Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 23:24, реферат
Всякая наука основана на фактах. Она собирает факты, сопоставляет их и делает выводы, устанавливает законы той области деятельности, которую изучает. Специфика научной психологии заключается в том, что она для накопления своих данных использует целый арсенал научных методов.
При изучении личности в психологии используются неэкспериментальные и экспериментальные методы. Экспериментальный подход от неэкспериментального отличается тем, что ситуация исследования создается самим исследователем, как испытателем, экспериментатором, причём он может в неё активно вмешиваться (1).
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Сущность социально-психологического исследования
1.1 Понятие социально-психологического исследования…………………… .5
1.2 Источники информации в социальной психологии……………………….6
1.3 Тенденции развития социально-психологических методов исследования.7
1.4 Принципы формирующих исследовательских методик………………….8
Глава 2. Эксперимент, его разновидности и процедура психологического исследования
2.1 Сущность метода эксперимента………………………………………….12
2.2 Разновидности эксперимента…………………………………………….13
2.2.1 Естественный (полевой) эксперимент…………………………………..13
2.2.2 Моделирующий эксперимент…………………………………………….15
2.2.3 Лабораторный эксперимент…………………………………………….15
2.2.4 Реальные и мысленные эксперименты…………………………………17
2.2.5Эксперименты по специфике поставленной задачи……………………17
2.2.6 Эксперименты по характеру экспериментальной ситуации………….18
2.2.7 Эксперименты по логической структуре доказательства гипотезы….18
2.3 Процедура психологического исследования……………………………..20
Заключение……………………………………………………………………..21
Список использованной литературы……………………………
2
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Сущность социально-психологического исследования
1.1 Понятие социально-психологического исследования…………………… .5
1.2 Источники информации в социальной психологии……………………….6
1.3 Тенденции развития социально-психологических методов исследования.7
1.4 Принципы формирующих исследовательских методик………………….8
Глава 2. Эксперимент, его разновидности и процедура психологического исследования
2.1 Сущность метода эксперимента………………………………………….
2.2 Разновидности эксперимента…………………………………………….
2.2.1 Естественный (полевой) эксперимент…………………………………..13
2.2.2 Моделирующий эксперимент…………………………………………….
2.2.3 Лабораторный эксперимент…………………………………………….
2.2.4 Реальные и мысленные эксперименты…………………………………17
2.2.5Эксперименты по специфике поставленной задачи……………………17
2.2.6 Эксперименты по характеру экспериментальной ситуации………….18
2.2.7 Эксперименты по логической структуре доказательства гипотезы….18
2.3 Процедура психологического исследования……………………………..20
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………23
Приложение……………………………………………………
Введение
Всякая наука основана на фактах. Она собирает факты, сопоставляет их и делает выводы, устанавливает законы той области деятельности, которую изучает. Специфика научной психологии заключается в том, что она для накопления своих данных использует целый арсенал научных методов.
При изучении личности в психологии используются неэкспериментальные и экспериментальные методы. Экспериментальный подход от неэкспериментального отличается тем, что ситуация исследования создается самим исследователем, как испытателем, экспериментатором, причём он может в неё активно вмешиваться (1).
Важные виды экспериментов: лабораторный и естественный; диагностический и формирующий.
К неэкспериментальным методам исследования личности относятся наблюдение, самонаблюдение, биографический и автобиографический, беседа, анализ продуктов деятельности, материалов, документов, метод экспертных оценок.
Неэкспериментальные и экспериментальные методы могут осуществляться лонгитюдным способом, т.е. длительно. При таком способе изучение личности может охватывать или само длиться на протяжении нескольких лет, а может и всей прошедшей жизни.
Тема моей курсовой работы «Эксперимент, его разновидности и процедура психологического исследования».
Цель данной работы – рассмотрение понятия «эксперимент», его разновидностей и процедуры проведения.
Задачи, которые я поставила в данной работе:
Сущность социально-психологического исследования
Тенденции развития социально-психологических методов исследования
Сущность термина «эксперимент»
Разновидности метода эксперимента
Процедура психологического исследования
Эксперимент – организованное исследователем взаимодействие между исследуемым или группой исследуемых и экспериментальной ситуацией. Целью всякого эксперимента является проверка гипотез о причинной связи между явлениями: исследователь создает или изыскивает определенную ситуацию, приводит в действие гипотетическую причину и наблюдает за изменениями в естественном ходе событий, фиксирует их соответствие или несоответствие предположениям, гипотезам (2).
Эксперименты различаются: 1) по характеру объекта и предмета исследования, 2) по специфике поставленной задачи, 3) по характеру экспериментальной ситуации, 4) по логической структуре доказательства гипотезы.
Принято считать метод эксперимента наиболее строгим и надежным методом сбора эмпирических данных. Однако использование эксперимента как основного метода сбора эмпирических данных привело в 70-е годы к кризису экспериментальной социальной психологии. Эксперимент критикуют, прежде всего, за его низкую экологическую валидность, т. е. невозможность перенесения выводов, получаемых в экспериментальной ситуации, за ее пределы (в естественные условия). Тем не менее, существует точка зрения, что проблема валидности эксперимента заключается не в том, что факты, полученные в эксперименте, не имеют научной ценности, а в их адекватной теоретической интерпретации (Ю. М. Жуков, 1977). Несмотря на многие критические оценки этого метода, эксперимент остается важным средством получения достоверной информации.
В отличие от не экспериментальных и диагностических методов психологический эксперимент предполагает возможность активного вмешательства исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, отчетливо выявляющих психологический факт (3).
Глава 1. Сущность социально-психологического исследования
1.1 Понятие социально-психологического исследования
Социально-психологическое исследование — вид научного исследования с целью установления в поведении и деятельности людей психологических закономерностей, обусловленных фактом включения в социальные (большие и малые) группы, а также психологических характеристик самих этих групп (1).
