Оценка конкурентоспособности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 16:45, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – разработка предложений по повышению конкурентоспособности предприятия.
Для достижения данной цели в работе поставлены следующие задачи:
проведение теоретического анализа методов оценки конкурентоспособности предприятия;
проведение анализа конкурентоспособности предприятия;
чем не устраивает конкурентоспособность ЗАО ТД «Перекресток».

Файлы: 1 файл

курсовая маркетинг.doc

— 160.50 Кб (Скачать)

 


 


 

Содержание

...33

 

Введение

В основе рыночной концепции управления маркетингом лежит ориентация на покупателя, означающая, что деятельность предприятия строится на заказах. Изучение спроса становится обязательной функцией в деятельности компании.

Компания развивает производство только таких товаров, которые удовлетворяют спрос покупателей. Кроме того, в целях увеличения емкости рынка и объемов продаж, она создает спрос на свою продукцию, используя агрессивную рекламу и методы, стимулирующие сбыт.

Главная цель, которая ставиться перед маркетингом, заключается в том, что компании следует производить только то, что, безусловно, найдет сбыт у клиента. Изучение рынков сбыта, определение номенклатуры выпускаемых изделий, установление цен и прочие вопросы маркетинговых исследований имеют своей целью нахождение оптимальных (с точки зрения получения максимальной прибыли) условий реализации товарной продукции.

Сегодня в информационную эпоху, когда запросы и нужды потребителей быстро распространяются по миру, структуры рынков крайне разнообразны.

Маркетинг обеспечивает успех развития компании.

Таким образом, маркетинговая деятельность - это основа комплексного решения своих задач: поиск потребителя, определения собственных возможностей, оценка уровня конкурентоспособности фирмы и продукции. Маркетинг сегодня обеспечит минимальные потери и максимальные прибыли на пути к успеху компании.

Для целей управления конкурентоспособностью необходимо наличие объективного инструмента ее оценки. Ошибка в выборе метода измерения может привести к принятию ошибочных управленческих решений.

Вопрос о конкурентоспособности компании и методов ее оценки является достаточно актуальным и требующим дополнительных исследований и анализа.

Цель  курсовой работы – разработка предложений по повышению конкурентоспособности предприятия.

Для достижения данной цели в работе поставлены следующие задачи:

  1. проведение теоретического анализа методов оценки конкурентоспособности предприятия;
  2. проведение анализа конкурентоспособности предприятия;
  3. чем не устраивает конкурентоспособность ЗАО ТД «Перекресток».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические основы оценки конкурентоспособности предприятия

Повышение уровня конкурентоспособности предприятия, оптимизация их функционирования и элементарное выживание в рыночной среде – фундаментальная проблема современной экономики. От ее решения во многом зависит качество воспроизводимых процессов, доходность организаций, их адаптация к рыночным условиям и последующий экономический рост.

Проблема конкурентоспособности носит в современном мире уникальный характер. От того, насколько успешно она решается, зависит многое в экономической жизни любой страны, предприятия, практически любого потребителя.

М. Портер в книге «Международная конкуренция» отмечает, что конкуренция – это динамичный и развивающийся процесс, непрерывно меняющийся ландшафт, на котором появляются новые товары, новые пути маркетинга, новые производственные процессы и новые рыночные сегменты.

В зависимости от экономического объекта применения различают конкурентоспособность продукции, предприятия, отрасли, национальной экономики. Объединяет эти категории способность исследуемого объекта выполнять свои функции в условиях рынка не менее эффективно, чем конкуренты.

Рассмотрим категорию «конкурентоспособность предприятия». Известно множество определений конкурентоспособности предприятия. Одни из них наиболее полные, другие слишком узкие. В широком смысле конкурентоспособным является предприятие, «которое, осуществляя свою деятельность в условиях открытых рынков, способно длительное время оставаться прибыльным».

Наиболее полные определения конкурентоспособности предприятия приведены в работах Н. С. Яшина, М.Г. Долинской и И.А. Соловьева.

