Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 21:16, дипломная работа
Цель работы - изучение взаимосвязи уровня социально-психологической адаптации и особенностей действия механизмов психологических защит.
Задачи исследования:
1. Осуществить анализ современного состояния и основных направлений разработки проблемы психологической защиты и социально-психологической адаптации.
2. Провести экспериментальное исследование специфики защитных механизмов в юношеском возрасте.
3. Провести экспериментальное исследование уровня социально-психологической адаптации лиц юношеского возраста.
Введение……………………………………………………………………..........4
Глава 1. Теоретические и методологические предпосылки исследования особенностей действия механизмов психологической защиты и социально-психологической адаптации…………………………………….…………….…….7
1.1. Основные подходы к изучению защитных механизмов……………….…..7
1.2. Понятие психологической защиты, функции, классификации…………………………………………………………….…….….12
1.2.1. Понятие психологической защиты...………………….…...…................12
1.2.2. Функции психологической защиты….………………….…………...…13
1.2.3. Проблема таксономии защитных механизмов………….............……...16
1.3. Проблема взаимосвязи адаптации и особенностей действия защитных механизмов……………………………………………………………………….…21
1.3.1. Социально-психологическая адаптация как проблема психологии…...21
1.3.2. Социально-психологическая адаптация и защитные механизмы личности……………………………………………………………….……………27
1.4. Защитные механизмы в студенческом возрасте…...……….….………….35
Выводы по Главе 1………………………………………………………………..39
Глава 2. Изучение взаимосвязи уровня социально-психологической адаптации и выбора типа защитных механизмов…………………………..........42
2.1. Организация исследования………………………………………………....43
2.2. Изучение особенностей социально-психологической адаптации студентов………………………………………………………………………........48
2.3. Изучение защитных механизмов у студентов……………….………….…50
2.4. Изучение динамики выраженности отдельных защитных механизмов в юношеском периоде………………………………….………………….................55
2.5. Изучение взаимосвязи уровня социально-психологической адаптации и защитных механизмов…………………..……….....…………………………..…..57
2.6 Практические рекомендации………………...…………………………..….72
Выводы по Главе 2………………………………………………………………..80
Заключение………………………………………………………………………..82
Библиография………………………………………………
Приложение 1
Расчет интегральных показателей по методике К. Роджерса и Р. Даймонда (1 курс).
Испытуемые |
Адаптивность |
Дезадаптивность |
"Адаптация" |
Приятие себя |
Неприятие себя |
"Самоприятие" (%) |
Приятие других |
Неприятие других |
" Приятие других" (%) |
Эмоциональный комфорт |
Эмоциональный дискомфорт |
