Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 11:01, реферат
Под эффективностью (конкурентоспособностью) понимается отношение функций полезности, построенных на значениях входных параметров и на значениях выходных параметров изучаемых объектов.
Так, согласно данному подходу, наиболее конкурентоспособным будет то предприятие, которое либо при неизменном объеме входных ресурсов (материальные, трудовые, технические и т.д.) увеличивает выходные параметры (объем прибыли), либо при неизменном объеме выходных параметров сокращает ресурсы на входе (максимально эффективно использует экономические ресурсы).
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Бордаченко Н.С.
Красноярский государственный аграрный университет, Красноярск, Россия
The comparative analysis of approaches to an estimation of the enterprise competitiveness is carried out. Merits and demerits, and also limitation of application of existing methods are outlined, possibilities and necessity of application of DEA method during the estimation of enterprise competitiveness are described.
Рыночные отношения
Необходимость обеспечения
конкурентоспособности
Оценка конкурентоспособности предприятия представляет собой ряд действий, включающий выработку метода, посредством которого и будет проведена оценка.
В совокупности существующих
общенаучных методов можно
1) дифференциальный - метод оценки конкурентоспособности, основанный на сопоставлении единичных параметров анализируемого и аналогового предприятия. Использование данного подхода позволяет установить:
- достигнут ли уровень
параметров исследуемого
- по каким параметрам не достигнут;
- какие из параметров
наиболее отличаются от
Такая оценка позволяет констатировать
факт конкурентоспособности
2) комплексный - метод оценки конкурентоспособности предприятия, основанный на применении групповых, интегральных, смешанных показателей.
Оценка конкурентоспособности
осуществляется путем сопоставления
показателей анализируемого предприятия
с аналогичными показателями эталона.
Преимуществом данного метода является
простота расчета и возможность
однозначной интерпретации
Помимо общенаучных методов существуют методы, объединяющие в себе элементы как дифференциального, так и маркетингового общенаучных подходов. Условно данные методы можно подразделить на аналитические, аналитико-прогностические, графические.
К аналитическим методам
оценки конкурентоспособности
Аналитико-прогностические
методы отличаются не только возможностью
учета влияния различных
Графические методы оценки конкурентоспособности (многоугольник конкурентоспособности, метод круговых диаграмм, метод гистограмм и т.д.) позволяют наглядно продемонстрировать конкурентное положение предприятия по сравнению с конкурентами. Однако отсутствие точной количественной характеристики предприятий по заданным критериям ограничивает возможность применения данных методов.
Проведенная классификация
методов упрощает процесс оценки
конкурентоспособности
Как видно из анализа существующих методов оценки конкурентоспособности предприятия, многие из них основаны на признании того, что конкурентоспособность предприятия напрямую отражается конкурентоспособностью выпускаемой им продукции (метод оценки на основе уровня продаж). Следует, однако, отметить, что конкурентоспособность продукции является необходимым, но недостаточным условием конкурентоспособности предприятия по следующим причинам:
- во-первых, конкурентоспособность
продукции определяется за
- во-вторых, уровень конкурентоспособности
продукции определяется для
Оценка конкурентоспособности какой-то отдельной сферы деятельности, хотя и важно само по себе, отражает только отдельные грани многомерной деятельности предприятия. Поскольку все эти сферы тесно связаны между собой, по ним трудно принимать решения: улучшение деятельности в одной сфере может привести к ухудшению другой. Таким образом, одномерные коэффициенты оценки, применяемые в вышеперечисленных методах, в принципе не могут адекватно отразить поведение сложного объекта в многомерном пространстве параметров.
- в-третьих, в оценке
конкурентоспособности
Кроме этого установлен факт
широкого применения экспертных методов
измерения
Общим недостатком проанализированных методов оценки конкурентоспособности предприятия является ограниченность их применения, что дает основание для совершенствования аспектов этого процесса и поиска новых подходов, позволяющих их реализовать на практике.
Одним из таких подходов выступает метод DEA (Data Envelopment Analysis) – это непараметрический метод оценки границы эффективности, основанный на математическом программировании.
Метод DEA основывается на нахождении относительной эффективности работы каждого исследуемого объекта, что в условиях рынка является критерием конкурентоспособности позволяя, таким образом, реализовывать данный подход при оценке ее уровня.
Данный метод возник как
обобщение таких простых
Под эффективностью (конкурентоспособностью) понимается отношение функций полезности, построенных на значениях входных параметров и на значениях выходных параметров изучаемых объектов.
Так, согласно данному подходу, наиболее конкурентоспособным будет то предприятие, которое либо при неизменном объеме входных ресурсов (материальные, трудовые, технические и т.д.) увеличивает выходные параметры (объем прибыли), либо при неизменном объеме выходных параметров сокращает ресурсы на входе (максимально эффективно использует экономические ресурсы).
Результатом решения DEA задачи при оценке конкурентоспособности перерабатывающего предприятия является:
- изучение объекта
исследования как некой
- возможность рассмотрения
одновременно множества
- количественное значение
коэффициента
- для неконкурентоспособных
объектов – значения
- для каждого
- для конкурентоспособных
объектов значение «запаса
Таким образом, данный подход
позволяет не только всесторонне
оценить уровень
Информация о работе Современные подходы к оценке конкурентоспособности предприятия