Розничная торговля Брянской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2011 в 17:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – проведение экономико-статистического анализа розничной торговли.

Для достижения данной цели были поставлены и решены следующие основные задачи:

Сбор цифровой информации по теме исследования;
Подбор и изучение литературных источников по теме исследования;
Проведение экономико-статистического анализа розничной торговли с применением основных методов статистического исследования:
Выявить взаимосвязи между признаками методом группировок, корреляционно-регрессионного анализа и индексного метода.
Проанализировать изменение розничного товарооборота в динамике при помощи построения ряда динамики и расчёта аналитических и средних показателей ряда динамики.
Спрогнозировать уровень изучаемого показателя на следующий за отчётным год.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Статистика оборота розничной торговли 5
2. Экономико-статистический анализ розничной торговли 16
2. 1. Оборот розничной торговли, розничной торговли торгующих организаций и рынков 16
2. 2. Товарная и ассортиментная структура оборота розничной торговли. 20
2. 3. Оценка конъюнктуры и деловой активности в розничной торговле 34
2. 4. Группировка районов области и выявление зависимостей между признаками 36
2. 5. Корреляционно-регрессионный анализ взаимосвязей между признаками 47
2. 6. Индексный анализ взаимосвязей между признаками 53
3. Анализ ряда динамики 56
3. 1. Показатели ряда динамики 56
3. 2. Выявление основной тенденции развития ряда динамики и прогнозирование 62
Выводы и предложения 66
Список литературы 68

Файлы: 1 файл

весь.doc

— 823.00 Кб (Скачать)

Оглавление 
 
 
 
 
 

    ВВЕДЕНИЕ

         В процессе коммерциализации российской экономики особую значимость приобретает такая важная форма реализации товаров как розничная торговля.

         Розничная торговля – это завершающая форма  продажи товаров конечному потребителю  в небольших объёмах через  магазины, павильоны, лотки, палатки  и другие пункты сети розничной торговли.

         Розничные торговые предприятия в условиях функционирования рыночной экономики  представляют собой самостоятельное  звено торговлей и сферой услуг.

         Розничный товарооборот – один из основных показателей, по которому оценивается деятельность предприятий и организаций торговли. Главной целью торговых предприятий является получение максимальной прибыли и товарооборот выступает как важнейшее и необходимое условие, без которого не может быть достигнута эта цель. Поскольку торговое предприятие получает определённую сумму дохода с каждого рубля реализуемых товаров, то задача максимизации прибыли вызывает необходимость постоянного увеличения объёма товарооборота как основного фактора роста доходов и прибыли, относительного снижения издержек обращения и расходов на оплату труда.

         Актуальность  выбранной темы заключается в  возрастающей важности развития розничной  торговли, так как именно розничная  торговля позволяет не только динамично  реагировать на изменения в рыночной среде, но и повышать качество жизни за счёт своевременного удовлетворения запросов потребителя.

         Цель  курсовой работы – проведение экономико-статистического  анализа розничной торговли.

         Для достижения данной цели были поставлены и решены следующие основные задачи:

      1. Сбор цифровой информации по теме исследования;
      2. Подбор и изучение литературных источников по теме исследования;
      3. Проведение экономико-статистического анализа розничной торговли с применением основных методов статистического исследования:
        • Выявить взаимосвязи между признаками методом группировок, корреляционно-регрессионного анализа и индексного метода.
        • Проанализировать изменение розничного товарооборота в динамике при помощи построения ряда динамики и расчёта аналитических и средних показателей ряда динамики.
        • Спрогнозировать уровень изучаемого показателя на следующий за отчётным год.

     Основными методами статистического исследования в данной курсовой работе явились:

    • Метод статистического наблюдения.
    • Метод относительных, абсолютных и средних величин.
    • Метод группировок.
    • Корреляционно-регрессионный анализ.
    • Индексный метод.
    • Анализ и прогнозирование рядов динамики.

    Объектом  исследования в курсовой работе выступают  районы в Брянской области. 
     
