Розничная торговля Брянской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2011 в 17:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – проведение экономико-статистического анализа розничной торговли.

Для достижения данной цели были поставлены и решены следующие основные задачи:

Сбор цифровой информации по теме исследования;
Подбор и изучение литературных источников по теме исследования;
Проведение экономико-статистического анализа розничной торговли с применением основных методов статистического исследования:
Выявить взаимосвязи между признаками методом группировок, корреляционно-регрессионного анализа и индексного метода.
Проанализировать изменение розничного товарооборота в динамике при помощи построения ряда динамики и расчёта аналитических и средних показателей ряда динамики.
Спрогнозировать уровень изучаемого показателя на следующий за отчётным год.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Статистика оборота розничной торговли 5
2. Экономико-статистический анализ розничной торговли 16
2. 1. Оборот розничной торговли, розничной торговли торгующих организаций и рынков 16
2. 2. Товарная и ассортиментная структура оборота розничной торговли. 20
2. 3. Оценка конъюнктуры и деловой активности в розничной торговле 34
2. 4. Группировка районов области и выявление зависимостей между признаками 36
2. 5. Корреляционно-регрессионный анализ взаимосвязей между признаками 47
2. 6. Индексный анализ взаимосвязей между признаками 53
3. Анализ ряда динамики 56
3. 1. Показатели ряда динамики 56
3. 2. Выявление основной тенденции развития ряда динамики и прогнозирование 62
Выводы и предложения 66
Список литературы 68

Файлы: 1 файл

весь.doc

— 823.00 Кб (Скачать)
 
 

     В сравнении с 2004 годом оборот розничной торговли по Брянской области ежегодно увеличивается, и прирост за 2004-2008 гг. составил 53495,7 млн. руб. или 173,1%. При сравнении ежегодных изменений видно, что значительное увеличение объёма розничной торговли (на 21019,9 млн. руб. или на 33,2%) наблюдается в 2008 году к уровню 2007 года.

     Таблица 23

     Средние показатели ряда динамики

Средний уровень ряда динамики Средний абсолютный прирост Средний темп роста Средний темп прироста
53202,76 млн. руб. 13373,9 млн. руб. 128,6% 28,6%
 

     Ежегодно  объём розничной торговли  в Брянской области увеличивался в среднем на 13373,9 млн. руб., или на 28,6%. 

  1. 2. Выявление основной  тенденции развития  ряда динамики  и прогнозирование

     Первая  задача, которая возникает при  анализе рядов динамики, заключается в выявлении и описании основной тенденции развития изучаемого явления (тренда).

       Трендом называется плавное и устойчивое изменение уровней явления во времени, свободное от случайных колебаний.

     Изучение  тренда включает в себя два этапа:

1. Проверка  ряда на наличие тренда;

2. Выравнивание  ряда динамики и непосредственное  выделение тренда.

     Для непосредственного  выявления тренда используют следующие методы:

  • метод укрупнения интервалов;
  • метод скользящей средней;
  • метод аналитического выравнивания.

     Все перечисленные методы относятся к группе методов сглаживания, предполагающих наличие в исходном ряду динамики только одной компоненты – тренда.

     Наиболее  часто в анализе рядов динамики при выравнивании используются следующие зависимости: [9]

    • линейная Y=A0 + A1*T;
    • параболическая Y=A0 + A1*T + A2*T2;
    • показательная функция  Y=10(A0 + A1*T).

     С применением компьютера выявим основную тенденцию  развития ряда динамики и прогнозирование.

