ВЛИЯНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ЛИЧНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ НА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ КОЛЛЕКТИВА

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 21:48, курсовая работа

Краткое описание

В последнее время способность большинства компаний выжить и преуспеть в современном деловом мире во многом зависит от того, насколько эффективны отношения руководства и коллектива. Эффективное руководство предполагает высокую профессиональную компетентность, востребует определённые личностные качества и ресурсы. Для руководителей способность к созданию положительного психологического климата в коллективе с целью оптимизации деятельности организации является одной из составляющих профессиональной компетентности.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ
1.1. Психологический портрет эффективного руководителя
1.2. Влияние доминирующих черт личности руководителя на психологический климат в коллективе
ГЛАВАII. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ СРЕДНЕГО ЗВЕНА, ВЛИЯЮЩИХ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В КОЛЛЕКТИВЕ
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ!!!!.doc

— 227.50 Кб (Скачать)

     

     Рис. 1. Распределение обследованных руководителей по типам личности Кейрси.

      Примечания:

  • «Хранитель традиций» (ISFJ) – 50 %, что соответствует 4 человекам;
  • «Администратор» (ESTJ) – 25 %, что соответствует 2 человекам, у руководителя этого типа коллектив оценил психологический климат как благоприятный;
  • «Художник» (ISFP) – 12,5 %, что соответствует 1 человеку, именно у руководителя этого типа коллектив оценил психологический климат как неблагоприятный;
  • «Педагог» (ENFJ) – 12,5 % что соответствует 1 человеку.

      Анализируя  результаты исследования, полученные посредством методики Хитровой, можно сделать следующие выводы:

      Наиболее  типичны высказывания следующих  типов: E, e, i, M’. То есть в ответах руководителей выражается порицание, враждебность против кого-либо в окружении, упрёки, саркастические атаки; ожидается или явно подразумевается разрешение этой ситуации от подчинённых, либо руководитель сам берётся разрешить фрустрационную проблему.

      Встречаются редко высказывания следующих типов: E’, E, I’, I, M, m. То есть иногда в ответах руководителей подчёркивается чувство фрустрированности, активность индивида направлена на переживание информации о препятствии.

      Не  встречаются вовсе высказывания типов: I, M.

      У руководителя, члены коллектива которого определили психологический климат как неблагоприятный, преобладают  высказывания типа iE, что свидетельствует о его стремлении к самостоятельному, авторитарному решению проблемных ситуаций, а также об агрессивности.

      Таким образом, гипотеза о том, что некоторые  личностные характеристики руководителя: рассудительность, уверенность в себе, склонность к лидерству, стремление к сотрудничеству с подчиненными, коммуникабельность позитивно влияют на социально-психологический климат коллектива.

 

     

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

      В ходе исследования была достигнута цель работы - выявление личностных характеристик руководителя, позитивно влияющих на социально-психологический климат коллектива.

      Методологическую  основу исследования составили: психологические теории личности (Д. Кейрси), взгляды различных психологов на роль руководителя в процессе управления (А. М. