Социально-психологическая характеристика личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2015 в 19:10, контрольная работа

Краткое описание

Социально-психологическая характеристика – это совокупность определенных социально-психологических явлений, которые характеризуют свойства, особенности и качества индивида, различных социальных групп, коллективов и др., обусловленных или факторами социальной среды, ее влиянием, или факторами психологического характера. На формирование и развитие индивида, социальных групп, коллективов влияют отношения внутри коллективов и индивидов друг с другом, деятельность, политическая обстановка, идеология, культурное наследие, вероисповедание, воспитание и многое другое.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………….3
1 Социально-психологическая характеристика личности ………………4
1.1 Характеристика личности ……………………………………………..4
1.2 Типы личности………………………………………………………… 5
Заключение………………………………………………………………… 9
Библиографический список ……………………………………………...10

Файлы: 1 файл

Красноперова.docx

— 29.94 Кб (Скачать)

 

 

Содержание

Введение …………………………………………………………………….3

1 Социально-психологическая  характеристика личности ………………4

1.1 Характеристика личности ……………………………………………..4

1.2 Типы личности………………………………………………………… 5

Заключение………………………………………………………………… 9

Библиографический список ……………………………………………...10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Социально-психологическая характеристика – это совокупность определенных социально-психологических явлений, которые характеризуют свойства, особенности и качества индивида, различных социальных групп, коллективов и др., обусловленных или факторами социальной среды, ее влиянием, или факторами психологического характера. На формирование и развитие индивида, социальных групп, коллективов влияют отношения внутри коллективов и индивидов друг с другом, деятельность, политическая обстановка, идеология, культурное наследие, вероисповедание, воспитание и многое другое. Личность — это сознательный и активный человек, имеющий возможность выбирать тот или иной образ жизни. Все зависит от личностных и психологических качеств, которые присущи личности, их необходимо правильно понимать и учитывать.

Б. Г. Ананьев считал, что для правильного понимания личности необходим анализ социальной ситуации развития личности, ее статуса и социальной позиции, которую она занимает. Действительно, если признать, что личность формируется в деятельности, то деятельность эта осуществляется в конкретной социальной ситуации. Но, действуя в ней, любой человек занимает определенный статус, который задается сложившейся системой общественных отношений. Статус личности объективен и может осознаваться личностью адекватно или неадекватно, активно либо пассивно. Главное состоит в том, что он определяет место личности в социуме. К примеру, в социальной ситуации семьи один занимает статус отца, другой - сына и т. д. Наряду со статусом личности каждый человек занимает и определенную позицию, которая характеризует субъективную, деятельную сторону положения личности в той или иной социальной структуре. Уровень и содержание позиции обусловлены содержанием деятельности личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Социально-психологическая  характеристика личности

1.1 Характеристика личности

Личность представляет собой индивида, обладающего сознательностью и активностью, который имеет возможность выбирать свой путь и образ жизни. Такой выбор зависит от его врожденных и приобретенных личностных характеристик, а также психологических свойств. На развитие индивида как члена социума воздействуют его отношения, которые складываются в процессах потребления и производства различных материальных благ.          Социально-психологическая характеристика личности и ее формирование зависит от политической обстановки и идеологии, отношения субъектов в общественных группах, куда они входят. В процессе личного общения и взаимодействия происходит взаимное влияние одного субъекта взаимодействия на другого, в процессе которого либо формируется общность во взглядах, установках, либо не формируется.      Также в процессе функционирования в социальных группах индивид постепенно приобретает определенный авторитет, положение, играет конкретную роль. Немаловажным в личностном формировании являются ее физиологические и анатомические особенности, которые оказывают огромное влияние на поведение, психику, подверженность влиянию обстоятельств или других людей.       Развитие личности обусловлено разными факторами:

  • своеобразием физиологии высшей нервной деятельности;
  • анатомо-физиологическими особенностями;
  • окружающей средой и обществом;
  • сферой деятельности.

