Исследование социально-психологического климата и стратегий поведения в конфликте членов коллектива

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 14:20, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной проблемы диктуется запросами практики,
обусловленные усилившимся в наши дни коллективным характером человеческой
деятельности и актуальными проблемами эффективности организации и
управления людьми, регуляции развертывающихся между ними отношений,
использования воспитательных и психотерапевтических воздействий.
Основной целью исследования является изучение влияния стратегии поведения
индивидов в конфликтных ситуациях на социально-психологический климат
коллектива.

Оглавление

|ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………. |3 |
|ГЛАВА 1.СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ ПЕРВИЧНОГО ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА| |
|…………………………………………………………………. |5 |
| 1.1.Первичный трудовой коллектив как малая группа……………………………….. |5 |
| 1.2.Социально-психологический климат первичного трудового |11 |
|коллектива………. | |
| 1.3.Конфликт и стратегии поведения в конфликтной ситуации…………………….. |18 |
|ГЛАВА 2.ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ | |
|ЧЛЕНОВ ПЕРВИЧНОГО ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА ………………… |30 |
| 2.1. Формирование выборки и описание этапов исследования………………………. |30 |
| 2.2. Описание используемых методов и методик ……………………………………. |31 |
| 2.3. Интерпретация полученных данных ……………………………………………… |32 |
|ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………….. |36 |
|СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………………. |37 |
|ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

1.doc

— 330.50 Кб (Скачать)

      Б. Я первым делом стараюсь  ясно  определить  то,  в   чем  состоят  все

   затронутые  интересы и вопросы.

   9. А. Думаю,  что не всегда стоит волноваться  из-за  каких-то  возникающих

      разногласий.

      Б. Я предпринимаю усилия, чтобы  добиться своего.

  10. А. Я твердо  стремлюсь достичь своего.

      Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение.

  11. А. Первым  делом я стараюсь ясно  определить  то,  в  чем  состоят   все

      затронутые интересы и вопросы.

      Б. Я стараюсь успокоить   другого  и  главным  образом   сохранить  наши

   отношения.

  12. А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

      Б. Я даю возможность другому  в чем-то остаться при своем  мнении,  если

он также вдет мне навстречу.

  13. А. Я предлагаю  среднюю позицию.

      Б. Я настаиваю, чтобы было  сделано по-моему.

  14. А. Я сообщаю  другому свою точку зрения  и спрашиваю о его взглядах.

      Б. Я пытаюсь показать другому  логику и преимущества моих  взглядов.

  15. А. Я стараюсь  успокоить  другого  и   главным  образом  сохранить   наши

      отношения.

      Б. Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.

  16. А. Я стараюсь  не задеть чувств другого.

      Б. Я пытаюсь убедить другого  в преимуществах моей позиции.

  17. А. Обычно  я настойчиво стараюсь добиться  своего.

      Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

  18. А. Если  это  сделает  другого   счастливым,  я  дам  ему   возможность

      настоять на своем.

      Б. Я даю возможность другому  в чем-то остаться при своем  мнении,  если

он также идет мне навстречу.

  19. А. Первым делом я стараюсь ясно  определить  то,  в чем состоят все

      затронутые интересы и спорные  вопросы.

      Б. Я стараюсь отложить  решение   спорного  вопроса  с  тем,  чтобы  со

   временем  решить его окончательно.

  20. А. Я пытаюсь  немедленно преодолеть наши разногласия.

      Б. Я стараюсь найти наилучшее  сочетание выгод и потерь для  нас обоих.

  21. А. Ведя  переговоры, я стараюсь быть внимательным  к желаниям другого.

      Б. Я всегда склоняюсь к прямому  обсуждению проблемы.

  22. А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей

      позицией и точкой зрения другого  человека.

      Б. Я отстаиваю свои желания.

  23. А. Как  правило, я озабочен тем, чтобы  удовлетворить желания каждого  из

      нас.

      Б.  Иногда  я   представляю   возможность   другим   взять   на   себя

   ответственность  за решение спорного вопроса.

  24. А. Если  позиция другого кажется ему  очень важной, я  постараюсь  пойти

      навстречу его желаниям.

      Б. Я стараюсь убедить другого  прийти к компромиссу.

  25. А. Я пытаюсь  показать другому логику и  преимущества моих взглядов.

      Б. Ведя переговоры, я стараюсь  быть внимательным к желаниям  другого.

  26. А. Я предлагаю  среднюю позицию.

      Б. Я почти всегда озабочен  тем, чтобы удовлетворить желания каждого из

нас.

  27. А. Зачастую  я избегаю занимать позицию,  которая может вызвать споры.

      Б. Если это сделает другого  счастливым, я дам ему возможность  настоять

на своем.

  28. А. Обычно  я настойчиво стремлюсь добиться  своего.

      Б. Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.

  29. А. Я предлагаю  среднюю позицию.

      Б. Думаю, что не всегда стоит  волноваться из-за  каких-то  возникающих

разногласий.

  30. А. Я стараюсь  не задеть чувств другого.

      Б. Я  всегда  занимаю такую позицию в спорном вопросе,  чтобы мы

совместно с другим зинтересованным человеком могли  добиться успеха.

