Розничная торговля Брянской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2011 в 17:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – проведение экономико-статистического анализа розничной торговли.

Для достижения данной цели были поставлены и решены следующие основные задачи:

Сбор цифровой информации по теме исследования;
Подбор и изучение литературных источников по теме исследования;
Проведение экономико-статистического анализа розничной торговли с применением основных методов статистического исследования:
Выявить взаимосвязи между признаками методом группировок, корреляционно-регрессионного анализа и индексного метода.
Проанализировать изменение розничного товарооборота в динамике при помощи построения ряда динамики и расчёта аналитических и средних показателей ряда динамики.
Спрогнозировать уровень изучаемого показателя на следующий за отчётным год.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Статистика оборота розничной торговли 5
2. Экономико-статистический анализ розничной торговли 16
2. 1. Оборот розничной торговли, розничной торговли торгующих организаций и рынков 16
2. 2. Товарная и ассортиментная структура оборота розничной торговли. 20
2. 3. Оценка конъюнктуры и деловой активности в розничной торговле 34
2. 4. Группировка районов области и выявление зависимостей между признаками 36
2. 5. Корреляционно-регрессионный анализ взаимосвязей между признаками 47
2. 6. Индексный анализ взаимосвязей между признаками 53
3. Анализ ряда динамики 56
3. 1. Показатели ряда динамики 56
3. 2. Выявление основной тенденции развития ряда динамики и прогнозирование 62
Выводы и предложения 66
Список литературы 68

Файлы: 1 файл

весь.doc

— 823.00 Кб (Скачать)

     В структуре оборота розничной  торговли большую часть занимают непродовольственные товары, хотя с 2006 по 2008 год их доля в обороте уменьшилась с 53,2% до 51,2%.  Доля же  продовольственных товаров с 2006 по 2008 год увеличивается. В 2008 году она составила в размере  48,8%, увеличившись к уровню 2006 года на 80,3% и на 38,7% к уровню 2007 года.

     В структуре продовольственных товаров  продукты питания занимают большую  часть. Их доля в продовольственных  товарах  выросла с 36,7% до 38,4%. Алкогольные напитки в 2006 году составляют от продовольственных товаров 10,2%, в 2007 году – 9,8%, в 2008 году – 10,4%. В 2008 году по сравнению с 2006 годом  доля  алкогольных напитков увеличилась на 77,4%, по сравнению с 2007 годом – на 41,8%. Доля продуктов питания в 2008 году выросла на 81,1% в сравнении с 2006 годом и на 37,9% по сравнению с 2007 годом.

     Рассмотрим  объём и структуру оборота  розничной торговли по формированию оборота в Брянской области.

     Таблица 2

     Объём и структура оборота розничной  торговли по формированию оборота в  Брянской области (в фактически действовавших ценах)

  2006г 2007г 2008г 2008г в  % к:
млн. руб. % млн. руб. % млн. руб. % 2006г 2007г
Оборот  розничной торговли 48755,9 100,0 63372,3 100,0 84392,2 100,0 173,1 133,2
- торгующие организации 35836,5 73,5 51006,0 80,5 68218,0 80,8 190,4 133,8
- розничные рынки и ярмарки 12919,4 26,5 12366,3 19,5 16174,2 19,2 125,2 130,8
 

     По  данным таблицы видно, что наибольшая доля в структуре оборота розничной торговли принадлежит торгующим организациям. Их доля в обороте розничной торговле выросла с 2006 по 2008 год на 90,4%. В 2006 году доля торгующих организаций занимала 73,5%, что в 2,8 раза больше, чем розничные рынки и ярмарки. В 2007 году она составила 80,5%, а в 2008 году - 80,8%. В сравнении с 2007 годом доля торгующих организаций увеличилась на 33,8%. Удельный вес розничных рынков и ярмарок с 2006 по 2008 год снизился. Их доля в обороте розничной торговли в 2008 году по сравнению с 2006 годом увеличилась на 25,2%, а по сравнению с 2007 годом на 30,8%.

     Далее проанализируем объём и структуру оборота розничной торговли по формам собственности. 
 
 

     Таблица 3

     Объём и структура оборота розничной  торговли по формам собственности в  Брянской области (в фактически действовавших  ценах)

  2006г 2007г 2008г 2008г в  % к:
млн. руб. % млн. руб. % млн. руб. % 2006г 2007г
Оборот  розничной торговли 48755,9 100,0 63372,3 100,0 84392,2 100,0 173,1 133,2
- негосударственная 46189,6 94,7 59749,5 94,3 80615,5 95,5 174,5 135,0
Из неё: частная 41147,1 84,4 54548,5 86,1 74371,7 88,1 180,8 136,3
- государственная и муниципальная 2566,3 5,3 3622,8 5,7 3776,7 4,5 147,2 104,3
 

     В объёме и структуре оборота розничной  торговли по формам собственности в  Брянской области преобладает негосударственная  собственность. Доля негосударственного сектора в формировании оборота розничной торговли неуклонно возрастает. В 2008 году в негосударственном секторе формировалось 95,5% оборота розничной торговли, в том числе в частном – 88,1%. В 2008 году в сравнении с 2006 годом доля оборота негосударственного сектора увеличилась на 74,5%, в том числе частного – на 80,8%.

