Оценка уровня конкурентоспособности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 20:35, курсовая работа

Краткое описание

Цель выпускной квалификационной работы - провести оценку уровня конкурентоспособности организации и предложить рекомендации по ее повышению.

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические основы анализа и оценки конкурентоспособности предприятия
1.1 Экономическая сущность конкурентоспособности предприятия
1.2 Методы и показатели оценки конкурентоспособности предприятия
1.3 Пути повышения конкурентоспособности предприятия
Глава 2. Анализ и оценка конкурентоспособности ЗАО «Востоктелеком»
2.1 Организационно-экономическая характеристика компании
2.2 Общий анализ конкурентоспособности компании
2.3 Оценка конкурентоспособности компании
Глава 3. Практические рекомендации по повышению конкурентоспособности ЗАО «Востоктелеком»
3.1 Пути повышения конкурентоспособности ЗАО «Востоктелеком»
3.2 Оценка конкурентоспособности ЗАО «Востоктелеком» при проведении рекламной компании
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

эконом2.docx

— 88.39 Кб (Скачать)

среднеотраслевые показатели;

показатели любого конкурирующего предприятия или предприятия-лидера на рынке;

показатели оцениваемого предприятия  за прошлые отрезки времени.

В целях перевода показателей в  относительные величины используется 15-ти балловая шкала. При этом 5-ю  баллами оценивается показатель, имеющий значение хуже, чем базовый; 10-ю баллами - на уровне базового; 15-ю баллами - лучше, чем базовый.

Этап 2-й. Расчёт критериев конкурентоспособности  предприятия по представленным выше формулам.

Этап 3-й. Расчет коэффициента конкурентоспособности  предприятия (ККП) [18, с. 36].

Данная оценка конкурентоспособности  предприятия охватывает все наиболее важные оценки хозяйственной деятельности промышленного предприятии, исключает  дублирование отдельных показателей, позволяет быстро и объективно получить картину положения предприятия  на отраслевом рынке. Использование  в ходе оценки сравнения показателей  за разные промежутки времени дает возможность применять этот метод  как вариант оперативного контроля отдельных служб.

Данный метод является наиболее приемлемым в исследовании конкурентоспособности  нашего предприятия ЗАО «Востоктелеком».

Таким образом, успешность функционирования любой фирмы зависит, в конечном счете, от уровня конкурентоспособности  продукции, предлагаемой ею потребителям. Тем самым приходится признать необходимость  разработки четкой методологии оценки и управления конкурентоспособностью продукции, основанной на тесной взаимосвязи  общепризнанных законов экономики  и менеджмента, психологии и социологии, статистики и теории вероятностей, других наук.

1.3 Пути повышения конкурентоспособности  предприятия

Основное противоречие конкурентоспособности  можно сформулировать как противоречие между интересами производителя  и потребителя, которое в действительности подвергается корректировке в процессе реализации рыночных отношений потребителя  и производителя, в результате которой, продажа данного товара становится эффективной как для производителя, так и для потребителя. Осуществление  указанной корректировки возможно только при условии разрешения ряда проблем, обусловленных данным противоречием. Во-первых, оптимизации уровня цены товара, приемлемого для всех участников процесса производства и реализации продукции. Во-вторых, проблемы выпуска  изделий, удовлетворяющих новейшим требованиям научно-технического прогресса. В-третьих, проблемы создания инфраструктуры, необходимой для удовлетворения потребностей покупателя, но не представляющей особого интереса с точки зрения извлечения наивысшей прибыли для производителя [12, c. 108].

На основании определенной нами ранее двусторонней взаимосвязи  между различными уровнями конкурентоспособности  можно утверждать, что пути повышения  конкурентоспособности государства, отрасли и предприятия повышают и конкурентоспособность продукции.

B конкурентной политике относительно  товара принимаются во внимание, прежде всего, его функциональное  назначение, надежность, долговечность,  удобство использования, эстетичность  внешнего вида, и другие характеристики, то есть способность товара  удовлетворять совокупные потребности  покупателя лучше, чем товары-конкуренты. Создание такой потребительской  ценности товара, которая включала  бы в себя всю совокупность  свойства данного товара, а также  сопутствующих ему, является важнейшим  условием выживания на рынке.

Производитель, создавая конкурентоспособный  товар, применяет различные стратегии. Например:

добиться отличия товаров предприятия  в глазах покупателей от товаров  конкурентов;

выбрать из намеченных к производству товаров один, являющийся наиболее привлекательным для всех покупателей, и осуществить на этой основе прорыв на рынке;

отыскать новое применение выпускаемым  товарам;

своевременно изъять экономически неэффективный товар из сбытовой программы предприятия;

найти выход на новые рынки, как  со старыми, так и с новыми товарами;

осуществлять модификацию выпускаемых  товаров в соответствии с новыми вкусами и потребностями покупателей;

регулярно развивать и совершенствовать систему сервисного обслуживания реализуемых  товаров и систему стимулирования сбыта в целом.