────────────────────────────────────────────────────────────────────────

АНАЛИЗ  ДИНАМИЧЕСКИХ РЯДОВ

└────────────────────────────────────────────────────────────────────────                                                   

 

         ФОРМЫ ТРЕНДОВ 

 

 1. ЛИНЕЙНАЯ :

     Y = A0 + A1 * T

 

 2. ПАРАБОЛИЧЕСКАЯ :

     Y = A0 + A1 * T + A2 * T **2

 

3. ПОКАЗАТЕЛЬНАЯ С ЛИНЕЙНЫМ ПОКАЗАТЕЛЕМ СТЕПЕНИ :

     Y = 10 ** (A0 + A1 * T)

 

4. ЛОГАРИФМИЧЕСКАЯ  (LN) :

     Y = A0 + A1 * LN ( T )

 

 5. ГИПЕРБОЛИЧЕСКАЯ :

     Y = A0 + A1 / T

 

 

 Среднее значение =          ********

 Средний абсолютный  прирост =********

 Средний коэффициент  роста =  1.223

------------------------------------------------------------------------:         :          :            Результаты расчета по уравнению       :

: Номер   : Фактич.  :--------------------------------------------------:

  наблю-  :значение : Прямой  :Параболы :Показат. :Логарифм.: Гиперболы:

: дения   :признака :         :2-о поряд:с осн.10 :   (LN)  :          :

------------------------------------------------------------------------

:      1 : 30896.50 :26849.40 : 31291.73:30262.95 : 23990.98 :24400.79 :

:       2 : 38596.90 :40026.08 : 37804.91:38879.89 : 45137.82 :50905.67 :

:       3 : 48755.90 :53202.76 : 48760.42:49950.33 : 57507.93 :59740.63 :

:       4 : 63372.30 :66379.44 : 64158.27:64172.96 : 66284.66 :64158.11 :

:       5 : 84392.20 :79556.13 : 83998.46:82445.20 : 73092.42 :66808.60 :

-------------------------------------------------------------------------

:                 Характеристики результатов выравнивания               :

-------------------------------------------------------------------------

:ср.квадр.:          :         :         :          :         :         :

:откл(ост):19009.870 :3758.370 : 557.900 : 1126.058 :7787.615 :11172.870:

:коэф.    :          :         :         :          :         :         :

:тренда   :          :         :         :          :         :         :

:   A0    :          :13672.710:29220.900:    4.372 :23990.980:77410.550:

:   A1    :          :13176.680: -150.332:     .109 :30508.440:*********:

:   A2    :          :         : 2221.169:          :         :         :

-------------------------------------------------------------------------

:                Отклонения расчетных значений  от фактических           :

-------------------------------------------------------------------------

:       1 :          : 4047.10 : -395.23 :   633.55 : 6905.52 : 6495.71 :

:       2 :          :-1429.18 :  791.99 :  -282.99 :-6540.92 :-12308.77:

:       3 :          :-4446.86 :   -4.52 : -1194.43 :-8752.03 :-10984.73:

:       4 :          :-3007.14 : -785.97 :  -800.66 :-2912.36 : -785.81 :

:       5 :          : 4836.08 :  393.74 :  1947.01 :11299.78 :17583.60 :

-------------------------------------------------------------------------

:                               П р о г н о з                           :

-------------------------------------------------------------------------

:       1 :          :92732.81 :108281.00:105920.20 :78654.77 :68575.59 :

-------------------------------------------------------------------------

00.66 : -2912.36 :  -785.81 :

:   5 :          :  4836.08 :   393 

     Сущность  метода аналитического выравнивания заключается  в подборе аналитического уравнения (уравнения Тренда). Подбор ведётся  с учётом . Какому уравнению соответствует самое минимальное , то уравнение и будет являться уравнением Тренда.

      min = 557,900 – соответствует параболическому уравнению:

     Y=a0 + a1*t + a2*t2

     а0 = 29220,900;   a1 = -150,332;   а2 = 2221,169

     Y = 29220,900 – 150,332*t + 2221,169*t2

     Выявлена  тенденция к росту объёма розничной  торговли в Брянской области за период с 2004 по 2008 г. в среднем на 29220,9 млн. руб.

     Для расчёта прогнозного значения необходимо в  данное уравнение вместо t подставить порядковый номер года, на который делается прогноз.

     Для 2009 г. t = 6, отсюда:

     Yпрогн. = 108280,992 млн. руб.

