Социально-психологический климат коллектива

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 15:44, контрольная работа

Краткое описание

Цель нашего исследования – анализ психологического климата коллектива, обработка полученных данных и практические рекомендации по его улучшению.
Объект исследования – СПК трудового коллектива страхового общества и их удовлетворенность трудом.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА 4
1.1. Понятие социально-психологического климата 4
1.2. Показатели социально-психологического климата 5
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ И АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА ОРГАНИЗАЦИИ 6
2.1. Краткая характеристика предприятия 6
2.2. Организация исследования 8
ТЕСТ №1 «Социально-психологический климат» 9
ТЕСТ №2 «Опросник» 11
ТЕСТ №3 13
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОВЕДЕННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15

Файлы: 1 файл

Пояснительная записка nvv.doc

— 1.47 Мб (Скачать)


Федеральное агентство по образованию

Пермский государственный технический университет

Кафедра менеджмента и маркетинга

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине « Психология менеджмента»

на тему «Социально-психологический климат коллектива»

 

 

 

                                                                      Выполнила студентка

                                                                               Гуманитарного факультета

                                                                  Заочного отделения

                                                          Специальность:

                                                                               «Менеджмент организации»

                                                       Специализация:

                                                               «Гостиничный и туристический бизнес»

Группа МЕНст-09с

Устинова Маргарита Сергеевна

Проверила преподаватель:

Якупова Ольга Викторовна

 

 

Пермь, 2011

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ             

ГЛАВА 1.СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА             

1.1.              Понятие социально-психологического климата

1.2.              Показатели социально-психологического климата

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ И АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА ОРГАНИЗАЦИИ             

2.1. Краткая характеристика предприятия

2.2. Организация исследования

ТЕСТ №1  «Социально-психологический климат»

ТЕСТ №2 «Опросник»

ТЕСТ №3

РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОВЕДЕННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ             

ЗАКЛЮЧЕНИЕ             


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Современный период можно охарактеризовать как период возобновления интереса к социально-психологическим исследованиям трудовых коллективов. Актуальность нашего исследования диктуется несомненной значимостью для руководителей предприятий, поскольку социально-психологический климат трудового коллектива и удовлетворенность человека трудом оказывает непосредственное влияние на эффективность, результат трудовой деятельности.

Успешность трудовой деятельности во многом определяется тем, какую эмоциональную окраску носит психологическая обстановка в трудовом коллективе. Здоровый социально-психологический климат – один из решающих факторов успешной профессиональной деятельности человека. Чем более благоприятным является социально-психологический климат первичного трудового коллектива, тем выше удовлетворенность трудом его членов.

Проблема.  В современной российской социальной психологии существует множество исследований по проблеме социально-психологического климата коллектива и удовлетворенности человека трудом, однако, данная проблема практически не исследована в первичных трудовых коллективах.

Цель нашего исследования – анализ психологического климата коллектива, обработка полученных данных и практические рекомендации по его улучшению.

Объект исследования – СПК трудового коллектива страхового общества и их удовлетворенность трудом.


ГЛАВА 1.СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА

1.1.                     Понятие социально-психологического климата

Этот термин, ныне широко употребляемый, часто принято ставить в один ряд с понятиями духовной атмосферы, духа коллектива и преобладающего настроения.

СПК коллектива всегда характеризуется специфической для совместной деятельности людей атмосферой психического и эмоционального состояния каждого его участника и зависит от общего состояния окружающих его людей. В свою очередь атмосфера той или иной общности или группы проявляется через характер психической настроенности людей, которая может быть деятельной или созерцательной, жизнерадостной или пессимистичной, целеустремленной или анархичной, будничной или праздничной и т.д.

Не только в социологии, но и в психологии утвердилась точка зрения, согласно которой главной структурой образующей СПК является настроение. Сошлемся, в частности, на высказывание известного советского психолога К.К. Платонова, по мнению которого социально-психологический климат является одним (хотя и важнейшим) из компонентов внутренней структуры группы, определяется межличностными отношениями в ней, создающими стойкие настроения группы, от которых зависит степень активности в достижении целей.

Климат коллектива представляет собой преобладающий и относительно устойчивый психический настрой коллектива, который находит многообразные формы проявления во всей его жизнедеятельности.


