Исследование социально-психологического климата и стратегий поведения в конфликте членов коллектива

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 14:20, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной проблемы диктуется запросами практики,
обусловленные усилившимся в наши дни коллективным характером человеческой
деятельности и актуальными проблемами эффективности организации и
управления людьми, регуляции развертывающихся между ними отношений,
использования воспитательных и психотерапевтических воздействий.
Основной целью исследования является изучение влияния стратегии поведения
индивидов в конфликтных ситуациях на социально-психологический климат
коллектива.

Оглавление

|ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………. |3 |
|ГЛАВА 1.СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ ПЕРВИЧНОГО ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА| |
|…………………………………………………………………. |5 |
| 1.1.Первичный трудовой коллектив как малая группа……………………………….. |5 |
| 1.2.Социально-психологический климат первичного трудового |11 |
|коллектива………. | |
| 1.3.Конфликт и стратегии поведения в конфликтной ситуации…………………….. |18 |
|ГЛАВА 2.ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ | |
|ЧЛЕНОВ ПЕРВИЧНОГО ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА ………………… |30 |
| 2.1. Формирование выборки и описание этапов исследования………………………. |30 |
| 2.2. Описание используемых методов и методик ……………………………………. |31 |
| 2.3. Интерпретация полученных данных ……………………………………………… |32 |
|ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………….. |36 |
|СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………………. |37 |
|ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

1.doc

— 330.50 Кб (Скачать)

взаимодействия, что  возможно  только  на  основе  согласования  их  позиций.

Другая  функция  общения  -  это  познание  людьми  друг  друга,   а   также

формирование и  развитие межличностных отношений.( Ковалев А.Г. )

      Объективные противоречивые ситуации, возникающие в деятельности людей,

создают  потенциальную   возможность   возникновения   конфликтов,   которые

переходят в реальность только в сочетании с субъективными  факторами.  Какие

бы объективные  условия не  существовали,  вступают  в конфликт  в конечном

счете люди, поэтому  от их отношения к ситуации, их  восприятия  ее  зависит,

какое  развитие   она   получит.   Человеческий   фактор   в   возникновении

конфликтности   связан   как   с   особенностями   коллектива,   так   и   с

индивидуальными личностными  особенностями  людей.  Психологический  климат,

сложившийся   в   коллективе,   оказывает   влияние   на   фоновый   уровень

конфликтности в  нем, на  то,  как  люди  переживают  напряженные  стрессовые

ситуации. Перерастание сложных  ситуаций  в  конфликты  чаще  наблюдаются  в

коллективах с  невысоким уровнем развития,  отличающиеся  разобщенностью  его

членов, отсутствием  между ними единства по вопросам совместной  деятельности

и   другим   аспектам   взаимодействия.    Уровень    развития    собственно

коллективистского  начала  оказывается  одним  из   факторов,   определяющих

способность коллектива  к  оптимальному  преодолению  трудностей  и  сложных

ситуаций и наоборот, потенциальную склонность к возникновению  конфликтов.  (

Ершов А.А. )

      Таким образом, первичный  трудовой  коллектив  соответствует   основным

признакам малой  группы,  а  именно  состоит  из  двух  или  более  человек,

объединенных единой целью, сходными интересами и потребностями  в  общении  и

совместной деятельности и  находятся  в  непосредственном  контакте  друг  с

другом. Основной принцип объединения людей в  малую  группу  –единство  цели;

основное    средство    объединения    -    межличностное    взаимодействие.

Взаимоотношения участников малой группы имеют преимущественно  эмоциональный

характер  и  подчиняются  закономерностям  психологической  совместимости  и

конфликтности.  Малые  группы  классифицируются   по   признаку   cовместной

деятельности,  по   признаку   длительности   существования   (временные   и

постоянные); по признаку уровня развития - номинальные, связные. 

      1.2. Социально-психологический климат  первичного трудового коллектива

      Влияние эмоциональной атмосферы   коллектива  на  личность  может   быть

двоякое:  стимулирующее  или  тормозящее,  то  есть  подавляющее  творческую

инициативу, активность и энергию человека.

      Существуют несколько определений   понятия  социально-  психологический

климат. Так,  Е.С.  Кузьмин  считает,  что  понятие  психологический  климат

отражает  характер   взаимоотношений   между   людьми,   преобладающий   тон

общественного настроения, уровень управления, условия и  особенности труда  и

отдыха в данном коллективе.( Кузьмин Е.С.)

      Б.Ф.Ломов  включает   в   понятие   психологический   климат   систему

межличностных отношений, психологических по  природе(  симпатия,  антипатия,

дружба); психологические  механизмы взаимодействия между  людьми(  подражание,

сопереживание, содействие) ; систему взаимных требований, общее  настроение,

общий  стиль   совместной    трудовой    деятельности,    интеллектуальное,

эмоциональное и  волевое единство коллектива.

