Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 20:30, курсовая работа
Актуальность данной проблемы диктуется запросами практики, обусловленные усилившимся в наши дни коллективным характером человеческой деятельности и актуальными проблемами эффективности организации и управления людьми, регуляции развертывающихся между ними отношений, использования воспитательных и психотерапевтических воздействий. Основной целью исследования является изучение влияния стратегии поведения индивидов в конфликтных ситуациях на социально-психологический климат коллектива.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1. изучить теоретические основы формирования социально-психологического климата в организации;
2. рассмотреть социально-психологические факторы, стимулирующие эффективность профессиональной деятельности в коллективе;
3. проанализировать состояние социально-психологического климата на примере конкретной организации — ОАО «Восход-Каменец».
4. разработать содержание управленческой деятельности по формированию благоприятного психологического климата в данной организации
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….............................
4
1 СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В КОЛЛЕКТИВЕ……………...
6
1.1 Трудовой коллектив…………………………………………………………………..
6
1.2 Факторы, определяющие социально-психологический климат в коллективе……
9
1.3 Роль руководителя в формировании социально-психологического климата в коллективе…………………………………………………………………………………
12
2 ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО «ВОСХОД-КАМЕНЕЦ» КАМЕНЕЦКОГО РАЙОНА, ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА...
16
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика ОАО «Восход-Каменец»…………………………………………………………………..........................
16
2.2 Структурно-функциональный анализ системы управления………………………
27
2.3 Трудовые ресурсы и социально-психологический климат………………………...
29
3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА И ФОРМИРОВАНИЯ БЛАГОПРИЯТНОГО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КОЛЛЕКТИВЕ……………………………………………………………
35
3.1 Рекомендации по организации управленческой деятельности и формированию социально-психологического климата в коллективе…………………………………...
35
3.2 Социометрическая диагностика и улучшение социально-психологического климата в коллективе……………………………………………………………………..
39
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ…………………………………………..........................
44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………......
46
ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………………………....
47
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Учреждение образования
«БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ
ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И УПРАВЛЕНИЯ
Кафедра менеджмента и маркетинга
по дисциплине: «Менеджмент»
на тему: «Управление социально-психологическим климатом в коллективе (на примере ОАО «Восход-Каменец» Каменецкого района
Брестской области)»
Студентка 5 курса 75 зэи группы __________ Белан Алексей Викторович
Руководитель
_____________________
__________ ___________________
(ученая степень,
звание)
МИНСК 2012
РЕФЕРАТ
Тема курсовой работы: Управление социально-психологическим климатом в коллективе (на примере ОАО «Восход-Каменец» Каменецкого района Брестской области)
47 с.: Табл. 18, Ил. 7, Библиогр. – 12 назв.
Ключевые слова: коллектив, социально-психологический климат, руководитель, группа, опрос и т.д.
Объект исследования: ОАО «Восход-Каменец»
В работе проведен: анализ производственно-хозяйственной деятельности ОАО «Восход-Каменец» Каменецкого района; разработаны рекомендации по организации управленческой деятельности и формированию социально-психологического климата в коллективе; проанализирована социометрическая диагностика и улучшение социально-психологического климата в коллективе.
Область возможного практического применения проведенных исследований: предприятия специализирующиеся на производстве сельскохозяйственной продукции
Автор работы подтверждает,
что приведенный в ней цифровой
материал правильно и объективно
отражает состояние исследуемой проблемы
_______________________
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… |
4 |
1 СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В КОЛЛЕКТИВЕ……………... |
6 |
1.1 Трудовой коллектив……………………………………………………… |
6 |
1.2 Факторы, определяющие социально-психологический климат в коллективе…… |
9 |
1.3 Роль руководителя в формировании социально-психологического
климата в коллективе…………………………………………………… |
12 |
2 ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО «ВОСХОД-КАМЕНЕЦ» КАМЕНЕЦКОГО РАЙОНА, ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА... |
16 |
2.1 Краткая организационно-экономическая
характеристика ОАО «Восход-Каменец»…………………………………… |
16 |
2.2 Структурно-функциональный
анализ системы управления…………… |
27 |
2.3 Трудовые ресурсы и социально-психологический климат………………………... |
29 |
3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА
И ФОРМИРОВАНИЯ БЛАГОПРИЯТНОГО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
КЛИМАТА В КОЛЛЕКТИВЕ…………………………………………………… |
35 |
3.1 Рекомендации по организации управленческой деятельности и формированию социально-психологического климата в коллективе…………………………………... |
35 |
3.2 Социометрическая диагностика и улучшение
социально-психологического климата в
коллективе…………………………………………………… |
39 |
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ………………………… |
44 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………...... |
46 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1……………………………………………………………………….. |
47 |
ВВЕДЕНИЕ
В условиях современной
научно-технической революции
Значимость социально-
Актуальность данной проблемы диктуется запросами практики, обусловленные усилившимся в наши дни коллективным характером человеческой деятельности и актуальными проблемами эффективности организации и управления людьми, регуляции развертывающихся между ними отношений, использования воспитательных и психотерапевтических воздействий. Основной целью исследования является изучение влияния стратегии поведения индивидов в конфликтных ситуациях на социально-психологический климат коллектива.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1. изучить теоретические основы формирования социально-психологического климата в организации;
2. рассмотреть социально-психологические факторы, стимулирующие эффективность профессиональной деятельности в коллективе;
3. проанализировать состояние социально-психологического климата на примере конкретной организации — ОАО «Восход-Каменец».
