Пути повышения уровня рентабельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2011 в 19:03, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является раскрытие сущности рентабельности как важнейшего экономического показателя деятельности предприятия, а также проведение анализа рентабельности предприятия и выявление возможностей увеличения ее уровня.

В процессе выполнения работы на ОАО «Звездочка» проведён комплексный анализ практики расчета рентабельности производства и реализации продукции и разработаны предложения по повышению уровня рентабельности предприятия.

Оглавление

Введение

Глава 1. Экономическая сущность и значение рентабельности в рыночной экономике

1.1 Сущность рентабельности

1.2 Показатели рентабельности

1.3 Факторы роста уровня рентабельности

Глава 2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Звездочка»

2.1 Общая характеристика предприятия

2.2 Анализ финансовой деятельности предприятия

2.3

Глава 3. Пути повышения уровня рентабельности

3.1 Методика увеличения прибыли и рентабельности

3.2 Предложения по увеличению уровня рентабельности ОАО «Звездочка»

Заключение

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

муляж.docx

— 118.69 Кб (Скачать)

 

      Содержание 

Введение

Глава 1. Экономическая сущность и значение рентабельности в рыночной экономике

1.1 Сущность рентабельности

1.2 Показатели  рентабельности

1.3 Факторы роста уровня рентабельности

Глава 2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Звездочка»

2.1 Общая  характеристика предприятия

2.2 Анализ  финансовой деятельности предприятия 

2.3

Глава 3. Пути повышения уровня рентабельности

3.1 Методика увеличения прибыли и рентабельности

3.2 Предложения  по увеличению уровня рентабельности  ОАО «Звездочка»

Заключение

Список  использованной литературы

 

       Введение  

      Объектом  исследования является расчет и анализ рентабельности производства и реализации продукции, анализ рентабельности капитала предприятия.

      Целью дипломной работы является раскрытие  сущности рентабельности как важнейшего экономического показателя деятельности предприятия, а также проведение анализа рентабельности предприятия  и выявление возможностей увеличения ее уровня.

      В процессе выполнения работы на ОАО «Звездочка»  проведён комплексный анализ практики расчета рентабельности производства и реализации продукции и разработаны предложения по повышению уровня рентабельности предприятия.

      Первая  глава посвящена рассмотрению сущности рентабельности, здесь же определены факторы повышения рентабельности.

      Во  второй главе проведен анализ рентабельности предприятия.

      В третьей главе определены пути повышения  рентабельности на предприятии.

      В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйственного субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах  его функционирования.

      Чтобы обеспечивать выживаемость предприятия  в современных условиях, управленческому  персоналу необходимо, прежде всего, уметь реально оценивать финансовые состояния как своего предприятия так и существующих потенциальных конкурентов. Важнейшее значение в определении финансового состояния предприятия состоит в своевременном и качественном анализе финансово-хозяйственной деятельности.

      Целью любого предприятия является прибыль, она же соответственно является и  важнейшим объектом экономического анализа. Однако сам размер прибыли не может охарактеризовать эффективность использования предприятием своих ресурсов. Одним из основных показателей характеризующих эффективность работы предприятия является рентабельность. Рентабельность, в общем смысле, характеризует целесообразность затраченных ресурсов в отношении к вновь приобретенным (прибыли) ресурсам. Поэтому важно рассчитывать показатели рентабельности на предприятии и анализировать их динамику. В этом и заключается актуальность темы дипломной работы.

      Целью дипломной работы является раскрытие  сущности рентабельности как важнейшего экономического показателя деятельности предприятия, а также проведение анализа рентабельности предприятия  и выявление возможностей увеличения ее уровня.

      На  основании поставленной цели, конкретизируем задачи:

      определить  содержание и значение рентабельности в рыночной экономике;

      провести  анализ рентабельности производства;

      на  основе анализа определить основные направления повышения рентабельности на предприятии.

      Поставленные  цель и задачи обусловили структуру  дипломной работы, которая состоит  из трех глав. Первая глава посвящена  рассмотрению сущности рентабельности, здесь же определены факторы повышения  рентабельности. Во второй главе проведен анализ рентабельности производства, реализации продукции и капитала, а также рассмотрен анализ маржинального  дохода и точки безубыточности. В  третьей главе раскрыта методика расчета резервов увеличения прибыли  и рентабельности, определены пути повышения рентабельности на предприятии.

      В качестве методов исследования избраны  анализ и синтез. Использованы также методы анализа хозяйственной деятельности предприятия.

 

       Глава 1. Экономическая сущность и значение рентабельности в рыночной экономике 

      1.1 Сущность рентабельности 

      Ориентация  отечественной экономики на рыночные отношения потребовала пересмотра отношения к рентабельности, что  обусловлено ее особым местом в системе  хозяйствования.

      Рентабельность  выступает как экономическая  категория, оценочный результативный показатель, целевой ориентир, инструмент расчета чистого дохода общества, источник формирования различных фондов.

      Рентабельность  – это относительный показатель, определяющий уровень доходности бизнеса.

      Рентабельность  более полно, чем прибыль отражает окончательные результаты хозяйствования, так как ее величина показывает соотношение  эффекта с наличными или использованными  ресурсами.

      Если  предприятие получает прибыль, оно  считается рентабельным. Показатели рентабельности, применяемые в экономических  расчетах, характеризуют относительную  прибыльность.

      Результативность  и экономическая целесообразность функционирования предприятия могут  оцениваться с помощью абсолютных и относительных показателей [48, с.608].

