Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 20:30, курсовая работа
Актуальность данной проблемы диктуется запросами практики, обусловленные усилившимся в наши дни коллективным характером человеческой деятельности и актуальными проблемами эффективности организации и управления людьми, регуляции развертывающихся между ними отношений, использования воспитательных и психотерапевтических воздействий. Основной целью исследования является изучение влияния стратегии поведения индивидов в конфликтных ситуациях на социально-психологический климат коллектива.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1. изучить теоретические основы формирования социально-психологического климата в организации;
2. рассмотреть социально-психологические факторы, стимулирующие эффективность профессиональной деятельности в коллективе;
3. проанализировать состояние социально-психологического климата на примере конкретной организации — ОАО «Восход-Каменец».
4. разработать содержание управленческой деятельности по формированию благоприятного психологического климата в данной организации
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….............................
4
1 СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В КОЛЛЕКТИВЕ……………...
6
1.1 Трудовой коллектив…………………………………………………………………..
6
1.2 Факторы, определяющие социально-психологический климат в коллективе……
9
1.3 Роль руководителя в формировании социально-психологического климата в коллективе…………………………………………………………………………………
12
2 ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО «ВОСХОД-КАМЕНЕЦ» КАМЕНЕЦКОГО РАЙОНА, ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА...
16
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика ОАО «Восход-Каменец»…………………………………………………………………..........................
16
2.2 Структурно-функциональный анализ системы управления………………………
27
2.3 Трудовые ресурсы и социально-психологический климат………………………...
29
3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА И ФОРМИРОВАНИЯ БЛАГОПРИЯТНОГО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КОЛЛЕКТИВЕ……………………………………………………………
35
3.1 Рекомендации по организации управленческой деятельности и формированию социально-психологического климата в коллективе…………………………………...
35
3.2 Социометрическая диагностика и улучшение социально-психологического климата в коллективе……………………………………………………………………..
39
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ…………………………………………..........................
44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………......
46
ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………………………....
47
- правилами и нормами охраны труда;
- должностями сотрудников и распределением обязанностей между ними;
- нормами служебного этикета.
Рассмотрим состав и
структуру персонала в
С целью анализа существующего
социально-психологического климата
в коллективе организации, а также
для определения возможных
- возрастная структура персонала;
- образовательная структура персонала;
- удовлетворённость работников профессиональной деятельностью и условиями труда;
- сформированность социально-психологического климата в коллективе.
Такие социально-демографические характеристики, как пол, возраст, образование имеют существенное значение в формировании социально-психологического климата коллектива.
Возрастная структура представлена на рисунке 2.3 в долевом соотношении к общей численности сотрудников (350 человек).
Рисунок 2.3 – Возрастная структура коллектива ОАО «Восход-Каменец» за 2011 год
Примечание – Источник: собственная разработка.
Возрастной состав группы определяет некоторые особенности формирования социально-психологического климата. Так, в молодежных коллективах социально-психологический климат зависит от возможностей и организации общения вне работы, потому что у молодежи повышенная потребность в общении, и в рабочее время она не удовлетворяется.
Если такой возможности нет или руководитель игнорирует эту проблему, то разобщенность в коллективе может возникнуть из-за наличия различных референтных групп «на стороне» у членов этого коллектива.
В коллективе людей старшего возраста также есть проблемы, связанные с возрастными изменениями личности, проявляющимися в ранимости, претензиях различного рода и т.п. Желательно, чтобы в коллективах разница в годах не превышала 15 лет, иначе возможно расслоение на «возрастные» группировки.
В данном случае коллектив разновозрастный, самую большую долю занимают работники в возрасте 31–40 лет (39 %), что достаточно характерно для многих предприятий. Меньше всего в коллективе людей в возрасте до 51–55 лет (11 %) и в возрасте 56–60 лет (6 %).
Разница в возрасте между членами коллектива в некоторых возрастных категориях превышает 15 лет. В данном коллективе действительно существует расслоение на возрастные группировки, что снижает возможность эффективного профессионального и межличностного общения.
Образовательная структура персонала (рисунок 2.4). Этот критерий также является показательным для проблематики данного исследования.
Работники, имеющие среднее, среднее специальное и высшее образование, значительно различаются по своему мировоззрению, системе сложившихся ценностей и взглядов, уровню притязаний, уровню самооценки и самокритичности, отношению к физическому и психическому здоровью. Рассмотрим образовательную структуру персонала ОАО «Восход-Каменец» в 2011 году.
Рисунок 2.4 – Образовательная структура персонала ОАО «Восход-Каменец» за 2011 год
Примечание – Источник: собственная разработка.
На основании представленных данных, видим, что в организации представлены различные образовательные уровни. Наибольшее количество занимает уровень высшего образования (78 %), специалисты со средним специальным образованием занимают вторую позицию (19 %), 2 % специалист с незаконченным высшим образованием.
С ростом уровня образования
социально-психологический
Распределение по половому признаку выглядит следующим образом: мужчины – 140 человек, женщины – 210 человек.
Коллектив преимущественно женский, что неизбежно влечёт за собой наличие личных конфликтов. Для мужчин в труде более важны: содержательность труда и престижность высокого заработка; для женщин — удобный режим работы и хорошие условия труда, а также хорошие отношения с руководящим составом. Это необходимо учитывать при разработке содержания управленческой деятельности по формированию благоприятного социально-психологического климата.
