Изучение социально – психологического климата в трудовом коллективе

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 13:26, реферат

Краткое описание

Цель исследования: изучение социально – психологического климата в трудовом коллективе.
Задачи исследования:
1. Выявить социально – психологический климат в трудовом коллективе.
2. Оценить предрасположенности личности к конфликтному поведению и самооценки мотивации одобрения.

Файлы: 1 файл

Лабораторная работа по психологии управления.docx

— 56.33 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Лабораторная  работа 

     Изучение  социально – психологического климата  в трудовом коллективе 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Цель  исследования: изучение социально – психологического климата в трудовом коллективе.

     Задачи  исследования:

     1. Выявить социально – психологический климат в трудовом коллективе.

     2. Оценить предрасположенности личности к конфликтному поведению и самооценки мотивации одобрения.

     Объект  исследования: трудовой коллектив.

     Предмет исследования: мотивация в трудовом коллективе.  

     Исследование  проводилось в трудовом коллективе МБДОУ № 24 «Берёзка».

     Штат  МБДОУ составляет 31 человек. Структура  по категориям работников представлена. (Приложение №1)

     Возрастной  состав членов коллектива: от 23 до 60 лет.

     Образование: среднее - специальное и высшее. 

     Исследование  проводилось в два этапа. На первом этапе путем собеседования (анкетирования) в естественных условиях была выявлена напряженность социально-психологического климата, преобладание отрицательных  эмоций в общении между членами коллектива.

     Была  применена анкета для изучения потребностей работников в своей организации составлена на базе теорий А. Маслоу и Д. Мак.Клеланда, используя реальные факторы мотивации и стимулирования. Данная анкета не является универсальной, рекомендуется модифицировать под собственные нужды. (Приложение №2)

     Также на первом этапе исследования была применена анкета для выявления морального климата коллектива. (Приложение №3) 

     На  втором этапе был применен метод  тестирования, в рамках которого применялись  две методики: диагностики предрасположенности  личности к конфликтному поведению  К. Томаса и диагностики самооценки мотивации одобрения Д. Марлоу и Д. Крауна.

     В рамках метода тестирования были применены  две методики: методика диагностики  предрасположенности личности к  конфликтному поведению К. Томаса и  методика диагностики самооценки мотивации  одобрения Д. Марлоу и Д. Крауна.

     1. Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению. (Приложение №4)

     В нашей стране тест адаптирован Гришиной Н.В. для изучения личностной предрасположенности  к конфликтному поведению. В своем  подходе к изучению конфликтных  явлений К.Томас делал акцент не только на разрешение конфликтов, а  на управление ими. В соответствии с  этим, К.Томас считает нужным сконцентрировать внимание на том, какие формы поведения  в конфликтных ситуациях характерны для людей, какие из них являются более продуктивными или деструктивными, каким образом возможно стимулировать продуктивное поведение.

     Для описания типов поведения людей  в конфликтных ситуациях К. Томас  применяет двухмерную модель регулирования  конфликтов, основополагающими измерениями  в которой являются кооперация, связанная  с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Соответственно этим двум основным измерениям К. Томас выделяет следующие способы урегулирования конфликтов: конкуренции (соревнования), приспособления, компромисс, избегание, сотрудничество.

     В своем опроснике по выявлению типичных форм поведения К. Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов двенадцатью суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных ситуациях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения.

     2. Методика диагностики  самооценки мотивации  одобрения Д. Марлоу и Д. Крауна. (Приложение №5)

     Методика  диагностики самооценки мотивации  одобрения используется для оценки правдивости высказываний испытуемых. Чем выше итоговый показатель «мотивация одобрения» по шкале получают респонденты, тем выше у них готовность представить  себя перед другими как полностью  соответствующего социальным нормам. Низкие показатели могут свидетельствовать  как о непринятии традиционных норм, так и об излишней требовательности к себе.  