     
     
     
     
     

  1. Статистика  оборота розничной  торговли

     Торговля  – один из наиболее важных социально-экономических процессов, исторически корни которого уходят в древность. Без торговли, как  показывает исторический опыт, немыслимо развитие и совершенствование человеческой цивилизации. Современный торговый механизм представляет собой сложный и многоструктурный инструмент управления и распределения. [10]

     Товарооборот  – это объём продаж товаров  торговой организацией в денежном выражении  за определённый период времени. Анализ товарооборота позволяет оценивать  соответствие имеющихся товаров  спросу населения для принятия мер по оптимизации структуры товарооборота, увеличению объёма продаж, ускорению товарооборачиваемости, ритмичности и равномерности продаж. Товарооборот подразделяется на оптовый, розничный и оборот общественного питания. [6]

     Розничный товарооборот представляет стадию движения товаров с законченным процессом обращения (т.е. товар переходит в сферу личного потребления). В магазинах, универсамах, супермаркетах, палатках, киосках, ресторанах, бистро, пиццериях, столовых, кафе и т.д. население приобретает необходимые им товары и платит за них деньги.

     К. Маркс писал: «Потребление выступает  конечным пунктом циркуляции, и розничный товарооборот составляет такую стадию, когда товар переходит в потребление».

     Все деньги, уплаченные за товар, составляют выручку торгового предприятия, иначе говоря розничный товарооборот торгового предприятия. Розничный товарооборот является центральным показателем торговли. Он характеризует покупательский спрос, его структуру, материальное благосостояние, культурный уровень народа. Розничный товарооборот связан с денежными доходами, так как эти доходы реализуются через розничную торговлю. [5]

     Таким образом, розничным товарооборотом называется выраженный в денежной форме  объём продаж товаров населению  для удовлетворения его личных потребностей, а также реализация товаров в порядке мелкого опта различным учреждениям, организациям, предприятиям для обслуживаемых ими контингентов. [6]

     Есть  и такое определение розничной  торговли. Это вид предпринимательской  деятельности в сфере торговли, связанный с реализацией товаров непосредственно потребителю для личного, бытового, семейного, домашнего использования. Это наиболее распространённое определение понятия розничной торговли, содержащееся в нормативно-правовых документах.

     Данный  вид деятельности имеет договорной характер, и его юридическая основа закреплена  Гражданским кодексом Российской Федерации.

     Согласно  ст. 492 ГК  РФ по договору  розничной  купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Покупатель в свою очередь обязан принять товар и оплатить его по цене, объявленной продавцом. [6]

     Экономическая сущность розничного товарооборота  выражается отношениями, связанными с  обменом денежных средств на товары. Розничный товарооборот передаёт товары конечным потребителям и характеризует  завершение процесса обращения. Товары из сферы обращения поступают в сферу потребления, становятся собственностью потребителя, используются или образуют потребительский фонд, т.е. перестают быть товарами.

     Стоимость товаров, созданная в процессе производства, меняет свою форму через розничный товарооборот. В результате возмещаются производственные затраты и создаются условия для дальнейшего развития производства.

     Розничный товарооборот – это важнейший  показатель торгового предприятия.  Его можно рассматривать как  результат деятельности предприятия торговли, и от него зависит объём валового дохода и прибыли, характеризующий эффективность торговой деятельности. О значимости данного предприятия на рынке потребительских товаров можно судить по объёму товарооборота, который выражается размером денежной выручки за проданные товары. [6]

     Розничный товарооборот учитывается в ценах  фактической реализации строго за отчетный период на основе первичных документов – товарно-денежного отчёта и  прилагаемых к нему документов.