В соответствии с целью исследования, необходимо проанализировать удовлетворённость работников ОАО «Восход-Каменец» своей профессиональной деятельностью и условиями работы.
Для этого было проведено анкетирование по материалам Орла В.Е. [4, с. 109-116]. Анкета включала в себя вопросы, направленные на выявление общей удовлетворённости выбранной профессиональной деятельностью, удовлетворённости условиями работы, а также определение частоты негативных состояний, испытываемых в процессе трудовой деятельности.
При ответе на вопрос анкеты относительно удовлетворенности выбранной профессией, ответы распределились следующим образом (рисунок 2.5).
Рисунок 2.5 – Удовлетворённость персонала ОАО «Восход-Каменец» выбранной областью профессиональной деятельности
Примечание – Источник: собственная разработка.
На основании рисунка, видим, что полностью удовлетворены профессией — 25 %, скорее удовлетворены — 15 %, испытывают нечто среднее между удовлетворённостью и неудовлетворённостью — 35 %, скорее неудовлетворены — 15 % и совершенно неудовлетворены — 10 % опрошенных.
При ответе на вопрос, исследующий
удовлетворённость условиями
- размером заработной платы удовлетворены 15 % опрошенных;
- скорее удовлетворены – 50 % отпрошенных;
- затрудняются с ответом – 10 %;
- скорее неудовлетворены – 20 %;
- полностью неудовлетворены размером заработной платы – 5 %.
Основываясь на выводах, сделанных выше, мы сочли необходимым исследовать собственно социально-психологический климат в коллективе, с целью уточнения имеющихся проблем в отношениях внутри коллектива.
Изучение психологического климата в коллективе осуществлялись с помощью нескольких методов.
Психологический климат на эмоциональном уровне отражает сложившиеся в коллективе взаимоотношения, характер делового сотрудничества, отношение к значимым явлениям жизни. Для определения социально-психологического климата на эмоциональном уровне была использована методика Батаршева А.Н. «Определение психологического климата группы».
При обработке результатов методики мы получили следующие результаты (рисунок 2.6).
Рис. 2.6 – Оценка психологического климата в коллективе ОАО «Восход-Каменец»
Примечание – Источник: собственная разработка.
В соответствии с ключом методики, где:
- показатели от 0 до 39 баллов относятся к неблагоприятной оценке психологического климата,
- показатели от 38 до 58 – к средней оценке,
- показатели от 58 до 98 – к благоприятной оценке,
40 человек определили социально-психологический климат как неблагоприятный, 210 человек дали среднюю оценку климату в коллективе и 100 человек считают, что социально-психологический климат в организации благоприятен.
В целом, данный результат свидетельствует о наличии достаточно среднего, но в целом благоприятного психологического климата в коллективе.
Присутствует явное преобладание таких черт коллектива, как активность, доброжелательность, благополучие и умиротворённость. Тем не менее, напряжённость, тревожность, неуверенность в себе и других, а также пассивность, неудовлетворённость в данном коллективе существуют. Именно данные черты приводят к расхождению во мнениях и межличностным конфликтам, что вносит разлад в общий настрой коллектива.
Наибольшее неудовлетворение вызывает нетерпимость некоторых членов коллектива к мнению окружающих, отстаивание своего мнения в резкой, подчас обидной форме. В такие моменты коллектив разделяется на «соглашающихся» и «возмущённых».
Таким образом, результаты проведённого анализа свидетельствуют о необходимости организации целенаправленной управленческой деятельности по формированию социально-психологического климата в коллективе.
Полученные данные обозначили основные направления работы руководителя, необходимые для оптимизации благоприятного социально-психологического климата в коллективе:
- улучшение взаимоотношений в коллективе,
- развитие системы повышения квалификации,
- снижение интенсивности нагрузок в трудовой деятельности,
- развитие уровня контактности и открытости внутри коллектива;
- развитие системы стимулирования и мотивации и т.д.
В соответствии с названными направлениями, сформулируем в следующей главе рекомендации по организации управленческой деятельности в области формирования социально-психологического климата в коллективе.
3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА И ФОРМИРОВАНИЯ БЛАГОПРИЯТНОГО
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КОЛЛЕКТИВЕ
Главными направлениями в работе руководителя, направленной на формирование социально-психологического климата, должны стать:
- улучшение условий труда и отдыха;
- развитие содержания труда;
- развитие средств труда;
- развитие мотивации;
- изменение оплаты труда;
- система психологической разгрузки, снятия напряжения после рабочего дня и т.д.
Опираясь на теоретические
подходы к формированию межличностных
отношений в коллективе, а также
на основании результатов
Компетентность специалиста, умение быстро и эффективно решать проблемы клиента — фактор профессионального самосохранения. Поэтому важно повышать свое мастерство и квалификацию посредством самообразования в ходе практической деятельности, заимствования опыта у коллег, различными формами краткосрочной учебы - курсы, семинары, разовые программы и др. Одним из решающих факторов в повышении компетентности является индивидуальная познавательная мотивация - завтра знать и уметь лучше, чем сегодня [7, с. 39].