     Обработка и интерпретация  полученных данных

     В результате проведенного наблюдения было установлено, что социально-психологический климат в данном трудовом коллективе напряженный. Персонал среднего звена считает, что делает некоторые виды работ, которые не входят в их функциональные обязанности, но недовольство этим проявляют только в своем кругу. Обращаться в вышестоящие инстанции считают неперспективным, бесполезным. Отсюда зреет недовольство, которое накапливается и периодически выплескивается друг на друга. (Приложение № 6,7) 

     Для изучения стратегии поведения, которые  используют члены данного трудового коллектива, был применен тест описания поведения К. Томаса. В результате было установлено, что респонденты используют в своей деятельности практически все стратегии поведения. Но наибольшее количество баллов у большинства респондентов (19 из 31) приходится на тактику избегания, ухода от конфликта; у 4-х из респондентов преобладает тактика приспособления, и по 4-х тактика компромисса и сотрудничества. (Приложение № 8) 

     Полученные  данные позволили предположить, что  использование тактики избегания  может быть вызвано потребностью в признании, стремлением соответствовать  одобряемому авторитетом образцу  поведения. В связи с этим респондентам был предложен тест Д. Марлоу и Д. Крауна «Диагностики самооценки мотивации одобрения»

     Результаты этого теста показали, что у 16 человек высокие показатели (от 13 до 18 баллов), 8 человек (10 - 12 баллов ), 3 человека (9 баллов), 2 человека (8 баллов). (Приложение № 9)

     Это говорит о довольно высокой потребности  в одобрении у большинства  респондентов. 

     По  итогам экспериментального исследования можно сказать, что высокая потребность  в одобрении у членов данного  коллектива ведет к формированию у них избегательной тактики поведения в конфликтной ситуации, что в свою очередь ведет к накоплению негативных эмоций, взаимных негативных оценок, неспособности отстоять свое мнение, что отражается на социально-психологическом климате коллектива и его мотивации.

     Таким образом, подтверждается, что мотивация  в коллективе - это основной фактор который дает стимул сотрудникам  для профессиональной трудовой деятельности. 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ: 

     При достижении поставленной цели было проведено экспериментальное исследование, включавшее, диагностику стратегий поведения в конфликтной ситуации членов первичного трудового коллектива по методике К. Томаса, измерение мотивации к одобрению членов коллектива с помощью методики Д. Марлоу и Д. Крауна.

     Наблюдение  обнаружило напряженность и преобладание негативных эмоций в отношениях в  коллективе. Тестирование выявило, что  преобладающей стратегией поведения  в конфликтной ситуации в коллективе является избегание и что большинству  членов коллектива свойствен высокий  уровень потребности в одобрении.

     В результате проведенного анализа была обнаружена взаимосвязь между выбором  стратегии избегания и мотивацией к социально одобряемому поведению. Высокая мотивация на социальное одобрение вызывает выбор в качестве ведущей стратегии поведения  в конфликте избегание, не позволяющей  конструктивно разрешать конфликты. Это, в итоге, ведет к накоплению и росту напряженности и негативных эмоций в отношениях, формированию неблагоприятного социально-психологического климата, плохой мотивации руководства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  литературы

     Андреева  Г.М., Социальная психология. - М., 2003.

     Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н., Социально-психологический  климат коллектива и личность.-М.: Мысль, 2004.

     Василюк Ф.Е., Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2001.

     Гришина Н.В., Закономерности возникновения  межличностных производственных конфликтов. Автореферат канд. дисс.- Л., 2008.

     Гришина Н.В. Социально-психологические конфликты  и совершенствование взаимоотношений  в коллективе.// Социально-психологические  проблемы производственного коллектива / Под ред. Шороховой Е.В.- М., 1999.

     Донцов  А.И., Психология коллектива.-М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002 .

     Ершов А.А., Личность и коллектив: Межличностные  конфликты в коллективе, их разрешение. - Л., 2003 .

