Оценка уровня конкурентоспособности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 20:35, курсовая работа

Краткое описание

Цель выпускной квалификационной работы - провести оценку уровня конкурентоспособности организации и предложить рекомендации по ее повышению.

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические основы анализа и оценки конкурентоспособности предприятия
1.1 Экономическая сущность конкурентоспособности предприятия
1.2 Методы и показатели оценки конкурентоспособности предприятия
1.3 Пути повышения конкурентоспособности предприятия
Глава 2. Анализ и оценка конкурентоспособности ЗАО «Востоктелеком»
2.1 Организационно-экономическая характеристика компании
2.2 Общий анализ конкурентоспособности компании
2.3 Оценка конкурентоспособности компании
Глава 3. Практические рекомендации по повышению конкурентоспособности ЗАО «Востоктелеком»
3.1 Пути повышения конкурентоспособности ЗАО «Востоктелеком»
3.2 Оценка конкурентоспособности ЗАО «Востоктелеком» при проведении рекламной компании
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

эконом2.docx

— 88.39 Кб (Скачать)

Таким образом, на основании проведенных  исследований можно сделать вывод  о конкурентоспособности ЗАО  «Востоктелеком». За период с 2008 по 2009 гг. наблюдается рост объемов реализации продукции фирмы во всех сегментах. Это говорит о том, что предприятие находится в стабильном состоянии, его производство отлажено. По темпам роста показателей ЗАО «Востоктелеком» не уступает другим крупным фирмам г. Хабаровска («Рэдком», «Дальсвязь», «ТТК»). По объемам продаж продукции в 2009 году заметен небольшой спад. Это может быть связано с возрастающей конкуренцией на рынке услуг связи.

Изучив структуру предприятия  ЗАО «Востоктелеком» и сделав общий анализ конкурентоспособности, мы можем произвести оценку конкурентоспособности данной организации.

2.3 Оценка конкурентоспособности компании

Закрытое акционерное общество «Востоктелеком» - фирма, занимающаяся предоставлением услуг связи на территории Дальнего Востока. Оценивать конкурентоспособность предприятия будем по двум составляющим: маркетинговая и финансовая деятельность. При оценке конкурентоспособности маркетинговой деятельности предприятия будут учитываться ассортиментные группы тех услуг, которые предоставляет ЗАО «Востоктелеком». Валюта баланса фирмы наконец 2009 года составила 227317 тыс. руб. Внеоборотные активы - 177529 тыс. руб. Оборотные активы - 49789 тыс. руб. [42].

Среди основных продаж выделяются:

а) Услуги системы Спутниковой Связи;

б) Аренда цифровых каналов связи;

в) Передача/прием телевизионных  репортажей;

г) Доступ в сеть Интернет;

д) Беспроводная сеть Sky-Medium;

е) Точки публичного доступа в  Интернет;

ж) Передача голоса по сети передачи данных;

з) Услуги местной телефонной связи;

и) Техническое обслуживание сооружений связи.

Для подготовки расчета конкурентоспособности  фирмы по предложенным коэффициентам  предварительно проводится экономический  анализ ее деятельности за отчетный период на основании расчета баланса  и приложений к нему.

Затем, используя метод, основанный на теории эффективной конкуренции, проводится расчет коэффициента конкурентоспособности  предприятия по формуле 9. Все данные для расчетов взяты из таблицы 5. Расчет производится для показателей 2009 года.

ККП=0,15 ЭП +0,29 ФП+0,33 КТ (9)

где ККП - коэффициент конкурентоспособности  предприятия; ЭП - значение критерия эффективности  производственной деятельности предприятия; ФП - значение критерия финансового  положения предприятия; КТ - значение критерия конкурентоспособности товара.

0,15; 0,29; 0,23; 0,33 - коэффициенты весомости  критериев.

Для начала произведем расчет следующих  критериев конкурентоспособности:

критерий эффективности производственной деятельности предприятия (ЭП), определяется по формуле 10:

ЭП =0,31И+0,19Ф+0,40RТ+0,10ПТр, (10)

где И - относительный показатель издержек производства на единицу продукции; Ф - относительный показатель фондоотдачи; RТ - относительный показатель рентабельности товара; ПТр - относительный показатель производительности труда.

0,31; 0,19; 0,40; 0,10 - коэффициенты весомости  показателей.

ЭП =0,31Ч1034 +0,19Ч0,62+0,40Ч10,22+0,10Ч1457,6=27

 

критерий финансового положения  предприятия (ФП), определяется по формуле 11:

ФП =0,29 КА+0,20 КП+0,36 КЛ +0,15 КО, (11)

где КА - относительный показатель автономии предприятия; КП - относительный  показатель платежеспособности предприятия; КЛ - относительный показатель ликвидности  предприятия; КО - относительный показатель оборачиваемости оборотных средств.

0,29; 0,20; 0,36; 0,15 - коэффициенты весомости  показателей.

ФП =0,29Ч0,89+0,20Ч2,11+0,36Ч0,71+0,15Ч5,17=1,71

критерий конкурентоспособности  товара (услуги) (КТ) равен 3,43.