1.2.                     Показатели социально-психологического климата

Основными показателями СПК трудового коллектива являются стремление к сохранению целостности группы, совместимость, сработанность, сплоченность, контактность, открытость, ответственность. Сплоченность — один из объединяющих подразделение процессов. Характеризует степень приверженности к группе ее членов. Определяется двумя основными переменными — уровнем взаимной симпатии в межличностных отношениях и степенью привлекательности группы для ее членов. Ответственность — контроль над деятельностью с точки зрения выполнения принятых в организации правил и норм. В подразделениях с положительным социально-психологическим климатом сотрудники стремятся к принятию на себя ответственности за успех или неудачу совместной деятельности. Контактность и открытость — определяют степень развития личных взаимоотношений сотрудников, уровень психологической близости между ними.

СПК во многом зависит от уровня совместимости и сработанности членов группы. Совместимость и сработанность определяют степень взаимосвязанности и взаимозависимости сотрудников. Эффективно работающая группа — группа психологически целостная. Вместо множества «Я» возникает понятие «МЫ». Мнения, оценки, чувства и поступки отдельных «Я» сближаются; появляются общие интересы и ценности; взаимодополняются интеллектуальные и личностные особенности. Совместно выполняя задания, решая проблемы, люди вырабатывают специфические, только для этой группы присущие способы регуляции познавательных и эмоциональных процессов, стратегии поведения, общий для группы стиль деятельности. В таких коллективах между людьми происходит обмен опытом, перенимается стиль поведения, расширяется набор индивидуальных возможностей, развиваются способность, желание и умение соотносить свои цели и действия с целями и действиями других людей. На определенном этапе взаимодействия сотрудников коллектив может добиться оптимальной совместимости и сработанности.

 

 

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ И АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА ОРГАНИЗАЦИИ

2.1. Краткая характеристика предприятия

Открытое страховое акционерное общество «Россия» было образовано в апреле 1990 года в Москве, заявив о себе не только как о компании, ориентированной на новейшие тенденции развития экономики России, но и как об историческом преемнике лидера дореволюционного страхового рынка Российской Империи – одноименного страхового общества «Россия».

Уставный капитал Страхового общества «Россия» составляет 2 млрд. рублей. В 2011 году «России» присвоен индивидуальный рейтинг надежности «Национального рейтингового агентства» на уровне «А» (высокая надежность, второй уровень).

Сегодня компания не только сохраняет в себе верность классическим традициям, но и полностью отвечает запросам современного рынка, что подтверждается ведущими рейтинговыми агентствами и признанием делового сообщества. Кроме активного продвижения стандартных страховых программ заключаются договоры и с уникальными условиями, ориентированными на пожелания клиентов. Во всех регионах присутствия компании клиентам предлагается полный спектр страховых продуктов с высоким уровнем сервиса – в настоящий момент региональная сеть «России» насчитывает более 330 филиалов и клиентских офисов в крупнейших городах Российской Федерации.

ОСАО «Россия» в городе Пермь работает на рынке страховых услуг с 2005 года. Все это время предприятие развивалось и продолжает развиваться, превращаясь в стабильную и эффективную организацию, способную конкурировать на рынке в области страхования,  ориентированную на требования клиентов и высокое качество услуг. За все время работы страховое общество ОСАО «Россия» зарекомендовало себя как надежный партнер, стабильная в финансовом отношении фирма.

Основной целью деятельности ОСАО «Россия», согласно Уставу, является  получение прибыли, удовлетворение потребностей страхователей, расширение в регионе, создание новых рабочих мест, сокращение безработицы, развитие социальной структуры города и области.

ОСАО «Россия» имеет самостоятельный баланс и вправе открывать банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами. Имущество общества состоит из оплаченного уставного капитала, полученных доходов, а также иного имущества, приобретенного по всем основаниям, допускаемым правовыми актами РФ. Общество вправе от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Общество осуществляет в соответствии с действующим законодательством РФ распоряжение своим имуществом в соответствии с целями своей деятельности и назначением имущества.

ОСАО «Россия» может создавать филиалы и открывать представительства на территории РФ и за ее пределами с соблюдением требований действующего законодательства Российской Федерации, а также законодательств государств СНГ и соответствующих законодательств иностранных государств по месту нахождения филиалов и представительств, если иное не предусмотрено международным договором. Филиалы и представительства осуществляют свою деятельность от имени общества, которое несет ответственность за их деятельность. Руководители филиалов и представительств действуют на основании доверенности, выданной обществом.

