Повышение конкурентоспособности коммерческого предприятия (на примере ООО «Стоун-Сервис- Нева»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 13:22, курсовая работа

Краткое описание

Конечная цель всякой фирмы — победа в конкурентной борьбе. Победа не разовая, не случайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий фирмы. Достигается она или нет — зависит от конкурентоспособности товаров и услуг фирмы и от конкурентоспособности самого предприятия.
В современных условиях в России происходит усиление конкуренции, вследствие чего руководители предприятий находятся в постоянном поиске новых (адекватных условиям конкуренции) инструментов управления предприятиями и рычагов повышения конкурентоспособности.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1.Определение конкурентоспособности промышленного предприят …5
1.1.Понятие и сущность конкурентоспособности предприятия……………….5
1.2.Уровни конкурентоспособности предприятий ………………………..........7
Глава 2. Маркетинг промышленного предприятия в системе конкурентных взаимодействий ……………………………………………11
2.1.Конкурентные стратегии и преимущества предприят…………………….11
2.1.1.Конкурентные стратегии………………………………………………. 11
2.1.2.Система обеспечения конкурентоспособности ………………………….15
2.2.Диагностика состояния конкуренции на рынке потребительских товаров…………………………………………………………………………....17
Глава 3.Оценка конкурентоспособности предприятия ООО «Стоун-Сервис- Нева» ……………………………………………………………………………...22
3.1. Общая характеристика предприятия………………………………………22
3.2.Оценка конкурентоспособности «Стоун-Сервис- Нева» на рынке инструмента для камнеобработки ………………………………………………23
3.3. Рекомендации по повышению конкурентоспособности предприятия…..26
Заключение ……………………………………………………………………….29
Список используемой литературы ……………………………………………...31

Файлы: 1 файл

КР по менеджменту повышение конкурентоспособности.doc

— 191.00 Кб (Скачать)

Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Конечная  цель всякой фирмы — победа в  конкурентной борьбе. Победа не разовая, не случайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий фирмы. Достигается она или нет  — зависит от конкурентоспособности товаров и услуг фирмы и от конкурентоспособности самого предприятия.

     В современных условиях в России происходит усиление конкуренции, вследствие чего руководители предприятий находятся  в постоянном поиске новых (адекватных условиям конкуренции) инструментов управления предприятиями и рычагов повышения конкурентоспособности.

     Так, в течение первых тридцати лет  ХХ в. ситуация в обществе складывалась таким образом, что предприятиям удавалось достичь успеха, а значит, и обеспечить свою конкурентоспособность с минимальными издержками.

     Однако  с течением времени, с внедрением новых технологий, ускорением насыщения  спроса, интернационализацией и ростом конкуренции, и усилением государственного регулирования в промышленных отраслях отдельные оперативные способы и методы управления уже не приводили к увеличению объема продаж и повышению конкурентоспособности предприятий. Снижение накладных расходов, сокращение персонала, увеличение производительности и объединение операций не могли остановить падение прибыли.

     На  сегодняшний день столкновение интересов  товаропроизводителей в борьбе за получение  прибыли – естественный процесс  в конкурентной среде. Конкуренция, как основополагающая характеристика рынка, оказывает значительное влияние  на хозяйственную деятельность предприятия, заставляет его стремиться к превосходству над конкурентами, следовательно, обладать конкурентоспособностью.

     Оценка  конкурентоспособности предприятия  может прояснить сложившуюся  ситуацию, определить его положение  на рынке, выдвинуть решения назревших проблем в производстве, менеджменте или сбыте. Поэтому актуальность темы данной работы не вызывает сомнения.

     Предметом исследования в данной работе является деятельность предприятий по анализу  состояния конкуренции на рынке  потребительских товаров и, собственно, оценке их конкурентоспособности.

     Целью работы является выработка практических рекомендаций для эффективного использования  полученных знаний, путём детального изучения теоретических и практических аспектов данной проблемы, а также примеров, имевших место на современном рынке.

     Необходимо  поставить основные задачи работы:

  • рассмотрение теоретических основ маркетинга в системе конкурентных взаимодействий;
  • рассмотрение теоретических основ оценки конкурентоспособности предприятия;
  • оценка конкурентоспособности коммерческого предприятия на примере фирмы «Стоун-Сервис-Нева » (г. Санкт-Петербург);
  • выработка практических рекомендаций для ООО «Стоун-Сервис-Нева» по повышению конкурентоспособности.

