Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2011 в 17:16, курсовая работа
Цель курсовой работы – проведение экономико-статистического анализа розничной торговли.
Для достижения данной цели были поставлены и решены следующие основные задачи:
Сбор цифровой информации по теме исследования;
Подбор и изучение литературных источников по теме исследования;
Проведение экономико-статистического анализа розничной торговли с применением основных методов статистического исследования:
Выявить взаимосвязи между признаками методом группировок, корреляционно-регрессионного анализа и индексного метода.
Проанализировать изменение розничного товарооборота в динамике при помощи построения ряда динамики и расчёта аналитических и средних показателей ряда динамики.
Спрогнозировать уровень изучаемого показателя на следующий за отчётным год.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Статистика оборота розничной торговли 5
2. Экономико-статистический анализ розничной торговли 16
2. 1. Оборот розничной торговли, розничной торговли торгующих организаций и рынков 16
2. 2. Товарная и ассортиментная структура оборота розничной торговли. 20
2. 3. Оценка конъюнктуры и деловой активности в розничной торговле 34
2. 4. Группировка районов области и выявление зависимостей между признаками 36
2. 5. Корреляционно-регрессионный анализ взаимосвязей между признаками 47
2. 6. Индексный анализ взаимосвязей между признаками 53
3. Анализ ряда динамики 56
3. 1. Показатели ряда динамики 56
3. 2. Выявление основной тенденции развития ряда динамики и прогнозирование 62
Выводы и предложения 66
Список литературы 68
Сгруппируем районы по сальдированному финансовому результату деятельности крупных и средних организаций, млн. руб.
1. Определение
числа групп и величины
а) построение ранжированного ряда:
№ п.п | Сальдированный финансовый результат деятельности крупных и средних организаций, млн. руб. | № п.п | Сальдированный финансовый результат деятельности крупных и средних организаций, млн. руб. | № п.п | Сальдированный финансовый результат деятельности крупных и средних организаций, млн. руб. | № п.п | Сальдированный финансовый результат деятельности крупных и средних организаций, млн. руб. |
1 | -15,934 | 8 | 2,331 | 15 | 13,778 | 22 | 54,998 |
2 | -2,459 | 9 | 2,406 | 16 | 13,865 | 23 | 80,955 |
3 | -0,969 | 10 | 3,030 | 17 | 14,777 | 24 | 85,955 |
4 | -0,830 | 11 | 4,429 | 18 | 14,844 | 25 | 122,540 |
5 | 0,139 | 12 | 7,609 | 19 | 19,501 | 26 | 292,794 |
6 | 0,287 | 13 | 9,221 | 20 | 26,339 | 27 | 887,584 |
7 | 0,953 | 14 | 10,751 | 21 | 37,763 |
2. Определение
числа групп в группировке и величины
интервала.
Число
групп: n = 1 + 3,322*lg N = 1+3,322*lg27 = 1+3,322*1,4314 = 6
Интервал:
i =
=
= 6,46
Определим
границы каждой группы:
Интервальный ряд распределения
Номер группы | Интервал (границы группы) | Число районов |
I | до -0,969 | 2 |
II | -0,969 – 5,491 | 9 |
III | 5,492 – 11,952 | 3 |
IV | 11,953 – 18,413 | 4 |
V | 18,414 – 24,874 | 1 |
VI | свыше 24,874 | 8 |
Итого | Х | 27 |
3. Построение
вспомогательной (рабочей)
Таблица 18
Вспомогательная таблица
Группы районов по сальдированному финансовому результату деятельности крупных и средних организаций, млн. руб. | Номер и число районов в группе | Оборот розничной торговли всего, млн. руб. | Сальдированный финансовый результат деятельности крупных и средних организаций, млн. руб. |
I. до -0,969 | 21 | 131,4 | -15,934 |
16 | 535,9 | -2,459 | |
Итого I группа | 2 | 667,3 | -18,393 |
II. -0,969 – 5,491 | 9 | 926,1 | -0,969 |
4 | 228,4 | -0,830 | |
24 | 542,3 | 0,139 | |
11 | 645,5 | 0,287 | |
15 | 415,9 | 0,953 | |
7 | 169,8 | 2,331 | |
1 | 742,5 | 2,406 | |
22 | 767,9 | 3,030 | |
18 | 183,9 | 4,429 | |
Итого II группа | 9 | 4622,3 | 11,776 |
III. 5,492 – 11,952 | 3 | 562,7 | 7,609 |
2 | 3474,4 | 9,221 | |
5 | 424,2 | 10,751 | |
Итого III группа | 3 | 4461,3 | 27,581 |
IV. 11,953 – 18,413 | 12 | 961,9 | 13,778 |
26 | 1231,6 | 13,865 | |
14 | 567,9 | 14,777 | |
8 | 1077,0 | 14,844 | |
Итого IV группа | 4 | 3838,4 | 57,264 |
V. 18,414 – 24,874 | 10 | 1230,8 | 19,501 |
Итого V группа | 1 | 1230,8 | 19,501 |
VI. свыше 24,874 | 20 | 677,5 | 26,339 |
19 | 1415,8 | 37,763 | |
17 | 662,3 | 54,998 | |
27 | 1474,5 | 80,955 | |
13 | 93,1 | 85,955 | |
23 | 985,5 | 122,540 | |
25 | 523,8 | 292,794 | |
6 | 2931,7 | 887,584 | |
Итого VI группа | 8 | 8764,2 | 1588,928 |
Всего | 27 | 23584,3 | 1686,66 |
4. Построение
аналитической группировки (с
учётом перегруппировки).
