Оценка конкурентоспособности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 22:37, курсовая работа

Краткое описание

в рамках курсовой работы поставлены следующие задачи:
- рассмотрение понятия конкурентоспособности и факторов, её определяющих;
- рассмотрение методических подходов к управлению конкурентными преимуществами организации;
- оценка конкурентоспособности предприятия на примере ОАО «Ингосстрах»
- выработка практических рекомендаций для ОАО «Ингосстрах»
по повышению (развитию) конкурентоспособности.

Оглавление

Введение 2
Глава I. Теоретические основы управления конкурентоспособностью 4
1.1 Понятие конкурентоспособности организации 4
1.2 Методические подходы к управлению конкурентными преимуществами организации 7
Глава II. Оценка конкурентоспособности предприятия на примере
ОАО «Ингосстрах» 14
2.1 Общая характеристика ОАО «Ингосстрах» 14
2.2 Анализ конкурентоспособности предприятия 19
Глава III. Разработка мер по развитию конкурентоспособности
ОАО «Ингосстрах» 27
Заключение 31
Список литературы 33

Файлы: 1 файл

курсовая_ 2.doc

— 226.00 Кб (Скачать)

    Ключевыми областями формирования конкурентных преимуществ предприятий сферы услуг в настоящее время становятся: инновации в сфере услуг, качество услуг и управление поведением потребителей12.

    Достижение  конкурентных преимуществ за счет внедрения  новшеств на рынке услуг базируется на следующей классификации:

    1. Существенные инновации в производстве услуг.

    2. Комплекс новых услуг, дополняющий  имеющиеся на рынке.

    3. Новые услуги для данного рынка,  получаемые путем репозицио-нирования на новые сегменты рынка.

    4. Усовершенствованные услуги, полученные  в результате развития продуктовой линии. Это самые распространенные инновации, связанные с изменениями свойств или характеристик производства существующих услуг.

    6. Старые услуги с измененным  стилем продажи. Это наиболее  скромный тип инноваций, хотя  они весьма заметны визуально13.

    Следует отметить, что помимо акцентов на повышении эффективности, качества, развитии инфраструктуры, капитализации экономики, освоения рынков сбыта, все большее количество современных специалистов связывают понятия «конкурентоспособность» и «конкурентное преимущество» с такими понятиями как «отличие», «уникальность», «своеобразность» и «индивидуальность», описывающими целый комплекс отличительных особенностей, за счет чего достигается как известность того или иного бренда, так и достижение конкурентных преимуществ по способам достижения целей. Это обусловлено тем, что способность субъекта конкурировать и побеждать в конкурентной борьбе, которая проявляется в его конкурентных отличиях, дает данному субъекту наилучшие возможности в сохранении существующих и привлечении новых покупателей и завоевании новых рынков сбыта14.

    Современные формы конкуренции изобилуют  многообразием способов достижения конкурентных преимуществ, отражая  ставшее «классическим» представление  о маркетинге как о форме необъявленной  войны, и представляющее процесс достижения успеха как битву за победу в сражении, где «цель оправдывает средства». Всем вступающим на этот путь нужна только победа, поскольку речь идет об экономической жизни или смерти рыночных субъектов и чем шире масштабы конкуренции, тем выше цена, которую платит побежденный за свое поражение. Выбор способов достижения победы любой ценой приводит к тому, что бизнес становится все более жестким и криминализованным, однако наличие механизмов урегулирования рыночных отношений (юридических, экономических, политических и др.), призванных повышать их культуру и согласовывать интересы противоборствующих сторон, заставляет искать более цивилизационные решения, формируя новые требования к научно-методическому обеспечению и тем самым способствуя эволюции понятия «конкурентоспособность»15.

    Известно, что конкурентоспособность может  достигаться не только путем улучшения  своих собственных характеристик, но и путем использования различного рода мер по блокированию развития конкурентов. Особенно важно учитывать этот фактор при оценке конкурентоспособности на макроуровне, поскольку между странами практически пока еще не создано единого правового поля.

