Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 14:20, курсовая работа
Актуальность данной проблемы диктуется запросами практики,
обусловленные усилившимся в наши дни коллективным характером человеческой
деятельности и актуальными проблемами эффективности организации и
управления людьми, регуляции развертывающихся между ними отношений,
использования воспитательных и психотерапевтических воздействий.
Основной целью исследования является изучение влияния стратегии поведения
индивидов в конфликтных ситуациях на социально-психологический климат
коллектива.
|ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………. |3 |
|ГЛАВА 1.СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ ПЕРВИЧНОГО ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА| |
|…………………………………………………………………. |5 |
| 1.1.Первичный трудовой коллектив как малая группа……………………………….. |5 |
| 1.2.Социально-психологический климат первичного трудового |11 |
|коллектива………. | |
| 1.3.Конфликт и стратегии поведения в конфликтной ситуации…………………….. |18 |
|ГЛАВА 2.ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ | |
|ЧЛЕНОВ ПЕРВИЧНОГО ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА ………………… |30 |
| 2.1. Формирование выборки и описание этапов исследования………………………. |30 |
| 2.2. Описание используемых методов и методик ……………………………………. |31 |
| 2.3. Интерпретация полученных данных ……………………………………………… |32 |
|ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………….. |36 |
|СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………………. |37 |
|ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………………………..
Б. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все
затронутые интересы и вопросы.
9. А. Думаю,
что не всегда стоит
разногласий.
Б. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.
10. А. Я твердо стремлюсь достичь своего.
Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение.
11. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все
затронутые интересы и вопросы.
Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши
отношения.
12. А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если
он также вдет мне навстречу.
13. А. Я предлагаю среднюю позицию.
Б. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.
14. А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.
Б. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.
15. А. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши
отношения.
Б. Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.
16. А. Я стараюсь не задеть чувств другого.
Б. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.
17. А. Обычно
я настойчиво стараюсь
Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
18. А. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность
настоять на своем.
Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если
он также идет мне навстречу.
19. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все
затронутые интересы и спорные вопросы.
Б. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со
временем решить его окончательно.
20. А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.
Б. Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.
21. А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
Б. Я всегда склоняюсь к
22. А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей
позицией и точкой зрения
Б. Я отстаиваю свои желания.
23. А. Как
правило, я озабочен тем,
нас.
Б. Иногда я представляю возможность другим взять на себя
ответственность за решение спорного вопроса.
24. А. Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти
навстречу его желаниям.
Б. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.
25. А. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.
Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
26. А. Я предлагаю среднюю позицию.
Б. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из
нас.
27. А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
Б. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять
на своем.
28. А. Обычно
я настойчиво стремлюсь
Б. Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.
29. А. Я предлагаю среднюю позицию.
Б. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих
разногласий.
30. А. Я стараюсь не задеть чувств другого.
Б. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы
совместно с другим
зинтересованным человеком
Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает
представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих
форм поведения
в конфликтных ситуациях.
|№ |Соперничество|Сотрудничество|
| | | | |А |Б |
| | |Б |А | | |
| |А | | | |Б |
| | | |A | |Б |
| | |А | |Б | |
| |Б | | |А | |
| | | |Б |А | |
| |А |Б | | | |
| |Б | | |А | |
| |А | |Б | | |
| | |А | | |Б |
| | | |Б |А | |
| |Б | |А | | |
| |Б |А | | | |
| | | | |Б |А |
| | | | |Б |А |
| |А | | |Б | |
| | | |Б | |А |
| | |А | |Б | |
| | |А |Б | | |
| | |Б | | |А |
| |Б | |А | | |
| | |А | |Б | |
| | | |Б | |А |
| |А | | | |Б |
| | |Б |А | | |
| | | | |А |Б |
| |А |Б | | | |
| | | |А |Б | |
| |
|Б
|
|
|А
|
Тест возможно использовать в групповом варианте, как в сочетании с
другими тестами, так и отдельно. Затраты времени - не более 15-20 мин.
Методика
диагностики самооценки
Д. Марлоу и Д. Крауна
Для оценки правдивости
включают так называемые шкалы лживости или шкалы стремления к одобрению.
Ниже приводится один из вариантов такой шкалы, разработанной Д. Марлоу и Д.
Крауном.
Инструкция: «Внимательно прочитайте каждое из приведенных ниже
суждений. Если Вы считаете, что оно верно и соответствует особенностям
Вашего поведения, то напишите «да», если же оно неверно, то — «нет»».
1. Я внимательно читаю каждую книгу, прежде чем вернуть ее в библиотеку.
2. Я не испытываю колебаний, когда кому-нибудь нужно помочь в беде.
3. Я всегда внимательно слежу затем, как я одет.
4. Дома я веду себя за столом так же, как в столовой.
5. Я никогда
ни к кому не испытывал
6. Был случай, когда я бросил что-то делать, потому что не был уверен в
своих силах.
7. Иногда я
люблю позлословить об
8. Я всегда
внимательно слушаю
9. Был случай,
когда я придумал вескую
10. Случалось,
я пользовался оплошностью
11. Я всегда охотно признаю свои ошибки.
12. Иногда вместо того, чтобы простить человека, я ста-раюсь отплатить
ему тем же.
13. Были случаи, когда я настаивал на том, чтобы делали по-моему.
14. У меня
не возникает внутреннего
услугу.
15. У меня никогда не возникает досады, когда выска-зывают мнение,
противоположное моему.
16. Перед длительной поездкой я всегда тщательно про-думываю, что взять с
собой.
17. Были случаи,
когда я завидовал удаче
18. Иногда меня раздражают люди, которые обращаются ко мне с вопросами.
19. Когда у людей неприятности, я иногда думаю, что они получили по
заслугам.
20. Я никогда
с улыбкой не говорил
Ключ для обработки
3, 4, 5, 8, 11, 14, 15, 16, 20. «Нет» - на вопросы б, 7, 9, 10, 12, 13, 17,
18, 19.
Общий итоговый показатель «мотивации одобрения» по шкале получают
суммированием всех «работающих» вопросов. Чем выше итоговый показатель, тем
выше мотивация одобрения и тем, следовательно, выше готовность человека
представить себя перед другими как полностью соответствующего социальным
нормам. Низкие показатели могут свидетельствовать как о непринятии
традицион-ных
норм, так и об излишней требовательности
к себе.
-----------------------
РАЗРЕШЕНИЕ
КОНФЛИКТА СИЛОЙ
(выигрыш - проигрыш)