Социально-психологический климат педагогического коллектива, обеспечивающий профессиональное и личностное развитие педагога

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 21:23, реферат

Краткое описание

Взаимоотношения людей в процессе совместной деятельности, которой каждый человек посвящает значительную часть своей жизни, всегда вызывает особый интерес и внимание.
Современному руководителю необходимо устанавливать контакт со своими подчиненными, а это - большое искусство. Ведь работники - не роботы, которые по первому распоряжению выполняют приказы своего начальника. Все мы - живые люди со своими чувствами и проблемами.

Файлы: 1 файл

статья.docx

— 25.22 Кб (Скачать)

Социально-психологический  климат педагогического  коллектива, обеспечивающий профессиональное и  личностное развитие педагога.

       Взаимоотношения  людей  в   процессе  совместной  деятельности, которой  каждый  человек   посвящает значительную  часть   своей  жизни, всегда  вызывает  особый  интерес  и  внимание.

              Современному  руководителю  необходимо  устанавливать  контакт  со  своими  подчиненными, а  это  - большое  искусство.  Ведь  работники  -  не  роботы, которые   по  первому  распоряжению  выполняют  приказы  своего  начальника.  Все  мы  -  живые   люди  со  своими  чувствами   и  проблемами.

       И  с  каждым  членом педагогического  коллектива  необходимо  устанавливать   теплые  отношения, создавать   благоприятный  социально-психологический   климат, ведь  именно  такие   действия  -  залог профессионального  роста, творческого потенциала, стабильной  работы учреждения, а, следовательно,  и повышения качества образования. 

    Среди образовательных учреждений  вряд ли можно найти такое,  в котором администрация была  бы довольна достигнутыми результатами  на все 100%, а сотрудники чувствовали  себя в коллективе максимально  комфортно

Три года назад мы совместно с нашей  психологической службой провели  исследование по изучению социально  – психологического климата в  нашем образовательном учреждении. Нам очень важно было знать, какие  социально-психологические процессы протекают в коллективе, уметь  их регулировать, находить причины  неудовлетворенности членов коллектива.

   Для этого была использована  социометрическая  методика.

       Джона  Морено.

              В управленческой практике эта  методика широко используется  руководителями, так как полученная  информация о группе позволяет  корректировать социально - психологическую  и воспитательную работу в  трудовом коллективе.

       С помощью социометрической методики  мы определили:

       1.  положение каждого  члена коллектива  в структуре межличностных  отношений;

       2.    выявили   неформальных  лидеров  и   отверженных;

       3.  выявили благоприятность  психологического  климата, а также   УБВ  (уровень  благоприятности  взаимоотношений);

       4.  определили  коэффициент удовлетворенности   своим положением  в группе для  каждого члена  коллектива.

  Результаты  были не утешительные и заставили  нас задуматься о принятии мер, которые  бы улучшили социально – психологический  климат в педагогическом коллективе и создали условия для профессионального  и личностного развития педагогов.

       Однако на пути в  работе  по созданию благоприятного социально  – психологического климата в  педагогическом коллективе встал  ряд барьеров характерных для  каждого коллектива:

       1.  Высокий   уровень  напряженности   в  коллективе.  Трудно  рассчитывать  на  энтузиазм   и  существенную  поддержку  со  стороны  коллектива, охваченного  страхами, недовольством.

       2.  Недостаточная   заинтересованность  значительной  части   педагогов   в  проводимых  преобразованиях.  Часто  люди  просто  не  видят,  чем  конкретно   для  них   будет  выгодна   работа  в   новых  условиях.

       3.  Низкий уровень   доверия  между  администрацией  и педагогами.

       4. Хроническая усталость  педагогов от напряжённого  труда, изобилия  мероприятий, проверок, жалоб родителей  и конфликтов внутреннего  и внешнего характера.      

 Всё  это  значительно затрудняло  деятельность в данном направлении. 

Нами  была создана инициативная группа, которая и вела всю работу по данному  направлению совместно с административной группой и психологической службой  учреждения.

        В современных условиях, когда человеческий ресурс становится основным ресурсом  коллектива, тем более, когда мы говорим о педагогическом коллективе, женском коллективе, работающим с детьми дошкольного возраста,  важное значение приобретает деятельность каждого члена коллектива.  Находясь в организации, любой руководитель вынужден считаться с нормами и правилами той рабочей группе, к которой он принадлежит. И в первую инициативная группа обратилась к понятию корпоративной педагогической этике.