     Основными задачами розничного товарооборота являются:

    • проверка степени выполнения планов (прогнозов) товарооборота, удовлетворение спроса покупателей на отдельные товары, освоение долгосрочных нормативов по показателям торговой деятельности;
    • определение тенденций экономического и социального развития предприятий розничной торговли;
    • установление обоснованности, напряжённости, оптимальности планов;
    • изучение, количественное измерение и обобщение влияния факторов на выполнение плана и динамику розничного товарооборота; комплексная оценка торговой деятельности предприятия;
    • оценка выполнения плана по внедрению прогрессивных методов торговли и их эффективности;
    • выявление путей, возможностей и резервов роста товарооборота, повышение качества обслуживания покупателей, эффективности использования материально-технической базы торговли;
    • разработка мер по устранению недостатков  в торговле; разработка оптимальных стратегических и тактических решений по развитию товарооборота, и торговой деятельности предприятия. [6]

     Функции розничной торговли определяются её сущностью и заключаются в следующее:

    • удовлетворение потребностей населения в товарах;
    • доведение товаров до покупателей путём организации пространственного их перемещения и подачи к местам продажи;
    • поддержание баланса между предложением и спросом;
    • воздействие на производство в целях расширения ассортимента и увеличения объёма товаров;
    • совершенствование технологии торговли и улучшение обслуживания покупателей.

     Следовательно, процесс розничной торговли складывается из целенаправленной продажи товаров, обслуживания покупателей, торговых и послепродажных услуг. [6]

     Товарооборот  имеет качественную и количественную характеристики. Качественная связана  со структурой товарооборота, т.е. ассортиментным составом, количественная характеристика товарооборота – с объёмом реализации в денежном исчислении. Следует чётко различать понятия «величина» и «состав» товарооборота: величина – это совокупность сумм торговой выручки, сданной в кассу или банк, объёма мелкооптовых продаж (по безналичному расчёту), расходов, произведённых за счёт кассовой выручки (по документам), а состав товарооборота складывается из различных видов продаж. Состав розничного товарооборота включает:

    • выручку от реализации продовольственных и непродовольственных товаров через розничную торговую сеть, через сеть торговых автоматов или использования развозной или разносной торговли;
    • продажу товаров населению в кредит с рассрочкой платежа;
    • товарооборот предприятий общественного питания, реализующих полуфабрикаты, продукцию собственного производства, покупные товары;
    • продажу печатных изданий, в том числе и по подписке;
    • выручку от реализации медикаментов в аптеках;
    • продажу товаров различным организациям, учреждениям, предприятиям для их непроизводственного потребления и другие виды продаж. [6]

     Общая классификация розничного товарооборота по признакам представлена на рисунке. [6] 

     

 

     Данные  бухгалтерской, статистической и оперативной  отчётности являются основными источниками  информации для анализа товарооборота.   [6]

     Фактический объём розничной реализации товаров в продажных ценах справочно показывается в форме №2 ''Отчёт о прибылях и убытках''. Основными формами статистической отчётности, используемыми при анализе розничного товарооборота, являются форма №1-торг ''Отчёт о товарообороте и запасах товаров'' (срочная, месячная), форма №3-торг (краткая) ''Отчёт о продаже и запасах товаров'' (срочная, месячная), форма №3-торг ''Отчёт по розничной торговле'' (квартальная). В ''Отчёте о товарообороте и запасах товаров'' содержится информация о розничной реализации товаров за месяц и нарастающим итогом с начала года. Причём отчётная информация приводится за прошлый и текущий (отчётный) периоды, что позволяет проанализировать динамику розничного товарооборота. В ''Отчёте о продаже и запасах товаров'' содержится информация о реализации продовольственных товаров в ассортиментном разрезе (в натуральных измерителях) и непродовольственных товаров – в стоимостных показателях. Кроме того, в нём показываются фактические запасы товаров в розничной сети, на складах и предприятиях общественного питания на конец отчётного месяца (в разрезе основных товарных групп и товаров).  ''Отчёт по розничной торговле''  составляется нарастающим итогом с начала года. В первом разделе отчёта приводится информация о продаже товаров населению и товарных запасах в розничной сети и на складах на конец отчётного периода. Во втором разделе ''Отчёта по розничной торговле'' содержатся сведения в натуральных и стоимостных измерителях о продаже населению и запасах товаров длительного пользования; в третьем разделе – о продаже населению и запасах строительных материалов в розничной торговой сети и на складах на конец отчётного периода. В четвёртом разделе отчёта показывается наличие торговой сети (включая сезонную сеть) на конец отчётного года.

Информация о работе Розничная торговля Брянской области