     Первая  глава работы посвящена общему понятию конкурентоспособности промышленного предприятия.

     Вторая  глава работы посвящена теоретической  основе анализа конкуренции и  оценки конкурентоспособности предприятия.

     Третья  глава посвящена практической оценке конкурентоспособности на примере  фирмы ООО «Стоун-Сервис-Нева», действующей на территории Санкт-Петербурга. Выработаны рекомендации по формированию плана маркетинговых мероприятий по повышению уровня конкурентоспособности и развитию коммерческой сети на основе теоретических познаний и существующего опыта.

     Глава 1. Определение конкурентоспособности  промышленного      предприятия

    1. . Понятие и сущность конкурентоспособности предприятия 
 

     С середины 70-х годов понятие конкурентоспособности  становится одним из центральных  в оценке мирохозяйственных позиций России. В условиях жесткой конкуренции с импортными товарами, предприятиям необходимо освоить методы ведения конкурентной борьбы, соответствующие «рынку покупателя». Уровень конкурентоспособности предприятия должен стать барометром экономического состояния предприятия, одним из критериев оценки несостоятельности предприятий, в дополнение к уже существующим.

     Необходимо  отметить, что различают конкурентоспособность  товаров, товаропроизводителей, отраслей и стран. Между всеми этими  уровнями существует тесная взаимосвязь: страновая и отраслевая конкурентоспособность в конечном итоге зависят от способности конкретных производителей выпускать конкурентоспособные товары. Таким образом, в основе всех остальных уровней конкурентоспособности лежит «конкурентоспособность товара», то есть эта категория является базовой. «Конкурентоспособность товара может рассматриваться как степень привлекательности товара для потребителей, которая определяет возможность удовлетворения целого комплекса их требований» [5].

     Часто категорию «конкурентоспособность товара» приравнивают к категории «конкурентоспособность предприятия». Под конкурентоспособностью предприятия понимается его реальная и потенциальная способность, в реальных условиях, проектировать, изготавливать и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательны для потребителей, чем товары конкурентов. [5]

     Однако  конкурентоспособность товара является необходимым, но не достаточным условием конкурентоспособности предприятия. Предприятие может производить конкурентоспособную продукцию, но не быть конкурентоспособным. Ярким примером такой ситуации является состояние многих отечественных предприятий военно-промышленного комплекса.

     Проанализируем  некоторые определения категории  «конкурентоспособность предприятия»:

     «Конкурентоспособность  – это свойство объекта, характеризующегося степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности  по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Она  определяет способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке» [5].

     «Конкурентоспособность  промышленного предприятия –  это комплексная характеристика субъекта хозяйствования за определенный период времени в условиях конкретного  рынка, отражающая превосходство перед конкурентами по ряду определяющих показателей – финансово-экономических, маркетинговых, производственно-технологических, кадровых и экологических, а также способность субъекта к бескризисному функционированию и своевременной адаптации к изменяющимся условиям внешней среды».

     Таким образом, конкурентоспособность предприятия  рассматривается  как относительная  категория, то есть каждое предприятие  по тем или иным характеристикам  сопоставляется с конкурентами. Такой  методологический подход к оценке конкурентоспособности предприятия является довольно распространенным и достаточно удобным с точки зрения, как логического восприятия, так и математического описания.

     Практически все вышеприведенные определения  рассматривают категорию «конкурентоспособность предприятия» как величину постоянную, но она, как и множество других экономических категорий, не является таковой: в определенный период времени предприятие может быть конкурентоспособным, а в следующий период (при изменившейся конъюнктуре рынка и изменившейся внешней среды) – не конкурентоспособным. Т. е. конкурентоспособность предприятия – категория, зависящая от многих факторов и меняющаяся с течением времени.

     Принимая  во внимание уже существующие определения  конкурентоспособности предприятия, отметим, что данная категория должна отражать следующие позиции:

  • Конкурентоспособность предприятия – величина непостоянная.
  • Конкурентоспособность предприятия должна отражать возможности предприятия адаптироваться к постоянно меняющимся условиям внешней и внутренней среды.
  • Конкурентоспособность предприятия должна отражать возможность бескризисного функционирования.
  • Конкурентоспособность предприятия – сложный комплексный показатель, т. е. ее оценку нельзя свести к определению одного показателя.

