Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 13:26, реферат
Цель исследования: изучение социально – психологического климата в трудовом коллективе.
Задачи исследования:
1. Выявить социально – психологический климат в трудовом коллективе.
2. Оценить предрасположенности личности к конфликтному поведению и самооценки мотивации одобрения.
Лабораторная
работа
Изучение
социально – психологического климата
в трудовом коллективе
Цель исследования: изучение социально – психологического климата в трудовом коллективе.
Задачи исследования:
1. Выявить социально – психологический климат в трудовом коллективе.
2. Оценить предрасположенности личности к конфликтному поведению и самооценки мотивации одобрения.
Объект исследования: трудовой коллектив.
Предмет
исследования: мотивация в трудовом
коллективе.
Исследование проводилось в трудовом коллективе МБДОУ № 24 «Берёзка».
Штат МБДОУ составляет 31 человек. Структура по категориям работников представлена. (Приложение №1)
Возрастной состав членов коллектива: от 23 до 60 лет.
Образование:
среднее - специальное и высшее.
Исследование
проводилось в два этапа. На первом
этапе путем собеседования (анкетирования)
в естественных условиях была выявлена
напряженность социально-
Была применена анкета для изучения потребностей работников в своей организации составлена на базе теорий А. Маслоу и Д. Мак.Клеланда, используя реальные факторы мотивации и стимулирования. Данная анкета не является универсальной, рекомендуется модифицировать под собственные нужды. (Приложение №2)
Также
на первом этапе исследования была
применена анкета
для выявления морального
климата коллектива. (Приложение №3)
На
втором этапе был применен метод
тестирования, в рамках которого применялись
две методики: диагностики
В рамках метода тестирования были применены две методики: методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса и методика диагностики самооценки мотивации одобрения Д. Марлоу и Д. Крауна.
1. Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению. (Приложение №4)
В
нашей стране тест адаптирован Гришиной
Н.В. для изучения личностной предрасположенности
к конфликтному поведению. В своем
подходе к изучению конфликтных
явлений К.Томас делал акцент
не только на разрешение конфликтов, а
на управление ими. В соответствии с
этим, К.Томас считает нужным сконцентрировать
внимание на том, какие формы поведения
в конфликтных ситуациях
Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях К. Томас применяет двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими измерениями в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Соответственно этим двум основным измерениям К. Томас выделяет следующие способы урегулирования конфликтов: конкуренции (соревнования), приспособления, компромисс, избегание, сотрудничество.
В своем опроснике по выявлению типичных форм поведения К. Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов двенадцатью суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных ситуациях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения.
2. Методика диагностики самооценки мотивации одобрения Д. Марлоу и Д. Крауна. (Приложение №5)
Методика
диагностики самооценки мотивации
одобрения используется для оценки
правдивости высказываний испытуемых.
Чем выше итоговый показатель «мотивация
одобрения» по шкале получают респонденты,
тем выше у них готовность представить
себя перед другими как полностью
соответствующего социальным нормам.
Низкие показатели могут свидетельствовать
как о непринятии традиционных норм,
так и об излишней требовательности
к себе.
Обработка и интерпретация полученных данных
В
результате проведенного наблюдения было
установлено, что социально-психологический
климат в данном трудовом коллективе напряженный.
Персонал среднего звена считает, что
делает некоторые виды работ, которые
не входят в их функциональные обязанности,
но недовольство этим проявляют только
в своем кругу. Обращаться в вышестоящие
инстанции считают неперспективным, бесполезным.
Отсюда зреет недовольство, которое накапливается
и периодически выплескивается друг на
друга. (Приложение № 6,7)
Для
изучения стратегии поведения, которые
используют члены данного трудового коллектива,
был применен тест описания поведения
К. Томаса. В результате было установлено,
что респонденты используют в своей деятельности
практически все стратегии поведения.
Но наибольшее количество баллов у большинства
респондентов (19 из 31) приходится на тактику
избегания, ухода от конфликта; у 4-х из
респондентов преобладает тактика приспособления,
и по 4-х тактика компромисса и сотрудничества.
(Приложение № 8)
Полученные
данные позволили предположить, что
использование тактики
Результаты этого теста показали, что у 16 человек высокие показатели (от 13 до 18 баллов), 8 человек (10 - 12 баллов ), 3 человека (9 баллов), 2 человека (8 баллов). (Приложение № 9)
Это
говорит о довольно высокой потребности
в одобрении у большинства
респондентов.
По итогам экспериментального исследования можно сказать, что высокая потребность в одобрении у членов данного коллектива ведет к формированию у них избегательной тактики поведения в конфликтной ситуации, что в свою очередь ведет к накоплению негативных эмоций, взаимных негативных оценок, неспособности отстоять свое мнение, что отражается на социально-психологическом климате коллектива и его мотивации.
