Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 20:30, курсовая работа
Актуальность данной проблемы диктуется запросами практики, обусловленные усилившимся в наши дни коллективным характером человеческой деятельности и актуальными проблемами эффективности организации и управления людьми, регуляции развертывающихся между ними отношений, использования воспитательных и психотерапевтических воздействий. Основной целью исследования является изучение влияния стратегии поведения индивидов в конфликтных ситуациях на социально-психологический климат коллектива.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1. изучить теоретические основы формирования социально-психологического климата в организации;
2. рассмотреть социально-психологические факторы, стимулирующие эффективность профессиональной деятельности в коллективе;
3. проанализировать состояние социально-психологического климата на примере конкретной организации — ОАО «Восход-Каменец».
4. разработать содержание управленческой деятельности по формированию благоприятного психологического климата в данной организации
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….............................
4
1 СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В КОЛЛЕКТИВЕ……………...
6
1.1 Трудовой коллектив…………………………………………………………………..
6
1.2 Факторы, определяющие социально-психологический климат в коллективе……
9
1.3 Роль руководителя в формировании социально-психологического климата в коллективе…………………………………………………………………………………
12
2 ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО «ВОСХОД-КАМЕНЕЦ» КАМЕНЕЦКОГО РАЙОНА, ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА...
16
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика ОАО «Восход-Каменец»…………………………………………………………………..........................
16
2.2 Структурно-функциональный анализ системы управления………………………
27
2.3 Трудовые ресурсы и социально-психологический климат………………………...
29
3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА И ФОРМИРОВАНИЯ БЛАГОПРИЯТНОГО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КОЛЛЕКТИВЕ……………………………………………………………
35
3.1 Рекомендации по организации управленческой деятельности и формированию социально-психологического климата в коллективе…………………………………...
35
3.2 Социометрическая диагностика и улучшение социально-психологического климата в коллективе……………………………………………………………………..
39
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ…………………………………………..........................
44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………......
46
ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………………………....
47
Это бы меня вполне устроило |
Не знаю, не задумывался над этим |
Это бы меня совершенно не устроило |
12 человек |
3 человека |
0 человек |
нет, не мог бы |
не могу сказать, не задумывался |
да, мог бы |
10 человек |
4 человека |
0 человек |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
0 чел. |
0 чел. |
0 чел. |
0 чел. |
1 чел. |
2 чел. |
4 чел. |
5 чел. |
3 чел. |
Таким образом анализируя тест получается:
1) 60 % — очень нравится данная работа и та должность которую они занимают. Эти проценты говорят о том, что они всегда в курсе всех дел, любят принимать участие во всех дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызвать у них мигрень или даже хандру. Охотно берут слово по любому вопросу, даже если имеют о нем поверхностное представление. Всюду чувствуют себя в своей тарелке.
30 % — просто нравится эта работа. Эти люди любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомятся с новыми людьми. Бывает, вспыльчивы, но быстро отходят. Чего им недостает, так это усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами.
10 % — работа безразлична. То есть эти люди не заморачиваются по поводу отношений с коллегами. Они довольны лишь тем, что у них есть данная работа.
2) Если бы возникла возможность провести отпуск вместе с членами коллектива, сотрудники данной организации ответили следующим образом:
80 % — вполне бы устроило такое заманчивое предложение. Ведь с помощью каких либо выездных мероприятий, у работников появляется возможность больше общаться друг с другом, находить общие интересы и различные темы для разговоров. Благодаря таким событиям люди становятся ближе друг к другу, и работать сотрудникам становится интереснее. Создается благоприятная атмосфера между коллегами.
20 % — не задумывались над этим предложением. Это говорит о том что они замкнуты, неразговорчивы, предпочитают одиночество, поэтому у них мало друзей. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Но не ограничивайтесь только таким недовольством — в Вашей власти переломить эти особенности характера.
3) На вопрос «На сколько хорошо организована Ваша работа?» сотрудники ответили следующем образом:
- 30 % – работа организована хорошо
- 50 % – в общем не плохо. Хотя можно было бы сделать работу лучше, выполнять ее дружнее и сплоченнее.
- 20 % – затрудняются сказать. Это говорит о том, что у них нет доверия к своим коллегам из за чего и складывается мнение, что работа организована не лучшим образом.
4) «Пользуется ли Ваш
руководитель реальным
- 15 % – безусловно да. Сотрудникам нравится, как управляет руководитель они полностью ему доверяют и уверены в его действиях.
- 55 % – пожалуй да.
- 25 % – трудно сказать. Этот процент говорит о том, что работники этой организации не совсем доверяют своему руководителю и иногда не выполняют требования начальства.
- 5 % – пожалуй, нет. Они совершенно не уверены в своем руководителе и думаю, что они выполнят эту работу более качественно, нежели посоветует им руководитель.
Можно сделать вывод, что в ОАО «Восход-Каменец» не так уж все и плохо. Работники в основном дружелюбны, им нравится та должность, которую они занимают. Основная часть коллектива симпатичные и приятные на внешность люди, но в, то, же время есть и малоприятные которые создают не очень благоприятную атмосферу.
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1 Трудовой коллектив — группа трудящихся людей, объединённых общей работой, интересами и целями.
