Управление социально-психологическим климатом в коллективе

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 18:29, курсовая работа

Краткое описание

Современный уровень развития производства и масштабные изменения в экономической и социальной сферах общества предъявляют повышенные требования к человеку в его профессиональной деятельности, возрастает значимость социальных последствий человеческих решений. Изменение социально-экономической ситуации потребовало существенной перестройки стратегии, тактики и психологии управления.

Файлы: 1 файл

1 ЧАСТЬ.doc

— 217.00 Кб (Скачать)

1 Теоретические  основы понятия «социально-психологический     климат»

 

    1. Понятие социально-психологического климата

 

Современный  уровень  развития  производства  и  масштабные  изменения  в экономической  и  социальной  сферах  общества  предъявляют  повышенные  требования  к человеку  в  его  профессиональной  деятельности,  возрастает  значимость  социальных последствий  человеческих  решений.  Изменение  социально-экономической  ситуации потребовало  существенной  перестройки   стратегии,  тактики  и  психологии  управления. Расширился спектр управленческих проблем, в котором особую актуальность и значимость приобретают  аспекты  эффективного  управления  социально-психологическим  климатом  в коллективе.  Выбор  руководителем  оптимальных  форм  взаимодействия  с  сотрудниками  и методов  воздействия  на  них  должен  основываться  на  знании  особенностей  восприятия людьми друг друга.

Важнейшей областью пространства социальных отношений  являются взаимодействия внутри  трудового  коллектива.  От  социально-психологической  атмосферы  в  коллективе, специфики  организационной  культуры  во  многом  зависит  не  только  эффективность совместной деятельности, которая выражается в экономических показателях, но и отношение сотрудников  к  своей  работе,  эмоциональный  настрой  и,  в  конечном  итоге, удовлетворенность работой. Социально-психологический климат играет существенную роль в  создании  корпоративной  культуры  и  повышении  эффективности  существования коллектива, объединенного общей целью.

Однако на многих предприятиях не  уделяют  должного внимания оценки социально- психологического  климата,  отсутствует  планирование  и  выстраивание  модели  управления им с учетом миссии организации.

В  настоящее  время  практически  отсутствуют  научные  разработки  по  исследованию социально-психологического климата в коллективе. Исследования этого феномена несколько затормозились по сравнению с 70–80-ми  годами  ХХ  столетия,  хотя   изучение  социально-психологического  климата является одним из наиболее востребованных практиками направлений работы.

Представляется  закономерным  возрастание   интереса  научных  исследователей  и практиков  к  изучению  социально-психологического  климата  и  управлению  им. В  научных публикациях  чаще  рассматриваются  достаточно  общие  вопросы,  связанные  с характеристикой  природы,  роли  и  факторов  социально-психологического  климата  в коллективах. Наибольшее количество исследований по  этой проблематике производилось в 80-е годы ХХ века. Сейчас возникло некоторое несоответствие между запросами практиков и теоретическими  разработками  в  области  изучения   социально-психологического  климата.

Интерес  практиков   к  данной  теме  диктуется,  в  частности,  и  возросшими  требованиями  к человеку  в  его  профессиональной  деятельности,  и  усложнением  взаимоотношений  в коллективе, и постоянным ростом личностных притязаний сотрудников.

Социально-психологический  климат это не только проблема сегодняшних социально-психологических  сложностей  корпоративной  культуры  организации,  но  одновременно  и проблема  решения  завтрашних, перспективных  задач,  связанных  с моделированием новых, более совершенных, чем прежде, человеческих отношений.  Формирование  благоприятного  социально-психологического  климата  коллектива является одним из главных условий эффективности совместной деятельности.

В  конце  50-х – начале  60-х  годов  было  проведено  значительное   количество исследований  по  изучению  отдельных  параметров  социально-психологического  климата трудового  коллектива.  Тогда  же  впервые  в  отечественной  науке  Н.С.  Мансуровым  был введен термин «психологический климат» [16, с. 13].

