Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2011 в 17:16, курсовая работа
Цель курсовой работы – проведение экономико-статистического анализа розничной торговли.
Для достижения данной цели были поставлены и решены следующие основные задачи:
Сбор цифровой информации по теме исследования;
Подбор и изучение литературных источников по теме исследования;
Проведение экономико-статистического анализа розничной торговли с применением основных методов статистического исследования:
Выявить взаимосвязи между признаками методом группировок, корреляционно-регрессионного анализа и индексного метода.
Проанализировать изменение розничного товарооборота в динамике при помощи построения ряда динамики и расчёта аналитических и средних показателей ряда динамики.
Спрогнозировать уровень изучаемого показателя на следующий за отчётным год.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Статистика оборота розничной торговли 5
2. Экономико-статистический анализ розничной торговли 16
2. 1. Оборот розничной торговли, розничной торговли торгующих организаций и рынков 16
2. 2. Товарная и ассортиментная структура оборота розничной торговли. 20
2. 3. Оценка конъюнктуры и деловой активности в розничной торговле 34
2. 4. Группировка районов области и выявление зависимостей между признаками 36
2. 5. Корреляционно-регрессионный анализ взаимосвязей между признаками 47
2. 6. Индексный анализ взаимосвязей между признаками 53
3. Анализ ряда динамики 56
3. 1. Показатели ряда динамики 56
3. 2. Выявление основной тенденции развития ряда динамики и прогнозирование 62
Выводы и предложения 66
Список литературы 68
В структуре оборота розничной торговли большую часть занимают непродовольственные товары, хотя с 2006 по 2008 год их доля в обороте уменьшилась с 53,2% до 51,2%. Доля же продовольственных товаров с 2006 по 2008 год увеличивается. В 2008 году она составила в размере 48,8%, увеличившись к уровню 2006 года на 80,3% и на 38,7% к уровню 2007 года.
В
структуре продовольственных
Рассмотрим объём и структуру оборота розничной торговли по формированию оборота в Брянской области.
Таблица 2
Объём и структура оборота розничной торговли по формированию оборота в Брянской области (в фактически действовавших ценах)
2006г | 2007г | 2008г | 2008г в % к: | |||||
млн. руб. | % | млн. руб. | % | млн. руб. | % | 2006г | 2007г | |
Оборот розничной торговли | 48755,9 | 100,0 | 63372,3 | 100,0 | 84392,2 | 100,0 | 173,1 | 133,2 |
- торгующие организации | 35836,5 | 73,5 | 51006,0 | 80,5 | 68218,0 | 80,8 | 190,4 | 133,8 |
- розничные рынки и ярмарки | 12919,4 | 26,5 | 12366,3 | 19,5 | 16174,2 | 19,2 | 125,2 | 130,8 |
По данным таблицы видно, что наибольшая доля в структуре оборота розничной торговли принадлежит торгующим организациям. Их доля в обороте розничной торговле выросла с 2006 по 2008 год на 90,4%. В 2006 году доля торгующих организаций занимала 73,5%, что в 2,8 раза больше, чем розничные рынки и ярмарки. В 2007 году она составила 80,5%, а в 2008 году - 80,8%. В сравнении с 2007 годом доля торгующих организаций увеличилась на 33,8%. Удельный вес розничных рынков и ярмарок с 2006 по 2008 год снизился. Их доля в обороте розничной торговли в 2008 году по сравнению с 2006 годом увеличилась на 25,2%, а по сравнению с 2007 годом на 30,8%.
Далее
проанализируем объём и структуру
оборота розничной торговли по формам
собственности.
Таблица 3
Объём и структура оборота розничной торговли по формам собственности в Брянской области (в фактически действовавших ценах)
2006г | 2007г | 2008г | 2008г в % к: | |||||
млн. руб. | % | млн. руб. | % | млн. руб. | % | 2006г | 2007г | |
Оборот розничной торговли | 48755,9 | 100,0 | 63372,3 | 100,0 | 84392,2 | 100,0 | 173,1 | 133,2 |
- негосударственная | 46189,6 | 94,7 | 59749,5 | 94,3 | 80615,5 | 95,5 | 174,5 | 135,0 |
Из неё: частная | 41147,1 | 84,4 | 54548,5 | 86,1 | 74371,7 | 88,1 | 180,8 | 136,3 |
- государственная и муниципальная | 2566,3 | 5,3 | 3622,8 | 5,7 | 3776,7 | 4,5 | 147,2 | 104,3 |
В
объёме и структуре оборота розничной
торговли по формам собственности в
Брянской области преобладает
Доля
государственной и
Также
большое значение имеет оборот розничной
торговли на душу населения.
Таблица 4
Оборот розничной торговли на душу населения в Брянской области, руб.