     Доля  государственной и муниципальной  собственности в обороте розничной  торговле с 2006 по 2008 год снизилась  на 0,8% и составила в 2008 году 4,5%.

     Также большое значение имеет оборот розничной  торговли на душу населения. 
 
 
 

     Таблица 4

     Оборот  розничной торговли на душу населения  в Брянской области, руб.

  2006г 2007г 2008г 2008г в  % к:
2006г 2007г
Оборот  розничной торговли 36811 48265 64713 175,8 134,1
- продовольственные товары 17240 22606 31668,2 183,7 140,1
- непродовольственные товары 19571 25660 33263,9 170,0 130,0
 

     В расчёте на душу населения оборот розничной торговли за 2008 год составил 64,7 тыс. руб., что на 75,8% больше, чем  в 2006 году, и на 34,1% - в сравнении  с 2007 годом. Объём продаж  непродовольственных товаров на душу населения с 2006 по 2008 год увеличился на 70,0%. Продажа продовольственных товаров в 2008 году также увеличилась по сравнению с 2006 годом на 83,7%, в сравнении с 2007 годом – на 40,1%.  

     2. 2. Товарная и ассортиментная  структура оборота розничной торговли.

     В качестве продолжения и конкретизации  анализа общего объёма товарооборота  изучают ассортимент и структуру  товарооборота. Успех деятельности торговой организации в значительной степени зависит от обоснованного формирования ассортимента товаров, соответствующего требованиям покупателей.

     Ассортимент товаров – это перечень наименований товаров. Различают полный ассортимент (всех видов и разновидностей), групповой (по родственным группам), внутригрупповой  ассортимент, а также основной и дополнительный ассортимент. К основному ассортименту относятся товары, формирующие основную часть объёма продаж торговой организации. Товары дополнительного ассортимента реализуются в целях оказания покупателям дополнительных услуг и получения дополнительной прибыли.

     Анализ  товарооборота торгового предприятия  по товарной структуре предполагает количественную и стоимостную оценку реализации отдельных товаров и  товарных групп в общем объёме товарооборота, а также определение  динамики структурных сдвигов.

     Товарная и ассортиментная структура играет важную роль в формировании розничного товарооборота.

     Таблица 5

     Товарная  структура оборота торговли в  Брянской области

  2006г 2007г Отклонение (+,-) 2007г от 2006г
Все товары 100,0 100,0  
Продовольственные товары 46,8 46,8 -
В том числе:      
- мясо и мясопродукты 8,7 7,7 -1
- рыба и рыбопродукты 1,7 1,7 -
- животное масло 0,7 0,7 -
- растительные масла 1,1 1,3 0,2
- маргариновая продукция 0,2 -  
- цельномолочная продукция 1,8 1,8 -
- сыры жирные (включая брынзу) 0,8 -  
- яйца 0,9 0,9 -
- сахар 1,1 0,8 -0,3
- кондитерские изделия 2,1 2,0 -0,1
- чай 0,2 -  
- хлеб и хлебобулочные изделия 3,6 3,5 -0,1
- мука 0,4 0,4 -
- крупа 0,5 -  
- макаронные изделия 0,5 -  
- картофель 0,3 0,3 -
- овощи 2,8 2,8 -
- плоды, ягоды, виноград 1,8 1,9 0,1
- алкогольные напитки 10,2 9,8 -0,4
Непродовольственные товары 53,2 53,2 -
В том числе:      
- ткани 0,5 0,4 -0,1
- швейные изделия 7,7 6,1 -1,6
- меха и меховые изделия 0,7 0,6 -0,1
- трикотажные изделия 2,1 1,8 -0,3
- чулочно-носочные изделия 0,2 0,2 -
- кожаная обувь 2,2 1,8 -0,4
- хозяйственное мыло 0,2 0,2 -
- синтетические моющие средства 0,7 0,7 -
- туалетное мыло 0,2 0,2 -
- парфюмерно-косметические изделия 0,9 -  
- часы 0,1 0,1 -
- радиоприёмные устройства 0,1 0,1 -
- магнитофоны 0,3 0,3 -
- телевизоры 0,5 0,5 -
- холодильники и морозильники 0,6 0,6 -
- мотоциклы и мотороллеры 0,04 0,04 -
- легковые автомобили 2,9 3,1 0,2
- велосипеды и мопеды 0,2 0,2 -
- мебель 2,2 2,0 -0,2
- медикаменты и лекарственные средства 4,6 4,7 0,1
- строительные материалы 3,4 4,0 0,6
 

     По  данным таблицы видно, что в структуре  всех товаров большую часть занимают непродовольственные товары – 53,2%. Продовольственные товары занимают 46,8%. В структуре продовольственных  товаров первое место занимают алкогольные напитки – в среднем 10%, на втором месте с незначительным отрывом стоит мясо и мясопродукты – 8,2%. Наименьшим спросом пользуются: маргариновая продукция – 0,2%, чай – 0,2%, картофель – 0,3%.

