Оценка уровня конкурентоспособности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 20:35, курсовая работа

Краткое описание

Цель выпускной квалификационной работы - провести оценку уровня конкурентоспособности организации и предложить рекомендации по ее повышению.

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические основы анализа и оценки конкурентоспособности предприятия
1.1 Экономическая сущность конкурентоспособности предприятия
1.2 Методы и показатели оценки конкурентоспособности предприятия
1.3 Пути повышения конкурентоспособности предприятия
Глава 2. Анализ и оценка конкурентоспособности ЗАО «Востоктелеком»
2.1 Организационно-экономическая характеристика компании
2.2 Общий анализ конкурентоспособности компании
2.3 Оценка конкурентоспособности компании
Глава 3. Практические рекомендации по повышению конкурентоспособности ЗАО «Востоктелеком»
3.1 Пути повышения конкурентоспособности ЗАО «Востоктелеком»
3.2 Оценка конкурентоспособности ЗАО «Востоктелеком» при проведении рекламной компании
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

эконом2.docx

— 88.39 Кб (Скачать)

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретические основы анализа  и оценки конкурентоспособности  предприятия

1.1 Экономическая сущность конкурентоспособности  предприятия

1.2 Методы и показатели оценки  конкурентоспособности предприятия

1.3 Пути повышения конкурентоспособности  предприятия

Глава 2. Анализ и оценка конкурентоспособности  ЗАО «Востоктелеком»

2.1 Организационно-экономическая характеристика  компании

2.2 Общий анализ конкурентоспособности  компании

2.3 Оценка конкурентоспособности  компании

Глава 3. Практические рекомендации по повышению конкурентоспособности  ЗАО «Востоктелеком»

3.1 Пути повышения конкурентоспособности  ЗАО «Востоктелеком»

3.2 Оценка конкурентоспособности  ЗАО «Востоктелеком» при проведении рекламной компании

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Введение

Актуальность работы. Конечная цель любого предприятия - победа в конкурентной борьбе. Победа не разовая, не случайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий предприятия. Достигается она или нет - зависит  от конкурентоспособности предприятия, т.е. от того, насколько оно лучше  по сравнению с аналогами - продукцией и услугами других предприятий [39, с. 309].

Тема данного исследования является весьма актуальной пока на рынке товаров  и услуг фигурируют различные  фирмы-производители, борющиеся за внимание потребителя к своему товару, которое, по сути, является основой  их успешности, роста и процветания. Как взаимосвязанное явление, развивающиеся, сильные компании становятся поставщиками лучших, более дешевых товаров  и услуг, при отличающем их работу высоком уровне сервиса и внимания к желаниям и нуждам клиентов.

Конкурентоспособность в рыночной экономике является основным фактором коммерческого успеха предприятия. В свою очередь, зависит от качества менеджмента и конкурентоспособности  выпускаемой продукции, то есть от того, насколько она лучше аналогов - продукции, выпускаемой конкурирующими предприятиями.

Отсутствие необходимых теоретических  и практических знаний сложного механизма  обеспечения конкурентоспособности  товаров и услуг зачастую приводит к серьезным просчетам при  установлении цен, что ведет в  ряде случаев к существенным убыткам, а иногда и к банкротству предприятий.

Вместе с тем, политика многих предприятий  в области обеспечения конкурентоспособности  продукции и услуг нередко  оказывается недостаточно квалифицированной.

Разработка новых перспективных  стратегий обеспечения конкурентоспособности  становится в наше время все более  актуальной.

Вышесказанным и обусловлена актуальность настоящей работы.

Степень изученности проблемы. Теоретический  вклад в рассмотрение вопросов конкурентоспособности  предприятия внесли работы И. Ансоффа, В.Л. Белоусова, У.Г. Зинурова, Л.Р. Ильясова, А.Н. Литвиненко, М. Портера, А. Смита, Г.А. Яшевой и др.

Объектом исследования является предприятие  ЗАО «ВОСТОКТЕЛЕКОМ», основными  видами деятельности которого являются предоставление услуг связи (электросвязь).

Предметом исследования является процессы, механизмы и методы оценки конкурентоспособности  предприятия.

Цель выпускной квалификационной работы - провести оценку уровня конкурентоспособности  организации и предложить рекомендации по ее повышению.

Для реализации указанной цели в  рамках работы предусматривается решить следующие задачи:

раскрыть содержание конкурентоспособности  предприятий;

изучить пути и методы повышения  конкурентоспособности предприятий;

дать характеристику деятельности ЗАО «Востоктелеком» и провести анализ его конкурентных позиций;

предложить рекомендации по повышению  уровня конкурентоспособности ЗАО  «Востоктелеком».