Специфика социально - психологического исследования по сравнению с другими социальными науками характеризуется:
а) использованием в качестве полноправных как данных об открытом поведении и деятельности индивидов в группах, так и характеристик сознания (представлений, мнений, установок, ценностей и т. п.) этих индивидов;
б) социальным контекстом исследования, влияющим на отбор, интерпретацию и изложение фактов; в) неустойчивостью и постоянным изменением социально-психологических явлений;
г) культурно обусловленной относительностью социально-психологических закономерностей;
д) работой с реальными конкретными объектами исследования (индивидами и группами).
В социальной психологии различают 3 уровня исследования: эмпирический, теоретический и методологический (2).
Эмпирический уровень представляет собой сбор первичной информации, фиксирующей социально-психологические факты, и описание полученных данных, обычно в рамках определенных теоретических концепций.
Теоретический уровень исследования обеспечивает объяснение эмпирических данных путем соотнесения их с результатами других работ. Это уровень построения концептуальных, теоретических моделей социально-психологических процессов и явлений.
Методологический уровень с содержательной стороны рассматривает многоуровневую, системную организацию социально-психологических явлений и составляющих их элементов, соотношение принципов и категорий, определяет исходные принципы изучения этих явлений. С формальной стороны методология определяет операции, при помощи которых происходит сбор и анализ эмпирических данных. Иногда выделяют и четвертый уровень — процедурный (Г. М. Андреева, 1972). Это система знаний о методах, приемах исследования, обеспечивающая надежность и устойчивость психологической информации. В совокупности эти уровни создают условия для разработки исследовательской программы.
1.2 Источники информации в социальной психологии
Источниками информации в социальной психологии принято считать (4):
а) характеристики реального поведения и деятельности людей и групп;
б) характеристики индивидуального и группового сознания (мнения, оценки, представления, установки, ценности и т. п.),
в) характеристики продуктов человеческой деятельности — материальной и духовной;
г) отдельные события, состояния социального взаимодействия.
Методы, применяемые в социальной психологии для сбора эмпирических данных, являются в известной мере междисциплинарными и применяются не только в социальной психологии, но и в других науках, например, в социологии, психологии, педагогике. Развитие и совершенствование социально-психологических методов происходит неравномерно, что определяет трудности их систематизации.
Весь набор методов обычно подразделяют на 2 группы: методы сбора информации и ее обработки.
Существуют и другие классификации методов. Выделяют, например, такие методы, как наблюдение, эксперимент и опрос (включая анкетирование, интервью, социометрию и тесты).
Наиболее известная классификация методов предполагает выделение трех групп методов:
методы эмпирического исследования (наблюдение, анализ документов, опрос, групповая оценка личности, социометрия, тесты, аппаратурные методы, эксперимент);
методы моделирования; методы управленческо-воспитательного воздействия (А. Л. Свениицкий, 1977). Особенно важно для методологии социальной психологии выделение и классификация методов социально-психологического воздействия. Значение последних связано с усилением роли социальной психологии в решении социальных проблем. Обычно данную группу методов делят по таким дихотомическим основаниям, как степень активности (активные, пассивные), уровень организованности (организованные, стихийные), направленность (прямые, косвенные).
1.3 Тенденции развития социально-психологических методов исследования
Основные тенденции развития социально-психологических методов исследования (5):
повышение надежности методов, применяемых для сбора эмпирической информации, за счет формализации процедуры измерения (повышение качества операционализации понятий, характеризующих эмпирические свойства изучаемого объекта, использование процедур шкалирования признаков объекта, стандартизация правил сбора первичной информации и ее обработки), а также путем алгоритмизации самого исследования;
«компьютеризация» методов — разработка компьютерных вариантов (аналогов) существующих методик исследования, создание компьютерных технологий сбора эмпирической информации, в том числе компьютерных сетевых вариантов;
комплексное использование методов сбора эмпирической информации, сочетание разнообразных приемов измерения, а также источников информации (тесты, опросники, экспертные оценки и т.п.) усиление значения методов, минимизирующих субъективное влияние исследователя и исследуемого(ых) на процесс сбора эмпирической информации (применение технических средств фиксации информации, проведение исследований в естественных условиях, фиксация объективных показателей, характеристик поведения и деятельности, их продуктов, состояний социального взаимодействия);
разработка «провоцирующих методов» сбора информации, «активной стратегии» исследования, т. е. целенаправленное создание в естественных условиях ситуаций социального взаимодействия с целью вызвать (актуализировать) определенное социально-психологическое явление (например, ситуации конфликта, социальной взаимопомощи и т.п.) (Приложение 1).
1.4 Принципы формирующих исследовательских методик
В формирующем эксперименте стоит задача изучить психологическую особенность в процессе формирования (7). Для этого в начале эксперимента производится диагностика (констатация) особенности проявления n- ного психологического феномена, затем испытуемому предлагается пройти формирующий эксперимент, выполненный по определённой экспериментальной программе. После этого происходит контрольная, или итоговая, диагностика. Экспериментатор имеет возможность сравнить, как данная программа способствует или не способствует психологическим изменениям человека (например, снятию у него нервно-психического напряжения, формированию внимания, расширению способов совладания с жизненными ситуациями, формированию коммуникативной компетентности, управлению собой или другими и т.п.). Можно считать любой психологический тренинг, в котором стоит исследовательская задача, формирующим экспериментом. Когда же доказана его эффективность, он внедряется в практику психологической службы и приносит реальную пользу.
К конкретным, частным формирующим исследовательским методикам в психологии относятся:
преобразующий эксперимент,
психолого-педагогический эксперимент,
формирующий эксперимент,
экспериментально-генетический метод,