ВЛИЯНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ЛИЧНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ НА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ КОЛЛЕКТИВА

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 21:48, курсовая работа

Краткое описание

В последнее время способность большинства компаний выжить и преуспеть в современном деловом мире во многом зависит от того, насколько эффективны отношения руководства и коллектива. Эффективное руководство предполагает высокую профессиональную компетентность, востребует определённые личностные качества и ресурсы. Для руководителей способность к созданию положительного психологического климата в коллективе с целью оптимизации деятельности организации является одной из составляющих профессиональной компетентности.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ
1.1. Психологический портрет эффективного руководителя
1.2. Влияние доминирующих черт личности руководителя на психологический климат в коллективе
ГЛАВАII. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ СРЕДНЕГО ЗВЕНА, ВЛИЯЮЩИХ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В КОЛЛЕКТИВЕ
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ!!!!.doc

— 227.50 Кб (Скачать)
 

      ВВЕДЕНИЕ 

      В последнее время способность  большинства компаний выжить и преуспеть  в современном деловом мире во многом зависит от того, насколько  эффективны отношения руководства  и коллектива. Эффективное руководство  предполагает высокую профессиональную компетентность, востребует определённые личностные качества и ресурсы. Для руководителей способность к созданию положительного психологического климата в коллективе с целью оптимизации деятельности организации является одной из составляющих профессиональной компетентности.

      Проблемой изучения личностных характеристик, обуславливающих  эффективность руководства занимались, такие исследователи как: М. Шоу,       Г. Кунц, С. О'Доннел, Д. Макклелланд, Т. Ю. Базаров, А. В. Карпов,                  С. М. Морозов, Р. Л. Кричевский, А. М Бандурка.

      В отечественной психологии социально-психологический  климат исследовали: В.В. Бойко, Н. В. Гришина, А. А. Ершов, А. Г. Ковалёв,            В. С. Кузьмин, Г. Л. Моченов, М. Н. Ночевник, В. Н. Панферов,                      Б. Д. Парыгин, К. К. Платонов, С. К. Рощин, В. Ф. Рубахин, Г. П. Смолян,     А. В. Филиппов и др.

      В работах этих и ряда других авторов  предложены и обоснованы оригинальные подходы и методы исследования роли руководителя в формировании социально-психологического климата в трудовом коллективе с учетом новых взглядов, возникших вследствие становления новых экономических отношений.

      Важность  подобного рода исследований связана  с возрастанием роли личностных качеств  руководителя в управлении коллективом, его умением ориентироваться в сложных ситуациях, неизбежно возникающих в процессе управленческой деятельности. Однако, несмотря на обилие научных трудов, посвященных коллективу, в настоящее время в психологии управления нет еще комплексного научного исследования этой проблемы.

      В этой связи на сегодняшний день представляется необходимым соединить в систему  недостаточно связанные между собой  исследования в области психологии с целью определения влияния личностных характеристик руководителя на формирование и управление социально-психологическим климатом трудового коллектива и формирования на этой основе моделей его социально прогнозируемых действий по осуществлению требуемых изменений в социально-психологическом климате коллектива.

      В данной работе рассматривается влияние  ряда доминирующих черт личности руководителя на формирование и регулирование оптимального психологического климата в коллективе.

      Актуальность  исследования обусловлена тем, что необходимо создать более прогрессивные формы управления в организации, обусловленные взаимозависимостью личностных характеристик руководителя и социально-психологического климата коллектива, которые основываются на современных методиках формирования управленческого корпуса и моделях управления персоналом.

      Объектом исследования является личность и психологическая характеристика руководителя.

      Предметом исследования выступает влияние психологических  характеристик личности руководителя на социально психологический климат коллектива.

      Целью исследования является изучение психологических характеристик руководителя.

      Гипотеза  исследования состоит в предположении о том, что некоторые личностные характеристики руководителя: рассудительность, уверенность в себе, склонность к лидерству, стремление к сотрудничеству с подчиненными, коммуникабельность позитивно влияют на социально-психологический климат коллектива.

      Задачами исследования являются:

      1) провести теоретический анализ психологических особенностей личности руководителя, влияющих на психологический климат;

      2) описать психологический портрет эффективного руководителя;

      3) организовать и описать методы исследования особенностей личности руководителя и их влияния на социально-психологический климат;

    1. провести анализ и интерпретацию результатов исследования.

      Теоретико-методологической основой исследования является психологические теории личности (Д. Кейрси), взгляды различных психологов на роль руководителя в процессе управления (А. М. Бандурка, и др.), теории управления (Р.Р. Блейк, К. Левин,  Дж. С. Моутон и др.).

      Методы  исследования. Для получения эмпирических данных в исследовании использовался комплекс методов, включающий методы теоретического познания (анализ научной и специальной психологической литературы, восхождение от абстрактного к конкретному, синтез, моделирование, типологизация). В исследовании в качестве основных методов были использованы констатирующий эксперимент, наблюдение и беседа.

      Методики исследования включают в себя:

      1. Опросник  Д. Кейрси для определения социального типа личности;

      2. Проективная методика исследования личности Н. Г. Хитровой «Деловые ситуации», в основе которой оценка эмоционального поведения личности в ситуации принятия решения

      Эмпирическая база исследования. Данное исследование было проведено с 10 октября по 25 октября 2009 года на предприятии «ОЗММ» (Оскольский завод металлургического машиностроения). В исследовании участвовали 8 руководителей среднего звена. Возраст участников составил от 32 до 50 лет.

