Пути повышения уровня рентабельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2011 в 19:03, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является раскрытие сущности рентабельности как важнейшего экономического показателя деятельности предприятия, а также проведение анализа рентабельности предприятия и выявление возможностей увеличения ее уровня.

В процессе выполнения работы на ОАО «Звездочка» проведён комплексный анализ практики расчета рентабельности производства и реализации продукции и разработаны предложения по повышению уровня рентабельности предприятия.

Оглавление

Введение

Глава 1. Экономическая сущность и значение рентабельности в рыночной экономике

1.1 Сущность рентабельности

1.2 Показатели рентабельности

1.3 Факторы роста уровня рентабельности

Глава 2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Звездочка»

2.1 Общая характеристика предприятия

2.2 Анализ финансовой деятельности предприятия

2.3

Глава 3. Пути повышения уровня рентабельности

3.1 Методика увеличения прибыли и рентабельности

3.2 Предложения по увеличению уровня рентабельности ОАО «Звездочка»

Заключение

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

муляж.docx

— 118.69 Кб (Скачать)

      Второй  способ расчета показателя уровня рентабельности продукции – это расчет с учетом доходности на вложенный капитал [21, с.314]: 

      Рв.к. = (ВК*УД в.к.) / (Сед*ОРнат)*100 (1.2) 

      где, Рв.к. – рентабельность на вложенный капитал; ВК – вложенный в данное производство капитал; УД в.к.− уровень доходности на вложенный капитал, предусмотренный инвестиционным проектом; Сед – себестоимость единицы продукции; ОРнат – объем реализации в натуральном выражении.

      Рентабельность  продаж

      Рентабельность  продаж рассчитывается по формуле [16, с.297]: 

      ROS = Пп / В*100 (1.3) 

      где, ROS – рентабельность продаж, Пп − прибыль от продаж, В – выручка от продаж.

      Рентабельность  продаж показывает, сколько прибыли  приходится на единицу реализованной  продукции. Рост данного показателя является следствием роста цен при постоянных затратах на производство реализованной продукции (работ, услуг) или снижения затрат на производство при постоянных ценах, то есть о снижении спроса на продукцию предприятия, а также более быстрым ростом цен чем затрат. Этот показатель может служить ориентиром в оценке конкурентоспособности продукции, так как снижение себестоимости может означать и падение спроса на нее.

      Данный  показатель, рассчитанный на основе чистой прибыли, называют коэффициентом чистой прибыли.

      Рентабельность  активов (или доходов от инвестиций) [28, с.610]: 

      ROА  = П / Аср*100 (1.4) 

      где, ROА – рентабельность активов, П − прибыль предприятия, Аср – средняя величина активов (имущества) предприятия за определенный период.

      Этот  показатель может встречаться под  названием ROI – рентабельность инвестиций. Он отражает эффективность вложенных в предприятие денежных средств. В зависимости от ситуации может использоваться тот или иной вид прибыли, но в большинстве случаев оценка ведется по балансовой и чистой прибыли.

      Существует  взаимосвязь между показателями рентабельности активов (имущества), оборачиваемостью активов (Коб.акт) и рентабельностью продаж, которую можно представить в следующем виде [11, с.315]: 

      ROА  = ROS*Коб.акт. = (П/В)*(В / Аср) = П / Аср (1.5)

 

       Иначе говоря, прибыль предприятия, полученная с каждого рубля средств, вложенных в активы зависит от скорости оборачиваемости средств и доли чистой прибыли в выручке от объема реализации и средней величины активов. Замедление оборачиваемости может быть вызвано как объективными причинами (инфляция, разрыв хозяйственных связей), так и субъективными (неумелым управлением запасами товарно-материальных ценностей и состоянием расчетов с покупателями, а также отсутствием их надлежащего учета).

      Связь между тремя ключевыми индикаторами представлена в следующей схеме: 

рентабельность  активов (имущества)

рентабельность  продаж

оборачиваемость активов

Прибыль в распоряжении предприятия

Выручка от реализации

Выручка от реализации 

Средняя величина активов

      Рис. 1.1. Факторная модель рентабельности активов 

      Обычно  при анализе рентабельности активов  проводится анализ оборотных активов, так как их влияние на этот показатель значительно зависит от состояния  и организации оборотных средств. Расчет ведется по следующей формуле [27, с.423]: 

      Ро.а. = ЧП / А*100 (1.6)

 

       где, Ро.а. − рентабельность оборотных активов, ЧП − чистая прибыль предприятия, А − средняя величина оборотных активов.

      Предприятие может аналогичным образом рассчитывать рентабельность внеоборотных активов.

      Рентабельность  акционерного, или собственного капитала

      Данный  показатель занимает особое место, так  как отражает отдачу или доходность главного средств, используемых предприятием, − собственных средств [17, с.423]: 

      ROЕ = ЧП / СКср*100 (1.7) 

      где, ROЕ − рентабельность собственного (акционерного) капитала; ЧП − чистая прибыль предприятия; СКср − средняя величина собственного капитала предприятия за определенный период.

      Особенность этого показателя в том, что он:

      показывает  эффективность собственных средств, т.е. чистую прибыль, полученную на вложенный  рубль;

      степень риска предприятия, отражающую рост ROЕ.

      На  основе ROЕ предприятие может прогнозировать темпы роста своей прибыли. Прирост прибыли в планируемом периоде определяется на основе следующего расчета [11, с.316]: 

      ∆П = (ROЕ*Кр.п) / 100 (1.8) 

      где, ∆П − прирост прибыли в планируемом году; Кр.п − коэффициент средств, направляемых на развитие производства из чистой прибыли; отражает долю чистой прибыли, направляемой на развитие производства.