В  соответствии  с  точкой  зрения  психологов  К.К.  Платонова  и  Г.Г.  Голубева, социально-психологический климат – это «важнейший компонент психологического климата группы  в  целом»  [25, с. 185].  Социологи  Л.Н.  Коган  и  Т.А.  Улыбина  полагают,  что  понятие «социально-психологический  климат»  является  неотъемлемой  составной  частью  более общего понятия «социальный климат». В данном случае  социологи акцентируют внимание на социальном аспекте психологического климата. На наш взгляд, угол зрения социологов по изучению данной проблемы более широк.  

Существует  множество определений социально-психологического климата. Приведем несколько примеров: 

    1. «под  социально-психологическим  климатом  подразумевается преобладающая и относительно устойчивая  духовная атмосфера  или психический настрой коллектива, проявляющийся как в отношениях людей друг к другу, так и в их отношениях к общему делу» [13, с. 183];  
    2. «социально-психологический климат является одним из компонентов внутренней структуры группы, от которых зависит степень активности в достижении целей» [24, с. 192]; 
    3. «это  общий  эмоциональный  настрой  коллектива,  в  котором соединяются настроения людей, их душевные переживания и волнения, отношения людей друг к другу, к работе, к окружающим событиям. Главным, что образует психологический климат, является эмоциональное состояние коллектива» [26, с. 264].

Социально - психологический климат — интегральная характеристика системы межличностных отношений в группе, отражающая комплекс решающих психологических условий, которые либо обеспечивают, либо препятствуют успешному протеканию процессов группообразования и личностного развития.

Приведенные  выше  определения  сформулированы  в  основном  в   70-х  годах  ХХ столетия.  Социально-экономические  условия  в  настоящее  время  значительно  изменились, поэтому,  должен  измениться  и  подход  к  трактовке  понятия  социально-психологического климата как социальной категории.

Современные исследователи  предлагают  новое  толкование  социально–психологического  климата:  это  сочетание социально–психологического  состояния  отношений  в  коллективе,  характер  ценностных ориентаций,  взаимных ожиданий, имиджевые характеристики компании,  благожелательную атмосферу,  обеспечивающей  всем  членам  коллектива  условия  для  раскрытия  своих  сил  и возможностей.

Отличия  данного  определения  социально-психологического  климата заключается  в том,  что  оно  подразумевает  не  только  эмоциональное  и  психологическое  состояние  в коллективе,  атмосферу  отношений  между  его  членами,  но  и  учитывает  те  ценностные ориентации,  убеждения,  нравственные  установки,  которые присущи работникам организации.  Кроме  того,  безусловно,  в  этом  понятии  учитываются  имиджевые характеристики самой организации [8, c. 85].

Благоприятный социально-психологический климат в сообществе напрямую связан с уровнем социально-психологического развития последнего. В связи с этим определяющими признаками благоприятного социально-психологического климата являются отчетливо выраженные социально-психологические феномены межличностных отношений, которые свойственны именно группам типа коллектива. Таким образом, в качестве подобных показателей выступают:

    • высокий уровень информированности всех членов группы о целях и задачах совместной деятельности;
    • высокая степень опосредствования межличностных отношений (в том числе и взаимооценивания в сообществе) целями и содержанием групповой просоциальной активности,
    • существенная выраженность действенной групповой эмоциональной идентификации,
    • адекватная атрибуция ответственности за успехи и неудачи в групповой деятельности,
    • высокий показатель взаимности в сфере аттракционных и референтных отношений,
    • высокий показатель ценностно-ориентационного и предметно-ценностного единства,
    • способность и готовность членов группы к проявлению личностного самоопределения и т. п.

Признаками  неблагоприятного социально – психологического климата являются:

    • недоверие друг к другу;
    • недоброжелательная и личная критика;
  • недостаточная информированность членов коллектива о его задачах и состоянии дел при их выполнении;
  • отсутствие свободного выражения собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всего коллектива;
    • низкая лояльность:
    • нетерпимость к чужому мнению;
    • низкая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи.