Теоретической и методологической основой выпускной квалификационной работы явились труды отечественных  и зарубежных специалистов по проблемам  оценки и повышения конкурентоспособности  предприятия, а также различного рода справочная и энциклопедическая  литература.

Информационной базой послужили  данные ЗАО «ВОСТОКТЕЛЕКОМ». Таким  образом, исследование проводилось  с использованием данных о реальной производственно-экономической деятельности предприятий.

Научная новизна работы заключается  в том, что впервые теоретические  положения анализа и оценки конкурентоспособности  предприятия применены для ЗАО  «Востоктелеком».

Практическая значимость и апробация  результатов исследования состоит  в разработке рекомендаций по повышению  конкурентоспособности ЗАО «Востоктелеком».

В структурно-содержательном плане, выпускная  квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Первая глава посвящена рассмотрению общетеоретических вопросов анализа  и оценки конкурентоспособности  предприятия. В этой главе раскрывается экономическая сущность конкурентоспособности  предприятия, определяются методы и  показатели оценки конкурентоспособности  предприятия, а также пути повышения  конкурентоспособности предприятия.

Во второй главе дается характеристика предприятия ЗАО «Востоктелеком», проводится анализ его сферы деятельности, анализ технико-экономических и финансовых показателей, а также дается оценка уровня его конкурентоспособности.

В третьей главе представлены предложения  по повышению конкурентоспособности  ЗАО «ВОСТОКТЕЛЕКОМ».

Глава 1. Теоретические основы анализа и оценки конкурентоспособности предприятия

1.1 Экономическая сущность  конкурентоспособности предприятия

Конкурентоспособность предприятия - это относительная характеристика, которая выражает отличия развития данной фирмы от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребности людей и  по эффективности производственной деятельности. Конкурентоспособность  предприятия характеризует возможности  и динамику его приспособления к  условиям рыночной конкуренции [19, с. 303].

По-мнению Г.А. Яшевой, под конкурентоспособностью предприятия понимается экономическая категория, которая характеризует способность предприятия производить конкурентоспособную продукцию при лучшем, чем у конкурентов, использовании своего потенциала. При этом особенно важна способность предприятия оперативно и адекватно реагировать на изменения в поведении покупателей, их вкусов и предпочтений. Выход на рынок с конкурентоспособным товаром - лишь исходный момент в работе предприятия по освоению рынка и закреплению на нем [38, с. 20].

Конкурентоспособность предприятия  зависит от ряда таких факторов, как: конкурентоспособность товаров  предприятия на внешнем и внутреннем рынках; вид производимого товара; ёмкость рынка (количество ежегодных  продаж); лёгкость доступа на рынок; однородность рынка; конкурентные позиции  предприятий, уже работающих на данном рынке; конкурентоспособность отрасли; возможность технических новшеств в отрасли; конкурентоспособность  региона и страны.

Существуют общие принципы, которые  дают конкурентные преимущества производителям:

1. Нацеленность всех и каждого  работника на действие, на продолжение  начатого дела.

Близость предприятия к клиенту.

Создание автономии и творческой атмосферы на предприятии.

Рост производительности благодаря  использованию способностей людей  и их желанию работать.

Демонстрация важности общих для  предприятия ценностей.

Умение твёрдо стоять на своём.

Простота организации, минимум  уровней управления и служебного персонала.

Умение быть одновременно мягким и  жёстким. Держать под жёстким  контролем наиболее важные проблемы и передавать подчинённым менее  важные.

Как показывает мировая практика рыночных отношений, взаимосвязанное решение  этих проблем и использование  данных принципов гарантирует повышение  конкурентоспособности предприятия [6, с. 234].

По мере своего развития каждое предприятие  сталкивается с определёнными проблемами и задачами, преодоление и решение  которых осуществляются посредством  применения различных управленческих методик и технологий. Проанализировав  эти задачи, можно выявить ключевые характеристики или индикаторы конкурентоспособности  предприятия, отражающие состояния  предприятия по мере его развития.

Первая задача, которая возникает  у предприятия, функционирующего в  условиях рынка, это элементарное выживание  или способность оплачивать свои счета, т.е. обеспечение платежеспособности. Задача решается принятием экстренных мер по реализации уже произведенной  продукции, проведением ряда маркетинговых  мероприятий; анализа рынка, ассортимента, ценовой политики, методов продвижения. По достижении платёжеспособности возникает естественная задача достижения прибыльности деятельности. На этом этапе маркетинговые меры необходимо дополнить мерами экономическими (анализ затрат на производство, анализ себестоимости и ценообразования) и организационно-технологическими (анализ эффективности производства, технологичности и т.п.) [2, с. 75].

