Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2011 в 19:03, дипломная работа
Целью дипломной работы является раскрытие сущности рентабельности как важнейшего экономического показателя деятельности предприятия, а также проведение анализа рентабельности предприятия и выявление возможностей увеличения ее уровня.
В процессе выполнения работы на ОАО «Звездочка» проведён комплексный анализ практики расчета рентабельности производства и реализации продукции и разработаны предложения по повышению уровня рентабельности предприятия.
Введение
Глава 1. Экономическая сущность и значение рентабельности в рыночной экономике
1.1 Сущность рентабельности
1.2 Показатели рентабельности
1.3 Факторы роста уровня рентабельности
Глава 2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Звездочка»
2.1 Общая характеристика предприятия
2.2 Анализ финансовой деятельности предприятия
2.3
Глава 3. Пути повышения уровня рентабельности
3.1 Методика увеличения прибыли и рентабельности
3.2 Предложения по увеличению уровня рентабельности ОАО «Звездочка»
Заключение
Список использованной литературы
Р↑П
= Σ (∆Удi * Цi) * (VРПi * Р↑VРПi) (3.4)
Основные источники резервов повышения уровня рентабельности продукции – увеличение суммы прибыли от реализации продукции ( Р↑П) и снижение ее себестоимости (Р↓С).
Для
подсчета резервов может быть использована
следующая формула [36, с.250]:
(3.5)
где, Р↑R – резерв роста рентабельности;
Rв – возможный (прогнозируемый) уровень рентабельности;
Rф – фактический уровень рентабельности;
Пф – фактическая сумма прибыли;
Зф – фактическая сумма затрат по реализации продукции;
Р↑П – резерв роста прибыли от реализации продукции;
VРПв – возможный объем реализации продукции с учетом выявленных резервов;
Сiв – возможный уровень себестоимости i-х видов продукции с учетом выявленных резервов снижения.
Резерв повышения уровня рентабельности совокупного капитала может быть определена по формуле [20, с.461]:
(3.6)
где, БП – сумма брутто-прибыли;
Р↑БП – резерв увеличения суммы брутто-прибыли;
KLф – фактическая среднегодовая сумма основного и оборотного капитала в отчетном периоде;
Р↓KL – резерв сокращения суммы капитала за счет ускорения его оборачиваемости;
KLд – дополнительная сумма основного и оборотного капитала, необходимая для освоения резервов роста прибыли.
Основные пути ускорения оборачиваемости капитала следующие:
сокращение
продолжительности
улучшение
организации материально-
ускорение процесса отгрузки продукции и оформления расчетных документов;
сокращение времени нахождения средств в дебиторской задолженности [1, с.95].
Экономический эффект в результате ускорения оборачиваемости капитала выражается в относительном высвобождении средств из оборота, а также в увеличении суммы выручки и суммы прибыли.
Сумма высвобожденных средств из оборота в связи с ускорением оборачиваемости капитала (-Э) или дополнительно привлеченных средств из оборота (+Э) при замедлении оборачиваемости капитала
определяется
умножением однодневного оборота по
реализации на изменение продолжительности
оборота (Поб) [15, с.355]:
±
Э = Сумма оборота (фактическая) / Дни
в периоде * ∆Поб (3.7)
Увеличение
суммы прибыли за счет изменения
коэффициента оборачиваемости капитала
можно рассчитать умножением прироста
последнего на базовый уровень коэффициента
рентабельности продаж и на фактическую
среднегодовую сумму оборотного
капитала [15, с.355]:
∆П
= ∆КLоб * Rобф * КLф (3.8)
где,
∆П – увеличение прибыли, ∆КLоб – прирост
коэффициента оборачиваемости, Rобф −
базовый уровень коэффициента рентабельности
продаж, КLф − фактическая среднегодовая
сумма оборотного капитала.
3.2
Предложения по увеличению уровня рентабельности
ОАО «звездочка»
Проведенный
анализ позволяет сделать следующие
выводы:
·
при низкой рентабельности продаж необходимо
стремиться к ускорению оборота
активов;
·
отдача собственного капитала повышается
при увеличении доли заемных средств
в составе совокупного капитала;
Следует
заметить, что нельзя отвлеченно рассматривать
влияние отдельных факторов, так
как на уровень и динамику показателей
рентабельности оказывает влияние
вся совокупность производственно-хозяйственных
факторов:
·
уровень организации
и его источников;
·
степень использования
·
объем, качество и структура продукции;
· затраты на производство и себестоимость изделий; прибыль по видам
деятельности и направления ее
использования».