Своеобразие физиологии высшей нервной деятельности личности — это специфика функционирования ее нервной системы, выражающаяся в разнообразных характеристиках: соотношении процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, проявлении темперамента, эмоций и чувств в поведении и т. д.        Анатомо-физиологические особенности личности — характеристики, которые зависят от анатомической и физиологической структуры тела человека, оказывающей серьезное влияние как на его психику и поведение, так и на подверженность последних действиям обстоятельств и других людей. 
         Важнейшими факторами формирования личности выступают природно-географическая среда и общество. Макросреда — общество в совокупности всех его проявлений. Микросреда — группа, микрогруппа, семья и так далее — также является важной детерминантной формирования личности. 
           В микросреде закладываются важнейшие нравственные и морально-психологические характеристики человека, которые необходимо учитывать, а также совершенствовать или трансформировать в процессе обучения и воспитания. Общественно полезная деятельность — это труд, в условиях которого развивается человек и формируются его важнейшие качества.

          Социально-психологическая характеристика личности как описание всего комплекса присущих ей характерных особенностей имеет внутреннюю структуру, включающую определенные стороны.

  1. Психологическая сторона личности отражает специфику функционирования ее психических процессов, свойств, состояний.

Психические процессы— психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание личностью воздействий окружающей действительности.

Психические свойства — наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный уровень поведения и деятельности, типичный для нее. Свойства личности: направленность, темперамент, характер и способности. Мировоззренческая сторона отражает общественно значимые ее качества и особенности, позволяющие занимать достойное место в обществе

  1. Социально-психологическая сторона отражает основные качества и характеристики, позволяющие ей играть определенные роли в обществе, занимать определенное положение среди других людей.

 

1.2 Типы личности

 

Широкое распространение получило представление, связанное с психоанализом, о послойной структуре личности (И. Хофман, Д. Браун и др.): внешним слоем являются идеалы, внутренним — «глубинные» инстинктивные влечения.

Л. Клягесом предложена схема, включавшая компоненты личности и характера: 
1) материя; 
2) структура;

3) движущие силы. 
          Американский психолог Р. Кеттел указывает на три аспекта личности: 
1) интересы; 
2) способности; 
3) темперамент. 
          Л. Рубинштейн рассматривает личность в трех планах, таких как: 
1) направленность (установки, интересы, потребности); 
2) способности; 
3) темперамент характер; 
          Вслед за Дж. Мидом интеракционисты выделяют три основных компонента в структуре личности: I, mе, self.

 Их интерпретация:

1) I (дословно — «я») —  это импульсивное, активное, творческое, движущее начало личности; 
2) mе (дословно — «меня», т. е. каким меня должны видеть другие) — это рефлексивное нормативное «я», внутренний социальный контроль, основанный на учете ожиданий требований других людей и прежде всего «обобщенного другого». Рефлексивное «я» контролирует и направляет импульсивное «я» в соответствии с усвоенными нормами поведения в целях успешного, с точки зрения индивида, осуществления социального взаимодействия; 
3) self («самость» человека, личность, личностное «я») — совокупность импульсивного и рефлексивного «я», их активное взаимодействие. 
 Личность интеракционистами трактуется как активное творческое существо, способное оценивать и конструировать собственные действия.