"Эмоциональная комфортность" |
Внутренний контроль |
Внешний контроль |
"Интернальность" (%) |
Доминирование |
Ведомость |
"Стремление к доминированию" |
1 |
163 |
118 |
58,01 |
69 |
20 |
77,53 |
29 |
24 |
59,18 |
34 |
19 |
64,15 |
47 |
29 |
53,65 |
17 |
21 |
61,82 |
2 |
161 |
96 |
62,65 |
49 |
24 |
67,12 |
30 |
13 |
73,47 |
28 |
17 |
62,22 |
59 |
26 |
61,84 |
9 |
25 |
41,86 |
3 |
173 |
129 |
57,28 |
58 |
24 |
70,73 |
30 |
18 |
66,67 |
32 |
20 |
61,54 |
76 |
37 |
59,47 |
13 |
26 |
50,00 |
4 |
151 |
132 |
53,36 |
49 |
22 |
69,01 |
33 |
27 |
59,46 |
31 |
32 |
49,21 |
67 |
35 |
57,76 |
9 |
23 |
43,90 |
5 |
172 |
120 |
58,90 |
62 |
21 |
74,70 |
33 |
17 |
69,96 |
37 |
22 |
62,71 |
63 |
34 |
56,96 |
15 |
21 |
58,82 |
6 |
160 |
89 |
64,26 |
50 |
20 |
71,43 |
24 |
23 |
55,60 |
31 |
13 |
70,45 |
72 |
16 |
76,27 |
16 |
15 |
68,09 |
7 |
144 |
125 |
53,53 |
61 |
27 |
69,32 |
27 |
33 |
49,54 |
37 |
27 |
57,81 |
72 |
36 |
58,82 |
16 |
22 |
59,26 |
8 |
184 |
88 |
67,65 |
65 |
11 |
85,53 |
29 |
18 |
65,91 |
29 |
14 |
67,44 |
74 |
24 |
68,77 |
13 |
21 |
55,32 |
9 |
138 |
84 |
62,16 |
49 |
11 |
81,67 |
33 |
14 |
73,88 |
25 |
16 |
60,98 |
58 |
25 |
62,37 |
3 |
21 |
22,22 |
10 |
137 |
133 |
50,74 |
30 |
26 |
53,57 |
27 |
34 |
48,80 |
19 |
34 |
35,85 |
82 |
28 |
67,66 |
15 |
25 |
54,55 |
11 |
143 |
133 |
51,81 |
48 |
20 |
70,59 |
34 |
26 |
61,08 |
28 |
30 |
48,28 |
61 |
41 |
51,52 |
11 |
19 |
53,66 |
12 |
181 |
68 |
72,69 |
66 |
10 |
86,84 |
34 |
13 |
75,84 |
36 |
11 |
76,60 |
75 |
19 |
73,82 |
10 |
23 |
46,51 |
13 |
156 |
114 |
57,78 |
55 |
18 |
75,34 |
32 |
20 |
65,75 |
27 |
22 |
55,10 |
64 |
34 |
57,35 |
14 |
24 |
53,85 |
14 |
176 |
59 |
74,89 |
56 |
15 |
78,87 |
41 |
11 |
81,73 |
25 |
9 |
73,53 |
76 |
15 |
78,35 |
16 |
12 |
72,73 |
15 |
181 |
69 |
72,40 |
64 |
9 |
87,67 |
34 |
15 |
73,12 |
24 |
20 |
54,55 |
77 |
13 |
80,88 |
13 |
14 |
65,00 |
16 |
140 |
147 |
48,78 |
46 |
21 |
68,66 |
26 |
26 |
54,55 |
24 |
37 |
39,34 |
64 |
42 |
52,12 |
10 |
28 |
41,67 |
17 |
139 |
141 |
49,64 |
61 |
20 |
75,31 |
17 |
27 |
43,04 |
21 |
28 |
42,86 |
41 |
33 |
47,02 |
16 |
28 |
53,33 |
18 |
195 |
74 |
72,49 |
73 |
7 |
91,25 |
36 |
14 |
75,52 |
37 |
11 |
77,08 |
67 |
16 |
74,94 |
16 |
22 |
59,26 |
19 |
187 |
77 |
70,83 |
78 |
12 |
86,67 |
35 |
16 |
72,41 |
33 |
10 |
76,74 |
70 |
8 |
86,21 |
17 |
19 |
64,15 |
20 |
170 |
129 |
56,86 |
60 |
21 |
74,07 |
37 |
20 |
68,94 |
29 |
21 |
58,00 |
61 |
37 |
54,08 |
18 |
27 |
57,14 |
21 |
190 |
85 |
69,09 |
74 |
11 |
87,06 |
22 |
26 |
50,38 |
32 |
20 |
61,54 |
79 |
28 |
66,84 |
20 |
13 |
75,47 |
22 |
170 |
145 |
53,97 |
63 |
21 |
75,00 |
31 |
30 |
55,36 |
19 |
23 |
45,24 |
68 |
39 |
55,46 |
16 |
35 |
47,76 |
23 |
150 |