     С учётом сохранения в 2009 году основной тенденции развития ряда динамики к  увеличению возможный уровень объёма розничной торговли в 2009 году составит 108280,992 млн. руб.

     Дискретная  оценка:

     Yпрогн. = 108280,992 млн. руб.

     Интервальная  оценка:

     Yпрогн. t * ;

     t - табличное значение ( = 0,05, =n-m = 2);

     t = 4,303;  = 557,900;  

     t * = 2400,64

     Yпрогн. = 108280,992 2400,64

      [105880,352         110681,632] млн. руб.

     С учётом сохранившейся тенденции  к увеличению возможный уровень  розничного товарооборота в 2009 году будет не менее 105880,352 млн. руб., но не превысит 110681,632 млн. руб. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выводы  и предложения

     Потребительский рынок области является основной частью экономики области и его задачей является создание условий для удовлетворения спроса населения на товары и услуги, в том числе местных производителей, обеспечение их качества, безопасности и доступности для всех социальных групп населения. Потребительский рынок Брянской области в 2008 году оставался стабильным и его состояние можно охарактеризовать следующими основными итогами:

  • оборот розничной торговли по сравнению с 2007г. увеличился на 33,2% (прирост в 2007г. по сравнению с 2006г. составлял 30,0%);
  • сохранялась тенденция формирования оборота розничной торговли, в основном, за счёт продажи товаров торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в стационарной торговой сети (вне рынка), их оборот по сравнению с 2007г. возрос на 33,8%;
  • удельный вес продажи товаров на розничных рынках и ярмарках в объёме оборота розничной торговли снизился до 19,2% в 2008 году против 19,5% в 2007г.;
  • в макроструктуре оборота розничной торговли доля непродовольственных товаров, которую можно рассматривать, как один из показателей качества жизни, снизился на 2 процентных пункта по сравнению с 2007 годом и составил 51,2%;
  • практически в течение всего года сохранялся устойчивый уровень товарных запасов в розничной торговле (34-36 дней торговли);
  • качество товаров, поступивших в 2008 году на потребительский рынок, характеризовалось по ряду товаров снижением доли продукции ненадлежащего качества и опасной для потребителя, причём как отечественного, так и импортного производства. Вместе с тем серьёзные опасения вызывает качество масла растительного отечественного и импортного производства, отечественных и импортных кондитерских изделий, маргариновой и майонезной продукции, мебели и часов;

     Высокий уровень инфляции, замедление роста  реальных располагаемых денежных доходов населения в условиях мирового финансового кризиса не могли не сказаться на состоянии потребительского рынка. Но, несмотря на это, в 2008 году прирост торгового оборота составил 33,2%, что на 3,2 процентных пункта выше аналогичного показателя в 2007 году.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

 
  1. Статистика  рынка товаров и услуг: Учебник. – 2-е изд. перераб. и доп./ И.К.Беляевский, Г.Д.Кулагина, Л.А.Данченок и др.; Под ред. И.К.Беляевского. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 656с.
  2. Брянская область и регионы Центрального федерального округа. 2010: Стат. сб. / Брянскстат. – Брянск, 2010. – 328с.
  3. Брянская область 2008: Стат. сб. / Брянскстат. – Брянск, 2008. – 360с.
  4. Брянская область в цифрах 2010: Крат. стат. сб. / Брянскстат. – Брянск, 2010. – 152с.
  5. Годин А.М. Статистика: Учебник. – 6-е изд., перераб. и испр. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2008. – 460с.
  6. Данные интернет
  7. Потребительский рынок Брянской области в 2008г.: зап. /Брянскстат. – Брянск, 2009 – с. 34
  8. Практикум по теории статистики: Учеб. пособие / Под ред. Р.А.Шмойловой. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 416с.
  9. Сизова Т.М. Статистика: Учебное пособие. СПб.: СПб ГУИТМО, 2005. – 80с.
  10. Торговля в Брянской области: Стат. сб. / Брянскстат. – Брянск, 2008. – с.175

ПРИЛОЖЕНИЯ

Информация о работе Розничная торговля Брянской области