Х50-109 в области качества продукции.

 

Необходимость совершенствования  работы по улучшению качества продукции  в этой фирме была связана с  потерей ею позиций на рынке вследствие конкуренции с японскими и  американскими фирмами – производителями  аналогичной продукции. Фирма вынуждена  была искать средства повышения качества своей продукции, одновременно проводя  модернизацию оборудования и технологии производства.

 

В настоящее время обеспечение  качества продукции осуществляется по принципу «пяти олимпийских нулей»:

 

• ноль дефектов (все изделия  должны соответствовать техническим  условиям);

 

• ноль нарушений сроков поставки (изделия поставляются в  установленные сроки);

 

• ноль времени хранения на складе (изготавливаются в сроки, указанные в договоре с заказчиком);

 

• ноль отказов (высокие  показатели эксплуатационной готовности и надежности);

 

• ноль бесполезных бумаг.

 

Дирекция фирмы стремится  проводить опережающую, гибкую политику руководства, направленную на повышение  компетентности всех сотрудников. Введена  должность директора по качеству, который непосредственно подчиняется  президенту фирмы. Проводятся совещания  рабочих групп, на которых специалисты  высказывают свою точку зрения по вопросам применения технологических  новшеств, обновления оборудования и  методов управления качеством. Больше внимания стало уделяться изучению рынка, поддерживаются постоянные контакты с заказчиками. Особое значение придается  технической подготовке и информированности  каждого работника фирмы.

 

Директор по качеству и  его заместители 1 раз в течение 3 месяцев обсуждают работу действующих  в фирме структур обеспечения  и управления качеством в каждом подразделении. Определяются главные  причины затрат на качество, для  чего службой качества проводится сбор и обработка необходимой информации. На ее основе осуществляется анализ, который  включает: идентификацию элементов  брака, оценку расходов, анализ основных причин, оценку возможности исправления  и определения индивидуальной рентабельности; если в результате анализа приходят к заключению, что главной причиной брака является недостаточная подготовка персонала к выполнению этих задач, проводят мероприятия по обучению.

 

 

Повышение конкурентоспособности  продукции фирмы обеспечивается при выполнении одного из следующих  условий:

 

• сохранение существующего  уровня качества продукции с понижением ее стоимости;

 

• повышение качества продукции  без изменения стоимости.

 

Программа фирмы «Анженос», производящей фото-, кино– и телеобъективы различного назначения, основана на следующих 4 положениях:

 

• знать, что такое качество продукции;

 

• понимать, что такое  качественная продукция;

 

• принять бездефектное производство за норму работы;

 

• подписать обязательство  о бездефектной работе.

 

Первые 3 положения программы  направлены на доведение до сведения всех сотрудников фирмы необходимости  бездефектного труда на каждом рабочем  месте. Четвертое положение предполагает принятие каждым сотрудником фирмы  письменного обязательства работать без дефектов. Такие обязательства  были подписаны большинством работников фирмы на общем собрании в присутствии заказчиков. Обязательство представляет собой бланк со стандартным текстом, в котором говорится, что работник обязуется работать без дефектов, для чего он будет контролировать выполняемую им работу и незамедлительно докладывать об обнаруженных несоответствиях своему непосредственному начальнику. Он обязуется также анализировать причины, мешающие выполнять работу в соответствии со спецификациями с первого раза, и обсуждать их со своим непосредственным начальником.

 

Одновременно руководители всех уровней принимают обязательства  устранять обнаруженные недостатки и все то, что мешает их подчиненным  выполнять работу в полном соответствии со спецификациями с первого раза.

 

Борьба за всеобщее обеспечение  качества предполагает, помимо прочих мероприятий, устранение или сокращение до минимума неисправностей оборудования.

 

Борьба за качество на мелких и средних предприятиях бывает труднее, чем на крупных, даже если последние  не всегда преуспевают в решении  вопроса качества.

 

Благодаря своей структуре  мелкие и средние предприятия  имеют свои преимущества, например более тесные отношения между рабочими, служащими и руководством сплачивают коллектив, создают благоприятный морально-психологический климат.

 

На таких предприятиях могут быть выделены следующие основные этапы подготовки к внедрению  системы управления качеством. Первый этап – выработка стратегии. Анализ экономического положения предприятия, взаимоотношений с поставщиками и потребителями позволяет определить основные задачи предприятия в области  повышения качества, сформулировать принципы и цели программы внедрения  системы управления качеством, а  также средства и методы ее реализации.

 

Второй этап – составление  плана обучения. Первой стадией обучения является 20-часовой курс для высшего  руководящего персонала (генерального, административного и технического директоров, руководителей основных подразделений, начальников цехов). Данный курс предусматривает базовую  подготовку в области управления качеством, определение основных целей  системы управления качеством предприятия, создание стратегического центра по ее внедрению.

 

Третий этап – разработка системы управления качеством, ее обсуждение во всех подразделениях фирмы, документационное оформление и утверждение руководством фирмы.

 

Большое внимание французскими фирмами уделяется затратам на качество. По данным Французской ассоциации специалистов по качеству, расходы предприятия  из-за выпуска некачественной продукции  в пересчете на 1 рабочего составят 12 тыс. 860 франков в год, в США  – $500-1000, в Великобритании – 180–250 фунтов стерлингов.