148 |
50,34 |
49 |
25 |
66,22 |
28 |
28 |
54,55 |
28 |
32 |
46,67 |
62 |
40 |
52,54 |
13 |
30 |
46,43 |
24 |
144 |
111 |
56,47 |
56 |
26 |
68,29 |
21 |
19 |
57,01 |
24 |
18 |
57,14 |
60 |
28 |
60,48 |
12 |
18 |
57,14 |
25 |
167 |
94 |
63,98 |
61 |
17 |
78,21 |
33 |
16 |
71,22 |
30 |
17 |
63,83 |
64 |
26 |
63,75 |
14 |
27 |
50,91 |
26 |
174 |
87 |
66,67 |
65 |
9 |
87,84 |
25 |
15 |
66,67 |
26 |
27 |
49,06 |
66 |
26 |
64,45 |
17 |
18 |
65,38 |
27 |
191 |
83 |
69,71 |
63 |
14 |
81,82 |
34 |
13 |
75,84 |
30 |
23 |
56,60 |
76 |
14 |
79,50 |
15 |
22 |
57,69 |
28 |
107 |
168 |
38,91 |
31 |
28 |
52,54 |
20 |
37 |
39,34 |
20 |
37 |
35,09 |
65 |
34 |
57,73 |
7 |
30 |
31,82 |
29 |
150 |
74 |
66,96 |
55 |
17 |
76,39 |
25 |
19 |
61,22 |
28 |
9 |
75,68 |
57 |
11 |
78,73 |
10 |
18 |
52,63 |
30 |
143 |
186 |
43,47 |
50 |
41 |
54,95 |
20 |
43 |
35,82 |
17 |
40 |
29,82 |
76 |
50 |
52,05 |
15 |
34 |
46,88 |
31 |
156 |
100 |
60,94 |
64 |
15 |
81,01 |
27 |
20 |
61,83 |
24 |
16 |
60,00 |
64 |
32 |
58,82 |
16 |
23 |
58,18 |
32 |
142 |
93 |
60,43 |
50 |
17 |
74,63 |
31 |
19 |
66,19 |
19 |
22 |
46,34 |
64 |
26 |
63,75 |
11 |
20 |
52,38 |
33 |
161 |
104 |
60,75 |
55 |
13 |
80,88 |
34 |
17 |
70,59 |
29 |
23 |
55,77 |
63 |
29 |
60,81 |
12 |
22 |
52,17 |
34 |
177 |
159 |
52,68 |
61 |
28 |
68,54 |
31 |
32 |
53,76 |
27 |
41 |
39,71 |
70 |
46 |
52,08 |
18 |
31 |
53,73 |
Приложение 2
Расчет интегральных показателей по методике К. Роджерса и Р. Даймонда (5 курс).
Испытуемые |
Адаптивность |
Дезадаптивность |
"Адаптация" ( %) |
Приятие себя |
Неприятие себя |
"Самоприятие" (%) |
Приятие других |
Неприятие других |
" Приятие других" (%) |
Эмоциональный комфорт |
Эмоциональный дискомфорт |
"Эмоциональная комфортность" |
Внутренний контроль |
Внешний контроль |
"Интернальность" (%) |
Доминирование |
Ведомость |
"Стремление к доминированию" |
1 |
172 |
122 |
58,50 |
58 |
20 |
74,36 |
30 |
20 |
64,29 |
33 |
26 |
55,93 |
74 |
36 |
59,49 |
13 |
19 |
57,78 |
2 |
140 |
162 |
46,36 |
52 |
32 |
61,90 |
24 |
28 |
50,70 |
23 |
38 |
37,70 |
72 |
45 |
53,33 |
14 |
19 |
59,57 |
3 |
157 |
127 |
55,28 |
53 |
27 |
66,25 |
32 |
23 |
62,54 |
30 |
26 |
53,57 |
67 |
29 |
62,27 |
12 |
29 |
45,28 |
4 |
175 |
116 |
60,14 |
53 |
25 |
67,95 |
34 |
22 |
64,97 |
30 |
30 |
50,00 |
77 |
26 |
67,90 |
11 |
23 |
48,89 |
5 |
185 |
152 |
54,90 |
60 |
23 |
72,29 |
31 |
32 |
53,76 |
37 |
34 |
52,11 |
86 |
37 |
62,41 |
15 |
30 |
50,00 |
6 |
150 |
171 |
46,73 |
57 |
23 |
71,25 |
23 |
35 |
44,09 |
20 |
40 |
33,33 |
74 |
44 |
54,57 |
17 |
28 |
54,84 |
7 |
173 |
124 |
58,25 |
53 |
21 |
71,62 |
30 |
27 |
57,14 |
28 |
29 |
49,12 |
79 |
22 |
71,95 |
14 |
23 |
54,90 |
8 |
166 |
100 |
62,41 |
58 |
20 |
74,36 |