    В организационной психологии и теории управления сегодня нет, пожалуй, более  широко исследуемого конструкта, чем  понятие корпоративной  культуры. И это - отнюдь не «дань моде», а  отражение той реальной роли, которую  играет организационная культура как  системный фактор эффективного менеджмента.

    Корпоративную (организационную) культуру можно определить как набор базовых ценностей, убеждений, негласных соглашений и норм, разделяемых всеми членами организации. Это своего рода система общих ценностей и предположений о том, что и как делается в коллективе, которая познается  по мере того как приходится сталкиваться с внешними и внутренними проблемами. Она помогает учреждению выжить, победить в конкурентной борьбе, завоевать новые рынки и успешно развиваться. Корпоративную культуру определяет формула: общие ценности – взаимовыгодные отношения и сотрудничество – добросовестное организационное поведение.

    Нами  был разработан корпоративный педагогический кодекс как некий документ, регламентирующий поведение всех членов нашего медико - педагогического коллектива.

    Идея  такой корпоративной культуры носит  достаточно абстрактный характер, поскольку  мы не можем увидеть ее или прикоснуться к ней, но она присутствует и распространяется.  Корпоративный кодекс состоит условно  из 6 блоков:

1. Педагог в отношении с самим собой.

  • У педагога обязательно должна быть своя, «не рабочая», личная жизнь. Не стоит замыкаться в своей педагогической деятельности, т. е. в работе. Кто-то из педагогов сочиняет стихи, пишет картины, увлекается театром, туризмом. Педагог должен быть интересен детям, но этого не получится, если сосредотачиваться только на себе. Увлеченность, многосторонний интерес нужны педагогу не просто так, сами по себе, а в связи с особенностью его профессии.
  • Мы не можем позволить себе плохого настроения, это неприлично, стыдно. Комфортное пребывание воспитанников в учреждении не должно зависеть от плохого настроения педагога.
  • И дети, и взрослые ценят естественность. Не будем казаться умнее и лучше, чем мы есть. Не будем воображать о себе больше того, что мы есть на самом деле. Иначе нам некуда будет расти.
  • И наконец, педагог без гражданской позиции – не педагог. Принципиальность и требовательность по отношению, прежде всего к самому себе – это то, что дает нам право именоваться Гражданином.

2. Педагог в отношениях с коллегами.

  • Важным компонентом творческой атмосферы является ответственность каждого педагога за коллектив и всего коллектива за каждого. Творческая атмосфера всегда предполагает наличие в коллективе понятия «взаимно».
  • Творческая атмосфера – это профессиональные споры, борьба мнений, деловые разногласия. Отсутствие их ведет к разрушению творческой атмосферы. Это средство повышения производительности труда. Анализ, сделанный психологами и учеными, показывает, что коллективы, в которых бурлит мысль и педагоги идут навстречу сложным вопросам обучения и воспитания, не боясь столкновений, не испытывают тягостных ссор, мелочных дрязг, без паники готовы преодолеть непредусмотренные затруднения, рождаемые жизнью.
  • Составной элемент творческой атмосферы – признание лидерства лучших педагогов, мастеров. Творческий коллектив предусматривает совершенствование на примере самых преданных делу, талантливых педагогов. Задача же лидера – увлечь своими идеями, открытиями коллег. Если педагог не увлекает других, «сам себе режиссер», то он не воспринимается окружающими как лидер. Писатель Ю.Олеша говорил: «Творчество радиоактивно», происходит известный психологический закон «заражения»: окружающих начинает беспокоить собственная пассивность, однообразие своей работы, появляется здоровая неудовлетворенность собой.
  • О своих коллегах говорят либо хорошо, либо очень хорошо. И ни с кем вслух не обсуждают недостатки коллег. Тем более их не обсуждают с родителями или воспитанниками. А если на родительском или групповом собрании только назревает конфликт, то его следует сразу же погасить, не дав разгореться

    3. Педагог в отношениях  с администрацией.

