Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 20:06, курсовая работа
Конкуренция (от лат. Concurrere - сталкиваться) - процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы изготовителей и поставщиков при реализации продукции, экономическое соперничество между обособленными товаропроизводителями или поставщиками товаров (услуг) за наиболее выгодные условия сбыта. Конкуренция и монополия образуют диалектическое единство, постоянно противостоят друг другу на рынке и являются неотъемлемыми элементами рыночной экономики.
Введение
1 Типы и виды конкуренции
2 Взаимосвязь конкуренции и менеджмента
3 Инновационный менеджмент как фактор конкуренции
4 Реклама — инструмент менеджеров в борьбе с конкурентами
5 Расчет финансово-экономической деятельности предприятия
6 Методология моделирования направлений стратегической конкурентоспособности предприятия на основе инновации
Заключение
Список использованной литературы
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УФИМСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АВИАЦИОННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра
Управления инновациями
Курсовая
работа
на тему:
«Повышение
уровня конкурентоспособности
предприятия на основе
инноваций»
года
обучения гр. Г15 — 616 М
Содержание
Введение | ||
1 | Типы и виды конкуренции | |
2 | Взаимосвязь конкуренции и менеджмента | |
3 | Инновационный менеджмент как фактор конкуренции | |
4 | Реклама — инструмент менеджеров в борьбе с конкурентами | |
5 | Расчет финансово- |
|
6 | Методология моделирования направлений стратегической конкурентоспособности предприятия на основе инновации | |
Заключение | ||
Список использованной литературы | ||
Приложения |
Введение
Конкуренция, в широком смысле этого слова, знакома любому человеку. Испокон веков в поведении людей, пытающихся достичь одну и ту же цель — будь то охота на зверя, любовь девушки, рыцарский турнир, богатства Амазонки или изготовление горшков для продажи на базаре, — наблюдалось соперничество в самых различных формах, от легких до кровопролитных. В примитивных формах соперничество и сейчас наблюдается в поведении детей: хочется быть самым сильным, выиграть в футбол и т.д. У амбициозных натур эта черта становится доминирующей.
Но если в поведении детей цель преобладания не меркантильна, то в поведении взрослых мотивы иные. Достижение цели соперником-конкурентом всегда приносит ему ощутимые преимущества в моральном и материальном выражении.
Исследование особенностей поведения людей широко используется в настоящее время для целей управления покупательским спросом на рынке и повышения тем самым конкурентоспособности отдельных товаров и фирм-производителей.
В экономике все гораздо сложнее. Цель соперничества — величина прибыли — приобретает определяющее значение в выборе средств ее достижения. Конкурс, к сожалению, не является единственным методом достижения победы над конкурентами.
В зависимости от уровня рассмотрения проблемы конкурентами в рыночной экономике выступают отдельные производители, производящие на продажу одинаковую продукцию, отрасли промышленности, страны, поставщики определенной продукции на мировой рынок. Все они преследуют одну и ту же цель: максимизацию прибыли путем завоевания предпочтений потребителей.
Исследованиями выявлен закон конкуренции, в соответствии с которым не только благодаря научно-техническому прогрессу в мире происходит объективный процесс повышения качества продукции и услуг и снижения их удельной цены. Закон конкуренции — закон спроса и предложения — приводит к объективному процессу «вымывания» с рынка некачественной и дорогой продукции. Предполагается, что при этом соблюдаются требования антимонопольного законодательства.
Конкуренция (от лат. Concurrere - сталкиваться) - процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы изготовителей и поставщиков при реализации продукции, экономическое соперничество между обособленными товаропроизводителями или поставщиками товаров (услуг) за наиболее выгодные условия сбыта. Конкуренция и монополия образуют диалектическое единство, постоянно противостоят друг другу на рынке и являются неотъемлемыми элементами рыночной экономики.
Конкуренция на рынке выступает в различных формах и осуществляется различными методами. По форме К. может быть внутриотраслевой и межотраслевой. В первом случае речь идет о К. между аналогичными товарами, удовлетворяющими одну и ту же потребность, но различающимися по цене, качеству или ассортименту. Такой вид конкуренции называют предметной или межфирменной. Во втором случае конкурируют между собой товары, удовлетворяющие различные конкретные потребности, т.е. речь здесь идет о борьбе за платежеспособный спрос населения и потребности производства.