28 |
30 |
52,83 |
32 |
17 |
65,31 |
68 |
21 |
69,82 |
10 |
21 |
48,78 |
9 |
177 |
96 |
64,84 |
59 |
11 |
84,29 |
27 |
19 |
63,04 |
26 |
23 |
53,06 |
76 |
22 |
71,16 |
14 |
29 |
49,12 |
10 |
158 |
137 |
53,56 |
58 |
27 |
68,24 |
30 |
26 |
58,06 |
21 |
25 |
45,65 |
68 |
41 |
54,23 |
10 |
32 |
38,46 |
11 |
189 |
91 |
67,50 |
63 |
16 |
79,75 |
41 |
19 |
72,14 |
32 |
15 |
68,09 |
67 |
27 |
63,93 |
13 |
21 |
55,32 |
12 |
187 |
85 |
68,75 |
60 |
16 |
78,95 |
31 |
12 |
75,61 |
37 |
15 |
71,15 |
80 |
13 |
81,47 |
18 |
17 |
67,92 |
13 |
184 |
109 |
62,80 |
69 |
18 |
79,31 |
30 |
22 |
62,07 |
31 |
25 |
55,36 |
73 |
33 |
61,24 |
16 |
24 |
57,14 |
14 |
170 |
97 |
63,67 |
60 |
18 |
76,92 |
33 |
19 |
67,58 |
34 |
24 |
58,62 |
66 |
32 |
59,57 |
15 |
17 |
63,83 |
15 |
145 |
86 |
62,77 |
47 |
22 |
68,12 |
27 |
13 |
71,37 |
33 |
17 |
66,00 |
57 |
24 |
62,91 |
7 |
20 |
41,18 |
16 |
120 |
122 |
49,59 |
44 |
19 |
69,84 |
23 |
22 |
55,65 |
19 |
33 |
36,54 |
52 |
30 |
55,32 |
10 |
27 |
42,55 |
17 |
152 |
118 |
56,30 |
53 |
23 |
69,74 |
27 |
19 |
63,04 |
20 |
28 |
41,67 |
71 |
27 |
65,26 |
11 |
26 |
45,83 |
18 |
139 |
145 |
48,94 |
49 |
25 |
66,22 |
20 |
32 |
42,86 |
31 |
30 |
50,82 |
60 |
38 |
53,00 |
16 |
30 |
51,61 |
19 |
153 |
168 |
47,66 |
51 |
26 |
66,23 |
34 |
31 |
56,82 |
30 |
40 |
42,86 |
61 |
45 |
49,19 |
11 |
36 |
37,93 |
20 |
175 |
118 |
59,73 |
57 |
20 |
74,03 |
38 |
21 |
68,47 |
38 |
28 |
57,58 |
61 |
27 |
61,74 |
12 |
25 |
48,98 |
21 |
182 |
109 |
62,54 |
60 |
16 |
78,95 |
35 |
20 |
67,74 |
31 |
20 |
60,78 |
70 |
32 |
60,98 |
10 |
26 |
43,48 |
22 |
192 |
82 |
70,07 |
70 |
9 |
88,61 |
30 |
18 |
66,67 |
36 |
19 |
65,45 |
77 |
19 |
74,32 |
18 |
15 |
70,59 |
23 |
155 |
128 |
54,77 |
56 |
18 |
75,68 |
29 |
21 |
62,37 |
22 |
27 |
44,90 |
59 |
38 |
52,58 |
15 |
32 |
48,39 |
24 |
184 |
111 |
62,37 |
63 |
18 |
77,78 |
35 |
20 |
67,74 |
39 |
24 |
61,90 |
65 |
30 |
60,75 |
14 |
24 |
53,85 |
25 |
161 |
116 |
58,12 |
51 |
19 |
72,86 |
30 |
30 |
54,55 |
27 |
23 |
54,00 |
73 |
29 |
64,26 |
12 |
26 |
48,00 |
26 |
168 |
113 |
59,79 |
55 |
13 |
80,88 |
31 |
17 |
68,63 |
35 |
26 |
57,38 |
69 |
33 |
59,90 |
8 |
26 |
38,10 |
27 |
154 |
119 |
56,41 |
54 |
16 |
77,14 |
31 |
21 |
63,92 |
28 |
27 |
50,91 |
63 |
27 |
62,50 |
12 |
29 |
45,28 |
28 |
155 |
98 |
61,26 |
53 |
14 |
79,10 |
20 |
24 |
50,00 |
26 |
19 |
57,78 |
79 |
34 |
62,40 |
17 |
23 |
59,65 |
29 |
180 |
115 |
61,02 |
59 |
18 |
76,62 |
32 |
29 |
56,97 |
36 |
13 |
73,47 |
84 |
32 |
65,22 |
11 |
19 |
53,66 |
30 |
162 |
73 |
68,94 |
56 |
13 |
81,16 |
26 |
18 |
63,41 |
41 |
13 |
75,93 |
65 |
9 |
83,76 |
7 |
13 |
51,85 |
Приложение 3
Система защитных механизмов на разных возрастах юношеского периода.
