Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2011 в 17:16, курсовая работа
Цель курсовой работы – проведение экономико-статистического анализа розничной торговли.
Для достижения данной цели были поставлены и решены следующие основные задачи:
Сбор цифровой информации по теме исследования;
Подбор и изучение литературных источников по теме исследования;
Проведение экономико-статистического анализа розничной торговли с применением основных методов статистического исследования:
Выявить взаимосвязи между признаками методом группировок, корреляционно-регрессионного анализа и индексного метода.
Проанализировать изменение розничного товарооборота в динамике при помощи построения ряда динамики и расчёта аналитических и средних показателей ряда динамики.
Спрогнозировать уровень изучаемого показателя на следующий за отчётным год.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Статистика оборота розничной торговли 5
2. Экономико-статистический анализ розничной торговли 16
2. 1. Оборот розничной торговли, розничной торговли торгующих организаций и рынков 16
2. 2. Товарная и ассортиментная структура оборота розничной торговли. 20
2. 3. Оценка конъюнктуры и деловой активности в розничной торговле 34
2. 4. Группировка районов области и выявление зависимостей между признаками 36
2. 5. Корреляционно-регрессионный анализ взаимосвязей между признаками 47
2. 6. Индексный анализ взаимосвязей между признаками 53
3. Анализ ряда динамики 56
3. 1. Показатели ряда динамики 56
3. 2. Выявление основной тенденции развития ряда динамики и прогнозирование 62
Выводы и предложения 66
Список литературы 68
Анализ данных таблицы показал, что от оборота розничной торговли большую часть занимают кондитерские изделия – 5,08%, изделия колбасные и копчёности – 4,57%, продукция рыбная пищевая товарная (без рыбных консервов) – 2,21%, мясо и мясопродукты – 1,88%. Меньшим спросом пользуются масла растительные – 0,52%, масло животное – 0,53%, крупа – 0,57%.
Анализируя ассортиментную структуру розничной продажи от оборота розничной торговли продовольственными товарами видно, что большим спросом пользуются кондитерские изделия – 10,04%. Из них наибольший объем занимают сахаристые – 6,09%. На втором месте – изделия колбасные и копчёности – 9,03%, большую часть которых составляют колбасы полукопчёные – 3,14% и колбасы варёные – 2,80%. На третьем месте с отрывом в 2,1 раза находится продукция рыбная пищевая товарная (без рыбных консервов) – 4,36%. Её основу составляет рыба мороженая – 2,20%. Наименьшим спросом пользуются масло солёное – 0,02%, крупа пшеничная – 0,03%, масло кукурузное – 0,01% и масло соевое – 0,02%.
Наибольшим спросом в ассортиментной структуре розничных продаж основных продовольственных товаров к итогу по группам пользуются:
в группе «мясо и мясопродукты» - мясо птицы – 48,48%;
«изделия колбасные и копчёности» - колбасы полукопчёные – 34,78%;
«продукция рыбная пищевая товарная (без рыбных консервов)» - рыба мороженая – 50,59%;
«масло животное» - крестьянское – 72,84%;
«масла растительные» - подсолнечное – 96,94%;
«молоко и молокопродукты» - молоко питьевое (цельное) – 53,56%;
«кондитерские изделия» - сахаристые – 60,67%;
«крупа»
- рис – 28,08%.
Таблица 7
Ассортиментная структура розничной продажи основных непродовольственных товаров в торгующих организациях Брянской области, 2007г.
В процентах | |||
от оборота розничной торговли | от оборота розничной торговли непродовольственными товарами | к итогу по группе | |
Ткани готовые | 0,03 | 0,07 | 100,00 |
- хлопчатобумажные | 0,03 | 0,06 | 91,67 |
- шерстяные | - | 0,01 | 4,17 |
- шёлковые | - | - | - |
- льняные | - | - | 4,16 |
Изделия швейные | 14,43 | 28,44 | 100,00 |
- детские | 2,11 | 4,16 | 14,61 |
Верхняя одежда | 4,75 | 9,35 | 100,00 |
- пальто и полупальто | 0,52 | 1,01 | 10,76 |
- плащи (включая накидки) | 0,17 | 0,34 | 3,66 |
- куртки спортивные утеплённые | 4,06 | 8,00 | 85,58 |
Изделия костюмные | 2,41 | 4,75 | 100,00 |
- костюмы | 1,40 | 2,76 | 58,15 |
- мужские | 1,21 | 2,39 | 50,24 |
- женские | 0,19 | 0,37 | 7,85 |
- пиджаки (жакеты, куртки типа пиджаков) | 0,09 | 0,19 | 3,90 |
- брюки | 0,92 | 1,80 | 37,95 |
Плательные изделия | 1,19 | 2,34 | 100,00 |
- юбки | 0,13 | 0,25 | 10,58 |
- блузки | 0,19 | 0,38 | 16,18 |
- платья | 0,82 | 1,61 | 68,86 |
- брючные комплекты | 0,05 | 0,10 | 4,38 |
Кожаная обувь | 1,80 | 3,55 | 100,00 |
- мужская | 0,87 | 1,72 | 48,31 |
- женская | 0,70 | 1,37 | 38,75 |
- детская | 0,23 | 0,46 | 12,94 |
Телевизоры цветного изображения | 0,04 | 0,07 | 100,00 |
экрана, см: | |||
- до 42 | 0,01 | 8,8 | |
- от 42 до 52 | 0,04 | 0,06 | 91,2 |
- от 52 до 72 | - | - | - |
- более 72 | |||
Холодильники и морозильники бытовые | 0,05 | 0,09 | 100,00 |
- холодильники | 0,05 | 0,09 | 100,00 |
- морозильники | - | - | - |
Материалы строительные, кроме сборных железобетонных конструкций и деталей | 2,09 | 3,4 | 100,00 |
- цемент | 0,07 | 0,12 | 3,39 |
Наибольшую долю в ассортиментной структуре розничных продаж основных непродовольственных товаров в торговых организациях от оборота розничной торговли занимают изделия швейные – 14,43%, на втором месте с отставанием в 3 раза занимает верхняя одежда – 4,75% от оборота розничной торговли. Наименьшая доля от оборота розничной торговли принадлежит тканям готовым – 0,03%, а также телевизорам цветного изображения – 0,04% и холодильникам – 0,05%.