Наибольшее
внимание надо уделить последнему пункту,
а точнее, направлению использования
прибыли, которое определяются предприятием
самостоятельно[16]. Прибыль может
быть направлена на отчисления в резервный
капитал, образование фондов накопления
и фондов потребления, отвлечения на
благотворительные и другие цели, с целью
расширения деятельности организации
за счет собственных источников финансирования.
Но существует и другая альтернатива -
свои собственные средства вложить в ценные
бумаги других крупных компаний, например,
сформировать инвестиционный портфель,
грамотно осуществлять управление и через
определенное время получить доход и вложить
в свое предприятие для улучшения конкурентоспособности,
финансового состояния предприятия[22].
Предложения:
На основе анализа рентабельности предприятия, мы можем сделать выводы о том, что на рассматриваемом предприятии существуют следующие резервы увеличения прибыли и рентабельности:
· увеличение объема производства и реализации выпускаемой
продукции;
· снижение себестоимости выпускаемой продукции;
·
повышение качества выпускаемой
продукции.
Заключение
Если предприятие получает прибыль, оно считается рентабельным. Показатели рентабельности, применяемые в экономических расчетах, характеризуют относительную прибыльность.
Рентабельность выступает как экономическая категория, оценочный результативный показатель, целевой ориентир, инструмент расчета чистого дохода общества, источник формирования различных фондов.
Рентабельность
– это относительный
Рентабельность
более полно, чем прибыль отражает
окончательные результаты хозяйствования,
так как ее величина показывает соотношение
эффекта с наличными или
Показатели рентабельности – это важнейшие характеристики фактической среды формирования прибыли и дохода предприятий. Они позволяют дать оценку финансовых результатов предприятия и, в конечном счете, его эффективность. По этой причине они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.
К
этим показателям обычно относят
уровень рентабельности, или коэффициент
рентабельности, который выражается
как отношение того или иного
вида прибыли к какой-либо базе. Все
показатели рентабельности могут быть
рассчитаны как на основе балансовой
прибыли, так и прибыли от реализации
или чистой прибыли. Разные показатели
отражают разные стороны деятельности
предприятия. Вполне естественно, что
в целом эффективность работы
предприятия может определить лишь
система показателей
Основные
пути повышения рентабельности предприятия
заключаются в снижение себестоимости
продукции с одновременным
Снижения издержек, прежде всего, за счет пересмотра нормативов конструкторского и технологического сопровождения производства, ужесточения контроля за ценами приобретения товарно-материальных ценностей, сокращения посредников в материально-техническом снабжении и при реализации готовой продукции.
Снижения
транспортно-заготовительных
Внедрения
передовых технологических
Повышения квалификации рабочих, внедрения многостаночного обслуживания, совмещения профессий, улучшения использования рабочего времени;
Снижения
общехозяйственных и
Совершенствование организации управления, автоматизация управленческих процессов обеспечит снижение управленческих расходов.
Для увеличения объемов выручки от реализации продукции необходимо внедрять новые приемы работы с дебиторами, среди которых можно выделить следующие:
В случае возникновения неблагоприятных тенденций проводить пересмотр условий договоров, форм платежей и расчетов с неплатежеспособными партнерами;
Использовать права реализации просроченной задолженности третьим лицам;
Список использованной литературы
1. Бабо А. Прибыль. Пер. с фр./ Общ. ред. и коммент. В.И. Кузнецова. – М.: А/О Издательская группа «Прогресс», «Универс». 2007.
2. Бакаев М.И., Шеремет А.Д. Теория анализа хозяйственной деятельности. – М.: Финансы и статистика, 2009
3. Беркстайн Л.А. Анализ финансовой отчетности. – М.: Финансы и статистика, 2006.
4. Быкадоров В.Л., Алексеев П.Д. Финансово-экономическое состояние предприятия. Практическое пособие. – М.: Издательство «ПРИОР», 2007.
5. Ефимова О.В. Финансовый анализ. – М.: Бухгалтерский учет, 2006.
6. Жминько С.И. Финансовый учет на предприятиях. – Ростов-на-Дону: изд. «Феникс», 2008.
7. Журавкова И.В. Финансово-инвестиционный анализ: Учебное пособие. – Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 2008.
8. Калашников С.С. Как повысить рентабельность. – М.: Политиздат, 2006.
9. Крылов Э.И., Власова В.М., Егорова М.Г., Журавкова И.В. Анализ финансового состояния и инвестиционной привлекательности предприятия. М.: Финансы и статистика, 2003.
10. Прибыль и рентабельность // Эксперт, 2006, №35 (295).
11. Русак Н.А. Стражев В.И., Мигун О.Ф. Анализ Хозяйственной деятельности в промышленности. / Под ред. Стражева В.И. – Миснк: Вышэйшая школа, 2008.
12. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 2-е изд., перераб. и доп. – Мн.: ИП «Экоперспектива», 2008.