      Во  взаимосвязи с ROЕ может быть использована знаменитая формула Дюпона [21, с.317]:

 

       ROЕ = (ЧП / В) * (В / Аср) * (Аср / СКср) (1.9) 

      Данная  формула значительно расширяет  аналитические возможности предприятия, в результате чего оно имеет возможность  определить:

      динамику  чистой прибыли в выручке от продаж (рентабельность продаж);

      эффективность использования активов на основе выручки от продаж и существующие тенденции (оборачиваемость активов);

      структуру капитала предприятия на основе той  доли, которая составляют в активах  собственные средства;

      влияние вышеперечисленных факторов на ROЕ.

      Вместе  с расчетом ROЕ предприятиям следует рассчитать рентабельность так называемого перманентного капитала и рентабельность заемного капитала.

      Рентабельность  перманентного капитала устанавливается  следующим образом [22, с.105]: 

      Рп.к. = ЧП / ПКср*100 (1.10) 

      где, Рп.к. − рентабельность перманентного капитала; ЧП − чистая прибыль предприятия; ПКср − средняя величина собственного капитала и долгосрочных кредитов и займов, полученных предприятием за определенный период.

      Долгосрочный  кредит практически используется для  формирования внеоборотных активов и способствует высвобождению собственных средств. Тем самым он как бы косвенно увеличивает собственные средства предприятия. Поэтому показатель рентабельности перманентного капитала в более широком смысле отражает рентабельность собственных средств предприятия, или, другими словами, средств, вложенных в предприятие на длительный срок.

      Аналогично  определяется рентабельность заемных  средств, как долгосрочных и краткосрочных  в целом, так и отдельно краткосрочных  пассивов.

      V. Прочие показатели рентабельности.

      К этой группе относятся все прочие показатели. Это прежде всего показатели рентабельности акций.

      Одним из существенных показателей является показатель рентабельности инвестиций [21, с.184]: 

      Ринв = (Дф.в / ФВ)* 100 (1.11) 

      где, Ринв – рентабельность инвестиций, Дф.в – доходы от долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений, ФВ – сумма долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений. 

      1.3 Факторы роста уровня рентабельности 

      Факторы роста уровня рентабельности зависят  от единых экономических процессов и явлений:

      совершенствование системы управления производством  в условиях рыночной экономики на основе преодоления кризиса в финансово-кредитной и денежной системах;

      повышение эффективности использования ресурсов предприятиями на основе стабилизации взаимных расчетов и системы расчетно-платежных  отношений;

      индексация  оборотных средств и четкое определение  источников их формирования.

      Кроме этого, повышение уровня рентабельности достигается за счет повышения прибыли предприятия, т.е. за счет повышения объема производства и реализации товаров, работ, услуг и при одновременном снижении затрат на производство товаров, работ, услуг.

      Изменение экономических показателей за любой  временной период происходит под  влиянием множества разнообразных  факторов. Многообразие факторов, влияющих на прибыль, требует их классификации, которая в то же время имеет  важное значение для определения основных направлений, поиска резервов повышения эффективности хозяйствования [17, с.124].

      Факторы, влияющие на прибыль, могут классифицироваться по разным признакам. Так выделяют внешние  и внутренние факторы. К внутренним относятся факторы, которые зависят от деятельности самого предприятия и характеризуют различные стороны работы данного коллектива. К внешним факторам относятся факторы, которые не зависят от деятельности самого предприятия, но некоторые из них могут оказывать существенное влияние на темпы роста прибыли и рентабельности производства.

      В свою очередь внутренние факторы  подразделяются на:

      производственные;

      внепроизводственные.

      Внепроизводственные факторы связаны в основном с  коммерческой, природоохранной, претензионной  и другими аналогичными видами деятельности предприятия, а производственные факторы  отражают наличие и использование  основных элементов производственного  процесса, участвующих в формировании прибыли,− это средства труда, предметы труда и сам труд.

      По  каждому из этих элементов выделяются группы экстенсивных и интенсивных  факторов.

      К экстенсивным относятся факторы, которые отражают объем производственных ресурсов (например, изменения численности работников, стоимости основных фондов), их использования по времени (изменение продолжительности рабочего дня, коэффициента сменности оборудования и др.), а также непроизводственное использование ресурсов (затраты материалов на брак, потери из-за отходов).

      К интенсивным относятся факторы, отражающие эффективность использования  ресурсов или способствующих этому (например, повышение квалификации работников, производительности оборудования, внедрение прогрессивных технологий) [14, с.79].

      В процессе осуществления производственной деятельности предприятия, связанной  с производством, реализацией продукции  и получением прибыли, эти факторы  находятся в тесной взаимосвязи  и зависимости.

      Первичные факторы производства воздействуют на прибыль через систему обобщающих факторных показателей более  высокого порядка. Эти показатели отражают объем и эффективность использования их потребленной части, участвующей в формировании себестоимости.

      Таким образом, можно сделать вывод, что  одни и те же элементы процесса производства, именно средства труда, предметы труда  и труд, рассматриваются, с одной  стороны, как основные первичные  факторы увеличения объема промышленной продукции, а с другой – как  основные первичные факторы, определяющие издержки производства.

      Поскольку прибыль представляет собой разность между объемом произведенной  продукции и ее себестоимостью, то ее величина и темпы роста зависят от тех же трех первичных факторов производства, которые воздействуют на прибыль через систему показателей объема промышленной продукции и издержек производства.

Информация о работе Пути повышения уровня рентабельности