  • Администратор тоже человек. Если Вы прощаете себе некоторые слабости, то должны простить их и администратору.
  • Степень ответственности администратора неоправданно высока. В нынешнем образовательном учреждении администрация отвечает за трубы, канализацию, зарплату, выборы, наркоманию и алкоголизм и еще много за что. Подставьте свое плечо.
  • Относитесь мудро к факту посещения Ваших занятий администрацией ОУ: это больше нужно Вам, чем заместителю или директору, заведующей. Кто Вас оценит и похвалит, если не руководство Вашей компании? А кто подскажет, как исправить профессиональные недочеты и стать лучшим педагогом? Администрация приходит к Вам на Занятия только с доброжелательными намерениями, чтобы открыть в Вас что-то еще не проявившееся и на этом поднять авторитет педагога еще выше.
  • Придя на «ковер» к администратору, помните: речь пойдет только о Ваших профессиональных действиях, но не о личных качествах. И профессиональные «разборки» никогда не должны сказаться на личных отношениях между нами.
  • Административная команда образовательного учреждения – люди творческие, а потому поощряют творчество и инициативу с Вашей стороны. Не бойтесь их проявлять. Инициатива не наказуема!
  • Человек (и администратор) имеет право на ошибку. Простите её.

 4. Педагог  в отношениях с воспитанниками.

  Идеальный педагог – это   педагог без пьедестала, позиция которого – партнерская. Он знает, что нет никакого, даже самого гуманного, основания для утверждения своей незыблемой правоты за счет другого. Педагог - партнер – это вдохновитель, а не авторитарный руководитель. Это педагог, который любит не только свою работу или себя в ней, а прежде всего – своих воспитанников.

5.  Педагог в отношениях с родителями.

  • Родитель ребенка – уже не Ваш воспитанник, даже если когда-то он им был, не Ваш враг, Вы совместно воспитываете ребенка; потому отношения с родителями должны быть партнерскими: какими бы ни были родители, они, как и Вы, хотят видеть своего ребенка умным, успешным и счастливым.
  • Активнее привлекайте родителей к воспитательной работе, но не позволяйте родителям мешать Вам: Вы на работе;
  • На родительских собраниях говорите только об общем деле, не стоит говорить родителям в присутствии других родителей о недостатках его ребенка, публичного позора родители Вам не простят;
  • Не стоит стесняться просить родителей о помощи в воспитании их детей.
  • Будьте осторожны с родителями лишь в одном вопросе – финансовом.

    6. Педагог в отношениях  с социальным окружением.

  • Любой аспект Вашей деятельности влияет на Вашу репутацию и престиж ОУ в целом, даже если вы этого не осознаете.
  • На репутацию работает все, даже то, что не входит в круг Ваших должностных обязанностей.
  • Если видите непорядок в учреждении, вмешайтесь: неравнодушие – обязательная черта нашей профессии.

    Помимо  кодекса корпоративной этике  в нашем учреждении был принят гимн, который соответствует нашему направлению работы и душевному  состоянию, а так же отражает гражданскую  позицию.

    В нашем  учреждении на протяжении трёх лет  реализовывался проект по улучшению  социально-психологического климата  в коллективе «Образовательное учреждение для педагогов – территория психологического комфорта», обеспечивающий профессиональное и личностное развитие педагога.

    Мы  реализовывали разнообразные направления  деятельности. При разработке и реализации своего проекта мы убедились на практике, что изменения в современном  образовании, происходящие на современном  этапе касаются, в основном, ребенка. А педагог остается наедине со своими проблемами и растущим объемом  отчетной документации.

    Основные мероприятия, которые прошли в нашем учреждении:

    • Апробировали модель социально-психологического климата в педагогическом коллективе, который бы обеспечивал профессиональное и личностное развитие педагога.
    • Разработали систему мониторинга социально - психологического климата в коллективе.
    • Провели цикл рефлексивно-аналитических семинаров по выявлению степени взаимосвязи социально-психологического климата в педагогическом коллективе и результативности труда воспитателей.
    • Прошёл цикл встреч по типу литературно-музыкальных гостиных по темам: «Главней всего – погода в ОУ. Психологический микроклимат», «Личность педагога – инструмент воспитания», «Релаксация – полезная привычка», «Арттерапия. Цвет моей судьбы».
    • Обеспечили поощрение педагогов за эффективность труда и профессиональные достижения через фонд стимулирующих выплат.
    • Совершенствовали методическое обеспечение и техническое оснащение учебно-воспитательного процесса.
    • Разработали психологические рекомендации по повышению стрессоустойчивости, состоянию комфортности, умению преодолевать конфликтные ситуации в коллективе. Провели целый ряд тренингов по формированию  стрессоустойчивости педагогов.
    • Разработали и провели ряд мероприятий с родителями, направленных на улучшение взаимодействия педагогов с родителями.
    • Разработали и реализовали на практике систему проведения мероприятий семейного досуга педагогов.

Информация о работе Социально-психологический климат педагогического коллектива, обеспечивающий профессиональное и личностное развитие педагога