4. разработать содержание управленческой деятельности по формированию благоприятного психологического климата в данной организации.
Объектом исследования выступает ОАО «Восход-Каменец».
Предметом изучения социально-психологического климата в колективе ОАО «Восход-Каменец».
В связи с этим выдвигается
гипотеза о связи между стратегиями поведения членов
коллектива и социально-психологическим
климатом.
Сформулированные цели и задачи исследования
обуславливают выбор таких методов исследования
как метод наблюдения и метод тестирования.
1 СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В КОЛЛЕКТИВЕ
Трудовой коллектив — группа трудящихся людей, объединённых общей работой, интересами и целями.
Коллектив является одним из видов малой группы. Малые группы могут быть разными по величине; по характеру и структуре отношений, существующих между их членами; по индивидуальному составу; по особенностям ценностей, норм и правил взаимоотношений, разделяемых участниками межличностных отношений; по целям и содержанию деятельности. Количественный состав группы называется ее размером, индивидуальный — композицией.
Структуру межличностного общения, или обмена деловой и личностной информацией, именуют каналами коммуникаций, нравственно-эмоциональный тон межличностных отношений – психологическим климатом группы.
Общие правила поведения, которых придерживаются члены группы, называют групповыми нормами.
Все перечисленные характеристики представляют собой основные параметры, по которым выделяют, разделяют и изучают малые группы.
Малые группы, в зависимости от их структуры, особенностей и рода деятельности, различают по видам (рисунок 1.1).
Среди высокоразвитых малых
групп особо выделяются коллективы. Психология развитого коллектива
характеризуется тем, что деятельность,
ради которой он создан и которой на практике
занимается, имеет, несомненно, положительное
значение для очень многих людей, не только
для членов коллектива. В коллективе межличностные
отношения основаны на взаимном доверии
людей, открытости, честности, их порядочности
и уважении друг к другу.
Для того чтобы назвать малую группу коллективом, она должна соответствовать ряду весьма высоких требований: успешно справляться с возложенными на нее задачами, иметь высокую мораль, хорошие человеческие отношения, создавать для каждого своего члена возможность развития как личности, быть способной к творчеству. Как группа, давать людям больше, чем может дать сумма того же количества индивидов, работающих в отдельности.
Психологически развитой как коллектив считается такая малая группа, в которой сложилась дифференцированная система различных деловых и личных взаимоотношений, строящихся на высокой нравственной основе.
Коллективистские отношения определяются через понятия нравственности, ответственности, открытости, коллективизма, контактности, организованности, эффективности и информативности.
Под нравственностью понимается построение внутриколлективных и в неколлективных отношений на нормах и ценностях общечеловеческой морали.
Ответственность трактуется как добровольное принятие коллективом на себя моральных и других обязательств перед обществом за судьбу каждого человека независимо от того, является он членом данного коллектива или нет. Ответственность также проявляется в том, что члены коллектива свои слова подтверждают делом, требовательны к себе и друг другу, объективно оценивают свои успехи и неудачи, никогда не бросают начатое дело на полпути, сознательно подчиняются дисциплине, интересы других людей ставят не ниже своих собственных, по-хозяйски относятся к общественному добру. Под открытостью коллектива понимается способность устанавливать и поддерживать хорошие, строящиеся на коллективистской основе взаимоотношения с другими коллективами или их представителями, а также с новичками в своем коллективе. На практике открытость коллектива проявляется в оказании разносторонней помощи другим коллективам, не членам коллектива. Открытость является одной из важнейших характеристик, по которой можно отличить коллектив от внешне похожих на него социальных объединений.
Понятие коллективизма включает в себя постоянную заботу членов коллектива о его успехах, стремление противостоять тому, что разобщает, разрушает коллектив.
Коллективизм – это
также развитие добрых традиций, уверенности каждого
в своем коллективе. Чувство коллективизма
не позволяет его членам оставаться равнодушными,
если задеты интересы коллектива.
В таком коллективе все важные вопросы
решаются сообща и, по возможности, при
общем согласии.
Для подлинно коллективистских отношений характерна контактность. Под ней понимаются хорошие личные, эмоционально благоприятные дружеские, доверительные взаимоотношения членов коллектива, включающие внимание друг к другу, доброжелательность, уважение и тактичность. Такие взаимоотношения обеспечивают в коллективе благоприятный психологический климат, спокойную и дружелюбную обстановку.
Организованность проявляется в умелом взаимодействии членов коллектива, в бесконфликтном распределении обязанностей между ними, в хорошей взаимозаменяемости. Организованность – это также способность коллектива самостоятельно обнаруживать и исправлять недостатки, предупреждать и оперативно решать возникающие проблемы. От организованности непосредственно зависят результаты деятельности коллектива.