Руководство текущей деятельностью ОСАО «Россия»  осуществляется директором. Директор без доверенности действует от имени общества, в т. ч. представляет его интересы, как в РФ, так и за ее пределами; осуществляет оперативное руководство деятельностью общества; имеет право первой подписи под финансовыми документами; распоряжается имуществом общества для обеспечения его текущей деятельности; представляет интересы общества, как в РФ, так и за ее пределами; утверждает штаты, заключает трудовые договора с работниками общества, применяет к этим работникам меры поощрения и налагает на них взыскания; руководит работой правления и его заседаниями; выдает доверенности от имени общества; открывает в банках счета общества; организует ведение бухгалтерского учета и отчетности общества издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками общества.

2.2. Организация исследования

Исследование микроклимата в коллективе — важная, непростая работа, которую можно начать с опроса персонала. Раздайте каждому члену коллектива листы с вопросами, попросите обвести номера тех суждений, которые, по их мнению, соответствуют действительности. Соберите ответы и проанализируйте их. Вы получите интересную информацию к размышлению. Целью проведения данного исследования является выявление комфортности работников в коллективе. Представленные тесты позволят дать ответы на такие вопросы как: «Созданы ли благоприятные условия работы в коллективе?», «Устраивает ли вас микроклимат?», «Препятствует ли атмосфера в коллективе вашему творческому поиску?», «Влияет ли руководитель на ваше настроение?».

Объектом исследования является коллектив, состоящий из 5 человек. Цель диагностики - определить социально-психологический климат в коллективе. Под социально-психологическим климатом в данном случае понимается характер взаимоотношений и взаимодействий между сотрудниками.

 

ТЕСТ №1  «Социально-психологический климат»

Свойства психологического климата

3

2

1

0

-1

-2

-3

Свойства психологического климата

Преобладает доброе и жизнерадостное направление

 

 

 

 

 

 

 

Преобладает подавленный и пессимистический тон.

Преобладает доброжелательность во взаимоотношениях, взаимные симпатии.

 

 

 

 

 

 

 

Преобладает конфликтность в отношениях, агрессивность, антипатия.

В отношениях между группировками внутри коллектива существует взаимное расположение и понимание.

 

 

 

 

 

 

 

Группировки конфликтуют между собой.

Членам коллектива нравиться быть вместе, участвовать в совместных делах, вместе проводить время.

 

 

 

 

 

 

 

Члены коллектива проявляют безразличие к более тесному общению.

Успехи и неудачи отдельных членов коллектива вызывают сопереживания, участие всех членов коллектива.

 

 

 

 

 

 

 

Успехи или неудачи членов коллектива оставляют равнодушными остальных, иногда вызывают зависть или злорадство.

Преобладают одобрение и поддержка, упреки и критика высказываются с добрыми намерениями.

 

 

 

 

 

 

 

Критические замечания носят характер явных и скрытых выпадов.

Члены коллектива с уважением относятся к мнению друг друга.

 

 

 

 

 

 

 

В коллективе каждый считает свое мнение главным и нетерпим к мнениям остальных.

В трудные для коллектива минуты происходит эмоциональное соединение по принципу «один за всех, и все за одного».

 

 

 

 

 

 

 

В трудных случаях коллектив «раскисает», проявляется растерянность, возникают ссоры, взаимные обвинения.

Достижения и неудачи коллектива переживаются всеми как свои собственные.

 

 

 

 

 

 

 

Достижения и неудачи коллектива не находят отклика у его отдельных представителей.

Коллектив доброжелательно относится к новым членам, стремится помочь им освоиться.

 

 

 

 

 

 

 

Новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним проявляют враждебность.

Коллектив активен, полон энергии.

 

 

 

 

 

 

 

Коллектив пассивен, инертен.

Коллектив быстро откликается, если нужно сделать полезное дело.

 

 

 

 

 

 

 

Коллектив невозможно поднять на совместное дело, каждый думает только об собственных интересах.

В коллективе существует справедливое отношение ко всем членам, поддержка слабых, их защита.

 

 

 

 

 

 

 

Коллектив разделяется на «привилегированных» и  «пренебрегаемых», презрительное отношение к слабым. 

У членов коллектива проявляется чувство гордости за свой коллектив, если его отмечают руководители.

 

 

 

 

 

 

 

К похвалам и поощрениям здесь относятся равнодушно.

Информация о работе Социально-психологический климат коллектива