 

В настоящее время доказано, что расходы, связанные с выпуском некачественной продукции, могут составлять 4-25 % оборотных средств предприятия в зависимости от того, какая система обеспечения качества принята на предприятии. Наибольшие затраты (20–25 %) зафиксированы на тех предприятиях, где практикуется лишь контроль качества готовой продукции. Мероприятия по обеспечению качества на стадии производства ведут к снижению расходов (10–12 %). Наименьшие затраты (4–7 %) – на предприятиях, где действует общефирменная система управления качеством. Однако специалисты считают, что к этим расходам следует также прибавить затраты на профилактическое обслуживание оборудования и проведения мероприятий по предупреждению возникновения брака. Затраты предприятия на качество определяются общей суммой расходов. Основными элементами затрат на качество являются затраты на профилактику, контроль и оценку продукции и потери из-за недостатков в работе отдельных подразделений и служб.

 

Затраты на управленческий аппарат, как правило, составляют значительную часть расходов предприятия. Однако средства измерения эффективности  работы управленческих подразделений  отсутствуют. Как показывает анализ, стоимость некачественного управления может намного превосходить стоимость  некачественного производства.

 

Для учета качества управления французские специалисты предлагают пользоваться таблицей показателей  качества решения административных задач. Такие таблицы составляются для каждой управленческой единицы (службы, отдела и т. п.) предприятия. Ежемесячный подсчет показателей  позволяет выявить отрицательные  стороны в функционировании управленческой единицы. Недостатки разбираются на собрании персонала данного подразделения  в присутствии руководителей  смежных служб.

 

Измерение качества управления с помощью таблиц показателей  дает достаточно полное представление  об эффективности управления предприятием. Сводные таблицы являются большим  подспорьем директору в управлении производством и составляют необходимый  подготовительный этап в становлении  кружков качества работников управления.

 

По данным Французской  ассоциации по промышленному контролю и качеству, подавляющее большинство (95 %) высших руководителей национальных фирм рассматривают повышение качества как ключ к выживанию и дальнейшему  развитию.

 

Широкомасштабные пропагандистские кампании, проведенные различными государственными и общественными организациями, во многом способствовали изменению  отношения к проблеме качества, но главную роль сыграло осознание  его значения в обеспечении конкурентоспособности  французских товаров. Представители  крупных и средних фирм связывают  понятие качества с разработкой  и производством при минимальных  издержках наиболее полезных и максимально  удовлетворяющих потребителя товаров.

 

Специалисты отмечают, что  теория управления качеством развивается  очень быстро, и, чтобы не отстать  от конкурентов, предприниматели должны внимательно следить за последними достижениями в этой области. Продукция  как таковая уже не является единственным объектом изучения для специалистов по качеству. Сегодня их внимание привлекает также производственный процесс, организация  управления предприятием, мотивация  персонала и маркетинг.

 

Многие руководители в  будущем собираются налаживать комплексное  управление качеством, охватывающее весь производственный цикл и все службы предприятия.

 

Итак, особенностями управления качеством продукции во Франции  в настоящее время являются следующие  положения.

 

1. Несмотря на успехи  отдельных фирм (это относится  в основном к автомобильной  промышленности, производству и  эксплуатации средств связи и телекоммуникаций, а также к фирмам с иностранным капиталом), современные подходы к менеджменту качества не нашли широкого применения, хотя их необходимость осознана многими.

 

2. Большую роль в распространении  современных методов менеджмента  качества играют во Франции  государственные органы и общественные  объединения (Французская ассоциация  по стандартизации, Французская  ассоциация кружков качества  и др.).

 

3. Большое внимание уделяется  учету расходов на качество, что  позволяет повысить эффективность  работы фирм в области качества.

 

4. Среди современных методов  менеджмента качества во Франции  распространены кружки качества, статистический контроль производственных  процессов, сертификация продукции,  стремление к бездефектной работе, учет показателей работы подразделений  и фирмы в целом для управления  их работой.

1.6. Общеевропейский опыт  управления качеством

 

Возникновение общего рынка  в Европе в рамках ЕС дало толчок стандартизации продукции, систем качества и их сертификации в масштабах  Европы.

 

В 1946 году образовалась Международная  организация по стандартизации ISO (International Association of Standartization) как специализированная организация ООН с центром в Женеве. Вначале ISO занималась только унификацией продукции, анализируя и унифицируя национальные стандарты на продукцию.

 

В 1987 году была разработана  серия стандартов ISO 9000, в основу которых положен стандарт Британской организации по стандартизации, который, в свою очередь, берет начало от американских стандартов на качество готовой продукции (MIL-Q9858), принятых в конце 1950-х годов  Министерством обороны США. Эти  стандарты были одобрены Британским институтом стандартов (British Standards Institution – BSI). Они получили обозначение BSI 5750 и были приняты в 1979 году для Великобритании.

 

ISO адаптировала этот стандарт  и приняла серию стандартов ISO 9000 версии 1987 года. Эти стандарты  пересматривались затем в 1994 и 2000 годах и явились основой развития работ в области качества не только в Европе, но и во всем мире.

 

В июне 1985 года европейцы  заявили, что установят безбарьерную торговлю внутри ЕС с 1 января 1993 года. Никто не ожидал, что это удастся осуществить, но эта сложная задача, требующая компромиссов со стороны стран – членов ЕС и непопулярная в некоторых из них, была решена.

 

В процессе подготовки к  открытому общеевропейскому рынку  были выработаны единые стандарты, единые подходы к технологическим регламентам, гармонизированы национальные стандарты  на системы качества, созданные на основе стандартов ISO серии 9000, введены  в действие их европейские аналоги  – EN серии 29000. Большое значение придается  сертификации систем качества на соответствие этим стандартам, созданию авторитетного  европейского органа по сертификации в соответствии с требованиями стандартов EN серии 45000. Указанные стандарты  должны стать гарантами высокого качества, защитить миллионы потребителей от низкосортной продукции, стимулировать  производителей к новым достижениям  в области качества.

Информация о работе Российский опыт управления качеством