      Количество  баллов,  набранных   индивидом  по   каждой   шкале,   дает

представление о  выраженности у него тенденции к  проявлению  соответствующих

форм поведения  в конфликтных ситуациях. 
 
 

                                    КЛЮЧ: 
 

|№   |Соперничество|Сотрудничество|Компромисс  |Избегание     |Приспособление  |

|    |             |              |            |А             |Б               |

|    |             |Б             |А           |              |                |

|    |А            |              |            |              |Б               |

|    |             |              |A           |              |Б               |

|    |             |А             |            |Б             |                |

|    |Б            |              |            |А             |                |

|    |             |              |Б           |А             |                |

|    |А            |Б             |            |              |                |

|    |Б            |              |            |А             |                |

|    |А            |              |Б           |              |                |

|    |             |А             |            |              |Б               |

|    |             |              |Б           |А             |                |

|    |Б            |              |А           |              |                |

|    |Б            |А             |            |              |                |

|    |             |              |            |Б             |А               |

|    |             |              |            |Б             |А               |

|    |А            |              |            |Б             |                |

|    |             |              |Б           |              |А               |

|    |             |А             |            |Б             |                |

|    |             |А             |Б           |              |                |

|    |             |Б             |            |              |А               |

|    |Б            |              |А           |              |                |

|    |             |А             |            |Б             |                |

|    |             |              |Б           |              |А               |

|    |А            |              |            |              |Б               |

|    |             |Б             |А           |              |                |

|    |             |              |            |А             |Б               |

|    |А            |Б             |            |              |                |

|    |             |              |А           |Б             |                |

|    |            |Б             |            |              |А               | 
 

      Тест возможно использовать в  групповом варианте, как в сочетании  с

другими тестами, так и отдельно. Затраты времени - не более 15-20 мин.

    Методика  диагностики самооценки мотивации  одобрения (шкала лживости) 

                            Д. Марлоу и Д. Крауна 
 

      Для оценки правдивости высказываний  испытуемых  в  опросники   нередко

включают так  называемые шкалы лживости или  шкалы  стремления  к  одобрению.

Ниже приводится один из вариантов такой шкалы, разработанной Д. Марлоу и Д.

Крауном.

      Инструкция:  «Внимательно  прочитайте  каждое  из   приведенных   ниже

суждений. Если Вы считаете,  что  оно  верно  и  соответствует  особенностям

Вашего поведения, то напишите «да», если же оно неверно, то — «нет»».

  1. Я внимательно  читаю каждую книгу, прежде  чем вернуть ее в библиотеку.

  2. Я не испытываю  колебаний, когда кому-нибудь  нужно помочь в беде.

  3. Я всегда  внимательно слежу затем, как  я одет.

  4. Дома я  веду себя за столом так же, как в столовой.

  5. Я никогда  ни к кому не испытывал антипатии.

  6. Был случай, когда я бросил что-то делать, потому что не был  уверен  в

своих силах.

  7. Иногда я  люблю позлословить об отсутствующих.

  8. Я всегда  внимательно слушаю собеседника, кто бы он ни был.

  9. Был случай, когда я придумал вескую причину,  что-бы оправдаться.

  10. Случалось,  я пользовался оплошностью человека.

  11. Я всегда  охотно признаю свои ошибки.

  12. Иногда вместо  того, чтобы простить человека,  я  ста-раюсь  отплатить

ему тем же.

  13. Были случаи, когда я настаивал на том,  чтобы делали по-моему.

  14. У меня  не возникает внутреннего протеста, когда меня  просят  оказать

услугу.

  15. У меня  никогда  не  возникает  досады,  когда  выска-зывают  мнение,

противоположное моему.

  16. Перед длительной  поездкой я всегда тщательно  про-думываю, что взять с

собой.

  17. Были случаи, когда я завидовал удаче других.

  18. Иногда меня  раздражают люди, которые обращаются  ко мне с вопросами.

  19. Когда у  людей неприятности, я  иногда  думаю,  что  они  получили  по

заслугам.

  20. Я никогда  с улыбкой не говорил неприятных  вещей. 

      Ключ для обработки результатов  опроса: ответы «Да» - на вопросы  1,  2.

3, 4, 5, 8, 11, 14, 15, 16, 20. «Нет» - на вопросы б, 7, 9, 10, 12, 13,  17,

18, 19.

      Общий итоговый показатель  «мотивации  одобрения»  по  шкале  получают

суммированием всех «работающих» вопросов. Чем выше итоговый показатель,  тем

выше мотивация  одобрения и  тем,  следовательно,  выше  готовность  человека

представить себя перед другими  как  полностью  соответствующего  социальным

нормам.  Низкие  показатели  могут  свидетельствовать   как   о   непринятии

традицион-ных  норм, так и об излишней требовательности к себе. 

----------------------- 
 

                                 РАЗРЕШЕНИЕ

                               КОНФЛИКТА СИЛОЙ 
 

                            (выигрыш - проигрыш) 

Информация о работе Исследование социально-психологического климата и стратегий поведения в конфликте членов коллектива