Интерес представляет анализ конкретных шагов и действий, которые предпринимают  производственные и технические  лидеры высоко развитых государств для того, чтобы осуществить очередной рывок «за лидерство».

Это, прежде всего, относится к постоянному  обновлению ассортимента выпускаемой  продукции, безостановочной разработке и быстрому освоению новых образцов изделий и одновременному наращиванию  производительности труда, повышению  гибкости производства, эффективности, снижению всех видов издержек и затрат.

В международной практике считается  целесообразным выпускать не одно изделие, а их достаточно широкий параметрический  ряд, образующий ассортиментный набор [12, c. 110].

Чем обширнее параметрические ряды и ассортиментные наборы, тем выше вероятность того, что покупатель найдет для себя оптимальный вариант  закупки. Например, выпускают автопогрузчики одного и того же типа, но отличающиеся друг от друга грузоподъемностью, скоростью, радиусом разворота и тому подобное. Каждому потребителю с учетом конкретных условий его работы необходимы определенные эксплуатационные параметры  покупаемых автопогрузчиков, если продавец способен их обеспечить, покупка состоится, если нет - покупатель будет искать другого продавца.

Бесспорно, должен изучаться вопрос со стороны промышленной фирмы о  собственных возможностях обеспечения  такого объема производства товара, который  позволил бы овладеть запланированными долями намеченного рынка в целях  обеспечения рентабельности производства и сбыта. Очень важен вопрос ресурсного обеспечения предприятия - возможностей приобрести необходимые материалы, комплектующие изделия, полуфабрикаты, привлечь требуемые финансовые ресурсы  необходимые с соответствующим  уровнем квалификации кадры.

Ключевым моментом в завоевании позиций на рынке относительно многочисленных конкурентов является своевременное  обновление производимых товаров, подготовка и организация производства новых  видов продукции. В современном  мире создание и производство новых  товаров имеют решающее значение для процветания предприятия. Согласно статистическим данным после освоения новой продукции, которая составляет основу производства, темп роста ее реализации примерно вдвое выше, чем  у конкурентов. Выпуская новую продукцию  и расширяя ассортимент предлагаемых товаров, фирмы стремятся снизить  зависимость от одного товара, который  может в любое время с учетом непредсказуемых изменений рынка  привести к банкротству.

В основе концепции создания нового товара сегодня лежит не столько  соблюдение традиционных стремлений к  достижению новых технических и  технико-экономических параметров, сколько стремление создать «товар рыночной новизны» с высоким уровнем  конкурентоспособности относительно других аналогичных товаров.

При выборе путей повышения конкурентоспособности  товара нередко бывает очень своевременным  решение не о запуске нового, не о снятии с производства морально устаревшего, а о модификации  товара. Решение о модификации  товара принимается в целях удовлетворения особых требований покупателей для  получения большей прибыли.

Бесспорным является и развитие такого направления повышения конкурентоспособности  товара, как своевременное оказание комплекса услуг, связанных со сбытом и использованием машин, оборудования и другой промышленной продукции  и обеспечивающих их постоянную готовность к высокоэффективной эксплуатации, то есть сервисное или послепродажное обслуживание. При умелой организации  сервис является решающим фактором повышения  конкурентоспособности товара, так  как цены на запасные части в 1,5 - 2,0 раза ниже, чем цены на комплектующие, используемые в производстве [11, c. 64].

В решении задач повышения конкурентоспособности  продукции с каждым годом все  возрастающее значение приобретает  проблема выбора и освоения новых рынков сбыта. В связи с этим на любом предприятии очень важны аналитико-поисковые усилия в этой области. Новые рынки сбыта решающим образом могут изменить конкурентоспособность товара и рентабельность сбытовой деятельности. Понятно, что внедряя товар на новый рынок, можно продлить жизненный цикл товара. Сезонные колебания в спросе могут способствовать успешной реализации одного и того же товара в различных точках планеты. А увеличение объема продаж на новых рынках позволит снизить издержки производства на единицу продукции, прежде всего за счет использования дешевой рабочей силы, достаточно низких уровней налогов и таможенных пошлин и ряда других факторов на новых рынках сбыта. В связи с этим очень важно для дальнейшего развития конкурентоспособности товара (прежде чем перейти к новому, его модификации, снятию с производства) попытаться выйти с ним на новый рынок сбыта, если на внутреннем его конкурентоспособность резко упала. Но при этом надо точно знать степень обеспеченности новых рынков высококвалифицированными работниками ремонтных и обслуживающих организаций, так как в противном случае покупатели могут потребовать повышения надежности и упрощения конструкции реализуемой продукции.

