Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2015 в 19:10, контрольная работа
Социально-психологическая характеристика – это совокупность определенных социально-психологических явлений, которые характеризуют свойства, особенности и качества индивида, различных социальных групп, коллективов и др., обусловленных или факторами социальной среды, ее влиянием, или факторами психологического характера. На формирование и развитие индивида, социальных групп, коллективов влияют отношения внутри коллективов и индивидов друг с другом, деятельность, политическая обстановка, идеология, культурное наследие, вероисповедание, воспитание и многое другое.
Введение …………………………………………………………………….3
1 Социально-психологическая характеристика личности ………………4
1.1 Характеристика личности ……………………………………………..4
1.2 Типы личности………………………………………………………… 5
Заключение………………………………………………………………… 9
Библиографический список ……………………………………………...10
Содержание
Введение …………………………………………………………………….3
1 Социально-психологическая характеристика личности ………………4
1.1 Характеристика личности ……………………………………………..4
1.2 Типы личности……………………………………………
Заключение……………………………………………………
Библиографический список ……………………………………………...10
Введение
Социально-психологическая характеристика – это совокупность определенных социально-психологических явлений, которые характеризуют свойства, особенности и качества индивида, различных социальных групп, коллективов и др., обусловленных или факторами социальной среды, ее влиянием, или факторами психологического характера. На формирование и развитие индивида, социальных групп, коллективов влияют отношения внутри коллективов и индивидов друг с другом, деятельность, политическая обстановка, идеология, культурное наследие, вероисповедание, воспитание и многое другое. Личность — это сознательный и активный человек, имеющий возможность выбирать тот или иной образ жизни. Все зависит от личностных и психологических качеств, которые присущи личности, их необходимо правильно понимать и учитывать.
Б. Г. Ананьев считал, что для правильного понимания личности необходим анализ социальной ситуации развития личности, ее статуса и социальной позиции, которую она занимает. Действительно, если признать, что личность формируется в деятельности, то деятельность эта осуществляется в конкретной социальной ситуации. Но, действуя в ней, любой человек занимает определенный статус, который задается сложившейся системой общественных отношений. Статус личности объективен и может осознаваться личностью адекватно или неадекватно, активно либо пассивно. Главное состоит в том, что он определяет место личности в социуме. К примеру, в социальной ситуации семьи один занимает статус отца, другой - сына и т. д. Наряду со статусом личности каждый человек занимает и определенную позицию, которая характеризует субъективную, деятельную сторону положения личности в той или иной социальной структуре. Уровень и содержание позиции обусловлены содержанием деятельности личности.
1 Социально-психологическая характеристика личности
1.1 Характеристика личности
Личность представляет собой
индивида, обладающего сознательностью
и активностью, который имеет возможность
выбирать свой путь и образ жизни. Такой
выбор зависит от его врожденных и приобретенных
личностных характеристик, а также психологических
свойств. На развитие индивида как члена
социума воздействуют его отношения, которые
складываются в процессах потребления
и производства различных материальных
благ. Социально-
Своеобразие физиологии высшей
нервной деятельности личности — это
специфика функционирования ее нервной
системы, выражающаяся в разнообразных
характеристиках: соотношении процессов
возбуждения и торможения в коре головного
мозга, проявлении темперамента, эмоций
и чувств в поведении и т. д. Анатомо-
Важнейшими факторами
формирования личности выступают природно-географическая
среда и общество. Макросреда — общество
в совокупности всех его проявлений. Микросреда
— группа, микрогруппа, семья и так далее
— также является важной детерминантной
формирования личности.
В микросреде
закладываются важнейшие нравственные
и морально-психологические характеристики
человека, которые необходимо учитывать,
а также совершенствовать или трансформировать
в процессе обучения и воспитания. Общественно
полезная деятельность — это труд, в условиях
которого развивается человек и формируются
его важнейшие качества.
Социально-психологическая характеристика личности как описание всего комплекса присущих ей характерных особенностей имеет внутреннюю структуру, включающую определенные стороны.
Психические процессы— психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание личностью воздействий окружающей действительности.