     С учетом всего вышеперечисленного можно сформулировать следующее определение: конкурентоспособность предприятия – это комплексная характеристика предприятия, характеризующая его возможность в любой момент времени обеспечивать свои конкурентные преимущества и прибыльность, а также адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям внешней среды.

    1. Уровни  конкурентоспособности  предприятий
 

     В современной теории управления несколько  уровней конкурентоспособности. Каждому из них соответствуют свои подходы к организации управления.

     При первом уровне конкурентоспособности  предприятий менеджеры предприятий  или фирм рассматривают фактор управления как внутренне нейтральный. Они считают, что раз уж регулярный менеджмент в их компаниях был когда-то поставлен, то больше управление на конкурентоспособность никак не влияет. Любые дополнительные усилия на производстве или в управлении, по их мнению, — излишества.

     Такой подход может принести компании успех, если она сумеет найти на рынке  место, свободное от конкуренции. Обычно это характерно для малого предприятия или фирмы, ориентирующейся на нишу рынка.

     Характерные черты российских предприятий первого  уровня конкурентоспособности проявляются  в следующем:

  • понимание маркетинга как одной из функций управления в лучшем случае более важной, чем остальные. Отсюда и вера в безграничные возможности рекламы (особенно по телевидению) в продвижении продукта;
  • слепая приверженность примитивной ценовой конкуренции. Считается, что достаточно снизить цену (чем больше снизить — тем лучше) и любые проблемы со сбытом отпадут сами собой;
  • чуть ли не органическое неприятие исследования рынка. На таких предприятиях маркетинг воспринимается как чисто сбытовая работа.
  • недостаточное внимание квалификации и мотивации работников, вопросам управления персоналом. Здесь, как правило, высокая текучесть кадров.
  • непонимание роли фактора управления в целом. Ставка делается на то, что было целесообразным или хорошо зарекомендовало себя в прошлом.

     Доминирование в РФ компаний первого уровня конкурентоспособности обусловлено, с одной стороны, слабостью конкуренции на внутреннем рынке из-за его не насыщенности. С другой стороны, оно объясняется упорством,  с которым органы государственной власти всех уровней противятся банкротству явно неконкурентоспособных предприятий.

     Компании  второго уровня конкурентоспособности  стремятся сделать свои производственные и управленческие системы "внешне нейтральными". Это означает, что такие предприятия должны полностью соответствовать стандартам, установленным их основными конкурентами на конкретном рынке. Они пытаются воспроизвести у себя то, что делают фирмы-лидеры.

     Некоторые предприятия в РФ уже достигли второго уровня конкурентоспособности.

     К особенностям предприятий второго  уровня конкурентоспособности в РФ относятся:

  • превращение маркетинга в главную функцию управления. Эти компании обычно исповедуют концепцию маркетинга, ориентированного на продукт. Изучение рынка для них не пустой звук, а планомерная повседневная аналитическая работа;
  • стремление стать маркетингово ориентированными фирмами, в которых все процессы планирования и развития производства базируются уже на прогнозах сбыта, составляемых при участии службы исследования рынка;
  • более изощренные формы и методы конкуренции, где ценовая конкуренция вытесняется конкуренцией по качеству, уровню обслуживания потребителей;
  • изменение кадровой политики. Здесь руководители фирм стремятся пригласить на работу, если понадобится, управляющих и специалистов из других компаний этой же отрасли, полагаясь на их высокую квалификацию и профессиональные качества, без учета специфики конкретного предприятия или производства;
  • ориентация на наиболее распространенные, типовые управленческие технологии, обеспечивающие успех на рынке основным конкурентам.

     Однако  любая копия всегда хуже оригинала. На определенном этапе прямое заимствование передового опыта уже не прибавляет конкурентоспособности фирме.

     Отличительные черты компаний третьего уровня конкурентоспособности  проявляются в следующем:

  • в этих компаниях в центре внимания оказываются нужды и запросы потребителя, исповедуется концепция маркетинга, ориентированного на потребителя, а управление начинает активно содействовать развитию производственных систем;
  • производство же в компаниях, достигнувших третьего уровня конкурентоспособности, как бы "поддерживается изнутри". На его развитие сориентированы все другие подразделения организации;
  • любые нововведения, изменения в области производства продукции (ассортименте, качестве и т.п.) осуществляются здесь только тогда, когда есть уверенность в одобрении их конечными потребителями.

Информация о работе Повышение конкурентоспособности коммерческого предприятия (на примере ООО «Стоун-Сервис- Нева»)