    Гельвановский М.И., например, считает, что безопасность блокирует потерю конкурентных преимуществ  или даже переход их от одного конкурирующего субъекта к другому и предлагает следующее определение: Конкурентоспособность = Эффективность + Безопасность. Отвечая на вопрос «кто является носителем конкурентоспособности или конкурентных преимуществ», данный автор предлагает трехуровневую систему формирования этой категории:

    1) микроуровень – товары (конкретные  виды продукции и услуг);

    2) мезоуровень – отдельные предприятия,  фирмы, их корпоративные объединения,  отрасли, отраслевые комплексы; 

    3)  макроуровень – национальные хозяйства отдельных стран16.

    Гельвановский вводит понятие мезоконкурентоспособности, утверждая, что цели в конкурентной борьбе субъектов-носителей конкурентных преимуществ в соответствии с  уровнями формирования конкурентных преимуществ  различаются масштабами и временными горизонтами: краткосрочные – на микроуровне, средне- и долгосрочные – на мезоуровне и сверхдолгосрочные (исторические) – на макроуровне. Причем автор понимает под мезоконкурентоспособностью, или конкурентоспособностью, совокупность характеристик, отражающих ее способность к устойчивому удержанию своих рыночных позиций, а также к расширению масштабов деятельности и захвату других рыночных ниш.

    Автор выделяет три типа конкурентных преимуществ:

    1) Ресурсные – обладание ресурсами особого, качества или количества (природными или приобретенными);

    2) Операционные – характеризующие степень или эффективность использования имеющихся ресурсов;

    3) Программно-стратегические – наличие определенной стратегии развития субъекта, носителя конкурентных преимуществ и качество этой стратегии17.

    Из ряда закономерностей, присущих процессу формирования конкурентоспособности, можно выделить следующие:

    1) Достижение наивысшей конкурентоспособности  экономического субъекта по производству  и реализации конкурентоспособного объекта (товара иди услуги) возможно только при оптимальном уровне реализации потенциальной конкурентоспособности, обусловленном той или иной степенью воздействия внешних факторов.

    2) Процесс формирования потенциальной  конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей и ее реализации подвержен влиянию со стороны не только тенденций общего характера, адекватных многим странам мира, но прежде всего, находится в прямой зависимости от комплекса политических, экономических, социальных и других факторов, господствующих в России в настоящий исторический период времени.

    3) Конкурентоспособность предприятия  с позиций современной теории  рассматривается как категория,  формирующаяся из двух групп  факторов:

    - из способности фирмы к быстрому  повышению операционной эффективности (росту эффективности использования труда персонала фирмы, особенно ее научных кадров, имеющегося в ее распоряжении оборудования, денежных средств и других ресурсов),

    - из способности выработки и  реализации уникальной стратегической концепции своего развития, которая одновременно создает труднопреодолимые или вообще непреодолимые барьеры для потенциальных конкурентов, т.е. выстраивания своеобразных барьеров безопасности. Причем данная группа факторов становится всё более доминирующей, что в будущем может явиться источником серьезных проблем для эффективного развития экономики в целом18.

    Самая важная причина сохранения конкурентного  преимущества коммерческой организации - постоянная модернизация производства и/или других ключевых видов ее деятельности.

    Конкурентоспособность организации достигается при  длительной и безупречной работе на рынке. Отсюда можно сделать вывод, что, компания, работающая более длительный период времени на рынке имеет  большие конкурентные преимущества перед только входящей на данный рынок или работающей короткий промежуток времени на нем. Другими словами конкурентоспособность организации определяют ее конкурентные преимущества. Конкурентные преимущества в свою очередь делятся на внешние и внутренние. Повлиять на внешние факторы организация не в состоянии, но внутренние факторы почти целиком являются контролируемыми руководством организации, а точнее сказать менеджмент организации имеет все необходимые условия для контроля этих факторов. Достижение внутренних конкурентных преимуществ организации осуществляется персоналом, при этом особая роль отводится руководителю.

    На  примере страховых организаций  можно отметить, что конкурентоспособность  таких компаний заключается в  возможности сбыта страховых  продуктов (через заключение договоров страхования определенного вида) на данном страховом рынке, исходя из имеющихся страховых интересов, выявленных службой маркетинга страховщика.

