Розничная торговля Брянской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2011 в 17:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – проведение экономико-статистического анализа розничной торговли.

Для достижения данной цели были поставлены и решены следующие основные задачи:

Сбор цифровой информации по теме исследования;
Подбор и изучение литературных источников по теме исследования;
Проведение экономико-статистического анализа розничной торговли с применением основных методов статистического исследования:
Выявить взаимосвязи между признаками методом группировок, корреляционно-регрессионного анализа и индексного метода.
Проанализировать изменение розничного товарооборота в динамике при помощи построения ряда динамики и расчёта аналитических и средних показателей ряда динамики.
Спрогнозировать уровень изучаемого показателя на следующий за отчётным год.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Статистика оборота розничной торговли 5
2. Экономико-статистический анализ розничной торговли 16
2. 1. Оборот розничной торговли, розничной торговли торгующих организаций и рынков 16
2. 2. Товарная и ассортиментная структура оборота розничной торговли. 20
2. 3. Оценка конъюнктуры и деловой активности в розничной торговле 34
2. 4. Группировка районов области и выявление зависимостей между признаками 36
2. 5. Корреляционно-регрессионный анализ взаимосвязей между признаками 47
2. 6. Индексный анализ взаимосвязей между признаками 53
3. Анализ ряда динамики 56
3. 1. Показатели ряда динамики 56
3. 2. Выявление основной тенденции развития ряда динамики и прогнозирование 62
Выводы и предложения 66
Список литературы 68

Файлы: 1 файл

весь.doc

— 823.00 Кб (Скачать)

     Информацию  о розничном товарообороте за месяц можно взять из регистров бухгалтерского учёта по счёту ''Реализация продукции (работ и услуг) '', данных статистического и оперативного учёта развития товарооборота и движения товаров. [6]

     К показателям, характеризующим товарооборот торгового предприятия, относят: объём товарооборота в стоимостном выражении в текущих и сопоставимых ценах, ассортиментную структуру по отдельным товарным группам (в рублях и процентах), однодневный товарооборот, товарооборот в расчёте на одного работника, в том числе на работника прилавка (торговой группы), время обращения товаров в днях и скорость товарооборота (число оборотов).

     Анализ  показателей товарооборота позволяет  установить основные качественные и  количественные показатели работы торговой организации в текущем периоде. От глубины и полноты анализа, правильности сделанных выводов по результатам анализа зависит экономическая обоснованность расчётов на предстоящий период.

     По  результатам анализа можно судить, в какой степени выполнен прогноз  продаж и удовлетворён  покупательский спрос, чем были вызваны изменения в товарообороте за отчётный период, оценить степень соответствия фактических результатов деятельности предприятия намеченной стратегии. [1]

     Система показателей розничного товарооборота  представлена абсолютными и относительными показателями. К абсолютным показателям относится: городской розничный товарооборот, сельский розничный товарооборот, розничный товарооборот розничной торговой сети, розничный товарооборот предприятий общественного питания, розничный товарооборот рынков, мелкооптовый товарооборот. Относительные показатели составляют: товарная и ассортиментная структура розничного товарооборота, розничный товарооборот на душу населения, покупка товаров на одного члена семьи или на одно домохозяйство. [5]

     Глубокий  анализ показателей розничного товарооборота  является одним из существенных средств  воздействия на работу любого торгового  предприятия (фирмы, компании).