Приложение 4
Таблица 1. 1 курс группа с высоким уровнем адаптации. Расчет Пирсона между психологическими защитами и компонентами СПА. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Интегральный показатель |
Адаптивность |
Дезадаптивность |
Приятие себя |
Неприятие себя |
Приятие других |
Неприятие других |
Эмоциональный комфорт |
Эмоциональный дискомфорт |
Внутренний контроль |
Внешний контроль |
Доминирование |
Ведомость | |||||||||||||||||||||||||||||
№ |
Психологическая защита |
Коэффициент корреляции | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
Вытеснение |
-0,260 |
0,179 |
-0,114 |
0,170 |
-0,363 |
0,222 |
-0,251 |
0,265 |
-0,125 |
0,346 |
-0,234 |
0,033 | ||||||||||||||||||||||||||||
2 |
Регрессия |
0,011 |
0,239 |
0,246 |
0,247 |
-0,351 |
0,480 |
0,140 |
-0,073 |
-0,216 |
0,230 |
0,400 |
0,026 | ||||||||||||||||||||||||||||
3 |
Замещение |
0,004 |
0,170 |
0,040 |
0,250 |
-0,278 |
0,388 |
0,138 |
0,168 |
-0,101 |
0,091 |
0,269 |
-0,265 | ||||||||||||||||||||||||||||
4 |
Отрицание |
0,221 |
-0,223 |
0,330 |
-0,071 |
0,268 |
-0,307 |
0,476 |
-0,532 |
-0,314 |
-0,340 |
-0,014 |
0,212 | ||||||||||||||||||||||||||||
5 |
Проекция |
0,068 |
-0,041 |
0,108 |
0,165 |
0,202 |
0,066 |
0,052 |
-0,273 |
0,076 |
-0,176 |
0,140 |
0,051 | ||||||||||||||||||||||||||||
6 |
Компенсация |
0,212 |
0,043 |
0,347 |
-0,255 |
-0,131 |
0,151 |
0,436 |
-0,058 |
0,068 |
-0,001 |
0,222 |
0,140 | ||||||||||||||||||||||||||||
7 |
Реактивное образование |
0,007 |
0,056 |
-0,180 |
0,198 |
-0,039 |
-0,202 |
-0,032 |
-0,054 |
0,194 |
0,133 |
-0,282 |
0,151 | ||||||||||||||||||||||||||||
8 |
Рационализация |
0,407 |
0,004 |
0,080 |
-0,241 |
0,218 |
-0,265 |
0,251 |
0,168 |
0,481 |
0,070 |
0,007 |
0,018 | ||||||||||||||||||||||||||||
Таблица 2. 5 курс группа с высоким уровнем адаптации. Расчет Пирсона между психологическими защитами и компонентами СПА. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
№ |
Психологическая защита |
Коэффициент корреляции | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
Вытеснение |
-0,459 |
-0,174 |
-0,232 |
0,255 |
-0,405 |
0,387 |
-0,337 |
-0,310 |
-0,022 |
-0,049 |
-0,329 |
-0,125 | ||||||||||||||||||||||||||||
2 |
Регрессия |
-0,096 |
0,385 |
-0,189 |
0,012 |
-0,081 |
-0,079 |
0,035 |
0,169 |
0,078 |
0,295 |
0,181 |
0,222 | ||||||||||||||||||||||||||||
3 |
Замещение |
-0,340 |
-0,050 |
-0,412 |
-0,212 |
-0,555 |
0,060 |
-0,213 |
-0,093 |
0,322 |
-0,198 |
-0,008 |
0,191 | ||||||||||||||||||||||||||||
4 |
Отрицание |
0,235 |
0,259 |
0,010 |
0,156 |
0,166 |
-0,366 |
-0,406 |
0,436 |
0,070 |
0,224 |
0,166 |
0,394 | ||||||||||||||||||||||||||||
5 |
Проекция |
0,212 |
-0,117 |
0,132 |
-0,209 |
0,305 |
-0,209 |
0,255 |
-0,181 |
-0,180 |
-0,091 |
-0,058 |
0,274 | ||||||||||||||||||||||||||||
6 |
Компенсация |
0,538 |
0,266 |
0,350 |
-0,267 |
0,107 |
-0,150 |
-0,099 |
0,286 |
0,468 |
-0,004 |
0,252 |
0,340 | ||||||||||||||||||||||||||||
7 |
Реактивное образование |
0,124 |
0,048 |
0,058 |
-0,129 |
0,202 |
-0,343 |
-0,149 |
0,257 |
0,023 |
0,343 |
0,145 |
0,078 | ||||||||||||||||||||||||||||
8 |
Рационализация |
0,203 |
0,053 |
0,387 |
0,200 |
0,136 |
0,094 |
-0,240 |
0,284 |
