Исследование социально-психологического климата и стратегий поведения в конфликте членов коллектива

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 14:20, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной проблемы диктуется запросами практики,
обусловленные усилившимся в наши дни коллективным характером человеческой
деятельности и актуальными проблемами эффективности организации и
управления людьми, регуляции развертывающихся между ними отношений,
использования воспитательных и психотерапевтических воздействий.
Основной целью исследования является изучение влияния стратегии поведения
индивидов в конфликтных ситуациях на социально-психологический климат
коллектива.

Оглавление

|ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………. |3 |
|ГЛАВА 1.СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ ПЕРВИЧНОГО ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА| |
|…………………………………………………………………. |5 |
| 1.1.Первичный трудовой коллектив как малая группа……………………………….. |5 |
| 1.2.Социально-психологический климат первичного трудового |11 |
|коллектива………. | |
| 1.3.Конфликт и стратегии поведения в конфликтной ситуации…………………….. |18 |
|ГЛАВА 2.ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ | |
|ЧЛЕНОВ ПЕРВИЧНОГО ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА ………………… |30 |
| 2.1. Формирование выборки и описание этапов исследования………………………. |30 |
| 2.2. Описание используемых методов и методик ……………………………………. |31 |
| 2.3. Интерпретация полученных данных ……………………………………………… |32 |
|ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………….. |36 |
|СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………………. |37 |
|ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

1.doc

— 330.50 Кб (Скачать)

Психология

Исследование  социально-психологического климата и стратегий  поведения в конфликте  членов коллектива

                                 СОДЕРЖАНИЕ 

|                                                                        |С. |

|ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………….                              |3  |

|ГЛАВА 1.СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ  КЛИМАТ ПЕРВИЧНОГО ТРУДОВОГО  КОЛЛЕКТИВА|   |

|………………………………………………………………….                                              |5  |

| 1.1.Первичный трудовой  коллектив как малая группа………………………………..        |5  |

| 1.2.Социально-психологический  климат первичного трудового              |11 |

|коллектива……….                                                          |   |

|   1.3.Конфликт и стратегии поведения в конфликтной ситуации……………………..  |18 |

|ГЛАВА 2.ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ  ИССЛЕДОВАНИЕ СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ  В КОНФЛИКТЕ  |   |

|ЧЛЕНОВ ПЕРВИЧНОГО  ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА …………………                          |30 |

| 2.1. Формирование  выборки и описание этапов исследования……………………….     |30 |

| 2.2. Описание используемых  методов и методик …………………………………….           |31 |

| 2.3. Интерпретация  полученных данных ………………………………………………                |32 |

|ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………..                             |36 |

|СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………….                           |37 |

|ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………………………..                             |39 | 
 
 

                                  ВВЕДЕНИЕ 

      В условиях современной научно-технической революции  постоянно  растет

интерес   к   явлению   социально-психологического    климата    коллектива.

Актуальность данной проблемы диктуется прежде всего  возросшими  требованиями

к уровню психологической  включенности индивида в его  трудовую  деятельность

и усложнением  психической  жизнедеятельности  людей  ,постоянным  ростом  их

личностных притязаний. Совершенствование социально-психологического  климата

коллектива  –  это  задача  развертывания  социального  и   психологического

потенциала общества  и  личности,  создания  наиболее  полнокровного  образа

жизни людей. Формирование благоприятного социально-психологического  климата

трудового коллектива является одним из  важнейших  условий  борьбы  за  рост

производительности труда и качество выпускаемой  продукции.  Вместе  с  тем,

социально-психологический  климат  является  показателем  уровня  социального

развития коллектива  и  его  психологических  резервов,  способных  к  более

полной  реализации.  А  это,  в  свою  очередь,   связано   с   перспективой

возрастания   социальных    факторов    в    структуре    производства,    с

совершенствованием  как  организации,  так  и  условий  труда.   От   уровня

оптимальности   социально-психологического   климата   каждого    отдельного

трудового коллектива  во  многом  зависит  и  общая  социально-политическая,

идеологическая  атмосфера общества, страны в целом.

      Значимость социально-психологического  климата определяется также   тем,

что он способен выступать  в качестве  фактора эффективности тех или иных

социальных явлений  и процессов, служить показателем  как их состояния, так  и

их изменения  под  влиянием  социального  и  научно-технического  прогресса.

Социально-психологический    климат    выступает    также    в     качестве

полифункционального показателя уровня психологической  включенности  человека

в деятельность, меры психологической эффективности  этой  деятельности,уровня

психического потенциала личности и коллектива ,масштаба и  глубины  барьеров,

лежащих на пути реализации  психологических  резервов  коллектива.(  Парыгин

Б.Д. )

      Эффективность совместной деятельности  во многом зависит от оптимальной

реализации личностных и групповых возможностей.  Благоприятная  атмосфера  в

группе не только продуктивно влияет на результаты  ее,  но  и  перестраивает

человека, формирует  его  новые  возможности  и  проявляет  потенциальные.  В

связи с этим возникает  необходимость  в  оптимизации  стиля  межличностного

взаимодействия.

        Актуальность   данной   проблемы   диктуется   запросами   практики,

обусловленные усилившимся  в наши дни  коллективным  характером  человеческой

деятельности  и   актуальными   проблемами   эффективности   организации   и

управления  людьми,  регуляции  развертывающихся   между   ними   отношений,

использования    воспитательных    и    психотерапевтических    воздействий.