     В процессе анализа выявляются резервы  и возможности для дальнейшего  развития розничного товарооборота. Анализ позволяет оценить динамику продажи товаров, сравнить между собой работу как самого торгующего предприятия, так и предприятий-конкурентов, работающих на том же секторе рынка. В процессе анализа выявляется полнота удовлетворения спроса, качество торгового обслуживания, влияние состояния запасов и поступления товаров на развитие товарооборота. [1]

      Программа анализа розничного товарооборота  включает: расчет различных относительных показателей, изучение динамики и структуры розничного товарооборота, структурных сдвигов, выявление влияния отдельных факторов на изменение величины розничного товарооборота, установление объективных взаимосвязей между основными параметрами розничного товарооборота и издержками обращения, численностью торговых работников, размером торговой площади и др. [6]

     Углубленный статистический анализ розничного товарооборота  позволяет правильно решать вопросы, связанные с прогнозированием объёма и структуры розничного товарооборота. [1] Методология   статистики   товарооборота   розничной   торговли   использует практически все методы и приемы,  разработанные  общей  теорией  статистики, математической статистикой, а также другие математико-экономические методы. [5] В число основных традиционных способов и приемов экономико-статистического анализа можно включить следующее:

• статистическое наблюдение;

• сводка;

• группировка;

• расчет обобщающих показателей;

• выборочный метод;

• анализ рядов динамики;

• индексный  метод анализа;

• основы корреляционного и регрессионного анализа;

• метод  цепных подстановок;

• балансовый метод. [6]

       Особенно широко в анализе  розничного товарооборота используется  метод группировки, метод средних величин и показателей вариации, а также индексный метод (индексная методология). [1]

      Рассмотрим  основные процедуры  анализа розничного товарооборота.

      Методы  статистического наблюдения позволяют получить массовые и надёжные материалы о различных социальных либо экономических явлениях. [1]

      Собранный в процессе статистического наблюдения материал представляет собой разрозненные первичные цифровые сведения об отдельных единицах изучаемого явления. Указанные признаки могут быть получены лишь в процессе обработки материалов наблюдения. Это и является задачей второго этапа статистической работы – сводки и группировки результатов статистического наблюдения. При этом сводка данных осуществляется посредством одновременной их группировки, так как прежде чем сводить, необходимо произвести группировку собранного материала, т.е. разделить его на группы по одному или нескольким признакам. Основная задача группировки является выявление связей между явлениями и их признаками. Так, например, группируя торговые предприятия по размеру розничного товарооборота и исчисляя для каждой группы средний уровень расходов, можно статистически выразить, насколько тесна эта связь. Посредством группировки можно выявить, что объём розничного товарооборота на одно торговое предприятие в городской торговле больше, чем в сельской. Следовательно, в торговых предприятиях, расположенных в городе, расход ниже, чем функционирующих в сельской местности. Исходя из этого следует, что статистическая группировка является основным методом научной обработки статистического материала.  [5]

      Изучение  закономерностей рынка может потребовать построения и анализа рядов распределения, расчёта их характеристик. В анализе состояния рынка, территориального распределения товарооборота и некоторых других показателей используются специфические методы регионального анализа.

      Проявление  стихийности в некоторых рыночных процессах заставляет уделять больше внимания проблеме оценки устойчивости и колеблемости ряда показателей состояния и развития рынка. [9]

      Анализ  динамики розничного товарооборота позволяет исследовать процесс развития торговли во времени. При анализе динамики розничного товарооборота сравниваются показатели текущего (отчётного) периода с данными за прошлый период или за несколько предшествующих периодов.

      Анализ  розничного товарооборота производится путём построения динамических рядов  и исчисления показателей динамики: абсолютного прироста, темпов роста, прироста, абсолютного значения 1% прироста и т.д.  [1]

      Анализ  рыночной конъюнктуры диктует необходимость  выявления и моделирования тенденций  рыночных процессов с помощью  различных методов анализа динамических рядов и расчёта трендовых  моделей. [9]

      Важным  статистическим показателем является товарная структура, т.е. выраженный в процентах удельный вес каждой товарной группы или каждого товара в отдельности в общем объёме розничного товарооборота, принимаемого за 100%. Кроме того, в исследовании розничного товарооборота особое значение имеет показатель товарооборота на душу населения. [1]