Таблица 19
Влияние сальдированного финансового результата деятельности крупных и средних организаций на общий объём розничного товарооборота
Группы районов по сальдированному финансовому результату деятельности крупных и средних организаций, млн. руб. | Число районов | Среднее значение | |
Оборот розничной торговли всего | Сальдированный финансовый результат деятельности крупных и средних организаций | ||
I. до 5,491 | 11 | 480,9 | -6,617 |
II. 5,492 – 11,952 | 3 | 1487,1 | 9,194 |
III. 11,953 – 24,874 | 5 | 1013,8 | 15,353 |
IV. свыше 24,874 | 8 | 1095,5 | 198,616 |
Итого в среднем | 873,5 | 62,469 |
5. Характеристики результатов группировки.
Районы по группам распределились неравномерно. В 11 районах оборот розничной торговли и сальдированный финансовый результат деятельности крупных и средних организаций меньше, чем в среднем по всей совокупности. Между признаками была выявлена прямая зависимость, потому что с увеличением сальдированного финансового результата деятельности крупных и средних организаций от I группы к IV группе оборот розничной торговли в целом возрос от I к IV группе.
Одной из важнейших задач статистики является изучение объективно существующих связей между явлениями. При исследовании таких связей выясняются причинно-следственные отношения между явлениями, а это, в свою очередь, позволяет выявить факторы, оказывающие основное влияние на вариацию изучаемых явлений и процессов. Причинно-следственные отношения представляют собой такую связь явлений, при которой изменение одного из них – причины, ведёт к изменению другого – следствия. Причинно-следственная форма связи определяет все другие формы, носит всеобщий и многообразный характер.
Для описания причинно-следственной связи между явлениями и процессами используется деление статистических признаков, отражающих отдельные стороны взаимосвязанных явлений, на факторные и результативные. Факторными считаются признаки, обуславливающие изменение других, связанных с ними признаков, являющихся причинами и условиями таких изменений. Результативными являются признаки, изменяющимися под воздействием факторных.
По направлению корреляционные связи делятся на прямые и обратные. При прямой связи результативный признак растёт с увеличением факторного, при обратной - рост факторного признака приводит к снижению значений результативного признака.
По форме (аналитическому выражению) связи делятся на линейные (прямолинейные) и нелинейные (криволинейные) связи. Линейные связи выражаются уравнением прямой, а нелинейные – уравнением параболы, гиперболы, степенной и т. п.
По количеству взаимодействующих факторов связи делятся на парную (однофакторную) и множественную (многофакторную) связи. При парной связи на результативный признак действует один факторный, при множественной – несколько факторных признаков.
Задачей корреляционного анализа является количественное определение тесноты связи между двумя признаками при парной связи или между результативным и несколькими факторными при множественной связи.
Двухмерные корреляционные модели (парная корреляция) используются в случаях, когда среди факторов, влияющих на результативный признак, есть доминирующий. Таких связей немного, чаще встречаются зависимости результативного признака от нескольких факторных, так как экономические явления находятся под влиянием значительного числа одновременно и совокупно действующих факторов.
Коэффициенты регрессии, стоящие при неизвестном x, называют коэффициентами «чистой» регрессии. Они отражают величину среднего изменения результативного признака при изменении соответствующего факторного признака на одну единицу, при условии, что остальные факторы, входящие в корреляционное уравнение, остаются постоянными. [9]
Выявим
методом корреляционно-
┌─────────────────────────────
МНОГОФАКТОРНЫЙ КОРРЕЛЯЦИОННО-РЕГРЕССИОННЫЙ АНАЛИЗ
└────────────────────────────
Исходная матрица:
1 2 3
1 742.500 648.000 2.406
2 3474.400 3449.000 9.221
3 562.700 558.000 7.609
4 228.400 228.000 -.830
5 424.200 404.000 10.751
6 2931.700 2594.000 887.584
7 169.800 165.000 2.331
8 1077.000 1001.000 14.844
9 926.100 859.000 -.969
10 1230.800 974.000 19.501
11 645.500 560.000 .287
12 961.900 807.000 13.778
13 93.100 93.000 85.955
14 567.900 506.000 14.777
15 415.900 389.000 .953
16 535.900 498.000 -2.459
17 662.300 580.000 54.998
18 183.900 184.000 4.429
19 1415.800 1388.000 37.763
20 677.500 625.000 26.339
21 131.400 118.000 -15.934
22 767.900 629.000 3.030
23 985.500 903.000 122.540
24 542.300 442.000 .139
25 523.800 488.000 292.794
26 1231.600 1158.000 13.865
27 1474.500 1337.000 80.955
Корреляционная матрица:
1 2 3
1 1.000 .996 .496
2 .996 1.000 .455
3 .496 .455 1.000