Основной целью  исследования является изучение  влияния  стратегии  поведения

индивидов  в  конфликтных  ситуациях  на  социально-психологический   климат

коллектива.

      Поставленная цель предполагает  решение следующих задач:

     1.  теоретический  анализ  понятий   первичного  трудового  коллектива,

        социально-психологического климата,  конфликта,

      2. теоретический анализ основных  стратегий разрешения конфликта,

      3.   экспериментальное   исследование   стратегии   поведения   членов

      первичного трудового коллектива  в конфликтной ситуации.

      Объектом исследования выступает  первичный  трудовой  коллектив   и  его

члены.

      Предметом изучения  являются  стратегии  поведения  членов  первичного

трудового коллектива в конфликтной ситуации.

      В  связи  с  этим  выдвигается   гипотеза  о  связи  между   стратегиями

поведения членов коллектива и социально-психологическим  климатом.

      Сформулированные цели и задачи исследования обуславливают выбор  таких

методов исследования как метод наблюдения и метод  тестирования.

  ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ  КЛИМАТ ПЕРВИЧНОГО ТРУДОВОГО  КОЛЛЕКТИВА 

      1.1. Первичный трудовой коллектив  как малая группа

      В  отечественной  и  зарубежной  социальной  психологии  даются  самые

различные определения  малой группы. Так, Д. Картрайт,  А.  Зингер,  Т.Ньюком

указывают следующие  критерии определения и выделения  малой  группы:  частота

и  продолжительность  взаимодействия  между  индивидами  в  группе  и  число

составляющих ее членов. Ш. Бюлер относит  к  типичным  особенностям  группы:

взаимоотношения, взаимовлияния ее членов, без  чего  группа  не  существует,

определенность  ролей, которые  исполняют  отдельные  индивиды;   обособление

лидеров, влияющих на остальных; общность целей, деятельности и  организации;

наличие у членов группы чувства  «мы»,  единства  группы;  сплоченность.  Г.

Дикарс понимает  под  группой   «психологически  единую  социальную  ячейку,

члены которой  целенаправленно связаны  друг  с  другом  и  зависят  друг  от

друга».М. и К. Шериф  считают, что группа- это  социальный  союз,  наделенный

такими свойствами, которые могут быть измерены и  которые имеют значение  для

поведения ее членов. К  ним  относятся:  структура  и  организация,  система

норм, регулирующих поведение членов группы, их отношение  друг к  другу  и  к

другим группам  и их членам. Согласно Х. Томе и Х. Фегеру,  основной  признак

группы - взаимодействие ее членов, решающими критериями для выделения  малой

группы являются: число коммуникативных актов,  частота  и  продолжительность

взаимодействия  индивидов в группе. Г.  Хоманс  также  считает,  что  частота

взаимодействия, его  длительность и порядок - главные  характеристики  понятия

«малая группа».

      Другие  толкования  понятия   «малая  группа»:   1.   собрание   людей,

включенных в  последовательно координированную деятельность, сознательно  или

бессознательно  подчиненную  общей   цели,   достижение   которой   приносит

участникам удовлетворение; 2. миниатюрная  социальная  система,  посредством

исследования которой  можно  прийти  к  пониманию  социального  устройства  в

целом; 3. жизненное  пространство личности.

             Многообразие  определения  понятия   «малая  группа»   вызвано

многообразием  теоретических  подходов,  на  базе  которых  эти  определения

формируются. К  началу 70-х годов, как  отмечают  Р.Л.  Кричевский  и  Е.  М.

Дубовская, зарубежные  авторы  насчитывали  девять  концепций,  определивших

развитие групповой психологии . К ним относятся:

      1.  Теория  поля,  которая   берет  начало  в  работах   К.   Левина   и

основывается на  его  тезисе,  что  поведение  личности  есть  продукт  поля

взаимозависимых  детерминант   (жизненным   или   социальным   пространством

личности).  Структурные  свойства   этого   поля   представлены   понятиями,

заимствованными из теории множеств,  а  динамические  свойства  -  понятиями

психологических и социальных сил. Целостной теории  группы  в  рамках  этого

подхода создано не было, однако он лег в основу  частных теорий  групповой

психологии:  теории   сплоченности,   теории   социальной   власти,   теории

соперничества-сотрудничества,  теории  внутригруппового   давления,   теории

групповых притязаний.

      2. Интеракционистская  концепция,  согласно  которой,  группа  -  есть

система взаимодействующих  индивидуумов, функционирование  которых  в  группе

описывается   тремя   основными   понятиями:   индивидуальная    активность,

взаимодействие  и отношение. В рамках  этой  теории  исследуются  структурные

аспекты группы.

      3.  Теория  систем.  Этот  подход  рассматривает  группу  как   систему

взаимосвязанных позиций и полей,  делая  акцент  на  групповых   «входах»  и

«выходах» и рассматривая группу как открытую систему.

      4.  Социометрическое  направление   представляет  группу  через   анализ

внутригрупповых отношений.

Информация о работе Исследование социально-психологического климата и стратегий поведения в конфликте членов коллектива