-0,116 |
0,105 |
0,519 |
0,067 | ||||||||||||||||||||||||||||
Таблица 3. 1 курс группа с низким уровнем адаптации. Расчет Пирсона между психологическими защитами и компонентами СПА. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Интегральный показатель |
Адаптивность |
Дезадаптивность |
Приятие себя |
Неприятие себя |
Приятие других |
Неприятие других |
Эмоциональный комфорт |
Эмоциональный дискомфорт |
Внутренний контроль |
Внешний контроль |
Доминирование |
Ведомость | |||||||||||||||||||||||||||||
№ |
Психологическая защита |
Коэффициент корреляции | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
Вытеснение |
0,039 |
-0,555 |
0,089 |
-0,385 |
-0,123 |
0,381 |
-0,205 |
-0,458 |
-0,089 |
-0,524 |
-0,056 |
-0,360 | ||||||||||||||||||||||||||||
2 |
Регрессия |
0,139 |
0,058 |
0,213 |
0,369 |
0,030 |
0,053 |
0,247 |
-0,148 |
0,123 |
0,043 |
0,115 |
0,150 | ||||||||||||||||||||||||||||
3 |
Замещение |
-0,613 |
-0,040 |
-0,275 |
-0,092 |
-0,410 |
0,157 |
0,261 |
0,223 |
-0,146 |
-0,314 |
-0,542 |
-0,227 | ||||||||||||||||||||||||||||
4 |
Отрицание |
0,685 |
0,031 |
0,639 |
0,356 |
0,045 |
-0,105 |
-0,061 |
-0,287 |
0,065 |
0,233 |
0,709 |
0,304 | ||||||||||||||||||||||||||||
5 |
Проекция |
0,336 |
0,317 |
0,408 |
-0,026 |
0,262 |
0,106 |
0,158 |
0,074 |
-0,099 |
0,515 |
-0,075 |
0,367 | ||||||||||||||||||||||||||||
6 |
Компенсация |
-0,160 |
-0,430 |
0,130 |
-0,560 |
-0,139 |
-0,468 |
0,405 |
-0,177 |
-0,508 |
-0,295 |
-0,167 |
-0,318 | ||||||||||||||||||||||||||||
7 |
Реактивное образование |
0,142 |
0,148 |
0,421 |
-0,099 |
-0,043 |
-0,044 |
0,365 |
0,115 |
-0,463 |
0,406 |
-0,050 |
0,122 | ||||||||||||||||||||||||||||
8 |
Рационализация |
0,211 |
-0,061 |
-0,117 |
-0,216 |
0,252 |
-0,140 |
0,024 |
0,119 |
0,210 |
0,137 |
-0,193 |
0,124 | ||||||||||||||||||||||||||||
Таблица 4. 5 курс группа с низким уровнем адаптации. Расчет Пирсона между психологическими защитами и компонентами СПА. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
№ |
Психологическая защита |
Коэффициент корреляции | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
Вытеснение |
-0,233 |
-0,489 |
-0,140 |
-0,191 |
0,015 |
-0,503 |
-0,691 |
-0,500 |
-0,211 |
-0,209 |
-0,592 |
-0,162 | ||||||||||||||||||||||||||||
2 |
Регрессия |
0,545 |
0,642 |
0,562 |
0,498 |
0,143 |
0,426 |
0,507 |
0,471 |
0,561 |
0,565 |
0,593 |
0,071 | ||||||||||||||||||||||||||||
3 |
Замещение |
-0,125 |
0,412 |
0,026 |
0,713 |
-0,510 |
0,297 |
0,130 |
0,338 |
0,366 |
0,308 |
0,317 |
-0,606 | ||||||||||||||||||||||||||||
4 |
Отрицание |
0,417 |
0,218 |
0,069 |
-0,125 |
0,384 |
0,332 |
0,643 |
0,110 |
0,053 |
0,211 |
0,180 |
0,568 | ||||||||||||||||||||||||||||
5 |
Проекция |
0,457 |
0,472 |
0,442 |
0,103 |
0,300 |
0,231 |
0,175 |
0,482 |
0,512 |
0,347 |
0,411 |
-0,078 | ||||||||||||||||||||||||||||
6 |
Компенсация |
0,173 |
0,197 |
0,080 |
-0,118 |
0,158 |
0,326 |
0,048 |
-0,162 |
0,287 |
0,139 |
-0,165 |
-0,041 | ||||||||||||||||||||||||||||
7 |
Реактивное образование |
0,256 |
0,371 |
0,263 |
-0,142 |
-0,059 |
0,405 |
0,337 |
-0,061 |
-0,001 |
0,546 |
0,526 |
0,469 | ||||||||||||||||||||||||||||
8 |
Рационализация |
0,573 |
-0,134 |
0,505 |