Рассчитав все критерии, коэффициент  конкурентоспособности определяется следующим образом (см. формула 9):

ККП=0,15Ч27+0,29Ч1,71+0,33Ч3,43=5,68

При расчетном значении ККП=5,68. ЗАО  «Востоктелеком» по итогам 2009 года занимает сектор матрицы, соответствующей претендентам в лидеры по ценовой политике, оптимизации затрат, использовании разнообразных распределительных систем и т.д. (см. рис. 3) Для фирм-лидеров характерным поведением является оборона.

Рассматривая характеристику деятельности ЗАО «Востоктелеком», его материально-техническую базу, сферу деятельности на рынке услуг, можно сделать вывод, что компания является конкурентоспособной на рынке услуг связи. Но, т.к. по результатам расчетов компания занимает сектор матрицы, соответствующий претендентам в лидеры, то возможно предпринять ряд мер для вывода ЗАО «Востоктелеком» на лидерские позиции.

Глава 3. Практические рекомендации по повышению конкурентоспособности ЗАО «Востоктелеком»

3.1 Пути повышения конкурентоспособности ЗАО «Востоктелеком»

Конкурентоспособность любой фирмы  определяется её возможностью предоставить покупателю совокупность всех трех составляющих услуги, т.е. саму услугу, с дополняющим  ее окружением.

Для повышения конкурентного уровня, фирмы используют, в основном, второй и третий уровень товара.

Характеристики, относящиеся ко второму  уровню услуги следующие:

1. Качество услуги;

2. Свойства услуги;

3. Марка услуги;

4. Гибкие условия предоставления  услуги и др.

Учитывая стаж работы ЗАО «Востоктелеком» на рынке одним из направлений по улучшению рыночных позиций можно назвать активизацию рекламной деятельности, то есть привлечение внимания клиентов с помощью рекламы. Это могут быть следующие меры:

Прямая рассылка рекламных листовок по районам.

Плакат, афиша - графическое рекламное  средство, цель которого - ознакомление людей с основными качествами фирмы.

Реклама на транспорте - представлена объявлениями внутри и снаружи транспортных средств. Реклама на транспорте позволяет  выбрать отдельные маршруты и  виды транспортных средств, на которых  можно разместить рекламу в том количестве и в той последовательности, которые наиболее оптимальны в этих условиях.

Реклама на остановках городского транспорта - аналогична рекламе на транспорте. Читают эту рекламу на более близком  расстоянии, поэтому с её помощью  можно передавать более полные по сравнению с рекламой на городском  транспорте рекламные обращения.

Реклама на Интернет-страницах.

На сегодняшний день целесообразно  выводить услуги на новые сегменты рынка, привлекать потенциальных потребителей с помощью усиленной рекламы, снижать цену на товар, улучшать сервисное  обслуживание покупателей до и после  покупки, закреплять имидж фирмы. Для  примера может служить беспроводной доступ в интернет через Wi-Fi, который постепенно вытесняет DSL.

Когда происходит расширение рынка  и оборот услуги достигает максимума, необходимо предпринимать действия по расширению ассортиментной группы, а также внедрять более совершенные  методы обслуживания клиентов. На этой стадии желательно завоевать доверие  потребителей, не пользующихся ранее  товарами фирмы, стимулировать более  интенсивное потребление товара покупателями. Для примера, к данной стадии можно отнести услуги междугородной  связи.

Стадия насыщения, когда, несмотря на меры в фазе зрелости услуги рост продаж не наступает и даже намечается тенденция их падения. На данном этапе  необходимо совершенствовать качество сервисного обслуживания, активировать рекламные средства снижать цену.

Стадия спада - характеризуется  резким снижением объемов продаж, а затем и прибыли. Частая ошибка в том, что компании не хотят отказываться от реализации устаревших услуг по более низким ценам. Но необходимо иметь  в виду что, несмотря на все старания компании, прибыльность от реализации устаревших услуг падает и наступает  глубокий спад. Поэтому при предоставлении услуг связи, организации должны учитывать, что для услуг связи  свойственны очень быстрое устаревание.

На услуги, приобретаемые основной массой, цены желательно определить, пользуясь  стратегией низких цен, а на самые  новые и технически сложные (такие  как спутниковая телефония), пользуясь  стратегией в зависимости от назначения услуги, достаточно высокие.

В целом, для завоевания рынка необходимо как можно большими способами  стимулировать продажи. Одним из таких шагов, является применение стратегии  относительно низких цен. Это подразумевает  что цена на услуги чуть ниже, чем  цена у подобного конкурента. Такая  стратегия поможет проникнуть на рынок, а также увеличить долю своих услуг на рынке.

Еще один плюс в том, что для покупателя основным решающим критерием в выборе компании в нашем городе является цена на товар. Опасность такой стратегии, в том, что компании впоследствии не удаться повысить цену на свой товар, из-за привыкания потребителей к низким ценам. Ещё один вариант ценовой  стратегии это стратегия с  точки зрения издержек и стратегия  становления цен основываясь на ценах конкурентов. Все эти стратегии учитываются, и применяется оптимальный для конкретной компании вариант.