      Так с помощью показателей первой группы можно проанализировать динамику различных показателей прибыли (балансовой, прибыли от реализации, работ, услуг, оставшейся в распоряжении предприятия) за ряд лет. Такие расчеты будут иметь скорее арифметический, чем экономический смысл (если при этом не используются соответствующие способы пересчета в сопоставимые цены). При этом следует отметить, что для получения более объективных результатов следует рассчитывать показатели с учетом инфляционных процессов.

      Относительные показатели меньше подвержены влиянию  инфляции, поскольку представляют собой  различные соотношения прибыли  и вложенного капитала, или прибыли  и производственных затрат.

      По  абсолютной сумме прибыли не всегда можно судить об уровне доходности предприятия, так как на ее размер влияет не только качество работы, но и  масштабы деятельности. Поэтому для  характеристики эффективности работы предприятия наряду с абсолютной суммой прибыли используют относительный  показатель – уровень рентабельности.

      Эти характеристики наиболее целесообразно  рассматривать относительно других временных периодов. Абсолютные цифры  сами по себе несут немного информации. Лишь зная динамику их изменения, можно  более достоверно судить о работе предприятия.

      В условиях рыночных отношений велика роль показателей рентабельности продукции, характеризующих уровень прибыльности (убыточности) её производства. Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов  и эффективности деятельности предприятия. Они характеризуют относительную  доходность предприятия, измеряемую в  процентах к затратам средств  или капитала с различных позиций.

      Основными функциями рентабельности являются [23, с.215]:

      учетная;

      оценочная;

      стимулирующая.

      Как результативный показатель она характеризует  эффективность использования имеющихся  ресурсов, успех (неуспех) в бизнесе, рост (снижение) объемов деятельности.

      Рентабельность, являясь конечным результатом деятельности предприятия, создает условия для  его расширения, развития, самофинансирования и повышения конкурентоспособности.

      Понятие «рентабельность» имеет разные значения с позиции предприятия, потребителя, государства. Но во всех случаях оно  означает выгоду. Если предприятие  работает рентабельно (в нормальных условиях хозяйствования), то это свидетельствует  о том, что покупатель, приобретая товар именно в этом магазине (или  этого производителя), получает удовлетворение от покупки (когда у него есть выбор), а государство (общество) может за счет налогов на прибыль поддерживать убыточные объекты, решать приоритетные социальные задачи.

      Наличие рентабельности позволяет удовлетворять  экономические интересы государства, предприятия, работников и собственников. Объектом экономических интересов  государства является та часть «прибыли», которую уплачивает предприятие  в виде налога на прибыль и которую  общество использует для решения  социальных задач. Экономические интересы предприятия заключаются в увеличении доли прибыли, остающейся в его распоряжении. За счет этой рентабельности предприятие  решает производственные и социальные задачи своего развития. Интересы работников в увеличении рентабельности связаны  с созданием возможностей для  улучшения материального стимулирования и повышения уровня их социального  развития. Собственники также заинтересованы в росте рентабельности предприятия, ибо тем самым увеличатся дивиденды, обеспечится увеличение их капитала [17, с.52].

      В гармонично развивающемся обществе ни один из вышеперечисленных интересов  не обладает преимуществами перед другими. Если же такая взаимосвязь нарушится  в пользу чьих-либо интересов, то тем  самым это приведет к ущемлению  интересов других сторон. Так, снижение заинтересованности предприятия в  наращивании рентабельности (например, из-за необоснованности налогов и  отчислений) приведет к уменьшению платежей в бюджет, к замораживанию  заработной платы, к нерациональному  использованию капитала.

      Рентабельность состоит из двух составляющих. Первый компонент − доход от обычной (повседневной) хозяйственной деятельности предприятия (определяется как разность между валовыми доходами от реализации и издержками обращения). При этом на величину рентабельности от хозяйственной деятельности оказывает влияние соответствующая методика исчисления издержек, затрат на содержание персонала, оценки стоимости основных фондов, запасов и других составляющих. Второй компонент − потенциальная рентабельность (доход от владения ценными бумагами, долговыми обязательствами и материальными ценностями). Разновидностью потенциального дохода выступает чрезвычайный доход, который складывается из дохода от реализации активов, безнадежных финансовых обязательств, использования сумм от ускоренной амортизации, резервов. 

      1.2 Показатели рентабельности 

      Показатели  рентабельности – это важнейшие  характеристики фактической среды  формирования прибыли и дохода предприятий. Они позволяют дать оценку финансовых результатов предприятия и, в  конечном счете, его эффективность. По этой причине они являются обязательными  элементами сравнительного анализа  и оценки финансового состояния  предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования [25, с.333].

      К этим показателям обычно относят  уровень рентабельности, или коэффициент  рентабельности, который выражается как отношение того или иного  вида прибыли к какой-либо базе. Все  показатели рентабельности могут быть рассчитаны как на основе балансовой прибыли, так и прибыли от реализации или чистой прибыли. Разные показатели отражают разные стороны деятельности предприятия. Вполне естественно, что  в целом эффективность работы предприятия может определить лишь система показателей рентабельности. Основные показатели рентабельности можно объединить в следующие группы:

      Рентабельность  продукции

      Рентабельность  продукции можно выразить двумя  способами. По первому способу рентабельность единицы продукции (Рпрод) определяется отношением прибыли (П) к себестоимости (С) [21, с.313]: 

      Рпрод = П / С*100 (1.1) 

      Роль  этого показателя состоит в том, что с его помощью дается оценка затрат предприятия на единицу выпускаемой  продукции, т.е. окупаемость издержек.

Информация о работе Пути повышения уровня рентабельности