      В.М.Шепель одним  из  первых  попытался  раскрыть  содержание  понятия

социально-психологический  климат как эмоциональную  окраску  психологических

связей членов коллектива,  возникающей  на  основе  их  близости,  симпатии,

совпадения характеров, интересов и склонностей.  Он  также  выделил  в  этом

понятии  три   «климатические   зоны»:   1)   социальный   климат,   который

определяется  тем,  насколько на  данном  предприятии высока  осознанность

работниками общих  целей и задач, насколько  здесь  гарантировано  соблюдение

всех конституционных  прав  работников  как  граждан,  2)  моральный  климат,

который  определяется   моральными   ценностями   общепринятыми   в   данном

коллективе и 3) психологический климат,  то  есть  неофициальная  атмосфера,

которая складывается  между  работниками,  находящимися  в  непосредственном

контакте друг с другом. То есть, психологический  климат-  это  микроклимат,

зона действия которого значительно локальнее  морального  и  социального.  (

Шепель В.М., 1974)

      Р.Х. Шакуров рассматривает понятие  психологического климата с двух  его

сторон: психологической,  которая  раскрывается  в  эмоциональных,  волевых,

интеллектуальных  состояниях и свойствах группы и  социально-психологической,

которая  проявляется  в  интегративных   особенностях   психологии   группы,

значимых для  сохранения  ее  целостности  и  для  ее  функционирования  как

самостоятельного объединения людей. ( Шакуров Р.Х. )

      По мнению К.К. Платонова и   В.Г.  Казакова,  социально-психологический

климат - это такое  свойство  группы,  которое  определяется  межличностными

отношениями, создающими стойкие групповые  настроения  и  мысли  от  которых

зависит степень  активности в достижении  целей,  стоящих  перед  группой.  (

Платонов К.К., Казаков  В.Г.)

      В социально-психологическом климате  Б.Д. Парыгин видит не просто  сумму

психических  составляющих  его   индивидов,   а   мощный   фактор   усиления

психологического  настроя членов коллектива. ( Парыгин  Б.Д. )

      Анализ  различных  точек   зрения  на  содержание  понятия   социально-

психологического  климата позволяет сделать вывод, что он представляет  собой

полифункциональное    социально-психологическое     образование,     которым

опосредуется любая  деятельность коллектива ( группы). Специфика  его  состоит

в том, что он представляет собой интегральную и динамическую  характеристику

психических состояний  всех  членов  коллектива.  Сложившиеся  в  коллективе

отношения, выступая в качестве объективных условий  трудового  взаимодействия

и общения, требует  от человека  не  любого,  а  вполне  определенного  стиля

поведения.  Эмоции  одного  члена  группы  определенным  образом  мотивируют

поведение других членов, направляя  их  не  только  на  осуществление  целей

деятельности, но и на устранение фрустрирующих воздействий.

      Структура  социально-психологического  климата  определяется  системой

сложившихся  в  коллективе  отношений  между  его  членами  и   может   быть

охарактеризована  элементами, представляющими  собой  синтез  общественных  и

межличностных   отношений.   Через   общественные   отношения   раскрывается

социальное   содержание   личных   отношений   людей   в   коллективе.   Это

производственные,   политические,    правовые,    этические,    эстетические

отношения.  Межличностные  отношения  -  это  организационно-технологические

взаимодействия,     статусно-ролевая      взаимосвязь,      административно-

психологическое взаимовлияние, эмоционально-логическое  взаимопознание.  Они

возникают  на   основе   предметно-практической   деятельности   коллектива,

задаются материально-техническими, организационно-управленческими и  другими

условиями  его  жизнедеятельности.  Единство   содержания   общественных   и

межличностных   отношений   предстает   в   виде    взаимоотношений    людей

(сотрудничества,   соревнования,   сплоченности,   совместимости,    дружбы,

согласия),  а  также  в  виде   качеств   личности,   от   которых   зависят

психологические особенности общения людей в  коллективе. ( Бойко В.В.  и  др.

)

      Существенным показателем  особенностей  взаимоотношений  в  коллективе

являются формы  обращения  как  средства  вербального  общения.  Преобладание

каких-либо одних  форм  обращения-  приказов  или  просьб,  предложений  или

вопросов, обсуждений, советов- характеризует особенности  взаимоотношений  в

коллективе  и  тем  самым  служит   показателем   социально-психологического

климата.  Изучение  коммуникативных  связей  в   коллективе   по   числу   и

направленности  контактов,  по  их  содержанию  может  свидетельствовать   о

состоянии взаимоотношений  в нем.  Неблагополучное  развитие  взаимоотношений

приводит к постепенному обособлению отдельных членов коллектива,  сокращения

числа контактов  в нем,  к  преобладанию  опосредованных  способов  связи,  к

свертыванию коммуникативных  связей  до  формально-необходимых,  к  нарушению

обратной   связи   между   участниками    деятельности.    Таким    образом,

коммуникативные  связи  в  коллективе  выступают  в  качестве   эмпирических

показателей социально-психологического климата. ( Бойко В.В. и др. )

      Сущность каждого человека открывается  только в связях с другими  людьми

и реализуется  в формах коллективного взаимодействия,  в  процессах  общения.

Через взаимоотношения  человек осознает  свою  общественную  ценность.  Таким

образом, самооценка выступает в качестве группового  эффекта,  как  одна  из

форм проявления социально-психологического климата. Оценка своего  положения

в системе общественных отношений и личных связей порождает  чувство  большей

или меньшей удовлетворенности  собой и другими.  Переживание  взаимоотношений

отражается   на    настроениях,    вызывает    улучшение    или    ухудшение

психологического самочувствия человека. Посредством  подражания,  заражения,

внушения, убеждения  различные настроения в  коллективе  распространяются  на

всех людей и, вторично отражаясь в их сознании, создают психологический  фон

коллективной жизни. Психологическое самочувствие и настроение,  характеризуя

психическое  состояние  людей,   свидетельствует   о   качестве   социально-

психологического  климата   в   коллективе.   Самооценка,   самочувствие   и

Информация о работе Исследование социально-психологического климата и стратегий поведения в конфликте членов коллектива