Управление социально-психологическим климатом в коллективе (на примере ОАО «Восход-Каменец» Каменецкого района Брестской области)»

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 20:30, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной проблемы диктуется запросами практики, обусловленные усилившимся в наши дни коллективным характером человеческой деятельности и актуальными проблемами эффективности организации и управления людьми, регуляции развертывающихся между ними отношений, использования воспитательных и психотерапевтических воздействий. Основной целью исследования является изучение влияния стратегии поведения индивидов в конфликтных ситуациях на социально-психологический климат коллектива.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1. изучить теоретические основы формирования социально-психологического климата в организации;
2. рассмотреть социально-психологические факторы, стимулирующие эффективность профессиональной деятельности в коллективе;
3. проанализировать состояние социально-психологического климата на примере конкретной организации — ОАО «Восход-Каменец».
4. разработать содержание управленческой деятельности по формированию благоприятного психологического климата в данной организации

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….............................
4
1 СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В КОЛЛЕКТИВЕ……………...
6
1.1 Трудовой коллектив…………………………………………………………………..
6
1.2 Факторы, определяющие социально-психологический климат в коллективе……
9
1.3 Роль руководителя в формировании социально-психологического климата в коллективе…………………………………………………………………………………

12
2 ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО «ВОСХОД-КАМЕНЕЦ» КАМЕНЕЦКОГО РАЙОНА, ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА...

16
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика ОАО «Восход-Каменец»…………………………………………………………………..........................

16
2.2 Структурно-функциональный анализ системы управления………………………
27
2.3 Трудовые ресурсы и социально-психологический климат………………………...
29
3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА И ФОРМИРОВАНИЯ БЛАГОПРИЯТНОГО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КОЛЛЕКТИВЕ……………………………………………………………


35
3.1 Рекомендации по организации управленческой деятельности и формированию социально-психологического климата в коллективе…………………………………...

35
3.2 Социометрическая диагностика и улучшение социально-психологического климата в коллективе……………………………………………………………………..

39
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ…………………………………………..........................
44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………......
46
ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………………………....
47

Файлы: 1 файл

БЕЛАН.doc

— 593.50 Кб (Скачать)

Демократический стиль  дает возможность почувствовать  подчиненным свою причастность к  решению производственных задач, проявить инициативу. Организации, в которых доминирует демократический стиль руководства, характеризуется высокой степенью децентрализации полномочий, активным участием сотрудников в принятии решений. Руководитель пытается сделать обязанности подчиненных более привлекательными, избегает навязывать им свою волю, вовлекает в принятие решений, предоставляет свободу формулировать собственные цели на основе целей организации. Свои отношения с подчиненными он строит на уважении к личности работника и на доверии, не боясь делегировать часть своих полномочий. Среди стимулирующих мер преобладает поощрение, а наказание используется лишь в исключительных случаях. Сотрудники в целом удовлетворены такой системой руководства и обычно оказывают своему начальнику посильную помощь. Все это сплачивает коллектив. Руководитель-демократ старается создать внутри рабочих групп нормальный психологический климат, основанный на доверии, доброжелательности и взаимопомощи [5, с. 22].

Такой стиль руководства  способствует повышению производительности, дает простор творчеству людей, повышает их удовлетворенность трудом и своим положением. Его применение снижает прогулы, травмы, текучесть, создает более высокий моральный настрой, улучшает взаимоотношения в коллективе и отношение подчиненных к руководителю [7, с. 341].

Либеральный стиль, его  суть состоит в том, что руководитель ставит перед исполнителями задачу, создает необходимые организационные  условия для работы (обеспечивает сотрудников информацией, поощряет, обучает), определяет ее правила и  задает границы решения, сам же при этом отходит на второй план, оставляя за собой функции консультанта, арбитра, эксперта, оценивающего полученные результаты.

Подчиненные, избавленные  от тотального контроля, самостоятельно принимают необходимые решения  и ищут, в рамках предоставленных полномочий, пути их реализации. Такая работа позволяет им выразить себя, приносит удовлетворение и формирует благоприятный морально-психологический климат в коллективе, порождает доверие между людьми, способствует добровольному принятию на себя повышенных обязательств.

Зависимость эффективности  деятельности группы от характера воздействий  на нее руководителя представлена в  таблице 1.3.1.