-0,426 |
0,448 |
0,074 |
0,130 |
-0,451 |
0,168 |
0,044 |
0,255 |
0,409 | ||||||||||||||||||||||||||||
Таблица 5. Группа с низким уровнем адаптации. Расчет Пирсона между психологическими защитами и компонентами СПА. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Интегральный показатель |
Адаптивность |
Дезадаптивность |
Приятие себя |
Неприятие себя |
Приятие других |
Неприятие других |
Эмоциональный комфорт |
Эмоциональный дискомфорт |
Внутренний контроль |
Внешний контроль |
Доминирование |
Ведомость | |||||||||||||||||||||||||||||
№ |
Психологическая защита |
Коэффициент корреляции | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
Вытеснение |
-0,081 |
-0,497 |
0,080 |
-0,279 |
-0,088 |
-0,375 |
-0,401 |
-0,424 |
-0,149 |
-0,352 |
-0,207 |
-0,310 | ||||||||||||||||||||||||||||
2 |
Регрессия |
0,344 |
0,392 |
0,276 |
0,407 |
0,081 |
0,231 |
0,388 |
0,161 |
0,395 |
0,352 |
0,319 |
0,103 | ||||||||||||||||||||||||||||
3 |
Замещение |
-0,436 |
0,184 |
-0,217 |
0,258 |
-0,446 |
0,259 |
0,178 |
0,252 |
0,039 |
0,013 |
-0,203 |
-0,401 | ||||||||||||||||||||||||||||
4 |
Отрицание |
0,583 |
0,101 |
0,511 |
0,189 |
0,149 |
0,040 |
0,204 |
-0,134 |
0,061 |
0,214 |
0,547 |
0,384 | ||||||||||||||||||||||||||||
5 |
Проекция |
0,307 |
0,411 |
0,271 |
0,104 |
0,217 |
0,229 |
0,129 |
0,280 |
0,195 |
0,421 |
0,183 |
0,045 | ||||||||||||||||||||||||||||
6 |
Компенсация |
-0,068 |
-0,164 |
0,096 |
-0,371 |
-0,061 |
-0,161 |
0,252 |
-0,042 |
-0,234 |
-0,093 |
-0,146 |
0,251 | ||||||||||||||||||||||||||||
7 |
Реактивное образование |
0,205 |
0,245 |
0,352 |
-0,014 |
-0,040 |
0,123 |
0,356 |
0,099 |
-0,231 |
0,456 |
0,166 |
0,283 | ||||||||||||||||||||||||||||
8 |
Рационализация |
0,327 |
-0,076 |
0,009 |
-0,261 |
0,306 |
-0,024 |
0,059 |
-0,073 |
0,175 |
0,110 |
-0,024 |
0,199 | ||||||||||||||||||||||||||||
Таблица 6. Группа с высоким уровнем адаптации. Расчет Пирсона между психологическими защитами и компонентами СПА. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
№ |
Психологическая защита |
Коэффициент корреляции | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
Вытеснение |
-0,355 |
-0,031 |
-0,108 |
0,141 |
-0,370 |
0,187 |
-0,344 |
-0,068 |
-0,139 |
0,138 |
-0,232 |
-0,062 | ||||||||||||||||||||||||||||
2 |
Регрессия |
-0,055 |
0,222 |
0,116 |
0,110 |
-0,224 |
0,125 |
0,022 |
-0,021 |
-0,131 |
0,220 |
0,320 |
0,092 | ||||||||||||||||||||||||||||
3 |
Замещение |
-0,161 |
0,004 |
-0,104 |
0,009 |
-0,400 |
0,126 |
-0,097 |
-0,034 |
0,022 |
-0,072 |
0,170 |
-0,077 | ||||||||||||||||||||||||||||
4 |
Отрицание |
0,232 |
-0,050 |
0,235 |
0,014 |
0,224 |
-0,266 |
0,196 |
-0,141 |
-0,162 |
-0,177 |
0,036 |
0,275 | ||||||||||||||||||||||||||||
5 |
Проекция |
0,128 |
-0,060 |
0,107 |
0,006 |
0,152 |
-0,067 |
0,143 |
-0,202 |
-0,033 |
-0,129 |
0,042 |
0,163 | ||||||||||||||||||||||||||||
6 |
Компенсация |
0,264 |
0,014 |
0,354 |
-0,307 |
0,008 |
-0,164 |
-0,030 |
-0,005 |
0,151 |
-0,070 |
0,264 |
0,185 | ||||||||||||||||||||||||||||
7 |
Реактивное образование |
0,095 |
0,124 |
-0,110 |
0,090 |
0,089 |
-0,171 |
0,014 |
0,188 |
0,161 |
0,268 |
-0,090 |
0,137 | ||||||||||||||||||||||||||||
8 |
Рационализация |