Психические свойства — наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный уровень поведения и деятельности, типичный для нее. Свойства личности: направленность, темперамент, характер и способности. Мировоззренческая сторона отражает общественно значимые ее качества и особенности, позволяющие занимать достойное место в обществе
1.2 Типы личности
Широкое распространение получило представление, связанное с психоанализом, о послойной структуре личности (И. Хофман, Д. Браун и др.): внешним слоем являются идеалы, внутренним — «глубинные» инстинктивные влечения.
Л. Клягесом предложена схема,
включавшая компоненты личности и характера:
1) материя;
2) структура;
3) движущие силы.
Американский
психолог Р. Кеттел указывает на три аспекта
личности:
1) интересы;
2) способности;
3) темперамент.
Л. Рубинштейн
рассматривает личность в трех планах,
таких как:
1) направленность (установки, интересы,
потребности);
2) способности;
3) темперамент характер;
Вслед за
Дж. Мидом интеракционисты выделяют три
основных компонента в структуре личности:
I, mе, self.
Их интерпретация:
1) I (дословно — «я») —
это импульсивное, активное, творческое,
движущее начало личности;
2) mе (дословно — «меня», т. е. каким меня
должны видеть другие) — это рефлексивное
нормативное «я», внутренний социальный
контроль, основанный на учете ожиданий
требований других людей и прежде всего
«обобщенного другого». Рефлексивное
«я» контролирует и направляет импульсивное
«я» в соответствии с усвоенными нормами
поведения в целях успешного, с точки зрения
индивида, осуществления социального
взаимодействия;
3) self («самость» человека, личность, личностное
«я») — совокупность импульсивного и рефлексивного
«я», их активное взаимодействие.
Личность интеракционистами трактуется
как активное творческое существо, способное
оценивать и конструировать собственные
действия.
Вслед за Дж. Мидом современные интеракционисты видят в активном творческом начале личности основу развития не только самой личности, но и объяснение тех изменений, которые происходят в обществе. Причину изменений в обществе следует искать в специфике структуры личности, в том, что наличие в ней импульсивного «я» является предпосылкой для появления различных вариаций в шаблонах ролевого поведения и даже отклонений от этих шаблонов. Изменения в обществе носят случайный характер и не подчиняются каким-либо закономерностям, а причина возникновения зависит от личности. Составляя социально-психологическую характеристику личности, необходимо учитывать соматофизиологические особенности. Анатомофизиологическая специфика строения тела человека определяет развитие некоторых его социально-психологических качеств. Существуют три социально-психологических типа: пикники, атлетики и астеники. Пикники отличаются высокой степенью межличностной контактности и адаптируемости к социальной среде; стремлением строить определенным образом отношения со всеми другими людьми, что позволяет им отстаивать свои интересы и пристрастия, не входя в конфликты с окружающими. Атлетики общительны и социально активны, стремятся быть в центре внимания и завоевывать доминирующие позиции среди других людей, отличаются кипучей экспрессивностью. Астеники малообщительны, сдержанны в сотрудничестве с другими людьми, осторожны в активных взаимоотношениях в группе, очень чувствительны к изменению своего статуса или социального положения, страдают клаустрофобией.
Составляя социально-психологическую характеристику человека, следует принимать во внимание его принадлежность к определенному типу высшей нервной деятельности: сангвиникам, флегматикам, холерикам, меланхоликам.
Социально-психологические характеристики личности дополняются ее экстравертивностью или интровертивностью.
Истинкты — фиксированная в
генетическим коде программа приспособления,
самосохранения и продолжения рода, отношения
к себе и другим.
Из доминирования
инстинкта вытекает первичное различие
людей
Типы людей по доминированию инстинкта:
Заключение
Человек как личность постоянно
развивается и совершенствуется.
Нужно помнить о движущих силах, факторах,
предпосылках и уровнях развития личности,
что, с одной стороны, дает возможность
их постоянно отслеживать и фиксировать,
а с другой — активно влиять на процесс
обучения и воспитания человека.
Личность настолько многогранна в своих индивидуально-психологических проявлениях, что соотношение ее разнообразных качеств может сказываться и на проявлениях мировоззрения, и на поведении.
Библиографический список
Информация о работе Социально-психологическая характеристика личности