ВЛИЯНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ЛИЧНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ НА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ КОЛЛЕКТИВА

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 21:48, курсовая работа

Краткое описание

В последнее время способность большинства компаний выжить и преуспеть в современном деловом мире во многом зависит от того, насколько эффективны отношения руководства и коллектива. Эффективное руководство предполагает высокую профессиональную компетентность, востребует определённые личностные качества и ресурсы. Для руководителей способность к созданию положительного психологического климата в коллективе с целью оптимизации деятельности организации является одной из составляющих профессиональной компетентности.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ
1.1. Психологический портрет эффективного руководителя
1.2. Влияние доминирующих черт личности руководителя на психологический климат в коллективе
ГЛАВАII. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ СРЕДНЕГО ЗВЕНА, ВЛИЯЮЩИХ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В КОЛЛЕКТИВЕ
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ!!!!.doc

— 227.50 Кб (Скачать)

      Если  у испытуемых нет вопросов по проведению эксперимента, им предлагается приступить к выполнению задания.

      Порядок обработки результатов: с помощью  специального ключа ответы испытуемых, данные в произвольной форме, классифицируются экспериментатором согласно типологии. Индивидуальные оценки протоколируются и суммируются, в окончательном виде представляя тип и направление эмоциональных реакций испытуемого.

      Комплекс  реакций испытуемых препятственно-доминантного типа (OD), когда внимание отвечающего сосредоточено на самом препятствии включает в себя:

      1)Е΄ (подчеркивание наличия препятствия, отказ от решения проблемы) — связан с высокой самокритичностью и требовательностью к себе и своим действиям у специалистов высокого статуса; руководители, придерживающиеся этой поведенческой тактики, характеризуются как безынициативные, неэнергичные, с низкой коммуникативностью, не склонные самостоятельно решать задачу;

      2)I΄ (фрустрирующая ситуация интерпретируется личностью как своего рода благо; либо отвечающий объясняет степень своего затруднения расстройством из-за вовлечения в ситуацию третьих лиц) — специалисты, предпочитающие этот способ решения ситуации, воспринимаются как оперативные работники, обладающие критичностью ума и умеющие видеть новизну проблемы, но симпатии экспертов не на их стороне;

      3)М΄ (минусы фрустрирующей ситуации не замечаются, вплоть до полного отрицания ее существования) — такого рода примиренческая позиция приписывается безынициативным руководителям, обладающим массой организаторских недостатков, например, неумением увлечь людей, создать трудовую атмосферу и т.п. Организаторская пассивность может быть следствием высокого профессионализма работника, предрасположенности к индивидуальной творческой деятельности; по личностным показателям это могут быть люди, погруженные в себя, самодостаточные и независимые, либо те, которые не предпринимают усилий для выполнения групповых требований, подверженные чувствам.

      Комплекс  реакций самозащитного типа (ED), когда активность отвечающего направлена на защиту собственной личности, включает в себя:

      1)Е (враждебность, порицание, саркастические выпады, направленные против кого-либо в окружении) — реакции такого рода свойственны людям самоуверенным, реалистически настроенным, обладающим невысокой чувствительностью по отношению к окружающим; перечисленные характеристики, очевидно, создают предпосылки для реализации таких деловых качеств, как способность внедрять новое, болеть за производство, рационально подходить к решению задачи;

      2)Е (отрицание собственной вины, ответственности за совершенный проступок) — этот показатель, по мнению экспертов, связан с неумением руководителя работать с кадрами, правильно поощрять и наказывать, что, в свою очередь, вызывает антипатии окружающих. За подобными поведенческими проявлениями стоят такие личностные характеристики, как самостоятельность и независимость в принятии решений, нежелание считаться с мнением других, консерватизм;

      3)I (принятие на себя вины за случившееся). Поступать таким образом предпочитают доверчивые, уступчивые, заботящиеся о других, доброжелательные, склонные «уступать дорогу другим», а также застенчивые, конформные, нередко берущие вину на себя; по мнению окружающих, это люди самокритичные, ответственные, но с несколько сниженным творческим и рациональным потенциалом в решении задачи;

      4)I (субъект, допуская свою вину, отрицает ответственность, ссылаясь на смягчающие обстоятельства) — подобной тактики придерживаются специалисты с доминирующей узко-производственной направленностью, умеющие ориентироваться в работе, но со сниженными административно-организаторскими умениями, несмотря на высокие коммуникативные качества;

      5)М (ответственность за кого-либо, вовлеченного во фрустрирующую ситуацию, сведена до минимума, ситуация рассматривается как неизбежная) — толерантное поведение в затруднительной обстановке связано с такими личностными характеристиками, как независимость в суждениях и поведении, богатым воображением и творческим подходом к решению задач, а также с большим словарным запасом и высоким уровнем культуры специалиста.

