Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 14:20, курсовая работа
Актуальность данной проблемы диктуется запросами практики,
обусловленные усилившимся в наши дни коллективным характером человеческой
деятельности и актуальными проблемами эффективности организации и
управления людьми, регуляции развертывающихся между ними отношений,
использования воспитательных и психотерапевтических воздействий.
Основной целью исследования является изучение влияния стратегии поведения
индивидов в конфликтных ситуациях на социально-психологический климат
коллектива.
|ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………. |3 |
|ГЛАВА 1.СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ ПЕРВИЧНОГО ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА| |
|…………………………………………………………………. |5 |
| 1.1.Первичный трудовой коллектив как малая группа……………………………….. |5 |
| 1.2.Социально-психологический климат первичного трудового |11 |
|коллектива………. | |
| 1.3.Конфликт и стратегии поведения в конфликтной ситуации…………………….. |18 |
|ГЛАВА 2.ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ | |
|ЧЛЕНОВ ПЕРВИЧНОГО ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА ………………… |30 |
| 2.1. Формирование выборки и описание этапов исследования………………………. |30 |
| 2.2. Описание используемых методов и методик ……………………………………. |31 |
| 2.3. Интерпретация полученных данных ……………………………………………… |32 |
|ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………….. |36 |
|СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………………. |37 |
|ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………………………..
Психология
|
|ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………
|ГЛАВА 1.СОЦИАЛЬНО-
|………………………………………………………………….
| 1.1.Первичный трудовой
коллектив как малая группа…………
| 1.2.Социально-психологический
климат первичного трудового
|коллектива……….
| 1.3.Конфликт и стратегии поведения в конфликтной ситуации…………………….. |18 |
|ГЛАВА 2.ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ СТРАТЕГИЙ
|ЧЛЕНОВ ПЕРВИЧНОГО
ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА …………………
| 2.1. Формирование выборки и описание этапов исследования………………………. |30 |
| 2.2. Описание используемых
методов и методик ………………………………
| 2.3. Интерпретация
полученных данных ………………………………
|ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………
|СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………
|ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………
В условиях современной научно-технической революции постоянно растет
интерес к явлению социально-психологического климата коллектива.
Актуальность данной проблемы диктуется прежде всего возросшими требованиями
к уровню психологической включенности индивида в его трудовую деятельность
и усложнением психической жизнедеятельности людей ,постоянным ростом их
личностных притязаний.
Совершенствование социально-
коллектива – это задача развертывания социального и психологического
потенциала общества и личности, создания наиболее полнокровного образа
жизни людей. Формирование благоприятного социально-психологического климата
трудового коллектива является одним из важнейших условий борьбы за рост
производительности труда и качество выпускаемой продукции. Вместе с тем,
социально-психологический климат является показателем уровня социального
развития коллектива и его психологических резервов, способных к более
полной реализации. А это, в свою очередь, связано с перспективой
возрастания социальных факторов в структуре производства, с
совершенствованием как организации, так и условий труда. От уровня
оптимальности социально-психологического климата каждого отдельного
трудового коллектива во многом зависит и общая социально-политическая,
идеологическая атмосфера общества, страны в целом.
Значимость социально-
что он способен выступать в качестве фактора эффективности тех или иных
социальных явлений и процессов, служить показателем как их состояния, так и
их изменения под влиянием социального и научно-технического прогресса.
Социально-психологический климат выступает также в качестве
полифункционального показателя уровня психологической включенности человека
в деятельность, меры психологической эффективности этой деятельности,уровня
психического потенциала личности и коллектива ,масштаба и глубины барьеров,
лежащих на пути реализации психологических резервов коллектива.( Парыгин
Б.Д. )
Эффективность совместной
реализации личностных и групповых возможностей. Благоприятная атмосфера в
группе не только продуктивно влияет на результаты ее, но и перестраивает
человека, формирует его новые возможности и проявляет потенциальные. В
связи с этим возникает необходимость в оптимизации стиля межличностного
взаимодействия.
Актуальность данной проблемы диктуется запросами практики,
обусловленные усилившимся в наши дни коллективным характером человеческой
деятельности и актуальными проблемами эффективности организации и
управления людьми, регуляции развертывающихся между ними отношений,
использования воспитательных и психотерапевтических воздействий.