Таким
образом, подтверждается, что мотивация
в коллективе - это основной фактор
который дает стимул сотрудникам
для профессиональной трудовой деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
При достижении поставленной цели было проведено экспериментальное исследование, включавшее, диагностику стратегий поведения в конфликтной ситуации членов первичного трудового коллектива по методике К. Томаса, измерение мотивации к одобрению членов коллектива с помощью методики Д. Марлоу и Д. Крауна.
Наблюдение
обнаружило напряженность и преобладание
негативных эмоций в отношениях в
коллективе. Тестирование выявило, что
преобладающей стратегией поведения
в конфликтной ситуации в коллективе
является избегание и что большинству
членов коллектива свойствен высокий
уровень потребности в
В
результате проведенного анализа была
обнаружена взаимосвязь между выбором
стратегии избегания и
Список литературы
Андреева Г.М., Социальная психология. - М., 2003.
Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н., Социально-психологический климат коллектива и личность.-М.: Мысль, 2004.
Василюк Ф.Е., Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2001.
Гришина Н.В., Закономерности возникновения межличностных производственных конфликтов. Автореферат канд. дисс.- Л., 2008.
Гришина
Н.В. Социально-психологические
Донцов А.И., Психология коллектива.-М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002 .
Ершов А.А., Личность и коллектив: Межличностные конфликты в коллективе, их разрешение. - Л., 2003 .
Дятлов В.А., Кибанов А.Я., Одегов Ю.Г., Пихало В.Т. Управление персоналом: Учебник для вузов.- М.: Академия, 2000.
Егоршин Л.П, Основы управления персоналом: Учебное пособие. - Новгород:НИМБ, 2003.
Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2002.
Кричевский
Р.Л., Дубовская Е.М., Психология малой группы:
Теоретический и прикладной аспекты. -
М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991.
Приложение
№1
Описание
работников
№
п/п |
Пол | Возраст | Должность | Образование |
1 | жен | 45 | Зав. детским садом | Высшее |
2 | жен | 38 | Методист | Высшее |
3 | жен | 50 | Воспитатель | Среднее-специальное |
4 | жен | 35 | Воспитатель | Высшее |
5 | жен | 32 | Воспитатель | Высшее |
6 | жен | 41 | Воспитатель | Среднее |
7 | жен | 43 | Воспитатель | Средне-специальное |
8 | жен | 55 | Воспитатель | Средне-специальное |
9 | жен | 50 | Воспитатель | Средне-специальное |
10 | жен | 23 | Воспитатель | Высшее |
11 | жен | 30 | Воспитатель | Высшее |
12 | жен | 36 | Воспитатель | Высшее |
13 | жен | 28 | Воспитатель | Высшее |
14 | жен | 33 | Воспитатель | Высшее |
15 | жен | 52 | Воспитатель | Высшее |
16 | жен | 54 | Воспитатель | Высшее |
17 | жен | 46 | Воспитатель | Высшее |
18 | жен | 40 | Воспитатель | Средне-специальное |
19 | жен | 47 | Воспитатель | Средне-специальное |
20 | жен | 42 | Воспитатель | Средне-специальное |
21 | жен | 45 | Пом. воспитателя | Средне-специальное |
22 | жен | 40 | Пом. воспитателя | Средне-специальное |
23 | жен | 30 | Пом. воспитателя | Средне-специальное |
24 | жен | 50 | Пом. воспитателя | Средне-специальное |
25 | жен | 43 | Пом. воспитателя | Средне-специальное |
26 | жен | 32 | Пом. воспитателя | Средне-специальное |
27 | жен | 31 | Пом. воспитателя | Средне-специальное |
28 | жен | 29 | Пом. воспитателя | Средне-специальное |
29 | жен | 30 | Пом. воспитателя | Средне-специальное |
30 | жен | 50 | Зав.хоз | Средне-специальное |
31 | муж | 55 | Плотник | Среднее |
Приложение №2
Анкета
для изучения потребностей
работников в своей
организации
1.
Ваша специальность и
2. Образование: среднее, высшее, последипломное (нужное подчеркнуть);
3. Пол: муж./жен. (нужное подчеркнуть);
4. Возрастная категория: до 25 лет; от 26 до 35 лет; от 36 до 45 лет, 46–60 лет и старше (нужное подчеркнуть);
5.
Стаж работы на предприятии/
6.
Какие мотивы побуждают вас
к трудовой деятельности (отметьте
любым знаком все устраивающие
вас варианты или впишите свои)
а) материальные:
-потребность
постоянного получения
-вознаграждение за выслугу лет, по итогам работы за год;
-другие поощрения и выплаты (премии);
-другие, неденежные вознаграждения (путевки, проездные билеты)
_________________________
б) безопасности и защищенности:
-гарантии
занятости (уверенность в
-обучение
на различных курсах при
-гарантии социального характера (отпуск, поддержка при болезни);
-другие
______________________________
в) карьера:
-планируете
ли вы свою карьеру
-известно ли вам о планировании вашей карьеры руководством;
-хотите
ли вы поменять свой
-хотите ли вы работать по другой специальности;
г) социальные:
-многолетняя привычка работать в данном коллективе;
Информация о работе Изучение социально – психологического климата в трудовом коллективе