     По  группе непродовольственных товаров первую позицию занимают швейные изделия – в среднем 6,9%, на втором месте находится продажа медикаментов и лекарственных средств – 4,7% в среднем, также с незначительным отрывом идут строительные материалы – 3,7%.

     Продажа продовольственных товаров в 2006 и в 2007 годах осталась на прежнем уровне – 46,8%. Наибольшее отклонение наблюдается в продаже мяса и мясопродуктов: в 2007 году по сравнению с 2006 годом – меньше на 1%. Увеличился объём продажи растительного масла (в 2007 году по сравнению с 2006 годом больше на 0,2%), а также плодов, ягод, винограда – на 0,1%.

     Объём продажи непродовольственных товаров  в 2006-2007 годах также оставался  стабильным – на уровне 53,2%. Произошло  увеличение продажи строительных материалов на 0,6%, а также увеличился объём продаж легковых автомобилей на 0,2% и медикаментов и лекарственных средств на 0,1%. Наибольшее снижение наблюдается в реализации швейных изделий: в 2007 году по сравнению с 2006 годом продажа снизилась на 1,6%.   

     Рассмотрим  конкретнее ассортиментную структуру розничной продажи основных продовольственных и непродовольственных товаров в торгующих организациях.

     Таблица 6

     Ассортиментная  структура розничной продажи  основных продовольственных товаров в торгующих организациях Брянской области, 2007г.

  В процентах
от  оборота розничной торговли от оборота  розничной торговли продовольственными товарами к итогу по группе
Мясо  и мясопродукты 1,88 3,72 100,00
- говядина 0,24 0,47 12,73
- свинина 0,67 1,32 35,58
- мясо птицы 0,91 1,80 48,48
- прочие виды мяса 0,06 0,13 3,21
Изделия колбасные и копчёности 4,57 9,03 100,00
- колбасы варёные 1,42 2,80 31,07
- сосиски и сардельки 0,93 1,83 20,24
- колбасы полукопчёные 1,58 3,14 34,78
- колбасы твёрдокопчёные 0,32 0,63 6,99
- копчёности 0,32 0,63 6,92
Продукция рыбная пищевая товарная (без рыбных консервов) 2,21 4,36 10,00
- рыба живая (без сельди) - - -
- рыба мороженая 1,12 2,20 50,59
- филе рыбное мороженое 0,08 0,16 3,77
- рыба солёная (без сельдей) 0,17 0,34 7,90
- сельдь солёная 0,49 0,97 22,23
- рыба сушеновяленая 0,07 0,14 3,25
- рыба копчёная (включая сельдь) 0,17 0,33 7,53
- икра 0,02 0,05 1,11
- морепродукты пищевые 0,04 0,09 2,00
- прочие 0,05 0,08 1,62
Масло животное 0,53 1,04 100,00
- крестьянское 0,38 0,76 72,84
- несолёное 0,10 0,20 19,14
- солёное 0,01 0,02 1,85
- вологодское 0,04 0,06 5,66
- топлёное - - 0,61
Масла растительные 0,52 0,94 100,00
- подсолнечное 0,50 0,91 96,94
- соевое 0,01 0,02 2,14
- кукурузное 0,1 0,01 0,92
- прочее      
Молоко  и молокопродукты 2,50 4,93 100,00
- молоко питьевое (цельное) 1,35 2,64 53,56
- молоко сухое 0,20 0,40 0,78
- сметана 0,26 0,51 10,24
- продукция кисломолочная жирная 0,50 0,99 20,03
Из неё йогурт 0,14 0,27 5,41
- творог жирный 0,19 0,37 7,57
Кондитерские  изделия 5,08 10,04 100,00
- сахаристые 3,08 6,09 60,67
- мучные 2,00 3,95 39,33
Крупа 0,57 1,12 100,00
- рис 0,16 0,32 28,08
- пшено (шлифованное) 0,08 0,08 14,04
- гречневая 0,11 0,23 20,06
- горох (лущёный) 0,05 0,10 9,27
- перловая 0,06 0,12 10,32
- овсяная 0,04 0,08 6,88
- манная 0,03 0,05 4,87
- пшеничная 0,01 0,03 2,58

Информация о работе Розничная торговля Брянской области