Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2011 в 17:16, курсовая работа
Цель курсовой работы – проведение экономико-статистического анализа розничной торговли.
Для достижения данной цели были поставлены и решены следующие основные задачи:
Сбор цифровой информации по теме исследования;
Подбор и изучение литературных источников по теме исследования;
Проведение экономико-статистического анализа розничной торговли с применением основных методов статистического исследования:
Выявить взаимосвязи между признаками методом группировок, корреляционно-регрессионного анализа и индексного метода.
Проанализировать изменение розничного товарооборота в динамике при помощи построения ряда динамики и расчёта аналитических и средних показателей ряда динамики.
Спрогнозировать уровень изучаемого показателя на следующий за отчётным год.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Статистика оборота розничной торговли 5
2. Экономико-статистический анализ розничной торговли 16
2. 1. Оборот розничной торговли, розничной торговли торгующих организаций и рынков 16
2. 2. Товарная и ассортиментная структура оборота розничной торговли. 20
2. 3. Оценка конъюнктуры и деловой активности в розничной торговле 34
2. 4. Группировка районов области и выявление зависимостей между признаками 36
2. 5. Корреляционно-регрессионный анализ взаимосвязей между признаками 47
2. 6. Индексный анализ взаимосвязей между признаками 53
3. Анализ ряда динамики 56
3. 1. Показатели ряда динамики 56
3. 2. Выявление основной тенденции развития ряда динамики и прогнозирование 62
Выводы и предложения 66
Список литературы 68
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ
В процессе коммерциализации российской экономики особую значимость приобретает такая важная форма реализации товаров как розничная торговля.
Розничная
торговля – это завершающая форма
продажи товаров конечному
Розничные торговые предприятия в условиях функционирования рыночной экономики представляют собой самостоятельное звено торговлей и сферой услуг.
Розничный товарооборот – один из основных показателей, по которому оценивается деятельность предприятий и организаций торговли. Главной целью торговых предприятий является получение максимальной прибыли и товарооборот выступает как важнейшее и необходимое условие, без которого не может быть достигнута эта цель. Поскольку торговое предприятие получает определённую сумму дохода с каждого рубля реализуемых товаров, то задача максимизации прибыли вызывает необходимость постоянного увеличения объёма товарооборота как основного фактора роста доходов и прибыли, относительного снижения издержек обращения и расходов на оплату труда.
Актуальность выбранной темы заключается в возрастающей важности развития розничной торговли, так как именно розничная торговля позволяет не только динамично реагировать на изменения в рыночной среде, но и повышать качество жизни за счёт своевременного удовлетворения запросов потребителя.
Цель курсовой работы – проведение экономико-статистического анализа розничной торговли.
Для достижения данной цели были поставлены и решены следующие основные задачи:
Основными методами статистического исследования в данной курсовой работе явились:
Объектом
исследования в курсовой работе выступают
районы в Брянской области.
Торговля – один из наиболее важных социально-экономических процессов, исторически корни которого уходят в древность. Без торговли, как показывает исторический опыт, немыслимо развитие и совершенствование человеческой цивилизации. Современный торговый механизм представляет собой сложный и многоструктурный инструмент управления и распределения. [10]
Товарооборот
– это объём продаж товаров
торговой организацией в денежном выражении
за определённый период времени. Анализ
товарооборота позволяет
Розничный товарооборот представляет стадию движения товаров с законченным процессом обращения (т.е. товар переходит в сферу личного потребления). В магазинах, универсамах, супермаркетах, палатках, киосках, ресторанах, бистро, пиццериях, столовых, кафе и т.д. население приобретает необходимые им товары и платит за них деньги.
К. Маркс писал: «Потребление выступает конечным пунктом циркуляции, и розничный товарооборот составляет такую стадию, когда товар переходит в потребление».
Все деньги, уплаченные за товар, составляют выручку торгового предприятия, иначе говоря розничный товарооборот торгового предприятия. Розничный товарооборот является центральным показателем торговли. Он характеризует покупательский спрос, его структуру, материальное благосостояние, культурный уровень народа. Розничный товарооборот связан с денежными доходами, так как эти доходы реализуются через розничную торговлю. [5]
Таким образом, розничным товарооборотом называется выраженный в денежной форме объём продаж товаров населению для удовлетворения его личных потребностей, а также реализация товаров в порядке мелкого опта различным учреждениям, организациям, предприятиям для обслуживаемых ими контингентов. [6]
Есть и такое определение розничной торговли. Это вид предпринимательской деятельности в сфере торговли, связанный с реализацией товаров непосредственно потребителю для личного, бытового, семейного, домашнего использования. Это наиболее распространённое определение понятия розничной торговли, содержащееся в нормативно-правовых документах.
