Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 14:20, курсовая работа
Актуальность данной проблемы диктуется запросами практики,
обусловленные усилившимся в наши дни коллективным характером человеческой
деятельности и актуальными проблемами эффективности организации и
управления людьми, регуляции развертывающихся между ними отношений,
использования воспитательных и психотерапевтических воздействий.
Основной целью исследования является изучение влияния стратегии поведения
индивидов в конфликтных ситуациях на социально-психологический климат
коллектива.
|ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………. |3 |
|ГЛАВА 1.СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ ПЕРВИЧНОГО ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА| |
|…………………………………………………………………. |5 |
| 1.1.Первичный трудовой коллектив как малая группа……………………………….. |5 |
| 1.2.Социально-психологический климат первичного трудового |11 |
|коллектива………. | |
| 1.3.Конфликт и стратегии поведения в конфликтной ситуации…………………….. |18 |
|ГЛАВА 2.ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ | |
|ЧЛЕНОВ ПЕРВИЧНОГО ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА ………………… |30 |
| 2.1. Формирование выборки и описание этапов исследования………………………. |30 |
| 2.2. Описание используемых методов и методик ……………………………………. |31 |
| 2.3. Интерпретация полученных данных ……………………………………………… |32 |
|ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………….. |36 |
|СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………………. |37 |
|ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………………………..
взаимодействия, что возможно только на основе согласования их позиций.
Другая функция общения - это познание людьми друг друга, а также
формирование и развитие межличностных отношений.( Ковалев А.Г. )
Объективные противоречивые ситуации, возникающие в деятельности людей,
создают потенциальную возможность возникновения конфликтов, которые
переходят в реальность только в сочетании с субъективными факторами. Какие
бы объективные условия не существовали, вступают в конфликт в конечном
счете люди, поэтому от их отношения к ситуации, их восприятия ее зависит,
какое развитие она получит. Человеческий фактор в возникновении
конфликтности связан как с особенностями коллектива, так и с
индивидуальными личностными особенностями людей. Психологический климат,
сложившийся в коллективе, оказывает влияние на фоновый уровень
конфликтности в нем, на то, как люди переживают напряженные стрессовые
ситуации. Перерастание сложных ситуаций в конфликты чаще наблюдаются в
коллективах с невысоким уровнем развития, отличающиеся разобщенностью его
членов, отсутствием между ними единства по вопросам совместной деятельности
и другим аспектам взаимодействия. Уровень развития собственно
коллективистского начала оказывается одним из факторов, определяющих
способность коллектива к оптимальному преодолению трудностей и сложных
ситуаций и наоборот, потенциальную склонность к возникновению конфликтов. (
Ершов А.А. )
Таким образом, первичный
признакам малой группы, а именно состоит из двух или более человек,
объединенных единой целью, сходными интересами и потребностями в общении и
совместной деятельности и находятся в непосредственном контакте друг с
другом. Основной принцип объединения людей в малую группу –единство цели;
основное средство объединения - межличностное взаимодействие.
Взаимоотношения участников малой группы имеют преимущественно эмоциональный
характер и подчиняются закономерностям психологической совместимости и
конфликтности. Малые группы классифицируются по признаку cовместной
деятельности, по признаку длительности существования (временные и
постоянные); по признаку
уровня развития - номинальные, связные.
1.2. Социально-психологический
Влияние эмоциональной
двоякое: стимулирующее или тормозящее, то есть подавляющее творческую
инициативу, активность и энергию человека.
Существуют несколько
климат. Так, Е.С. Кузьмин считает, что понятие психологический климат
отражает характер взаимоотношений между людьми, преобладающий тон
общественного настроения, уровень управления, условия и особенности труда и
отдыха в данном коллективе.( Кузьмин Е.С.)
Б.Ф.Ломов включает в понятие психологический климат систему
межличностных отношений, психологических по природе( симпатия, антипатия,
дружба); психологические механизмы взаимодействия между людьми( подражание,
сопереживание, содействие) ; систему взаимных требований, общее настроение,
общий стиль совместной трудовой деятельности, интеллектуальное,
эмоциональное и волевое единство коллектива.