Вслед за Дж. Мидом современные интеракционисты видят в активном творческом начале личности основу развития не только самой личности, но и объяснение тех изменений, которые происходят в обществе. Причину изменений в обществе следует искать в специфике структуры личности, в том, что наличие в ней импульсивного «я» является предпосылкой для появления различных вариаций в шаблонах ролевого поведения и даже отклонений от этих шаблонов. Изменения в обществе носят случайный характер и не подчиняются каким-либо закономерностям, а причина возникновения зависит от личности. Составляя социально-психологическую характеристику личности, необходимо учитывать соматофизиологические особенности. Анатомофизиологическая специфика строения тела человека определяет развитие некоторых его социально-психологических качеств.  Существуют три социально-психологических типа: пикники, атлетики и астеники.            Пикники отличаются высокой степенью межличностной контактности и адаптируемости к социальной среде; стремлением строить определенным образом отношения со всеми другими людьми, что позволяет им отстаивать свои интересы и пристрастия, не входя в конфликты с окружающими.   Атлетики общительны и социально активны, стремятся быть в центре внимания и завоевывать доминирующие позиции среди других людей, отличаются кипучей экспрессивностью.         Астеники малообщительны, сдержанны в сотрудничестве с другими людьми, осторожны в активных взаимоотношениях в группе, очень чувствительны к изменению своего статуса или социального положения, страдают клаустрофобией.      

Составляя социально-психологическую характеристику человека, следует принимать во внимание его принадлежность к определенному типу высшей нервной деятельности: сангвиникам, флегматикам, холерикам, меланхоликам.      

  1. Сангвиники находятся в приподнятом настроении, отличаются быстрым и эффективным мышлением, большой работоспособностью.
  2. Флегматикам совершенно чужда тревога. Их состояние — спокойствие, тихая удовлетворенность. Сангвиники и флегматики достаточно уравновешенны в отношениях с другими людьми, редко идут на межличностную конфронтацию, трезво оценивают свое место.
  3. Действия холериков отличаются резкостью, порывистостью, ослаблен инстинкт самосохранения. Холерики — наиболее конфликтные личности. В зависимости от типа высшей нервной деятельности люди изначально предрасположены к доминированию определенных эмоций
  4. Меланхоликов отличают стесненность в движениях, колебания и осторожность в решениях..

  Социально-психологические характеристики личности дополняются ее экстравертивностью или интровертивностью.

  1. Экстраверсия указывает на такие психологические особенности индивида, когда он сосредоточивает свое внимание на внешнем мире, иногда за счет собственных интересов, принижая личную значимость.
  2. Интроверсия характеризуется фиксацией внимания личности на своем внутреннем мире. Интроверты свои интересы считают наиболее важными. Для любого человека с раннего детства врожденные динамические характеристики нервной системы связаны с доминирующими инстинктами.

Истинкты — фиксированная в генетическим коде программа приспособления, самосохранения и продолжения рода, отношения к себе и другим. 
          Из доминирования инстинкта вытекает первичное различие людей

Типы людей по доминированию инстинкта:

  1. Эгофильный тип – доминирует самосохранение;
  2. Генофильный тип – инстинкт продолжения рода;
  3. Альтруистический тип – инстинкт альтруизма;
  4. Исследовательский тип –инстинкт исследования;
  5. Доминантный тип – инстинкт доминирования;
  6. Либертофильный тип – инстинкт свободы;
  7. Дигинитофильный тип – инстинкт сохранения достоинства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Человек как личность постоянно развивается и совершенствуется. 
Нужно помнить о движущих силах, факторах, предпосылках и уровнях развития личности, что, с одной стороны, дает возможность их постоянно отслеживать и фиксировать, а с другой — активно влиять на процесс обучения и воспитания человека.

Личность настолько многогранна в своих индивидуально-психологических проявлениях, что соотношение ее разнообразных качеств может сказываться и на проявлениях мировоззрения, и на поведении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 2010. – 376
  2. Иванников В.А. Основы психологии. СПб.: Питер, 2010.
  3. Андреева Г.М. Социальная психология. Гриф МО РФ, 2013.
  4. Соснин В.А. Социальная психология. Учебник. Гриф МО, 2013.
  5. Рогова Е.И. Классическая социальная психология: учебное пособие. : ВЛАДОС, 2011.
  6. Павлова Л.Г. Основы делового общения: учеб. пособие /Л.Г. Павлова.- Ростов н/Д: Феникс, 2009.-311с.

 


Информация о работе Социально-психологическая характеристика личности