Благоприятный социально-психологический климат выступает в качестве одного из решающих факторов эффективности групповой деятельности. Во многом это определяется групповой совместимостью и согласованностью. Достаточно жестко социально-психологический климат связан и со стилем руководства и лидерства в группе и организации. Понятно, что директивный и попустительский стили управления вряд ли могут быть оценены как поддерживающие позитивную психологическую атмосферу в группе. Единственной альтернативой им выступает демократический стиль руководства и лидирования, базирующийся на подлинном сотрудничестве каждого с каждым.

В то же время  в группах низкого уровня развития социально-психологический климат нередко внешне может быть расценен как благоприятный, хотя на самом деле обеспечивающие его благодушие и успокоенность не только не стимулируют реальную деятельностную активность, но и препятствуют эффективному выполнению групповой работы. В специальной психологической литературе достаточно часто в качестве синонимов термина «социально-психологический климат» употребляются такие словосочетания как «нравственно-психологический климат», «морально-психологический климат», «психологический климат», «психологическая атмосфера» и т. п. Подобная подмена, конечно, возможна на страницах, например, научно-популярных и научно-публицистических изданий, но неправомерна, когда дело касается собственно научных публикаций — в этом случае для обозначения той психологической реальности, о которой идет речь, применим лишь один термин — «социально-психологический климат группы».

Cущность каждого человека открывается только в связях с другими людьми и реализуется в формах коллективного взаимодействия, в процессах общения, через взаимоотношения человек осознает свою общественную ценность.

Таким образом, самооценка выступает  в качестве группового эффекта, как  одна из форм проявления социально-психологического климата. Оценка своего положения в системе общественных отношений и личных связей порождает чувство большей или меньшей удовлетворенности собой и другими.

Переживание взаимоотношений  отражается на настроениях, вызывает улучшение или ухудшение психологического самочувствия человека. Посредством подражания, заражения, внушения, убеждения различные настроения в коллективе распространяются на всех людей и, вторично отражаясь в их сознании, создают психологический фон коллективной жизни. Психологическое самочувствие и настроение, характеризуя психическое состояние людей, свидетельствует о качестве социально – психологического климата в коллектива. Самооценка, самочувствие и настроение – это социально-психологические явления, целостная реакция на воздействие микросреды и всего комплекса условий деятельности человека в коллективе. Они выступают как субъективные формы проявления социально – психологического климата.

Любой человек  уже в силу своего присутствия  в социальной групп, а тем более  участвуя в совместном труде, оказывает влияние на многие сферы жизни коллектива, в том числе на социально-психологический климат. Люди оказывают положительное или отрицательное воздействие на самочувствие окружающих в зависимости от их социально-психологических и индивидуально-психологических свойств. К социально-психологическим свойствам личности, оказывающим положительное влияние на формирование социально-психологического климата относятся принципиальность, ответственность, дисциплинированность, активность в межличностных и межгрупповых отношениях, общительность, культа поведения, тактичность. Отрицательное влияние на климат оказывают люди непоследовательные, эгоистичные, бестактные и т.д. На самочувствие людей и через него на общий климат коллектива оказывают влияние и особенности психических процессов (интеллектуальных, эмоциональных, волевых), а также темперамента и характера членов коллектива. Кроме того, важную роль играет подготовка человека к труду, то есть его знания, умения и навыки. Высокая профессиональная компетентность человека вызывает уважение, она может служить примером для других и тем самым способствовать росту мастерства работающих с ним людей.( Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н. Социально-психологический климат коллектива и личность.- М.: Мысль, 1998)

По своему значению социально – психологический  климат близок к понятию сплоченности коллектива, под которым понимается степень эмоциональной приемлемости, удовлетворенности отношениями между членами группы. Сплоченность коллектива складывается на основе близости представлений работников по существенным вопросам жизнедеятельности их коллектива.

Социально-психологический  климат коллектива всегда характеризуется специфической для совместной деятельности людей атмосферой психического и эмоционального состояния каждого его участника, индивида и несомненно зависит от общего состояния окружающих его людей. В свою очередь атмосфера той или иной общности или группы проявляется через характер психической настроенности людей, которая может быть деятельной или созерцательной, жизнерадостной или пессимистичной, целеустремленной или анархичной, будничной или праздничной и т.д.

Информация о работе Управление социально-психологическим климатом в коллективе