      Комплекс  реакций испытуемых разрешающего типа (NP), когда активность субъекта направлена на поиск конкретного выхода из затруднительной  ситуации, включает в себя:

      1)е (требование, ожидание от кого-либо разрешения фрустрирующей ситуации) — такой путь решения конфликта отличает людей деятельных, склонных к социальным контактам, активных, имеющих предрасположенность к эмоциональному лидерству; эксперты отмечают их оперативность, авторитетность в коллективе, инициативность;

      2)i (субъект берется сам решить фрустрирующую проблему) — этот фактор связан с высокой эмоциональной стабильностью личности и свидетельствует о развитом чувстве долга, повышенной ответственности, но высокий процент реакций такого рода связан с несколько сниженными экспертными оценками, недостатком организационных умений, например, умением правильно распределять работу, отсутствием индивидуального подхода к людям;

      3) m (выражается надежда, что время,  естественный ход событий разрешат проблему) — этой тактики придерживаются инженеры с развитыми административно-организаторскими умениями, особенно умением правильно распределять работу, справедливо поощрять и наказывать; их также отличает гармоничное сочетание таких личностных черт, как упорство, ответственность, обязательность с одной стороны, и конформность, внимание к мнению и интересам других — с другой.

      Методика  «Деловые ситуации» является инструментом, направленным на изучение предпосылок  к осуществлению управленческой деятельности, демонстрирующим индивидуальную комбинацию приемов, позволяющих решать напряженные конфликтные ситуации. Но без знания индивидуальных характеристик личности, а также интеллектуального потенциала руководителя, нельзя адекватно оценить его управленческую деятельность и дать справедливый прогноз его возможностей. Данная методика имеет прогностическую силу при определении административно-управленческих особенностей, служит полезным инструментом для определения уровня управленческой деятельности руководителя [10]. 
     

      2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов 

      При исследовании взаимосвязи личностных особенностей руководителей и социально-психологического климата в коллективе сотрудников  «ОЗММ» мы диагностировали личностные особенности 8 руководителей среднего звена посредством методик Кейрси и Хитровой. Проанализировав полученные данные, были составлены комплексные психологические портреты личности каждого из 8 руководителей.

      1. Женщина 32 лет. Лидер, цельная  натура; бесхитростна, не любит лишних  выдумок; главные ориентиры в жизни – долг, план, порядок, иерархия. Экстраверт. Предпочитаемый стиль поведения в конфликте – сотрудничество. Уверенная, реалистически настроенная, обладает невысокой чувствительностью по отношению к окружающим; что, вероятно, создаёт предпосылки для реализации таких деловых качеств, как способность внедрять новое, болеть за производство, рационально подходить к решению задачи.

      Коллектив, которым руководит данный менеджер, в большинстве воспринимает психологический  климат как неустойчиво благоприятный    (50 %) и неблагоприятный (33,3 %).

      2. Женщина 36 лет. Спокойная, заботливая; «хозяйка в своем доме»; соблюдает обычаи, преемственность, делает всё по плану; больше исполнитель, чем руководитель. Интроверт. Предпочитаемый стиль поведения в конфликте – компромисс. Высокая эмоциональная стабильность личности, развитое чувство долга, повышенная ответственность.

      Коллектив, которым руководит данный менеджер, в большинстве воспринимает психологический  климат как неустойчиво благоприятный    (50 %) и благоприятный (33,3 %).

      3. Женщина 40 лет. Спокойная, заботливая; «хозяйка в своем доме»; соблюдает  обычаи, преемственность, делает  всё по плану; больше исполнитель,  чем руководитель. Интроверт. Предпочитаемые  стили поведения в конфликте  – сотрудничество, компромисс. Уверенна в себе, реалистически настроена, способна внедрять новое, болеть за производство, рационально подходить к решению задачи.

      Коллектив, которым руководит данный менеджер, в большинстве воспринимает психологический  климат как благоприятный (66,6 %).