 

Таблица 1.3.1 – Эффективность взаимодействия руководителя и группы

 

Характеристика

деятельности группы

Психологические способы  воздействия руководителя на малую  группу

Проявление свойств  малой группы

 

применяется стратегия сотрудничества;

делегирование ответственности;

хорошая управляемость группы;

высокая активность членов группы;

 

Эффективная деятельность

отсутствие давления на подчиненных;

правдивая информированность группы;

положительное мотивирование (индивидуальное и коллективное);

участие группы в коллективных решениях;

доброжелательный характер контроля;

уважительное отношение к членам группы.

отсутствие конфликтности внутри группы;

принятие членами группы целей  и средств деятельности;

ответственное поведение и соблюдение дисциплины;

наличие группового мнения;

принятие норм группы;

доброжелательные отношения внутри группы;

признание авторитета руководителя.

 

Неэффективная деятельность

применение неэффективных стратегий: компромисса, ухода, приспособления;

нежелание делегировать ответственность;

напряженные отношения с персоналом;

неполное информирование подчиненных;

неправильное мотивирование;

не привлекает группу к решению общих задач;

недоверие подчиненным;

жесткий контроль за действиями подчиненных.

плохая управляемость группой;

недостаточная сплоченность группы;

малая активность группы;

недостаточная совместимость членов группы;

плохой психологический климат в группе;

наличие конфликтов в группе;

напряженные отношения с руководителем.


 

 

Таким образом, принуждение  уступает место убеждению, строит контроль — доверию, подчинение — сотрудничеству, кооперации. Подобное «мягкое управление», нацеленное на создание «управляемой автономии», облегчает естественное применение новых методов руководства.

Мы рассмотрели, как  стили руководства влияют на морально-психологический  климат коллектива. Поэтому, рационально  действующий руководитель будет  стараться поддерживать разумный баланс власти. Используемая им власть должна быть необходимой и достаточной для достижения целей, но не вызывать у подчиненных ощущения, что ими манипулируют, и не провоцировать их на проявление непокорности.

 Роль непосредственного руководителя на производстве – мастера, бригадира и т.п., а также роль администрации предприятия огромна в создании благоприятного социально-психологического климата.

Именно эти  представители управления призваны самым активным образом участвовать в постоянном, устойчивом воспроизводстве таких психических состояний, как симпатия и притяжение, положительный эмоциональный фон общения, межличностная привлекательность, чувство сопереживания, соучастия, возможность в любой момент оставаться самим собой, быть понятым и положительно воспринятым (независимо от своих индивидуально-психологических особенностей). При этом особо нужно выделить чувство защищенности, когда каждый знает, что в случае неудачи (в сфере труда, быта, семьи) за его спиной «стоит» коллектив, что он обязательно придет ему на помощь.

Часто в коллективе появляются люди, которые недовольны какими-либо аспектами деятельности коллектива или отдельных личностей. В этом случае личная неприязнь, излишняя принципиальность и т.п. могут послужить причиной или поводом для возникновения конфликта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ХАРАКТЕРИСТИКА  ОАО «ВОСХОД-КАМЕНЕЦ» КАМЕНЕЦКОГО  РАЙОНА, ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ И 

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА

 

2.1 Краткая  организационно-экономическая характеристика 

ОАО «Восход-Каменец»

 

Открытое акционерное общество «Восход-Каменец» создано в результате реорганизации колхоза «Восход», созданного на основании собрания уполномоченных членов колхоза в 1950 году, зарегистрированного решением Каменецкого районного исполнительного комитета № 43 от 31.10.1996 года, в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Общество является преемником прав и обязанностей названного колхоза  в соответствии с передаточным актом, за исключением прав и обязанностей, которые не могут принадлежать Обществу.

В соответствии с решением общего собрания открытого акционерного общества «Восход-Каменец» от 30 августа 2003 года общество реорганизовано путем присоединения к нему сельскохозяйственного кооператива «Котерский» и является правопреемником СПК «Котерский» по всем его обязательствам в отношении кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами.

ОАО «Восход-Каменец» зарегистрировано в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Брестским областным  исполнительным комитетом 24.07.2003 года за № 200193323 (Свидетельство о государственной регистрации коммерческой организации 04057 выдано Брестским областным исполнительным комитетом 07.08.2003 года).

Юридический адрес предприятия  в соответствии с Уставом: 225084, Республика Беларусь, Брестская область, Каменецкий район, д. Новоселки, ул. Капиноса, 1. Фактическое местонахождение соответствует юридическому адресу. Тел./факс 8 (01643) 41 3 78, 41 1 32, 41 1 41; email: voshod-kamenec@mail.ru.