Н.С. Яшин конкурентоспособность предприятия рассматривает «как совокупность, с одной стороны, характеристик самого предприятия, определяемую уровнем использования его научно-технического, производственного, кадрового потенциала, потенциала маркетинговых служб, реализуемыми в процессе воспроизводства, а так же, с другой,(законодательные основы деятельности, финансово-кредитная, налоговая политика; тип и емкость рынка; характеристики конкурентов; особенности влияния общественных организаций и политических партий и т. д.), позволяющих предприятию создавать продукцию, которая по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательна для потребителей, чем у конкурентов». В этом определении учитываются 1) конкурентоспособность производимой на предприятии продукции; 2) способность предприятия производить и реализовывать  такую продукцию; 3) наличие потенциала для совершенствования продукции; 4) возможности предприятий-конкурентов.

На основе этой теории мы проведем анализ конкурентоспособности  ЗАО ТД «Перекресток».

Конкурентоспособность продукции и конкурентоспособность предприятия-производителя соотносятся как часть и целое. Возможности предприятия конкурировать  на конкретном рынке зависят от конкурентоспособности продукции и совокупности социально-экономических и организационных факторов и методов деятельности предприятия.

Имея тесную обусловленность, категории «конкурентоспособность продукции» и «конкурентоспособность предприятия» различаются по своей сущности [3]:

    • определяются и применимы к разным временным промежуткам: конкурентоспособность продукции определяется в любой краткий промежуток времени, а конкурентоспособность предприятия применима к довольно длительному периоду времени;
    • конкурентоспособность предприятия зависит от уровня конкурентоспособности всего ассортимента продукции и эффективности выполнения каждого вида деятельности;
    • конкурентоспособность продукции является необходимым условием конкурентоспособности предприятия, но недостаточным. Например, достижение конкурентоспособности продукции путем снижения цены до уровня, цен покрывающего издержки производства, приведет к ухудшению конкурентоспособности предприятия.

То есть по своей экономической сущности конкурентоспособность предприятия представляет собой более широкую категорию, чем конкурентоспособность продукции.

До сих пор не выработано единого подхода, увязывающего в единую систему понятия конкурентоспособности различных субъектов конкурентной борьбы, особенности конкурентных полей разного уровня.

Уровень конкурентоспособности отрасли, предприятия и продукции зависит от ряда факторов, рассмотрению которых посвящен следующий раздел главы.

1.1. Оценка внутренней и внешней конкурентоспособности предприятия

Внутренняя конкурентоспособность предприятия представляет собой оценку внутренних факторов влияния и соответствующих им частных потенциалов, образующих конкурентный потенциал организации.

Структура конкурентного потенциала предприятия включает такие частные потенциалы как маркетинг, менеджмент, финансы, производство, инновации, кадры. Частные потенциалы соответствуют функциональной области управления организацией, которые в организационной структуре управления находят выражение в соответствующих целевых подсистемах и одновременно, соответствуют факторам конкурентных преимуществ предприятия.

Частный потенциал «Маркетинг» характеризуется следующими показателями: средневзвешенная конкурентоспособность товара, оценка эффективности маркетинга, доля нереализованной продукции.

Потенциал в области менеджмента оценивается показателями: качество планирования, качество управления, система мотивации работников.

Потенциал в области финансов оценивается показателями: доля собственных средств, коэффициент текущей ликвидности, рентабельность производства.

Потенциал в области производства – коэффициент использования производственных мощностей, доля сертифицированной продукции, износ основных производственных фондов, рост производительности труда, качество и цены поставляемых материалов.

Инновационный потенциал оценивается следующими показателями: использование интернет-технологий, доля инновационных товаров, количество авторских свидетельств и патентов, поданных изобретателями, «ноу-хау», премий дизайнерам на конкурсах.

Потенциал в области кадров – коэффициент текучести кадров, коэффициент опережения производительности труда по отношению к заработной плате.

Значимость частных потенциалов в общей оценке конкурентного потенциала организации соответствует значимости факторов конкурентных преимуществ.

        Внешняя конкурентоспособность организации рассчитывается для сравнения конкурентных преимуществ организации на внутреннем и внешнем рынках, а также для выбора перспективных зарубежных рынков.

Методический подход к оценке внешней конкурентоспособности организации состоит в следующем:

1.  Определяется группа экспертов  для оценки внешних факторов  влияния на конкурентоспособность. В данном случае экспертами должны быть работники Министерства иностранных дел Республики Беларусь, Торгово-промышленной палаты Республики Беларусь, владеющие информацией о состоянии зарубежных рынков.