Конкуренция, как соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров, неизбежна и порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого субъекта рынка, его полной зависимостью от хозяйственной конъюнктуры и противоборством с другими претендентами за наибольший доход. Борьба за экономическое выживание и процветание – закон рынка. Конкуренция (как и её противоположность – монополия) может существовать только при определённом состоянии рынка. Разные виды конкуренции зависят от определённых показателей состояния рынка. Основными показателями являются:
Классификация рыночного соперничества приведена на рисунке 1:
Совершенная (свободная) конкуренция основана на частной собственности и хозяйственной обособленности. Она предполагает, что на рынке имеется множество независимых фирм, самостоятельно решающих, что создавать и в каких количествах, а также:
Последнее условие предполагает возможность каждому гражданину стать свободным предпринимателем и применить свой труд и материальные средства в интересующей его отрасли хозяйства. Покупатели же должны быть свободны от всякой дискриминации и иметь возможность купить товары и услуги на любом рынке. Соблюдение же всех условий обеспечивает свободную связь между производителями и потребителями. Совершенная конкуренция является также условием формирования рыночного механизма образования цен и самонастройки экономической системы через достижение равновесного состояния, когда эгоистические побуждения отдельных индивидов к получению собственной экономической выгоды обращаются на благо всего общества. Нетрудно видеть, что ни один реальный рынок не удовлетворяет всем перечисленным условиям. Поэтому схема совершенной конкуренции имеет в основном теоретическое значение. Однако она является ключом к пониманию более реальных рыночных структур. И в этом ее ценность.
Несовершенная конкуренция существовала всегда, особенно обострилась в конце XIX – начале XX в. в связи с образованием монополий. В этот период происходит концентрация капитала, возникают акционерные общества, усиливается контроль за природными, материальными и финансовыми ресурсами. Монополизация экономики явилась закономерным следствием большого скачка в концентрации промышленного производства под воздействием научно-технического прогресса.
Термин «монополия» в буквальном смысле означает единственного продавца товара, но в современных условиях употребление этого термина вышло за рамки буквального понимания, и он используется для обозначения различных видов рыночных ситуаций, характерных для несовершенной конкуренции.
Монополия – исключительное право производства, промысла, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определённой группе лиц или государству. Это означает, что по своей природе монополия – прямая противоположность совершенной конкуренции. Монополистическая конкуренция характеризуется наличием монопольных цен и монопольных прибылей и носит весьма сложный характер. Во-первых, монополия в современных условиях обладает довольно точной информацией о потребителях и потенциальных конкурентах. Во-вторых, с помощью рекламы монополия оказывает существенное влияние на формирование спроса потребителей, так как для крупных монополий реклама является более доступной. В-третьих, монополия через каналы финансовых и политических связей оказывает воздействие на заказчика в лице государственных учреждений или на компанию контрагентов. Эти моменты, как правило, снижают уровень риска в процессе конкуренции и обеспечивают получение монопольной прибыли.
Через ценовую конкуренцию продавцы влияют на спрос главным образом посредством изменения в цене. Неценовая конкуренция минимизирует цену как фактор потребительского спроса, выделяя товары или услуги посредством продвижения, упаковки, поставки, сервиса, доступности. Чем уникальнее предложение продукции с точки зрения потребителей, тем больше свободы в установлении цен выше, чем у конкурирующих товаров (рис. 2 и 3).
При ценовой конкуренции продавцы двигаются по кривой спроса, повышая или понижая свою цену. Это гибкий инструмент маркетинга, поскольку цены можно быстро и легко изменить, учитывая факторы спроса, издержек или конкуренции. Однако из всех контролируемых переменных маркетинга конкурентам легче всего дублировать именно эту, что может привести к стратегии копирования или даже ценовой войне. Более того, правительство следит за ценовыми стратегиями.
Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров или предложение услуг по более низким ценам, чем др. конкуренты. В условиях цивилизованного рынка снижение цены происходит либо за счет снижения издержек производства, либо за счет уменьшения прибыли. Мелкие и средние фирмы, чтобы удержаться на данном рынке, обычно претендуют лишь на небольшую долю прибыли. Крупные монополии подчас вообще отказываются от получения прибыли, с тем, чтобы с помощью низких цен на соответствующий товар полностью вытеснить конкурентов с рынка, в дальнейшем повысить цены и тем самым компенсировать понесенные ранее убытки. Такой метод конкурентной борьбы использовала в свое время американская компания "Кока-Кола" при вторжении на рынки стран Латинской Америки, позже таким же образом японские фирмы продвигали свои товары в США и страны Западной Европы. В последнее время к ценовой конкуренции вновь возрос интерес в развитых странах в связи с внедрением ресурсосберегающей технологии и экономии на издержках производства.
При неценовой конкуренции продавцы перемещают кривые спроса потребителей, делая упор на отличительных особенностях свой продукции. Это позволяет фирме увеличить сбыт при данной цене или продавать первоначальное количество по более высокой (рис.3). Риск при этом связан с тем, что потребители могут не рассматривать предложения продавца как лучшие, чем у конкурентов. В этом случае они будут приобретать более дешевые товары, которые, по их мнению, аналогичны более дорогим.
Информация о работе Повышение уровня конкурентоспособности предприятия на основе инноваций