Уставный фонд сформирован  в полном объеме – 4813,0 млн рублей и разделен на 9627252 простых именных  акций, доля государства – 0 % в общем  объеме, все акции принадлежат субъектам хозяйствования негосударственных форм собственности.

Предприятие специализируется на производстве молока, мяса КРС, зерновых и зернобобовых культур, картофеля, сахарной свеклы.

Общая земельная площадь  хозяйства на 01.01.2012 г. составила 6466 га, площадь сельскохозяйственных угодий 5920 га, в том числе пашня – 4637 га, сенокосы – 1235 га. Плодородие сельскохозяйственных угодий оценивается в 33,0 балла, пашня – 33,8 балла.

Среднесписочная численность  работников (без внешних совместителей  и граждан, выполняющих работу по гражданско-правовым договорам) на 01.04.2011 г. составляет 371 человек.

Руководство предприятия  большое значение придает своевременному обновлению основных средств, они изношены незначительно (на 36,81 %), что увеличивает  эффективность их использования  и снижает эксплуатационные расходы.

Наличие энергетических мощностей на 01.04.2012 г. – 18 тыс. л.с.

Предприятие обеспечено всем необходимым парком сельскохозяйственной техники, часть которой приобретена  в лизинг.

По состоянию на 01.04.2012 года кредиторская задолженность составляет 9220,0 млн рублей, краткосрочные кредиты и займы 1324,0 млн рублей, долгосрочные кредиты и займы 21489,0 млн рублей, прочие долгосрочные обязательства 2529,0 млн рублей.

Дебиторская задолженность (платежи по которой  ожидаются более чем через 12 месяцев  после отчетной даты) на 01.04.2012 года составила 43,0 млн рублей, дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты) на 01.04.2011 года составила 1126,0 млн рублей.

Экономическую характеристику любого хозяйства следует начинать с определения его специализации, так как одним из принципов рациональной организации производства на сельскохозяйственных предприятиях является углубление специализации и рациональное сочетание отраслей.

Специализация – это  форма общественного разделения труда, выраженная в преимущественном развитии той или иной отрасли, концентрации ресурсов на производство определенного вида продукции.

Цель специализации  сельскохозяйственных предприятий - создание условий для увеличения прибыли, объема производства продукции, снижение издержек, повышения производительности труда, улучшение качества продукции.

Среди различных форм специализации для каждого конкретного  хозяйства особенно важна внутрихозяйственная  специализация, т.е. общественное разделение труда внутри хозяйственных подразделений (ферм, бригад и пр.), специализация обуславливает производственное направление хозяйства, которое определяется главной и основными отраслями.

В каждом хозяйстве необходимо развивать те отрасли, которые соответствуют  его природным и экономическим условиям.

Прямой показатель, характеризующий  специализацию хозяйства, - структура  товарной продукции. Для анализа  специализации используют и косвенные  показатели: структуру валовой продукции, затрат труда, посевных площадей, поголовье  скота, основных производственных фондов. Наиболее объективную оценку специализации хозяйства и сочетание отраслей дает совместное изучение прямых и косвенных показателей.

Для определения специализации  анализируют данные за последние 3-5 лет. Валовую и товарную продукцию оценивают по действительным закупочным или сопоставимым ценам. Для оценки товарной продукции используют постоянные сопоставимые цены или цены фактической реализации продукции.

Специализация хозяйства  отражается в составе и структуре  товарной продукции, товаров, работ и услуг, показатели которых рассмотрены ниже в таблице 2.1.1.

 

Таблица 2.1.1 – Структура  товарной продукции ОАО «Восход-Каменец»

 

Культура

Товарная продукция

2009 г.

2010 г.

2011 г.