Основной целью исследования является изучение влияния стратегии поведения
индивидов в конфликтных ситуациях на социально-психологический климат
коллектива.
Поставленная цель
1. теоретический анализ понятий первичного трудового коллектива,
социально-психологического
2. теоретический анализ основных
стратегий разрешения
3. экспериментальное исследование стратегии поведения членов
первичного трудового
Объектом исследования
члены.
Предметом изучения являются стратегии поведения членов первичного
трудового коллектива в конфликтной ситуации.
В связи с этим выдвигается гипотеза о связи между стратегиями
поведения членов коллектива и социально-психологическим климатом.
Сформулированные цели и задачи исследования обуславливают выбор таких
методов исследования как метод наблюдения и метод тестирования.
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ
КЛИМАТ ПЕРВИЧНОГО ТРУДОВОГО
КОЛЛЕКТИВА
1.1. Первичный трудовой коллектив как малая группа
В отечественной и
различные определения малой группы. Так, Д. Картрайт, А. Зингер, Т.Ньюком
указывают следующие критерии определения и выделения малой группы: частота
и продолжительность взаимодействия между индивидами в группе и число
составляющих ее членов. Ш. Бюлер относит к типичным особенностям группы:
взаимоотношения, взаимовлияния ее членов, без чего группа не существует,
определенность ролей, которые исполняют отдельные индивиды; обособление
лидеров, влияющих на остальных; общность целей, деятельности и организации;
наличие у членов группы чувства «мы», единства группы; сплоченность. Г.
Дикарс понимает под группой «психологически единую социальную ячейку,
члены которой целенаправленно связаны друг с другом и зависят друг от
друга».М. и К. Шериф считают, что группа- это социальный союз, наделенный
такими свойствами, которые могут быть измерены и которые имеют значение для
поведения ее членов. К ним относятся: структура и организация, система
норм, регулирующих поведение членов группы, их отношение друг к другу и к
другим группам и их членам. Согласно Х. Томе и Х. Фегеру, основной признак
группы - взаимодействие ее членов, решающими критериями для выделения малой
группы являются: число коммуникативных актов, частота и продолжительность
взаимодействия индивидов в группе. Г. Хоманс также считает, что частота
взаимодействия, его длительность и порядок - главные характеристики понятия
«малая группа».
Другие толкования понятия «малая группа»: 1. собрание людей,
включенных в
последовательно
бессознательно подчиненную общей цели, достижение которой приносит
участникам удовлетворение; 2. миниатюрная социальная система, посредством
исследования которой можно прийти к пониманию социального устройства в
целом; 3. жизненное пространство личности.
Многообразие определения понятия «малая группа» вызвано
многообразием теоретических подходов, на базе которых эти определения
формируются. К началу 70-х годов, как отмечают Р.Л. Кричевский и Е. М.
Дубовская, зарубежные авторы насчитывали девять концепций, определивших
развитие групповой психологии . К ним относятся:
1. Теория поля, которая берет начало в работах К. Левина и
основывается на его тезисе, что поведение личности есть продукт поля
взаимозависимых детерминант (жизненным или социальным пространством
личности). Структурные свойства этого поля представлены понятиями,
заимствованными из теории множеств, а динамические свойства - понятиями
психологических и социальных сил. Целостной теории группы в рамках этого
подхода создано не было, однако он лег в основу частных теорий групповой
психологии: теории сплоченности, теории социальной власти, теории
соперничества-сотрудничества, теории внутригруппового давления, теории
групповых притязаний.
2. Интеракционистская концепция, согласно которой, группа - есть
система взаимодействующих индивидуумов, функционирование которых в группе
описывается тремя основными понятиями: индивидуальная активность,
взаимодействие и отношение. В рамках этой теории исследуются структурные
аспекты группы.
3. Теория систем. Этот подход рассматривает группу как систему
взаимосвязанных позиций и полей, делая акцент на групповых «входах» и
«выходах» и рассматривая группу как открытую систему.
4. Социометрическое направление представляет группу через анализ
внутригрупповых отношений.