Коллектив является одним
из видов малой группы. Малые группы
могут быть разными по величине;
по характеру и структуре
2 Важнейшей проблемой в изучении социально-психологического климата является выявление факторов, которые его формируют. Наиболее важными факторами, определяющими уровень психологического климата производственного коллектива являются личность руководителя и система подбора и расстановки административных кадров, а также личностные качества руководителя, стиль и методы руководства, авторитет руководителя, а также индивидуальные особенности членов коллектива.
3 Важнейшая роль в формировании социально-психологического климата отводится руководителю организации или подразделения. На нем всегда лежит персональная ответственность за состояние психологической атмосферы в трудовом коллективе.
4 В ОАО «Восход-Каменец» коэффициент специализации говорит о низком уровне специализации, основной отраслью сельскохозяйственного производства в хозяйстве является животноводство, оно составляет 67,5 % денежной выручки от всей проданной продукции, товаров, работ и услуг (в среднем за три последних года). В ОАО «Восход-Каменец» основное направление сельскохозяйственного производства молочно-мясное. В структуре товарной продукции – молоко занимает 45,3 %, мясо КРС 21,1 % (в среднем за 3 года).
5 ОАО «Восход-Каменец» работает рентабельно. Это обеспечивается не только реализационными доходами, но и получением вне реализационных доходов (это главным образом значительные надбавки за качество поставляемой продукции). Положительную роль так же сыграло увеличение объёмов реализации более рентабельной продукции, а так же увеличение средне реализационных цен и снижение себестоимости продукции.
6 Таким образом, результаты проведённого анализа свидетельствуют о необходимости организации целенаправленной управленческой деятельности по формированию социально-психологического климата в коллективе.
Полученные данные обозначили основные направления работы руководителя, необходимые для оптимизации благоприятного социально-психологического климата в коллективе:
- улучшение взаимоотношений в коллективе,
- развитие системы повышения квалификации,
- снижение интенсивности нагрузок в трудовой деятельности,
- развитие уровня контактности и открытости внутри коллектива;
- развитие системы стимулирования и мотивации и т.д.
7 В ходе написания курсовой работы, после проведения исследования на предмет выявления уровня сформированности благоприятного социально-психологического климата в коллективе, составления проекта рекомендаций, проводились следующие мероприятия:
1. Была проведена встреча служащих администрации, где обсуждалась проблема сформированности благоприятного социально-психологического климата. Работники администрации высказали свои пожелания относительно мероприятий по данному проекту. В результате был намечен детальный план мероприятий.
2. Был осуществлен
двухдневный выезд всего коллек
В настоящий момент можно говорить о достижении следующих результатов:
- Происходит переоборудование одного из служебных помещений в комнату психологической разгрузки. К сожалению, пока не решился вопрос о приобретении и установке тренажёров.
- Коллектив администрации высоко оценил возможность организации совместного досуга с выездом, в настоящий момент планируется следующая поездка.
Соблюдение и выполнение
данных рекомендаций позволит предупредить
возникновение конфликтных
Таким образом, проведённое исследование и предложенные рекомендации имеют определенную практическую значимость и применимость. В перспективе постепенно планируется реализовать все предложенные рекомендации с учётом возникающих корректив и дополнений.
Можно сделать вывод, что в ОАО «Восход-Каменец» не так уж все и плохо. Работники в основном дружелюбны, им нравится та должность, которую они занимают. Основная часть коллектива симпатичные и приятные на внешность люди, но в, то, же время есть и малоприятные которые создают не очень благоприятную атмосферу.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Атаманчук Г.В. Управление: сущность, ценность, эффективность: учеб. пособие для вузов / Г.В. Атаманчук. — М.: Академический проект; Культура, 2006. — 328 с. 2 Беляцкий Н.П. Управление персоналом / Н.П. Беляцкий и др. — Мн.: Интерпрес-сервис, 2003. — 294 с. 3 Бизнес–План ОАО «Восход-Каменец» за 2011 г. 4 Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других / В.В. Бойко. — М.: Наука, 1996. — 154 с. 5 Васильев И.А., Магомед-Эминов
М.М. Мотивация и контроль 6 Веснин В.Р. Управление персоналом: учебное пособие / В.Р. Веснин. — М.: ТК Велби; Изд-во Проспект, 2006. — 240 с. 7 Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Экономистъ, 2006. — 670 с. 8 Внутрифирменное обучение // Управление персоналом. № 10. — 2002. С. 39–43 9 Годовой бухгалтерский отчет ОАО «Восход-Каменец» за 2009—2011 г.г. 10 Гришина Н.В. Психология конфликта. — СПб.: Питер, 2001. 11 Журавлёв П.В., Кулапов М.Н., Сухарев С.А. Мировой опыт в управлении персоналом. Обзор зарубежных источников. – Екатеринбург: Деловая книга, 1998. — 232 с. 12 Розанова В.А. Психология управленческой деятельности. – М.: Экзамен, 2003. – 192 с. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Главный инженер |
Прораб |
Главный бухгалтер |
Главный экономист |
Главный зоотехник |
Главный агроном |
Главный энергетик |
Цех механизации, ремонтная мастерская, автопарк |
Строительный цех, пилорама, ремонтно-строительная бригада |
Отдел бухгалтерского учета, финансов, отчетности и контроля |
Планово-экономический отдел |
Цех животноводства, 5 молочно-товарных ферм |
Цех растениеводства, 5 тракторно-полеводческих бригад |
Энергетическая служба | ||
Цех животноводства, лаборатория, отдел сбыта, механическая служба |
Рисунок 2.2 – Организационная
структура ОАО «Восход-Каменец»