     Дятлов  В.А., Кибанов А.Я., Одегов Ю.Г., Пихало В.Т. Управление персоналом: Учебник для вузов.- М.: Академия, 2000.

     Егоршин Л.П, Основы управления персоналом: Учебное пособие. - Новгород:НИМБ, 2003.

     Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2002.

     Кричевский  Р.Л., Дубовская Е.М., Психология малой группы: Теоретический и прикладной аспекты. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991. 
 
 
 
 
 
 
 

     Приложение  №1 

     Описание  работников 

п/п

Пол Возраст      Должность      Образование
     1 жен      45 Зав. детским  садом      Высшее
     2 жен      38      Методист      Высшее
     3 жен      50      Воспитатель Среднее-специальное
     4 жен      35      Воспитатель      Высшее
     5 жен      32      Воспитатель      Высшее
     6 жен      41      Воспитатель      Среднее
     7 жен      43      Воспитатель Средне-специальное
     8 жен      55      Воспитатель Средне-специальное
     9 жен      50      Воспитатель Средне-специальное
     10 жен      23      Воспитатель      Высшее
     11 жен      30      Воспитатель      Высшее
     12 жен      36      Воспитатель      Высшее
     13 жен      28      Воспитатель      Высшее
     14 жен      33      Воспитатель      Высшее
     15 жен      52      Воспитатель      Высшее
     16 жен      54      Воспитатель      Высшее
     17 жен      46      Воспитатель      Высшее
     18 жен      40      Воспитатель Средне-специальное
     19 жен      47      Воспитатель Средне-специальное
     20 жен      42      Воспитатель Средне-специальное
     21 жен      45      Пом. воспитателя Средне-специальное
     22 жен      40      Пом. воспитателя Средне-специальное
     23 жен      30      Пом. воспитателя Средне-специальное
     24 жен      50      Пом. воспитателя Средне-специальное
     25 жен      43      Пом. воспитателя Средне-специальное
     26 жен      32      Пом. воспитателя Средне-специальное
     27 жен      31      Пом. воспитателя Средне-специальное
     28 жен      29      Пом. воспитателя Средне-специальное
     29 жен      30      Пом. воспитателя Средне-специальное
     30 жен      50      Зав.хоз Средне-специальное
     31 муж      55      Плотник      Среднее
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Приложение  №2

     Анкета  для изучения потребностей работников в своей  организации 

     1. Ваша специальность и занимаемая  должность (вписать) ______________;

     2. Образование: среднее, высшее, последипломное (нужное подчеркнуть);

     3. Пол: муж./жен. (нужное подчеркнуть);

     4. Возрастная категория: до 25 лет;  от 26 до 35 лет; от 36 до 45 лет, 46–60 лет  и старше (нужное подчеркнуть);

     5. Стаж работы на предприятии/общий  стаж работы _____ /______ лет;

     6. Какие мотивы побуждают вас  к трудовой деятельности (отметьте  любым знаком все устраивающие  вас варианты или впишите свои):

     а) материальные:

     -потребность  постоянного получения заработной  платы;

     -вознаграждение  за выслугу лет, по итогам  работы за год;

     -другие  поощрения и выплаты (премии);

     -другие, неденежные вознаграждения (путевки, проездные билеты)

     ______________________________________;

     б) безопасности и защищенности:

     -гарантии  занятости (уверенность в занятости );

     -обучение  на различных курсах при поддержке  фирмы;

     -гарантии  социального характера (отпуск, поддержка  при болезни);

     -другие ______________________________________;

     в) карьера:

     -планируете  ли вы свою карьеру самостоятельно;

     -известно  ли вам о планировании вашей  карьеры руководством;

     -хотите  ли вы поменять свой должностной  статус;

     -хотите  ли вы работать по другой  специальности;

     г) социальные:

     -многолетняя  привычка работать в данном  коллективе;

Информация о работе Изучение социально – психологического климата в трудовом коллективе