Для реализации устаревших услуг (таких  как коммутируемый доступ в интернет через Dial-Up) желательно находить клиентов среди бюджетных предприятий (школы, университеты, заводы…) и постараться заключить сделку по продаже нескольких услуг. Т.к. в этом случае выиграют обе стороны купившая организация, скидка за приобретение нескольких услуг плюс невысокая цена, и продавшая организация- сбыт устаревших услуг, мало пользующихся розничным спросом. Часто государственным учреждениям не требуется новейшая услуга связи, а соотношение цены и качества как раз в данном случае является оптимальным.

Основными функциями сервиса как  инструмента маркетинга являются: привлечение  клиентов, поддержка и развитие продаж услуг, информирование клиентов

Для повышения конкурентоспособности  ЗАО «Востоктелеком» нами принято решение создания нового рекламного продукта.

Для рекламы на рынке предоставления услуг связи и доступа в  интернет лучше всего использовать телевидение и глобальную сеть. Особенно важными для фирмы будут: низкие расходы на публикацию (интернет), возможность  повторения, гибкость, своевременность.

Отразим расходы на рекламную деятельность в таблице 6.

Таблица 6 Бюджет рекламного продукта на II-й квартал 2010 года

 

Вид рекламного средства

Число рекламных единиц

Тариф за рекламную единицу, руб.

Стоимость рекламы руб.

 

Газеты

       

«Телевидение и радио» (первая полоса, цветное оформление)

12 объявлений (газета выходит  раз в неделю)

1000

12000

 

«ТОЗ»

120 объявления (газета выходит  каждый день)

300

36000

 

Печатная реклама

       

Карманные календари Расценки дизайн-группы «Апельсин»

2000 шт.

8,5

17000

 

Настенные календари

2000 шт.

10,5

21000

 

Директ мейл

1000 писем

15

15000

 

Телевидение

       

ДВТРК

5 роликов в день/ 150 в  месяц, 450 за квартал

2500

1125000

 

Окончание таблицы 6

       

Даль-ТВ

3 ролика в день/90 роликов  в месяц, 270 в квартал

1300

351000

 

Интернет

       

Баннер на поисковых сайтах

10 баннеров

700 (за 1 баннер в месяц)

21000

 

Хабарровский портал «Мой город» (moigorod.ru)

1 баннер

750 (за 1 баннер в месяц)

2250

 

ИТОГО

   

1600250

 
         

Таким образом, предложенная нами стратегия  рекламной деятельности будет иметь  бюджет в 1600250 р. на второй квартал 2010 года.

С учетом затрат на рекламу, спрогнозируем  экономический эффект от данных мероприятий (таблица 7). Показатели рассчитываются аналогично таблице 3.

Таблица 7 Ожидаемый экономический  эффект от рекламной компании

 

Наименование показателей

2009 г.

2010г.

(прогноз)

абсолютное отклонение

относительное отклонение, %

 

Выручка, тыс. руб.

246081

278790

+32709

18,89%

 

Себестоимость производимой продукции, услуг, тыс. руб.

174907

194360

19453

13,2%

 

Валовая прибыль, тыс. руб.

71174

81500

+10326

9,74%

 

Чистая прибыль, тыс. руб.

20583

25490

+4907

3,85%

 

Производительность труда, тыс. руб./чел.

1457,6

1469,8

12,2

2,51

 

Издержки производства, тыс. руб.

1034

1149

115

3,6

 

Фондоотдача, тыс. руб.

0,62

0,73

+0,11

18,9%

 

Рентабельность собственного капитала, %

10,22

13,48

+3,26

89,39%

 

Рентабельность продаж, %

8,36

13,4

+6,04

89,34%

 

Рентабельность продукции, %

40,69

49,39

+8,7

45,16%

 

Рентабельность производства, %

4,66

7,86

+3,2

21,3%

 

Собственные оборотные средства, тыс. руб.

49789

62475

+12686

39,56%

 

Коэффициент оборачиваемости  оборотных активов (средств)

5,17

5,39

+0,22

3,9%

 

Коэффициент абсолютной ликвидности

0,71

0,73

+0,02

1,2%

 

Коэффициент платежеспособности

(текущей ликвидности)

2,11

2,68

+0,57

42,1%

 

Коэффициент автономии

0,89

0,91

+0,02

3,1%

 
           

В заключении можно сделать вывод, что за период 2009-2010 г. По нашим прогнозам  произойдет рост объемов реализуемой  ЗАО «Востоктелеком» продукции, увеличение объема прибыли, рост уровня рентабельности. Довольно резкое возрастание показателей обусловлено введением дополнительных мероприятий по повышению конкурентоспособности, а именно ведении рекламной компании. Далее мы рассчитаем конкурентоспособность ЗАО «Востоктелеком»при новых условиях.

Информация о работе Оценка уровня конкурентоспособности предприятия