После решения насущных текущих  задач возникают задачи другого  уровня. Первой ключевой характеристикой  на втором уровне является стратегичность управления. Менеджмент компании после решения текущих задач должен сосредоточить своё внимание на более долгосрочных целях и задачах. Возникает задача понимания того, какой должна быть компания в средне- и долгосрочном будущем. Для её решения разрабатываются стратегическая концепция, стратегия предприятия и на основе SWOT - анализа и бизнес - планов, стратегии для каждого подразделения.

Выполнение этих двух условий должно запустить сложные процессы самоорганизации  и адаптации бизнеса в меняющихся внешних и внутренних условиях, обеспечить дополнительные конкурентные преимущества вследствие эффекта синергизма и  повысить уровень управляемости  и конкурентоспособности предприятия.

Представим взаимосвязь выявленных ключевых характеристик состояния  предприятия с его конкурентоспособностью и качеством менеджмента на рисунке 1.

1. Оперативный уровень управления  КСП:

Платежеспособность.

Прибыльность. (КСП продукции)

2. Стратегичность управления

3. Тактический уровень управления  КСП:

Адаптивность системы управления

4. Финансовая и управленческая  прозрачность

5. Управляемость бизнеса хозяйственного  состояния предприятия

6. Стратегический уровень управления  КСП:

7. Инвестиционная привлекательность

Рис. 1. Ключевые характеристики состояния  предприятия

Анализируя ключевые характеристики состояния предприятия и известные  полходы к оценке и повышению  его конкурентоспособности (КС), можно  сформулировать основные принципы концепции  обеспечения конкурентоспособности:

Задача обеспечения КС предприятия  включает обеспечение КС продукции  и собственно КС предприятия.

Следует выделить разные критерии КС предприятия в зависимости от горизонта планирования и управления на предприятии.

Основным показателем КС предприятия  на оперативном уровне является интегральный показатель КС продукции.

На тактическом уровне КС предприятия  обеспечивается его общим финансово-хозяйственным  состоянием и характеризуется комплексным  показателем его состояния.

На стратегическом уровне КС предприятия  характеризуется инвестиционной привлекательностью, критерием которой является рост стоимости бизнеса [19, с. 221].

Конкурентоспособность продукции  и конкурентоспособность предприятия-производителя  продукции соотносятся между  собой как часть и целое. Возможность  компании конкурировать на определённом товарном рынке непосредственно  зависит от конкурентоспособности  товара и совокупности экономических методов деятельности предприятия, оказывающих воздействие на результаты конкурентной борьбы.

Конкурентоспособность любого товара может быть определена только в результате его сравнения с другим товаром  и, следовательно, является относительным  показателем. Она отражает отличие  данного товара от товара конкурента по степени удовлетворения конкретных потребностей. Для того, чтобы выяснить конкурентоспособность какого-либо товара необходимо не просто сравнить его с другими товарами по степени  их соответствия конкретной потребности, но и учесть при этом затраты потребителя  на покупку и последующее использование  для удовлетворения своих потребностей.

Таким образом, под конкурентоспособностью понимается комплекс потребительских, стоимостных (ценовых) характеристик  товара, определяющих его успех на рынке, т.е. преимущество именно этого  товара над другими в условиях широкого предложения конкурирующих  товаров-аналогов. И поскольку за товарами стоят их изготовители, то можно с полным основанием говорить о конкурентоспособности соответствующих  предприятий, объединений, фирм, равно  как и стран, в которых они  базируются [4 с. 320].

С точки зрения Зинурова У.Г. и Ильясова Л.Р., конкурентоспособность определяется только теми свойствами, которые представляют взаимный интерес для покупателя (и гарантируют удовлетворение данной потребности). Все характеристики изделия, выходящие за рамки этих интересов, рассматриваются при оценке конкурентоспособности как не имеющие к ней отношения в данных конкретных условиях [15, с. 47].

Типовая схема оценки конкурентоспособности (по А.Н. Литвиненко) приведена в приложении (см. приложение 1, рисунок 1) [23, с. 61].

Высокое качество и конкурентоспособность  продукции обеспечиваются всей системой маркетинга - от конструирования, опытного и серийного производства до сбыта  и сервиса эксплуатируемых изделий, включая в числе других средства и методы управления и контроля качества, способы транспортирования и  хранения, установку (монтаж) и послепродажное обслуживание [7, с. 346].

Информация о работе Оценка уровня конкурентоспособности предприятия