2006г | 2007г | 2008г | 2008г в % к: | ||
2006г | 2007г | ||||
Оборот розничной торговли | 36811 | 48265 | 64713 | 175,8 | 134,1 |
- продовольственные товары | 17240 | 22606 | 31668,2 | 183,7 | 140,1 |
- непродовольственные товары | 19571 | 25660 | 33263,9 | 170,0 | 130,0 |
В
расчёте на душу населения оборот
розничной торговли за 2008 год составил
64,7 тыс. руб., что на 75,8% больше, чем
в 2006 году, и на 34,1% - в сравнении
с 2007 годом. Объём продаж непродовольственных
товаров на душу населения с 2006 по 2008 год
увеличился на 70,0%. Продажа продовольственных
товаров в 2008 году также увеличилась по
сравнению с 2006 годом на 83,7%, в сравнении
с 2007 годом – на 40,1%.
2. 2. Товарная и ассортиментная структура оборота розничной торговли.
В
качестве продолжения и конкретизации
анализа общего объёма товарооборота
изучают ассортимент и
Ассортимент товаров – это перечень наименований товаров. Различают полный ассортимент (всех видов и разновидностей), групповой (по родственным группам), внутригрупповой ассортимент, а также основной и дополнительный ассортимент. К основному ассортименту относятся товары, формирующие основную часть объёма продаж торговой организации. Товары дополнительного ассортимента реализуются в целях оказания покупателям дополнительных услуг и получения дополнительной прибыли.
Анализ
товарооборота торгового
Товарная и ассортиментная структура играет важную роль в формировании розничного товарооборота.
Таблица 5
Товарная структура оборота торговли в Брянской области
2006г | 2007г | Отклонение (+,-) 2007г от 2006г | |
Все товары | 100,0 | 100,0 | |
Продовольственные товары | 46,8 | 46,8 | - |
В том числе: | |||
- мясо и мясопродукты | 8,7 | 7,7 | -1 |
- рыба и рыбопродукты | 1,7 | 1,7 | - |
- животное масло | 0,7 | 0,7 | - |
- растительные масла | 1,1 | 1,3 | 0,2 |
- маргариновая продукция | 0,2 | - | |
- цельномолочная продукция | 1,8 | 1,8 | - |
- сыры жирные (включая брынзу) | 0,8 | - | |
- яйца | 0,9 | 0,9 | - |
- сахар | 1,1 | 0,8 | -0,3 |
- кондитерские изделия | 2,1 | 2,0 | -0,1 |
- чай | 0,2 | - | |
- хлеб и хлебобулочные изделия | 3,6 | 3,5 | -0,1 |
- мука | 0,4 | 0,4 | - |
- крупа | 0,5 | - | |
- макаронные изделия | 0,5 | - | |
- картофель | 0,3 | 0,3 | - |
- овощи | 2,8 | 2,8 | - |
- плоды, ягоды, виноград | 1,8 | 1,9 | 0,1 |
- алкогольные напитки | 10,2 | 9,8 | -0,4 |
Непродовольственные товары | 53,2 | 53,2 | - |
В том числе: | |||
- ткани | 0,5 | 0,4 | -0,1 |
- швейные изделия | 7,7 | 6,1 | -1,6 |
- меха и меховые изделия | 0,7 | 0,6 | -0,1 |
- трикотажные изделия | 2,1 | 1,8 | -0,3 |
- чулочно-носочные изделия | 0,2 | 0,2 | - |
- кожаная обувь | 2,2 | 1,8 | -0,4 |
- хозяйственное мыло | 0,2 | 0,2 | - |
- синтетические моющие средства | 0,7 | 0,7 | - |
- туалетное мыло | 0,2 | 0,2 | - |
- парфюмерно-косметические изделия | 0,9 | - | |
- часы | 0,1 | 0,1 | - |
- радиоприёмные устройства | 0,1 | 0,1 | - |
- магнитофоны | 0,3 | 0,3 | - |
- телевизоры | 0,5 | 0,5 | - |
- холодильники и морозильники | 0,6 | 0,6 | - |
- мотоциклы и мотороллеры | 0,04 | 0,04 | - |
- легковые автомобили | 2,9 | 3,1 | 0,2 |
- велосипеды и мопеды | 0,2 | 0,2 | - |
- мебель | 2,2 | 2,0 | -0,2 |
- медикаменты и лекарственные средства | 4,6 | 4,7 | 0,1 |
- строительные материалы | 3,4 | 4,0 | 0,6 |
По данным таблицы видно, что в структуре всех товаров большую часть занимают непродовольственные товары – 53,2%. Продовольственные товары занимают 46,8%. В структуре продовольственных товаров первое место занимают алкогольные напитки – в среднем 10%, на втором месте с незначительным отрывом стоит мясо и мясопродукты – 8,2%. Наименьшим спросом пользуются: маргариновая продукция – 0,2%, чай – 0,2%, картофель – 0,3%.