Данный вид деятельности имеет договорной характер, и его юридическая основа закреплена Гражданским кодексом Российской Федерации.
Согласно
ст. 492 ГК РФ по договору розничной
купли-продажи продавец, осуществляющий
предпринимательскую
Экономическая сущность розничного товарооборота выражается отношениями, связанными с обменом денежных средств на товары. Розничный товарооборот передаёт товары конечным потребителям и характеризует завершение процесса обращения. Товары из сферы обращения поступают в сферу потребления, становятся собственностью потребителя, используются или образуют потребительский фонд, т.е. перестают быть товарами.
Стоимость товаров, созданная в процессе производства, меняет свою форму через розничный товарооборот. В результате возмещаются производственные затраты и создаются условия для дальнейшего развития производства.
Розничный товарооборот – это важнейший показатель торгового предприятия. Его можно рассматривать как результат деятельности предприятия торговли, и от него зависит объём валового дохода и прибыли, характеризующий эффективность торговой деятельности. О значимости данного предприятия на рынке потребительских товаров можно судить по объёму товарооборота, который выражается размером денежной выручки за проданные товары. [6]
Розничный товарооборот учитывается в ценах фактической реализации строго за отчетный период на основе первичных документов – товарно-денежного отчёта и прилагаемых к нему документов.
Основными задачами розничного товарооборота являются:
Функции розничной торговли определяются её сущностью и заключаются в следующее:
Следовательно, процесс розничной торговли складывается из целенаправленной продажи товаров, обслуживания покупателей, торговых и послепродажных услуг. [6]
Товарооборот имеет качественную и количественную характеристики. Качественная связана со структурой товарооборота, т.е. ассортиментным составом, количественная характеристика товарооборота – с объёмом реализации в денежном исчислении. Следует чётко различать понятия «величина» и «состав» товарооборота: величина – это совокупность сумм торговой выручки, сданной в кассу или банк, объёма мелкооптовых продаж (по безналичному расчёту), расходов, произведённых за счёт кассовой выручки (по документам), а состав товарооборота складывается из различных видов продаж. Состав розничного товарооборота включает:
Общая
классификация розничного товарооборота
по признакам представлена на рисунке.
[6]
Данные бухгалтерской, статистической и оперативной отчётности являются основными источниками информации для анализа товарооборота. [6]
Фактический объём розничной реализации товаров в продажных ценах справочно показывается в форме №2 ''Отчёт о прибылях и убытках''. Основными формами статистической отчётности, используемыми при анализе розничного товарооборота, являются форма №1-торг ''Отчёт о товарообороте и запасах товаров'' (срочная, месячная), форма №3-торг (краткая) ''Отчёт о продаже и запасах товаров'' (срочная, месячная), форма №3-торг ''Отчёт по розничной торговле'' (квартальная). В ''Отчёте о товарообороте и запасах товаров'' содержится информация о розничной реализации товаров за месяц и нарастающим итогом с начала года. Причём отчётная информация приводится за прошлый и текущий (отчётный) периоды, что позволяет проанализировать динамику розничного товарооборота. В ''Отчёте о продаже и запасах товаров'' содержится информация о реализации продовольственных товаров в ассортиментном разрезе (в натуральных измерителях) и непродовольственных товаров – в стоимостных показателях. Кроме того, в нём показываются фактические запасы товаров в розничной сети, на складах и предприятиях общественного питания на конец отчётного месяца (в разрезе основных товарных групп и товаров). ''Отчёт по розничной торговле'' составляется нарастающим итогом с начала года. В первом разделе отчёта приводится информация о продаже товаров населению и товарных запасах в розничной сети и на складах на конец отчётного периода. Во втором разделе ''Отчёта по розничной торговле'' содержатся сведения в натуральных и стоимостных измерителях о продаже населению и запасах товаров длительного пользования; в третьем разделе – о продаже населению и запасах строительных материалов в розничной торговой сети и на складах на конец отчётного периода. В четвёртом разделе отчёта показывается наличие торговой сети (включая сезонную сеть) на конец отчётного года.