      Целям регулирования и прогнозирования  рынка подчинено использование  методов корреляционно-регрессионного анализа. [9] Основными задачами корреляционного анализа являются определение наличия связи между отобранными признаками, установление ее направления и количественная оценка тесноты связи. Задачи корреляционного анализа сводятся к измерению тесноты известной связи между варьирующимися признаками, определению неизвестных причинных связей и оценке факторов, оказывающих наибольшее влияние на результативный признак. [9]

      Одним из наиболее распространённых методов  анализа в статистике рынка является индексный, который позволяет решить целый комплекс задач и охарактеризовать ряд показателей рынка. [1] Индексный метод сравнительно прост. Тем не менее, он позволяет идентифицировать влияние отдельных факторов на объем розничного товарооборота и получить аналитическую информацию, крайне ценную для практического руководства торговыми предприятиями и принятия хозяйственных решений. [9] Наряду с динамическими индексами находят применение территориальные индексы, индексы соотношений, качественных оценок, выполнения договорных обязательств. Важную роль в изучении структурных факторов играет система индексов переменного и фиксированного состава.

      Самым ответственным моментом анализа, завершающим  всю проделанную расчётную работу, является интерпретация полученных показателей и параметров построенных моделей, а также выводы, которые формулируются в итоге исследования. [9] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. Экономико-статистический  анализ розничной  торговли

    2. 1. Оборот розничной  торговли, розничной  торговли торгующих  организаций и  рынков

     Оборот  розничной торговли представляет стоимость проданных населению потребительских товаров за наличный расчет или оплаченных по кредитным карточкам, по расчетным чекам банков, по перечислениям со счетов вкладчиков (что также учитывается как продажа за наличный расчет).

     Оборот  розничной  торговли  для  целей  статистического  наблюдения устанавливается в розничных ценах – фактических проданных ценах,  включающих торговую наценку, налог на добавленную стоимость и акциз.

     Обязательным  признаком операции, относимой к розничной торговле, является наличие кассового чека (документов строгой отчетности, приравниваемым к чекам).

     Объем продажи представляет собой один из показателей процесса воспроизводства, характеризует заключительный этап движения товаров из сферы обращения в сферу потребления.

     Потребительский рынок – одна из важнейших сфер экономической деятельности. Состояние, структура, тенденции и динамика его развития отражают социально-экономическое  положение в регионе.

     В результате продажи товаров населению  возмещаются произведенные затраты и реализуется вновь созданная стоимость, что дает возможность для дальнейшего роста производства.

     В структуре розничной торговли учитывается  ассортиментный признак. Структура товарооборота включает в себя продовольственные и непродовольственные товары, реализуемые конкретным торговым предприятием. Товары обычно объединяются в соответствующие группы (подгруппы) по признаку производственного происхождения или потребительского назначения. В оборот розничной торговли продовольственными товарами, помимо стоимости проданных населению продуктов питания, включается также стоимость алкогольных напитков и пива. [6]

     Таблица 1

     Объём и структура оборота розничной  торговли по группам товаров в  Брянской области (в фактически действовавших ценах)

  2006г 2007г 2008г 2008г в  % к:
млн. руб. % млн. руб. % млн. руб. % 2006г 2007г
Оборот  розничной торговли 48755,9 100,0 63372,3 100,0 84392,2 100,0 173,1 133,2
- продовольственные товары 22833,9 46,8 29681,2 46,8 41159,1 48,8 180,3 138,7
Из них: алкогольные напитки 4948,9 10,2 6189,8 9,8 8776,8 10,4 177,4 141,8
продукты  питания 17885,0 36,7 23491,4 37,1 32382,3 38,4 181,1 137,9
- непродовольственные товары 25922,0 53,2 33691,1 53,2 43233,1 51,2 166,8 128,3
 

     Анализ  данных таблицы показал, что в  фактически действовавших ценах с 2006 по 2008 год оборот розничной торговли увеличивался. В 2008 году розничный товарооборот  составил 84392,2 млн. руб., что больше, чем за 2007 год на 33,2% и на 73,1% по сравнению с 2006 годом.

Информация о работе Розничная торговля Брянской области