В.М.Шепель одним из первых попытался раскрыть содержание понятия
социально-психологический климат как эмоциональную окраску психологических
связей членов коллектива, возникающей на основе их близости, симпатии,
совпадения характеров, интересов и склонностей. Он также выделил в этом
понятии три «климатические зоны»: 1) социальный климат, который
определяется тем, насколько на данном предприятии высока осознанность
работниками общих целей и задач, насколько здесь гарантировано соблюдение
всех конституционных прав работников как граждан, 2) моральный климат,
который определяется моральными ценностями общепринятыми в данном
коллективе и 3) психологический климат, то есть неофициальная атмосфера,
которая складывается между работниками, находящимися в непосредственном
контакте друг с другом. То есть, психологический климат- это микроклимат,
зона действия которого значительно локальнее морального и социального. (
Шепель В.М., 1974)
Р.Х. Шакуров рассматривает
сторон: психологической, которая раскрывается в эмоциональных, волевых,
интеллектуальных состояниях и свойствах группы и социально-психологической,
которая проявляется в интегративных особенностях психологии группы,
значимых для сохранения ее целостности и для ее функционирования как
самостоятельного объединения людей. ( Шакуров Р.Х. )
По мнению К.К. Платонова и В.Г. Казакова, социально-психологический
климат - это такое свойство группы, которое определяется межличностными
отношениями, создающими стойкие групповые настроения и мысли от которых
зависит степень активности в достижении целей, стоящих перед группой. (
Платонов К.К., Казаков В.Г.)
В социально-психологическом
психических составляющих его индивидов, а мощный фактор усиления
психологического настроя членов коллектива. ( Парыгин Б.Д. )
Анализ различных точек зрения на содержание понятия социально-
психологического
климата позволяет сделать
полифункциональное социально-психологическое образование, которым
опосредуется любая деятельность коллектива ( группы). Специфика его состоит
в том, что он представляет собой интегральную и динамическую характеристику
психических состояний всех членов коллектива. Сложившиеся в коллективе
отношения, выступая в качестве объективных условий трудового взаимодействия
и общения, требует от человека не любого, а вполне определенного стиля
поведения. Эмоции одного члена группы определенным образом мотивируют
поведение других членов, направляя их не только на осуществление целей
деятельности, но и на устранение фрустрирующих воздействий.
Структура социально-
сложившихся в коллективе отношений между его членами и может быть
охарактеризована элементами, представляющими собой синтез общественных и
межличностных отношений. Через общественные отношения раскрывается
социальное содержание личных отношений людей в коллективе. Это
производственные, политические, правовые, этические, эстетические
отношения. Межличностные отношения - это организационно-технологические
взаимодействия, статусно-ролевая взаимосвязь, административно-
психологическое взаимовлияние, эмоционально-логическое взаимопознание. Они
возникают на основе предметно-практической деятельности коллектива,
задаются материально-
условиями его жизнедеятельности. Единство содержания общественных и
межличностных отношений предстает в виде взаимоотношений людей
(сотрудничества, соревнования, сплоченности, совместимости, дружбы,
согласия), а также в виде качеств личности, от которых зависят
психологические особенности общения людей в коллективе. ( Бойко В.В. и др.
)
Существенным показателем
являются формы обращения как средства вербального общения. Преобладание
каких-либо одних форм обращения- приказов или просьб, предложений или
вопросов, обсуждений, советов- характеризует особенности взаимоотношений в
коллективе и тем самым служит показателем социально-психологического
климата. Изучение коммуникативных связей в коллективе по числу и
направленности контактов, по их содержанию может свидетельствовать о
состоянии взаимоотношений в нем. Неблагополучное развитие взаимоотношений
приводит к постепенному обособлению отдельных членов коллектива, сокращения
числа контактов в нем, к преобладанию опосредованных способов связи, к
свертыванию коммуникативных связей до формально-необходимых, к нарушению
обратной связи между участниками деятельности. Таким образом,
коммуникативные связи в коллективе выступают в качестве эмпирических
показателей социально-психологического климата. ( Бойко В.В. и др. )
Сущность каждого человека
и реализуется в формах коллективного взаимодействия, в процессах общения.
Через взаимоотношения человек осознает свою общественную ценность. Таким
образом, самооценка выступает в качестве группового эффекта, как одна из
форм проявления социально-психологического климата. Оценка своего положения
в системе общественных отношений и личных связей порождает чувство большей
или меньшей удовлетворенности собой и другими. Переживание взаимоотношений
отражается на настроениях, вызывает улучшение или ухудшение
психологического самочувствия человека. Посредством подражания, заражения,
внушения, убеждения различные настроения в коллективе распространяются на
всех людей и, вторично отражаясь в их сознании, создают психологический фон
коллективной жизни. Психологическое самочувствие и настроение, характеризуя
психическое состояние людей, свидетельствует о качестве социально-
психологического климата в коллективе. Самооценка, самочувствие и