Рассматривая ассортиментную структуру от оборота розничной торговли непродовольственными товарами, на первом месте опять же изделия швейные – 28,44%, на втором также верхняя одежда – 9,35%, в основном формируемая продажей курток спортивных утеплённых – 8%. Наименьшую долю от оборота розничной торговли непродовольственными товарами занимают ткани готовые шерстяные – 0,01%, телевизоры цветного изображения до 42 см – 0,01%. Наибольшую дол. К итогу по группе занимают: хлопчатобумажные ткани – 91,67%, куртки спортивные утеплённые – 85,58%, костюмы – 58,15%, платья – 68,86%, кожаная обувь мужская – 48,31%, телевизоры цветного изображения от 42 до 52см – 91,2%, холодильники – 100%.
Далее рассмотрим индексы физического объёма продажи потребительских товаров и сделаем выводы.
Таблица 8
Индексы физического объёма продажи потребительских товаров
(в процентах к предыдущему году)
2006 | 2007 | 2008 | |
Все товары | 116 | 119 | 116 |
Продовольственные товары | 113 | 118 | 118 |
- мясо и птица | 107 | 101 | 114 |
- масло животное | 113 | 102 | 108 |
- масло растительное | 120 | 125 | 109 |
- сахар | 108 | 121 | 116 |
- изделия колбасные | 109 | 115 | 115 |
- продукция рыбная | 103 | 118 | 112 |
- цельномолочная продукция | 106 | 110 | 110 |
- яйцо птицы | 101 | 100 | 103 |
- кондитерские изделия | 105 | 109 | 114 |
- мука | 130 | 115 | 114 |
- хлеб и хлебобулочные изделия | 107 | 102 | 103 |
- картофель | 111 | 114 | 126 |
- овощи | 112 | 110 | 122 |
- плоды, ягоды, виноград | 118 | 127 | 125 |
- алкогольные напитки | 120 | 113 | 127 |
Непродовольственные товары | 120 | 120 | 116 |
- ткани готовые | 117 | 115 | 106 |
- изделия швейные | 106 | 94 | 111 |
- верхний трикотаж | 106 | 96 | 111 |
- обувь кожаная | 109 | 95 | 113 |
- материалы строительные | 113 | 112 | 111 |
- изделия ювелирные | 119 | 125 | 116 |
Проанализировав
индексы физического объёма продаж
потребительских товаров, видно, что
продажа продовольственных
Объём
продажи продовольственных
В 2008 году по сравнению с 2007 годом увеличение произошло за счёт таких продуктов: в большей степени алкогольных напитков на 14%, мяса и птицы на 13%, картофеля на 12%, овощей на 12%, масла животного на 6%, кондитерских изделий на 5%, яйцо птицы на 3%.
Объём
продажи непродовольственных
Важную роль в структуре розничной торговли продовольственными товарами занимает продажа алкогольных напитков и пива.
Таблица 9
Структура продажи алкогольных напитков и пива
2006г | 2007г | 2008г | Отклонение (+,-) 2008г: | ||
2006г | 2007г | ||||
Алкогольные напитки и пиво в абсолютном выражении | 100,0 | 100,0 | 100,0 | - | - |
в
т. ч.
