Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 22:37, курсовая работа
в рамках курсовой работы поставлены следующие задачи:
- рассмотрение понятия конкурентоспособности и факторов, её определяющих;
- рассмотрение методических подходов к управлению конкурентными преимуществами организации;
- оценка конкурентоспособности предприятия на примере ОАО «Ингосстрах»
- выработка практических рекомендаций для ОАО «Ингосстрах»
по повышению (развитию) конкурентоспособности.
Введение 2
Глава I. Теоретические основы управления конкурентоспособностью 4
1.1 Понятие конкурентоспособности организации 4
1.2 Методические подходы к управлению конкурентными преимуществами организации 7
Глава II. Оценка конкурентоспособности предприятия на примере
ОАО «Ингосстрах» 14
2.1 Общая характеристика ОАО «Ингосстрах» 14
2.2 Анализ конкурентоспособности предприятия 19
Глава III. Разработка мер по развитию конкурентоспособности
ОАО «Ингосстрах» 27
Заключение 31
Список литературы 33
Содержание
Одна
из важнейших предпосылок
Заинтересованность
предприятий в результатах
Инструментарием для решения стратегических задач повышения конкурентоспособности может служить комплексный подход по разработке и построению модели конкурентоспособности промышленного предприятия.
Целью разработки и построения модели конкурентоспособности предприятия является правильное определение конкурентной стратегии, согласованной с условиями конкретной отрасли промышленности, навыками и капиталом, которыми обладает конкретное предприятие.
Конкуренция, как основополагающая характеристика рынка, оказывает значительное влияние на хозяйственную деятельность предприятия, заставляет его стремиться к превосходству над конкурентами, следовательно, обладать конкурентоспособностью.
Оценка
конкурентоспособности
Целью
работы является исследование теоретических
и практических аспектов развития конкурентоспособности
современных организаций, в частности
-
на примере ОАО «Ингосстрах».
Сегодня ОАО «Ингосстрах» - это крупнейшая страховая компания федерального уровня и один из лидеров отечественного страхового рынка как по объему страховой премии и сумме выплаченного страхового возмещения, так и по основным балансовым показателям.
«Ингосстрах» предоставляет полный спектр страховых услуг, в том числе страхование имущества, добровольное медицинское страхование (ДМС), ОСАГО, ДСАГО, КАСКО, страхование детей, страхование туризма, комплексное обслуживание юридических лиц (страхование имущества, репутации, ответственности, коммерческой деятельности, пенсионные программы).
Для достижения поставленной цели в рамках курсовой работы поставлены следующие задачи:
- рассмотрение понятия конкурентоспособности и факторов, её определяющих;
- рассмотрение методических подходов к управлению конкурентными преимуществами организации;
- оценка конкурентоспособности предприятия на примере ОАО «Ингосстрах»
-
выработка практических рекомендаций
для ОАО «Ингосстрах»
по повышению (развитию) конкурентоспособности.
Курсовая
работа состоит из введения, основной
части и заключения.
Во введении обосновывается актуальность
темы, определяются цель, задачи исследования.
Основная часть посвящена раскрытию поставленной
проблемы.
В заключении приводятся основные выводы
курсовой работы.
Глобальным фактором, определяющим успешное формирование рыночного пространства, является гибкое использование законов конкуренции. Термин “конкуренция” не применялся в российской экономике вплоть до 90-х годов прошлого века, так как в нем не было никакой необходимости. Лишь переход России к рыночной экономике привел к появлению фактической конкуренции почти во всех сферах деятельности.
Изначально слово “конкуренция” возникло от латинского concurrere, что в переводе означает “сталкиваться”1. Конкуренция - это процесс борьбы организаций друг с другом за потребителей своей продукции.
Конкурентоспособность - это способность конкурировать, а конкурентные преимущества - это те преимущества, которые позволяют конкурировать. Другими словами, конкурентные преимущества - это проявляющиеся у конкурентных субъектов факторы конкурентоспособности. Существует огромное множество понятий конкурентоспособности организации.
Азоев Г.Л., Завьялов П.С., Лозовский Л.Ш. трактуют ее как способность фирмы, компании конкурировать на рынках с производителями и продавцами аналогичных товаров посредством обеспечения более высокого качества, доступных цен, создания удобства для покупателей, потребителей2.
Киперман Г.Я. считает, что это способность противостоять на рынке другим изготовителям и поставщикам аналогичной продукции как по степени удовлетворения своими товарами или услугами конкретной общественной потребности, так и по эффективности производственной деятельности3.
Фатхутдинов
Р.А. рассматривает
Хруцкий В.Е. и Корнеева И.В. дают следующее определение: «конкурентоспособность организации – это способность успешно оперировать на конкретном рынке (регионе сбыта) в данный период времени путем выпуска и реализации конкурентоспособных изделий и услуг»5.