0,340 |
0,088 |
0,152 |
-0,004 |
0,174 |
0,003 |
0,102 |
0,275 |
0,251 |
0,119 |
0,210 |
0,065 |
Приложение 5
ПАСПОРТ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКУРСНИКА
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Год рождения
Пол
Жилищные условия (условия проживания
на период обучения в учебном заведении)
Материальные условия
Сведения о родителях
Год рождения
Образование
Профессия
Состав семьи
Взаимоотношения в семье
Состояние здоровья родителей
РЕКОМЕНДАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
Куратору группы
Преподавателям
ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ПЕРВОКУРСНИКА
(НА МОМЕНТ ПОСТУПЛЕНИЯ В
Наличие хронических заболеваний
Наблюдаемые физиологические особенности
Физиологическая сопротивляемость стрессу
РЕКОМЕНДАЦИИ МЕДИЦИНСКОГО РАБОТНИКА И ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Куратору группы
Преподавателям
ДАННЫЕ ДЛЯ ПЕРВИЧНОГО ПРОГНОЗА АДАПТАЦИИ СТУДЕНТА К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ
В ВУЗЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Психологические особенности темперамента
Экстраверсия
Нейротизм
Пластичность
Темп психических реакций
Активность
Мотивы выбора профессии
Средний балл аттестата (свидетельства об окончании базовой школы)
ПЕРВИЧНЫЙ ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ
РЕЗУЛЬТАТЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ПЕРВОКУРСНИКА
Внеучебные интересы
Предпочтения
Контактность
Организаторские способности
Самооценка и самокритичность
Личностная тревожность
КОМПЛЕКСНЫЙ ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ
РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА
Куратору группы
Преподавателям
ПОКАЗАТЕЛИ ДИДАКТИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКУРСНИКА
Успеваемость
(в начале первого года обучения)
(в середине первого семестра)
(в конце первого семестра)
(в конце первого года обучения)
Самоэффективность в учебной деятельности
(в начале первого года обучения)
(в середине первого семестра)
(в конце первого семестра)
(в конце первого года обучения)
ПОКАЗАТЕЛИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКУРСНИКА
Социометрический статус в группе
(в начале первого года обучения)
(в середине первого семестра)
(в конце первого семестра)
(в конце первого года обучения)
Удовлетворенность во взаимоотношениях в группе
(в начале первого года обучения)
(в середине первого семестра)
(в конце первого семестра)
(в конце первого года
Тревожность, обусловленная проблемами и страхами в отношениях со сверстниками
(в начале первого года обучения)
(в середине первого семестра)
(в конце первого семестра)
(в конце первого года
Тревожность, обусловленная проблемами и страхами в отношениях с преподавателями
(в начале первого года
(в середине первого семестра)
(в конце первого семестра)
(в конце первого года
РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА
Куратору группы
Преподавателям
ПОКАЗАТЕЛИ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКУРСНИКА К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Удовлетворенность выбором профессии учителя
(в начале первого года
(в середине первого семестра)
( в конце первого семестра)