млн рублей

%

млн рублей

%

млн рублей

%

Зерновые и зернобобовые

832

6,5

1077

7,1

1174

6,9

Рапс 

43

0,3

71

0,5

9

0,1

Картофель

994

7,7

1389

9,1

2160

12,8

Сахарная свекла

1857

14,5

1746

11,4

1817

10,8

Другая продукция 

68

0,5

77

0,5

85

0,5

Итого по растениеводству

3794

29,5

4360

28,6

5245

31,1

Мясо КРС

2519

19,6

4270

28,0

2703

16,0

Лошади

8

0,1

15

0,1

14

0,05

Молоко 

5847

45,5

6022

39,5

8511

50,3

Рыба прудовая

58

0,5

68

0,4

77

0,5

Продукция животноводства собственного производства, реализованная  в переработанном виде

131

1,0

100

 

0,7

15

0,1

Другая продукция

5

0

9

0,1

10

0,05

Итого по животноводству

8568

66,7

10484

68,8

11330

67,0

Прочие товарно-материальные ценности, основные средства и прочие активы

364

2,8

-

-

-

-

Работы и  услуги на сторону

121

1,0

397

2,6

322

1,9

Итого по хозяйству:

12847

100

15241

100

16897

100


 

Примечание – Источник: собственная разработка.

 

Для определения уровня специализации  необходимо рассчитать коэффициент  специализации, воспользуемся следующей  формулой:

 

                                                  Кс = 100 / Уд ∙ (2n - 1),                                          (1)

 

где     Кс – коэффициент специализации;

Уд – удельный вес продукции, товаров, работ и услуг, отдельных отраслей в структуре реализации, %;

100 – сумма удельных весов продукции, товаров, работ и услуг, всего;

n – порядковый номер вида продукции, товаров, работ и услуг по занимаемому ею товарному весу, начиная с наивысшего.

 

Кс2009 = 100 / (45,5 ∙ 1 + 19,6 ∙ 3 + 14,5 ∙ 5 + 7,7 ∙ 7 + 6,5 ∙ 9 + 2,8 ∙ 11 + 1,0 ∙ 13 +

 

+ 0,5 ∙ 15 + 0,3 ∙ 17 + 0,1 ∙ 19) = 0,29,

 

Кс2010 = 100 ׃ (39,5 ∙ 1 + 28,0 ∙ 3 + 11,4 ∙ 5 + 9,1 ∙ 7 + 7,1 ∙ 9 + 2,6 ∙ 11 + 0,7 ∙ 13 +

 

 + 0,5 ∙ 15 + 0,4 ∙ 17 + 0,1 ∙ 19) = 0,28,

 

Кс2011 = 100 ׃ (50,3 ∙ 1 + 16,0 ∙ 3 + 12,8 ∙ 5 + 10,8 ∙ 7 + 6,9 ∙ 9 + 1,9 ∙ 11 + 0,5 ∙ 13+

 

+ 0,1 ∙ 15 + 0,05 ∙ 17) = 0,30

 

Значение коэффициента специализации:

    • менее 0,35 – низкая степень специализации;
    • 0,35–0,5 – средняя степень специализации;
    • 0,5–0,6 – высокая степень специализации.

Как видно из расчетов для ОАО «Восход-Каменец» коэффициент  специализации говорит о низком уровне специализации. Из таблицы 2.1.1 следует, что основной отраслью сельскохозяйственного производства в хозяйстве является животноводство, оно составляет 67,5 % денежной выручки от всей проданной продукции, товаров, работ и услуг (в среднем за три последних года). В ОАО «Восход-Каменец» основное направление сельскохозяйственного производства молочно-мясное. В структуре товарной продукции – молоко занимает 45,3 %, мясо КРС 21,1 % (в среднем за 3 года).

От специализации хозяйства  зависят размер и структура посевных площадей, а так же от государственного заказа на тот или иной вид продукции, внутрихозяйственной потребности в ней, конъюнктуры рынка, наличия земельных, трудовых и материальных ресурсов, экономической эффективности выращивания отдельных культур.

Важнейшей задачей анализа  посевных площадей является анализ увеличения или снижения их размеров под отдельными культурами и в целом, изучение источников и причин этих изменений с оценкой  положительного или отрицательного влияния, которое они могут оказать на развитие растениеводства в данном хозяйстве или районе. Этот анализ должен помочь и в определении возможного направления изменений в будущем. При таком анализе большую помощь оказывают показатели, характеризующие резервы увеличения пахотных земель за счет освоения малопродуктивных пастбищ и сенокосов и земель, еще не используемых в сельскохозяйственном производстве (осушение болот, раскорчевка и др.), а также за счет вовлечения в сельскохозяйственное производство перелогов, залежей, за счет сокращения чистых паров и т. д.

Информация о работе Управление социально-психологическим климатом в коллективе (на примере ОАО «Восход-Каменец» Каменецкого района Брестской области)»