      Теоретическая и практическая значимость состоит в востребованности для современных руководителей информации по повышению эффективности управленческой деятельности, повышению коммуникативной компетентности для улучшения психологического климата в коллективе.

      В структуру курсовой работы включено введение, в котором мы определили актуальность, объект, предмет, цель, гипотезу, задачи, теоретико-методологическую основу исследования, а так же методики и эмпирическую базу исследования.

      В I главе «Теоретический анализ психологических особенностей личности руководителя» дается психологический портрет эффективного руководителя, критерии благоприятного социально-психологического климата, определяются факторы, влияющие на его формирование, среди которых определяющими являются личностные качества руководителя и стиль его управленческой деятельности.

      Во  II главе «Эмпирическое исследование личностных особенностей руководителя» проводилось эмпирическое исследование психологических характеристик руководителя и их влияния на социально-психологический климат коллектива.

      В заключении  подведен итог и решены поставленные задачи, а так же гипотеза исследования нашла своё экспериментальное подтверждение. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

      ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ  

      1.1. Психологический  портрет эффективного  руководителя 

      Согласно  Л. Р. Кричевскому, руководство – это феномен, имеющий место в системе формальных отношений; роль руководителя заранее определена, оговорён круг функций реализующего её лица. Руководитель коллектива назначается извне, вышестоящим руководством, получает соответствующие властные полномочия, имеет право на применение санкций[20].

      Рассмотрим  подробнее психологический портрет  руководителя, в основе которого лежат  три важные переменные: личность, стиль  руководства и авторитет.

      М. Шоу предлагает рассматривать личность руководителя с точки зрения трёх составляющих: биографические характеристики, способности, черты личности. Рассмотрим подробнее каждый компонент.

      К биографическим характеристикам личности руководителя можно отнести его  возраст, пол, социально-экономический  статус и образование.

      Возраст – это не только природная, но и  в значительной степени социально-психологически детерминированная характеристика человека, это во многом его опыт. Анализируя данные об исследованиях  взаимосвязи возраста и эффективности  руководства, Р. Л. Кричевский приходит к выводу, что такой взаимосвязи не выявлено, приводя примеры как эффективных руководителей молодого возраста (21-25 лет), так и чрезвычайно зрелого возраста.

      Общепризнанным  является тот факт, что половая  идентификация человека тесно связана  с усвоением и реализацией им ролевых стандартов поведения, принятых в обществе, культивируемых в ближайшем окружении личности, например в семье. Традиционно руководитель – это мужчина, однако всё больше женщин реализуют себя в этой роли. Интерес к моделям женского руководства, в связи с этим, всё возрастает в современных социально-психологических исследованиях. Безусловно, выявлены некоторые различия в особенностях мужского и женского руководства, однако научно обоснованных данных о преимущественной эффективности того или иного пола в качестве руководителей нет [18].

      Что же касается статуса и образования  руководителя, то эти характеристики имеют высокие показатели позитивной корреляции с эффективностью руководства.

      Cледующий компонент личности руководителя – способности. М. Шоу разделяет способности на общие (интеллект) и специфические (знания, умения и т.д.).

      По  данным Е. Гизелли, Т. Коно отношение  между интеллектом и эффективностью руководства носит криволинейный  характер, как правило, наиболее эффективными оказываются руководители не с чрезмерно высокими или низкими показателями, а с промежуточными по степени выраженности оценками.

      К специфическим способностям личности руководителя относят специальные  умения, знания, компетентность, информированность [3].

      Третья составляющая – черты личности руководителя представлена следующими личностными характеристиками (наиболее часто встречающиеся в исследованиях как обуславливающие эффективность руководства):

      1)доминантность, как стремление влиять на подчинённых, при этом влияние руководителя, основывающееся на средствах как социального, формально-организационного, так и психологического характера, должно находить внутренний отклик у подчинённых;

      2)уверенность в себе, дающая подчинённым основу для чувства стабильности, а другим руководителям – основу для делового сотрудничества;

      3)эмоциональная уравновешенность, контроль своих эмоциональных проявлений, адекватность проявляемых эмоций;

      4)стрессоустойчивость;

      5)креативность, способность к творческому решению задач, что особенно важно для инновационной деятельности;

      6)стремление к достижению, предполагает принятие на себя ответственности в решении проблемы, стремление к умеренному, предсказуемому риску, потребность в конкретной обратной связи;

      7)предприимчивость;

      8)ответственность, включающая в себя с одной стороны верность договорённостям, с другой – высокое качество производимой продукции;

      9)надёжность в выполнении задания;

      10)независимость, своя точка зрения, своё профессиональное и человеческое лицо;

      11)общительность, одна из наиболее важных характеристик успешности, так как руководитель около трёх четвертей своего рабочего времени посвящает именно общению[5].

      Названные выше черты личности эффективного руководителя                        Р. Л. Кричевский дополняет следующими менеджерскими характеристиками:

      1. Широта взглядов, глобальный подход;

      2.Долгосрочное предвидение и гибкость;

      3.Энергичная инициативность и решительность, в том числе в условиях риска;

      4.Упорная работа и непрерывная учёба;

      5.Умение чётко формулировать цели и установки, готовность выслушивать мнение других;

      6.Беспристрастность, бескорыстие и лояльность;

Информация о работе ВЛИЯНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ЛИЧНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ НА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ КОЛЛЕКТИВА