      4. Женщина 49 лет. Интроверт. Предпочитаемый  стиль поведения в конфликте  – избегание. Спокойная, заботливая; «хозяйка в своем доме»; соблюдает  обычаи, преемственность, делает  всё по плану; больше исполнитель,  чем руководитель. Безынициативна, вероятно, не умеет увлечь людей, создать трудовую атмосферу и т.п. Организаторская пассивность может быть следствием высокого профессионализма, предрасположенности к индивидуальной творческой деятельности; погруженности в себя, самодостаточности и независимости, либо, отсутствием стремления к предприятию усилий для выполнения групповых требований.

      Коллектив, которым руководит данный менеджер, в большинстве воспринимает психологический  климат как неустойчиво благоприятный    (50 %) и неблагоприятный (33,3 %).

      5. Мужчина 32 лет. Спокойный, заботливый; «хозяин в своем доме»; соблюдает  обычаи, преемственность, делает  все по плану; исполнителен и инициативен. Данного руководителя можно отнести к деятельным, склонным к социальным контактам, активным, имеющим предрасположенность к эмоциональному лидерству. Можно отметить его оперативность, авторитетность в коллективе. Предпочитаемый стиль поведения в конфликте – избегание.

      Коллектив, которым руководит данный менеджер, в большинстве воспринимает психологический  климат как неустойчиво благоприятный    (50 %) и благоприятный (33,3 %).

      6. Мужчина 35 лет. Лидер, цельная  натура; бесхитростен, не любит лишних  выдумок; главные ориентиры в  жизни – долг, план, порядок, иерархия. Экстраверт. Предпочитаемый стиль  поведения в конфликте – избегание. Самоуверен, реалистически настроен, обладает невысокой чувствительностью по отношению к окружающим; способен внедрять новое, болеть за производство, рационально подходить к решению задачи.

      Коллектив, которым руководит данный менеджер, в большинстве воспринимает психологический климат как неустойчиво благоприятный    (50 %) и благоприятный (33,3 %).

      7. Мужчина 42 лет. Интроверт. Отличается  повышенной чувствительностью, остротой  ощущения текущей минуты, неприятием  всякого рода ограничений; сфера его интересов – творчество. Предпочитаемый стиль поведения в конфликте – уступка. Самоуверен, обладает высокой эмоциональной стабильностью личности. Ориентирован не задачу, а не на сотрудничество с людьми, имеет существенные недостатки организационных умений, например, умения правильно распределять работу, отсутствия индивидуального подхода к людям, невысокая чувствительность по отношению к окружающим. Вероятно имеет большой творческий потенциал, однако не способен к руководящей должности.

      Коллектив, которым руководит данный менеджер, в большинстве воспринимает психологический климат как неблагоприятный (50 %) и неустойчиво благоприятный (33,3 %).

      8. Мужчина 50 лет. Экстраверт. Общителен,  внимателен к чувствам других  людей, умеет распределять роли в группе, не любит монотонность; лидер. Предпочитаемый стиль поведения в конфликте – сопротивление, давление. Деятельный, склонный к социальным контактам, активный, Можно отметить его оперативность, авторитетность в коллективе, инициативность.

      Коллектив, которым руководит данный менеджер, в большинстве воспринимает психологический климат как неустойчиво благоприятный   (50 %) и благоприятный (33,3 %).

      Анализируя  результаты исследования, полученные посредством методики Кейрси, можно  сделать следующие выводы: в обследованной нами группе руководителей среднего звена экстраверсия (E) преобладает у 37,5 % (3 чел.), интроверсия (I) – у 62,5 % (5 чел.). Взаимосвязи с психологическим климатом не обнаружено.

      Наблюдается преобладание реализма (S) у 77,5 % диагностированных (7 чел.), у 12,5 % (1 чел.) ярко выражена интуиция (N). Взаимосвязи с психологическим климатом не обнаружено.

      Наблюдается преобладание эмоциональности (F) у 77,5 % диагностированных (7 чел.), у 12,5 % (1 чел.) преобладает логичность (T). Взаимосвязи с психологическим климатом не обнаружено.

      Наблюдается преобладание рассудительности (J) у 77,5 % (7 чел.), у 12,5 % (1 чел.) – импульсивность (P). У импульсивного руководителя коллектив охарактеризовал психологический климат как неблагоприятный. Благоприятный климат у рассудительного руководителя, по типам личности с точки зрения концепции Кейрси, обследованные руководители распределились следующим образом (см. рис. 1):  

Информация о работе ВЛИЯНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ЛИЧНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ НА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ КОЛЛЕКТИВА