- водки и ЛВИ |
58,5 | 51,5 | 52,0 | -6,5 | 0,5 |
- виноградные и плодовые вина | 14,6 | 14,3 | 16,6 | 2 | 2,3 |
- коньяки | 1,2 | 1,2 | 1,6 | 0,4 | 0,4 |
- вина шампанские и игристые | 1,4 | 1,6 | 1,7 | 0,3 | 0,1 |
- пиво | 24,3 | 31,4 | 28,0 | 3,7 | -3,4 |
При анализе данных таблицы мы видим, что первое место занимает потребление водки и ликероводочных изделий, на втором месте – пиво. Наименьшим спросом пользуется коньяк – его потребление в среднем за три года составило 1,3%.
В 2008 году рынок алкогольной продукции характеризовался устойчиво высоким уровнем продажи всех видов алкогольной продукции, за исключением водки и ликероводочных изделий: продажа её сократилась (на 6,5% по отношению к 2006 году). Одновременно за 2006-2008гг. выросла продажа виноградных и плодовых вин на 2% и пива на 3,7% (по отношению к 2007 году продажа виноградных и плодовых вин увеличилась на 2,3%, а продажа пива, напротив, сократилась на 3,4%). В реализация коньяка и шампанского также наблюдается незначительный рост на 0,4% и на 0,3% соответственно (по сравнению с 2007 годом рост – на 0,4% и на 0,1%). При этом, если рассмотреть динамику в структуре продаж, можно проследить закономерность: доля водки сокращается, а удельный вес вина и пива растёт, тем самым вытесняя первую.
При анализе потребления алкоголя на душу населения, помимо количества изучается и структура потребляемых напитков, так как социальные и медицинские последствия употребления различных напитков неодинаковы. Чем крепче напитки, потребляемые населением, тем тяжелее последствия.
Таблица 10
Динамика продажи алкогольных напитков и пива на душу населения, литров
2006г | 2007г | 2008г | 2008г в % к: | ||
2006г | 2007г | ||||
Водка и ЛВИ | 10,83 | 9,61 | 10,23 | 94,5 | 106,5 |
Вино виноградное и плодовое | 7,47 | 7,43 | 9,09 | 121,7 | 122,3 |
Шампанское | 0,94 | 1,07 | 1,16 | 123,4 | 108,4 |
Коньяк | 0,23 | 0,22 | 0,30 | 130,4 | 136,4 |
Пиво | 46,14 | 60,20 | 56,62 | 122,7 | 94,1 |
В динамике продажи алкогольных напитков и пива на душу населения преобладает пиво, в среднем 54,32 литра на душу населения. На втором месте потребление водки и ЛВИ – 10,2 литра, что в 5 раз меньше. Меньше всего на душу населения приходится коньяка – 0,25 литра в среднем.
В 2008 году продажа спиртных напитков и пива на душу населения оставалась самой высокой. При снижении продажи на душу населения водки (с 10,83 литров в 2006 году до 9,61 литра в 2007 году) увеличилось потребление пива (соответственно с 46,14 литра до 60,20 литров). В 2008 году по сравнению с 2007 году наблюдается обратная тенденция: продажа водки увеличилась незначительно на 6,5%, а продажа пива сократилась на 5,9%.
В 2008 году по сравнению с 2006 годом наибольшее увеличение продажи алкогольных напитков и пива на душу населения отмечается у коньяка на 30,4%, на втором месте шампанское на 23,4% и третьем месте пиво на 22,7%. В 2008 году по сравнению с 2007 годом наиболее увеличилась продажа коньяка на 36,4%, вина на 22,3% и шампанского на 8,4%.
Теперь рассмотрим изменение товарных запасов в организациях розничной торговли, на конец месяца.
Таблица 11
Изменение товарных запасов в организациях розничной торговли, на конец месяца
Месяц | Товарные запасы, млн. руб. | Темп роста, % | Товарные запасы, дней торговли | Темп роста, % | ||
2007г | 2008г | 2007г | 2008г | |||
Январь | 1501,1 | 1523,7 | 101,5 | 29 | 33 | 113,8 |
Февраль | 1429,0 | 1477,4 | 103,4 | 34 | 32 | 94,1 |
Март | 1482,9 | 1519,1 | 102,4 | 34 | 30 | 88,2 |
Апрель | 1525,7 | 1695,8 | 111,2 | 30 | 34 | 113,3 |
Май | 1677,0 | 1779,7 | 106,1 | 32 | 35 | 109,4 |
Июнь | 1598,0 | 1712,7 | 107,2 | 29 | 34 | 117,2 |
Июль | 1705,1 | 1959,9 | 115,0 | 30 | 37 | 123,3 |
Август | 1792,4 | 1950,4 | 108,8 | 30 | 35 | 116,7 |
Сентябрь | 1781,2 | 1993,6 | 111,9 | 29 | 36 | 124,1 |
Октябрь | 1832,5 | 2047,7 | 111,7 | 31 | 36 | 116,1 |
Ноябрь | 2027,9 | 2168,4 | 107,0 | 32 | 40 | 125,0 |
Декабрь | 2101,3 | 1954,4 | 93,0 | 33 | 28 | 84,9 |