В результате оценки конкурентоспособности  продукции могут быть приняты  следующие пути повышения конкурентоспособности:

- изменение состава, структуры  применяемых материалов (сырья, полуфабрикатов), комплектующих изделий и/или конструкции  продукции;

- изменение порядка проектирования  продукции;

- изменение технологии изготовления  продукции; методов испытаний,  системы контроля качества изготовления, хранения, упаковки, транспортировки  и монтажа;

- изменение цен на продукцию,  цен на услуги, по обслуживанию  и ремонту, и цен на запасные  части;

- изменение порядка реализации  продукции на рынке;

- изменение структуры и размера  инвестиции в разработку, производство  и сбыт продукции;

- изменение структуры и объемов  кооперационных поставок при  производстве продукции и цен  на комплектующие изделия и  состава выбранных поставщиков;

- изменение системы стимулирования  поставщиков;

- изменение структуры импорта  и видов импортируемой продукции  [7, с. 31].

Анализируя выше сказанное, можно  сделать вывод, что стратегия  повышения качества товара является важнейшей составной частью стратегии  фирмы. Объектами прогнозирования  являются показатели качества товара, уступающие аналогичным показателям  товаров конкурентов.

Выбор оптимального сочетания различных  маркетинговых стратегий с целью  обеспечения высокого уровня конкурентоспособности  существенно зависит от особенностей жизненного цикла товара и нахождения товара на определенном его этапе. Стандартный  жизненный цикл товара имеет следующие  стадии: разработка, выход на рынок, рост, зрелость (насыщение), спад. Для  многих товаров жизненный цикл может  сильно отличаться от стандартного из-за сезонности, капризов моды, смены увлечений и т.д.

Таким образом, на основе теоретического исследования в данной главе можно  сделать следующие выводы:

1. Конкурентоспособность можно  определить как комплексную характеристику  товара, определяющую его предпочтение  на рынке по сравнению с  аналогичными изделиями-конкурентами  как по степени соответствия  конкретной общественной потребности,  так и по затратам на его  удовлетворение, которое обеспечивает  возможность реализации этого  товара в определенный момент  времени на конкретном рынке.  Отсюда следует, что конкурентоспособность  обуславливается качественными  и стоимостными особенностями  товара, которые учитываются покупателем  согласно их непосредственной  значимости для удовлетворения  потребностей.

2. Обеспечение конкурентоспособности  предприятия носит комплексный  характер. Поэтому недооценка какого-либо  фактора может привести к неудаче  фирмы на рынке.

3. Для обеспечения конкурентоспособности  используется все многообразие  стратегических и тактических  приемов службы маркетинга. Обеспечение  конкурентоспособности - это, прежде  всего философия работы в условиях  рынка, ориентирующая на:

а) понимание нужд потребителя и  тенденций их развития;

б) знание поведения и возможностей конкурентов;

в) знание состояния и тенденций  развития рынка;

г) знание окружающей среды и ее тенденций;

д) умение создать такой товар и так довести его до потребителя, чтобы он предпочел его товару конкурента;

е) искусство осуществлять все это  на долговременной, рассчитанной на перспективу  основе [4, с. 320].

4. Конкурентные преимущества - это  уникальные осязаемые и неосязаемые  ресурсы, которыми владеет предприятие,  позволяющие побеждать ему в  конкурентной борьбе, это высокая  компетентность организации в  какой-либо области, которая дает  наилучшие возможности преодолевать  силы конкуренции, привлекать  потребителей и сохранять их  приверженность товарам фирм. Неотъемлемыми  характеристиками конкурентного  преимущества компании являются  степень его известности или  восприимчивости потребителями  фирмы, привязанность к конкретным  условиям и причинам, подверженность  неоднозначному влиянию множества  разнородных факторов. Поэтому в процессе стратегического планирования после проведения анализа внешней среды и управленческого анализа фирмы для определения конкурентных преимуществ организации в целях формирования оптимальной стратегии фирмы необходимо осуществлять сравнительный анализ сильных и слабых сторон предприятия с аналогичными характеристиками конкурентов и оценивать степень известности и восприимчивости выявленных сильных сторон организации потребителями.

5. Оценка конкурентоспособности  является исходным элементом  для производственно-хозяйственной  деятельности предприятий в условиях  рыночной экономики. Изучение  конкурентоспособности должно вестись  непрерывно и систематически  на всех этапах жизненного  цикла продукции. Такой подход  дает возможность своевременно  принять решения об оптимальных  измерениях товарного ассортимента, необходимости поиска новых рынков  для производственных и модернизированных  изделий, расширении и создании  производственных мощностей и  т.д.

Глава 2. Анализ и оценка конкурентоспособности ЗАО «Востоктелеком»

2.1 Организационно-экономическая характеристика компании

Закрытое акционерное общество «Востоктелеком» (VTC) - российско-японское предприятие, успешно работающее на телекоммуникационном рынке Дальнего Востока и Азиатско-Тихоокеанского региона с 26 мая 1992 года. Основной целью и задачей компании является активное участие в развитии инфраструктуры телекоммуникаций на базе новых технологий, содействие деловому партнерству в ДВФО (Дальневосточный федеральный округ) и АТР (Азиатско-Тихоокеанский регион).

Информация о работе Оценка уровня конкурентоспособности предприятия