Анализ
определений
— конкурентоспособность – это привлекательность продукции для потребителя, мера возможности быть проданной;
— задаваемая величина, при создании новой продукции;
— отражает степень удовлетворения требований потребителя, причем характер предъявляемых требований зависит от вида продукции;
— относительная величина, получаемая при сопоставлении с аналогичной продукцией основных конкурентов по техническим, экономическим, эксплуатационным характеристикам в определенный промежуток времени;
— прогнозируемая, математическая величина6.
Исследователи также придерживаются одной из трех трактовок конкурентоспособности предприятия: поведенческой, структурной, функциональной.
Поведенческая
трактовка
Структурная
трактовка
Функциональная
трактовка
Оценка
конкурентоспособности
Конкурентоспособность организации определяется следующими факторами:
— качество продукции и услуг;
— наличие эффективной стратегии маркетинга;
—
уровень менеджмента и
—
технологический уровень
— налоговая среда, в которой действует предприятие;
— доступность источников финансирования8.
В условиях развития рыночных отношений важное значение придается управлению конкурентоспособностью организаций, ориентированных на освоение и расширение рынков сбыта.
Финансовое благополучие современной организации следует за конкурентоспособностью выпускаемой продукции, как тень за человеком. Практика показывает, что этой цели наиболее часто достигают предприятия с более высоким конкурентным потенциалом. Под конкурентным потенциалом предприятия подразумевается как реальная, так и потенциальная способность компании разрабатывать, изготовлять, сбывать и обслуживать в конкретных сегментах рынка конкурентоспособные изделия. Таким образом, высокая конкурентоспособность предприятия обусловливается наличием следующих трех признаков:
1)
потребители довольны и готовы
купить повторно продукцию
2) общество, акционеры и партнеры не имеют претензий к организации;
3)
работники гордятся своим
Очевидно,
что конкурентоспособность - это
свойство практически любых
По мере того, как усиливалась конкуренция за мировые ресурсы и рынки сбыта, внимание современных исследователей все больше стало привлекать производное от понятия «конкурентоспособность», понятие «конкурентные преимущества».
Теоретические и методологические проблемы формирования конкурентных преимуществ организаций, рассматривались в работах отечественных и зарубежных учёных - экономистов, таких как: Г.Л. Азоев, В. Андрианов, И. Ансофф, Е. Арефьева, А. Баландин, О. Богомолов, 3. Большаков, О. Виханский, Е. Голубкова. А. Градов, П. Завьялов, Б. Карлофф, Ю. Куренков, Д. Лаллок, Е. Лавренова, Ж Ламбен, М. Портер, Р. Фатхутдинов, Г. Хэмел, А. Челенков и др.
Маркетинговый подход при определении и формировании конкурентных преимуществ обоснован в работах таких ученых как: Г.Л. Багиев, Г. Армстронг, Л. Ахтенхаген, Я. Гордон, К Гренрос, П. Зибер, Ф. Котлер, О.В. Фирсанова, М. Янг и других.
С позиций теории маркетинга в основе понятия «конкуренция» лежат человеческие нужды, выражающиеся в потребностях, специфичных для различных культур и людей. П.Диксон, например, процесс принятия маркетинговых решений на насыщенном конкурентами рынке называет конкурентной рациональностью. Теория конкурентной рациональности изучает последовательное маркетинговое поведение фирмы, взаимодействующей с потребителем, в ходе организации процесса обмена на постоянно развивающемся высоко-конкурентном рынке. Маркетинговые решения в теории конкурентной рациональности имеют особенности: необходимость постоянного растущего удовлетворения потребностей, требующих от предприятия целенаправленной деятельности по совершенствованию товара как наивысшей потребительской ценности; необходимость сокращения издержек при сохранении требуемого потребителем качества; стремление к совершенствованию процедуры принятия решений, связанных с созданием отличительных конкурентных преимуществ10.
Теория конкурентной рациональности в настоящее время достаточно востребована специалистами и используется для разработки прикладных технологий формирования конкурентных преимуществ. Например, И.И. Сафонова с позиций данной теории устанавливает, что понятие «конкурентное преимущество» находится в диалектическом единстве с понятиями «конкуренция», «конкурентоспособность» и «потенциальные возможности компании», но не тождественно им, поскольку, являясь основой и целью экономической стратегии предприятия, обладает свойствами относительности, динамичности, потребительской ценности. Автор утверждает, что конкурентное преимущество – это «заключенная в продукте ценность для потребителя, побуждающая этот товар купить, то есть это те характеристики, свойства товара (услуги), которые создают для предприятия определенное превосходство над прямыми конкурентами. Следовательно, конкурентное преимущество носит сопоставительный, относительный, а не абсолютный характер, так как может быть оценено только путем сравнения характеристик, влияющих на эффективность продаж в привязке к конкретным условиям и причинам11.
Информация о работе Оценка конкурентоспособности предприятия