2.  Эксперты дают оценку следующим  факторам влияния на конкурентоспособность организации на внутреннем и зарубежном рынках: емкость рынка, характеристика рыночной конъюнктуры, направления развития рынка, количество конкурентов, степень дифференциации продукта, барьеры «входа» на рынок, стратегии конкурентов. Оценка факторов внешней среды осуществляется экспертами в баллах (по 3-х бальной шкале).

3.  Оценивается внутренняя конкурентоспособность  организации по вышеописанной  методике либо на внутреннем  и зарубежном рынках, либо на  разных зарубежных рынках. Одна и та же организация будет иметь разную количественную оценку внутренней конкурентоспособности, ввиду разной оценки конкурентоспособности продукции на внутреннем и внешнем ры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Анализ существующей системы конкурентоспособности компании ЗАО ТД "Перекресток" на примере гипермаркетов "Карусель"

2.1. Краткая характеристика компании ЗАО ТД «Перекресток»

Группа компаний «Карусель» – одна из крупнейших российских сетей гипермаркетов, имеет 22 магазина в различных регионах страны, из них 13 в Санкт-Петербурге, 2 в Ленинградской области, 4 в Московской области, по одному в Нижнем Новгороде, Волгограде, Ижевске. В стадии строительства еще 6 магазинов – в Саратове, Ярославле, Челябинске, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде.

Предметом деятельности компании ЗАО ТД «Перекресток» является:

- торговая  и торгово-посредническая деятельность;

- производство  товаров народного потребления, их реализация;

- открытие  собственных магазинов, организация  торговых точек и реализация  через них собственной продукции  и других товаров населению;

- организация  предприятий общепита, кафе, ресторанов  и т.п.;

- осуществление  оптовой, розничной, аукционной комиссионной  торговли;

- внешнеэкономическая  деятельность, в том числе создание  совместных предприятий, их филиалов, как в Российской Федерации, так и за ее пределами и др.

Главой предприятия является генеральный директор Общества.

Далее в таблице 1.1 представлен анализ финансового состояния компании ЗАО ТД «Перекресток».

Таблица 1.1 Приложение 1.

Таким образом, из таблицы 1.1 видно, что в 2008 г. средняя стоимость имущества выросла на 14,22 % и составила 612,57 тыс. руб. Средняя величина собственного капитала в отчетном году составила 81 тыс. руб., что на 1,6 тыс. руб. выше предыдущего. Долевое участие собственного капитала в формировании имущества составило 89,26 %, что считается достаточно высоким показателем. Коэффициент текущей ликвидности в 2008 г. повысился незначительно - на 1,28% и составил 0,79.

Положительным моментом в работе предприятия является повышение уровня рентабельности собственного капитала на 40,47%. Это, прежде всего, обусловлено повышением чистой прибыли на 34,89 % или 67,61 тыс. рублей.

Таким образом, в целом, результат аналитического исследования хозяйственно-финансовой деятельности позволяет сделать вывод о эффективной работе предприятия в 2008 году по сравнению с предыдущим. Финансовое состояние предприятия вполне устойчивое.

Для эффективной работы предприятия необходим обязательный анализ, который к сожалению не ведется. Поэтому рекомендовано проводить оперативный анализ на предприятии ЗАО ТД «Перекресток», который позволит вовремя принять меры по улучшению производственно-торговой деятельности предприятия. Также, компании ЗАО ТД «Перекресток» следует разработать комплекс мер, направленных на повышение эффективности использования имеющихся активов за счет ускорения товарооборачиваемости, а также роста чистой прибыли и рентабельности предприятия. Необходимо дальнейшее увеличение собственного капитала за счет роста прибыли на производственные нужды.

Далее перейдем к анализу конкурентоспособности компании ЗАО ТД «Перекресток».

2.2. Анализ конкурентоспособности компании ЗАО ТД «Перекресток»

Проведем анализ конкурентоспособности компании ЗАО ТД «Перекресток» с целью выявления необходимой конкурентной стратегии организации. Для этого необходимо исследовать жизненный цикл:

Информация о работе Оценка конкурентоспособности предприятия