    Выделяют  экономические и организационные  показатели, характеризующие конкурентоспособность  страховщика.

    К числу экономических показателей  относятся:

    - расходы на обучение персонала, 

    - комиссионное вознаграждение страховых  агентов, 

    - налогообложение доходов от страховой  деятельности и др.

    Организационные показатели составляет:

    - система скидок и льгот страхователям по срокам и условиям заключаемых договоров страхования,

    - дополнительный сервис клиентам (например, бесплатные юридические  консультации страхователям),

    - система продажи страховых полисов.

    В идеале экономические и организационные  показатели конкурентоспособности страховщика должны быть ориентированы на учет потребностей всех потенциальных клиентов страховщика.

    Также отметим, что оценка конкурентоспособности  предприятия на конкретном рынке  или его сегменте основывается на тщательном анализе технологических, производственных, финансовых и сбытовых возможностей предприятия, она призвана определить потенциальные возможности предприятия и мероприятия, которые предприятие должно предпринять для обеспечения конкурентных позиций на конкретном рынке.

    Страховая отрасль, как часть финансовой инфраструктуры рынка, играет важную роль в приобретении национальных конкурентных преимуществ. Для усиления инфраструктуры и повышения  её эффективности, наряду с другими  институтами национальной инфраструктуры, необходимо развитие института страхования, повышение конкурентоспособности российских страховых компаний. Это становится тем более актуально, в связи с грядущей либерализацией финансового рынка в рамках вступления нашей страны в ВТО и снятия ограничений на допуск иностранных страховщиков на российский страховой рынок, что окажет влияние на интенсивность конкуренции в отрасли и установит более жесткие требования к конкурентоспособности страховых компаний, действующих на российском страховом рынке.

    Для сохранения конкурентоспособности организация должна создавать новые преимущества, по меньшей мере, с такой же скоростью, с какой ее конкуренты могут копировать уже имеющиеся. Следовательно, для того, чтобы сохранять и развивать свой бизнес-успех посредством устойчивого удержания конкурентного преимущества, организация в своей собственной деятельности должна постоянно проводить адекватные стратегические и оперативные изменения.

 

Глава II. Оценка конкурентоспособности предприятия  
на примере ОАО
«Ингосстрах»

2.1 Общая характеристика ОАО «Ингосстрах»

    Страховая компания «Ингосстрах» работает на международном  и внутреннем рынках с 1947 года. За этот период «Ингосстрах» из скромного управления, входящего в Министерство финансов СССР, вырос в солидную компанию с разветвленной региональной сетью. Сегодня это крупнейшая страховая компания федерального уровня и один из лидеров отечественного страхового рынка как по объему страховой премии и сумме выплаченного страхового возмещения, так и по основным балансовым показателям.

    Высокая деловая репутация страховой компании «Ингосстрах» подтверждена международным рейтинговым агентством Standard & Poor’s: долгосрочный кредитный рейтинг контрагента и рейтинг финансовой устойчивости «Ингосстраха» на уровне «ВВВ-», рейтинг по национальной шкале «ruАА+», прогноз «Стабильный».  Российское рейтинговое агентство «Эксперт РА» в очередной раз присвоило «Ингосстраху» максимальный рейтинг A++. Впервые этот рейтинг страховщик получил в 2002 году19.

    По  количеству застрахованного работающего  населения ОАО "Ингосстрах" твердо удерживает одно из лидирующих мест среди страховых медицинских компаний Самарской области. Численность застрахованных на 01.07.2010 более 521 тыс. человек, что составляет более 40% всех работающих граждан Самарской области.

    Визитная карточка компании - клиенты-предприятия, доверившие компании страхование своих сотрудников. Крупнейшие клиенты и партнеры: предприятия энергетики Самарской, Ульяновской, Оренбургской и Саратовской областей; газораспределительные предприятия Самарской области; более 40 банковских учреждений; лизинговые компании; крупные промышленные и торговые предприятия Самарской, Ульяновской и Кировской областей.

Информация о работе Оценка конкурентоспособности предприятия