Розничная торговля Брянской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2011 в 17:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – проведение экономико-статистического анализа розничной торговли.

Для достижения данной цели были поставлены и решены следующие основные задачи:

Сбор цифровой информации по теме исследования;
Подбор и изучение литературных источников по теме исследования;
Проведение экономико-статистического анализа розничной торговли с применением основных методов статистического исследования:
Выявить взаимосвязи между признаками методом группировок, корреляционно-регрессионного анализа и индексного метода.
Проанализировать изменение розничного товарооборота в динамике при помощи построения ряда динамики и расчёта аналитических и средних показателей ряда динамики.
Спрогнозировать уровень изучаемого показателя на следующий за отчётным год.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Статистика оборота розничной торговли 5
2. Экономико-статистический анализ розничной торговли 16
2. 1. Оборот розничной торговли, розничной торговли торгующих организаций и рынков 16
2. 2. Товарная и ассортиментная структура оборота розничной торговли. 20
2. 3. Оценка конъюнктуры и деловой активности в розничной торговле 34
2. 4. Группировка районов области и выявление зависимостей между признаками 36
2. 5. Корреляционно-регрессионный анализ взаимосвязей между признаками 47
2. 6. Индексный анализ взаимосвязей между признаками 53
3. Анализ ряда динамики 56
3. 1. Показатели ряда динамики 56
3. 2. Выявление основной тенденции развития ряда динамики и прогнозирование 62
Выводы и предложения 66
Список литературы 68

Файлы: 1 файл

весь.doc

— 823.00 Кб (Скачать)

     Наибольший  темп роста в изменении товарных запасов в организациях розничной  торговли, на конец месяца, приходится на июль – 115,0%, на сентябрь – 111,9%, на октябрь 111,7%. Снижение товарных запасов наблюдается в декабре на 7%(темп роста - 93,0%).  По товарным запасам в днях торговли наибольший темп роста наблюдается в ноябре – 125,0%, в сентябре – 124,1%, в августе – 116,7%.  А в декабре произошло снижение на 15,1% (темп роста составил 84,9%). Также снижение наблюдается в марте на 11,8% и в феврале на 5,9%.

     По  данным таблицы рассчитаем показатели товарооборачиваемости.

     Запасоёмкость = Наличие запасов на конец периода / товарооборот

     Наличие товарных запасов рассчитаем по формуле средней хронологической простой. В результате расчётов получаем  1821,4млн. руб.

     Запасоёмкость = = 0, 02млн. руб.

       Это означает, что на каждые 1000 руб. товарооборота приходится 20 тыс. руб. товарных запасов.

     Теперь  рассчитаем  обеспеченность товарооборота  товарными запасами – запасообеспеченность. Для этого сначала найдём однодневный товарооборот:

     m = млн. руб.

     Запасообеспеченность = Запасы / m = 1821,4 / 234,4 = 7,8 дней.

     Этот показатель отражает число дней торговли, на которые хватит товарных запасов до момента их полной продажи. Следовательно, товарных запасов в организациях розничной торговли хватит на 7,8 дней торговли в 2009 году.

     Далее представим информацию о запасах основных продуктов питания и непродовольственных товаров в организациях розничной торговли. 

     Таблица 12

     Запасы  основных продуктов питания и  непродовольственных товаров в  организациях розничной торговли

  На 1 января 2009г., в процентах к общему объёму товарных запасов Справочно:

На 1 января 2008г., в % к общему объёму товарных запасов

Мясо  и птица 1,6 1,4
Изделия колбасные 1,6 1,2
Продукция рыбная (без консервов) 1,3 1,0
Масло животное 0,3 0,3
Масло растительное 0,8 0,8
Цельномолочная  продукция 0,8 0,7
Яйцо  птицы 0,4 0,2
Сахар 0,5 0,4
Кондитерские  изделия 4,3 3,8
Хлеб  и хлебобулочные изделия 0,2 0,1
Мука 0,3 0,2
Крупа 0,6 0,4
Изделия макаронные 0,5 0,3
Картофель 0,1 0,1
Овощи 0,4 0,4
Плоды, ягоды, виноград 0,6 0,4
Папиросы  и сигареты 2,2 1,5
Изделия бельевые трикотажные 0,6 0,3
Верхний трикотаж 0,7 0,3
Изделия чулочно-носочные 0,3 0,2
Изделия швейные 5,4 4,2
Обувь кожаная 3,4 2,3
Синтетические моющие средства 0,8 0,6
Ткани готовые 0,2 0,4
Холодильники  бытовые 1,6 1,8
Телевизоры  цветного изображения 2,9 4,0
Машины  стиральные 1,7 1,1
Мебель  бытовая 2,0 0,4
Материалы строительные 2,1 1,9
Медикаменты 13,2 10,8
 