По группе непродовольственных товаров первую позицию занимают швейные изделия – в среднем 6,9%, на втором месте находится продажа медикаментов и лекарственных средств – 4,7% в среднем, также с незначительным отрывом идут строительные материалы – 3,7%.
Продажа продовольственных товаров в 2006 и в 2007 годах осталась на прежнем уровне – 46,8%. Наибольшее отклонение наблюдается в продаже мяса и мясопродуктов: в 2007 году по сравнению с 2006 годом – меньше на 1%. Увеличился объём продажи растительного масла (в 2007 году по сравнению с 2006 годом больше на 0,2%), а также плодов, ягод, винограда – на 0,1%.
Объём
продажи непродовольственных
Рассмотрим конкретнее ассортиментную структуру розничной продажи основных продовольственных и непродовольственных товаров в торгующих организациях.
Таблица 6
Ассортиментная структура розничной продажи основных продовольственных товаров в торгующих организациях Брянской области, 2007г.
В процентах | |||
от оборота розничной торговли | от оборота розничной торговли продовольственными товарами | к итогу по группе | |
Мясо и мясопродукты | 1,88 | 3,72 | 100,00 |
- говядина | 0,24 | 0,47 | 12,73 |
- свинина | 0,67 | 1,32 | 35,58 |
- мясо птицы | 0,91 | 1,80 | 48,48 |
- прочие виды мяса | 0,06 | 0,13 | 3,21 |
Изделия колбасные и копчёности | 4,57 | 9,03 | 100,00 |
- колбасы варёные | 1,42 | 2,80 | 31,07 |
- сосиски и сардельки | 0,93 | 1,83 | 20,24 |
- колбасы полукопчёные | 1,58 | 3,14 | 34,78 |
- колбасы твёрдокопчёные | 0,32 | 0,63 | 6,99 |
- копчёности | 0,32 | 0,63 | 6,92 |
Продукция рыбная пищевая товарная (без рыбных консервов) | 2,21 | 4,36 | 10,00 |
- рыба живая (без сельди) | - | - | - |
- рыба мороженая | 1,12 | 2,20 | 50,59 |
- филе рыбное мороженое | 0,08 | 0,16 | 3,77 |
- рыба солёная (без сельдей) | 0,17 | 0,34 | 7,90 |
- сельдь солёная | 0,49 | 0,97 | 22,23 |
- рыба сушеновяленая | 0,07 | 0,14 | 3,25 |
- рыба копчёная (включая сельдь) | 0,17 | 0,33 | 7,53 |
- икра | 0,02 | 0,05 | 1,11 |
- морепродукты пищевые | 0,04 | 0,09 | 2,00 |
- прочие | 0,05 | 0,08 | 1,62 |
Масло животное | 0,53 | 1,04 | 100,00 |
- крестьянское | 0,38 | 0,76 | 72,84 |
- несолёное | 0,10 | 0,20 | 19,14 |
- солёное | 0,01 | 0,02 | 1,85 |
- вологодское | 0,04 | 0,06 | 5,66 |
- топлёное | - | - | 0,61 |
Масла растительные | 0,52 | 0,94 | 100,00 |
- подсолнечное | 0,50 | 0,91 | 96,94 |
- соевое | 0,01 | 0,02 | 2,14 |
- кукурузное | 0,1 | 0,01 | 0,92 |
- прочее | |||
Молоко и молокопродукты | 2,50 | 4,93 | 100,00 |
- молоко питьевое (цельное) | 1,35 | 2,64 | 53,56 |
- молоко сухое | 0,20 | 0,40 | 0,78 |
- сметана | 0,26 | 0,51 | 10,24 |
- продукция кисломолочная жирная | 0,50 | 0,99 | 20,03 |
Из неё йогурт | 0,14 | 0,27 | 5,41 |
- творог жирный | 0,19 | 0,37 | 7,57 |
Кондитерские изделия | 5,08 | 10,04 | 100,00 |
- сахаристые | 3,08 | 6,09 | 60,67 |
- мучные | 2,00 | 3,95 | 39,33 |
Крупа | 0,57 | 1,12 | 100,00 |
- рис | 0,16 | 0,32 | 28,08 |
- пшено (шлифованное) | 0,08 | 0,08 | 14,04 |
- гречневая | 0,11 | 0,23 | 20,06 |
- горох (лущёный) | 0,05 | 0,10 | 9,27 |
- перловая | 0,06 | 0,12 | 10,32 |
- овсяная | 0,04 | 0,08 | 6,88 |
- манная | 0,03 | 0,05 | 4,87 |
- пшеничная | 0,01 | 0,03 | 2,58 |