     По  данным таблицы видно, что  в структуре  запасов основных продуктов питания  на 1 января 2009 года наибольший удельный вес занимают: кондитерские изделия – 4,3%, мясо и птица – 1,6%, колбасные изделия – также 1,6%. Наименьшая доля приходится на картофель (его доля – 0,1%) и на хлеб и хлебобулочные изделия (0,2%).

     В структуре запасов непродовольственных  товаров на 1 января 2009 года  первое место принадлежит медикаментам – 13,2%, на втором месте с отрывом в 2,4 раза находятся швейные изделия – 5,4%, третью позицию занимает кожаная обувь – 3,4%. Наименьшая доля запасов приходится на готовые ткани (их доля в общем объёме 0,2%) и на чулочно-носочные изделия (0,3%).

     Если  сравнить изменение товарных запасов  в динамике, можно отметить:

по отношению  к 1 января 2008 года доля кондитерских изделий  в общем объёме товарных запасов  выросла на 13%. В целом по товарным запасам основных продуктов питания наблюдается незначительное увеличение доли некоторых продуктов питания. По отношению к 1 января 2008 года в структуре товарных запасов непродовольственных товаров наблюдается снижение доли готовых тканей на 50%, холодильников бытовых на 11% и телевизоров на 27%.

     По  данным Роспотребнадзора, качество товаров, поступивших в 2008г. на потребительский  рынок, характеризовалось по ряду товаров  снижением доли продукции ненадлежащего  качества и опасной для потребителя, причём как отечественного, так и импортного производства. Вместе с тем серьёзные опасения вызывает качество масла растительного отечественного  и импортного производства, отечественных и импортных кондитерских изделий, маргариновой и майонезной продукции, мебели и часов. (Приложение 1). 

     2. 3. Оценка конъюнктуры  и деловой активности  в розничной торговле

     Для анализа ситуации, складывающейся на потребительском рынке, органы государственной  статистики ежеквартально проводят выборочное обследование конъюнктуры  и деловой активности организаций розничной торговли.

     В 2008 году для организаций розничной  торговли в целом сложилась достаточно благоприятная конъюнктура. В результате для организаций розничной торговли, экономическое положение которых  было охарактеризовано их руководителями как «благоприятное» и «удовлетворительное», в течение 2008 года оставалась на уровне 90-97%.

     Однако, в течение года имели место  квартальные конъюнктурные колебания. Динамика оценок изменения основных показателей деятельности организаций  розничной торговли от квартала к кварталу свидетельствует о нарастании к концу года положительных тенденций развития их деловой активности.

     Таблица 13

     Динамика  оценок предпринимателями основных показателей деятельности розничных  организаций в 2008 году

  Баланс  оценок
I квартал II квартал III квартал IV квартал
Оборот  розничной торговли -4 - 15 35
Объём продаж в натуральном выражении -4 -3 4 23
Заказы  на поставку товаров 8 23 30 31
Ассортимент товаров 30 42 46 50
Торговая  наценка 4 - 19 11
Конкурентоспособность организации 15 8 15 15
Объём складских запасов 8 15 19 20
Инвестиции  на расширение деятельности, ремонт и  модернизацию 8 11 19 23
Обеспеченность  собственными финансовыми ресурсами 7 12 23 15
Прибыль -19 - 15 8
 

     Индекс  предпринимательской  уверенности, характеризующий деловой климат в розничной торговле, в течение всех кварталов 2008г. Сохранял положительное значение и был выше поквартальных значений 2007 года. В течение трёх кварталов он держался на одном уровне (15,3%), в IV снизился на 6,3 процентных пунктов и составил 9%. (Приложение 2).

     На  экономическую ситуацию в розничной  торговле оказывают влияние ряд  негативных факторов, среди которых  наиболее существенными являются высокая  конкуренция со стороны других организаций (81% от всех ответов); недостаточный платёжеспособный спрос населения (54%); высокая арендная плата (38%); недостаток финансовых средств (38%); высокий уровень налогов (50%).

     По  оценке руководителей, в 2008г. Средний  уровень торговой наценки составил 25%, что на 6 процентных пунктов выше уровня 2007 года.

     В 2008г. Продажу товаров в кредит осуществляли 31% от общего числа обследованных  организаций. Удельный вес товаров, проданных в кредит, в обороте  розничной торговли этих организаций  составил 18%. Торговлей по заказам, по почте, через телемагазины или компьютерные сети занимались 4% опрошенных руководителей; доля товаров, проданных с помощью перечисленных видов торговли, составила в их обороте 7,5%. 

         2. 4. Группировка районов  области и выявление  зависимостей между признаками

     Статистические  данные, собранные в процессе наблюдения не позволяют получить обобщающие характеристики изучаемой совокупности, выявить закономерности ее развития, так как в процессе наблюдения фиксируются характеристики только отдельных единиц совокупности.

     Для получения обобщающих характеристик  собранную информацию необходимо систематизировать, превратить ее в упорядоченную систему статистических показателей. Систематизация полученной информации и обобщение наблюдаемых факторов является содержанием второй стадии статистического исследования, называемой сводкой и группировкой.

     Статистическая  сводка представляет собой комплекс последовательных операций по обобщению конкретных единичных фактов, образующих совокупность, для выявления типичных черт и закономерностей, присущих изучаемому явлению.

     Таким образом, целью сводки является получение итоговых данных путем подсчета единичных сведений.

     По  глубине проработки материала различают  простые и сложные. Простой сводкой называется операция по подсчету общих итогов по совокупности единиц наблюдения, то есть определение размера исследуемого явления. Сложной сводкой называется комплекс операций, включающих группировку единиц наблюдения, подсчет итогов по каждой группе и совокупности в целом, а также представление результатов группировки в табличной форме.

     Научной основой сводки является статистическая группировка, которая представляет собой процесс образования однородных групп на основе расчленения (разделения) статистической совокупности на части или объединение изучаемых статистических единиц в частные совокупности по существенным для них признакам.

     Группировка является методом исследования содержания изучаемого явления. На ее основе рассчитываются обобщающие показатели по группам, выявляется строение совокупности, взаимосвязи между изучаемыми признаками, а затем проводится анализ полученных результатов.

     Основными категориями метода группировок  являются группировочный признак (основание группировки) и интервал.

       Группировочным признаком (основанием группировки) называется признак, по которому происходит выделение однородных групп. В качестве группировочного обычно выбирается один из существенных легко распознаваемых признаков, носящих как атрибутивный, так и количественный характер.

     Интервал – это совокупность варьирующих значений признака в группе, он определяет количественные границы групп, а его ширина представляет собой промежуток между максимальным и минимальным значениями признака в группе.

     При выполнении группировок используются следующие типы интервалов:

  • равные – во всех выделенных группах ширина интервала является одинаковой;
  • неравные – в каждой группе ширина интервала различна; при этом ее изменение может изменяться закономерно (например, равномерно возрастать), или произвольно, то есть быть свободной;
  • закрытые _ если известны верхняя и нижняя границы интервалов (максимальное и минимальное значения признака в группах);
  • открытые - если известна только одна граница интервала,

    верхняя или нижняя.

     При выполнении группировок необходимо исходить из следующего принципа: различия между единицами, отнесенными к одной группе должны быть меньше, чем между единицами, отнесенными к разным группам.

В зависимости  от степени сложности изучаемого явления и от поставленных задач статистические группировки могут выполняться по одному или нескольким группировочным признакам. Группировка называется простой (одномерной), если однородные группы формируются по одному признаку одновременно. Если однородные группы образуются по двум и более признакам, то группировка называется сложной.

Информация о работе Розничная торговля Брянской области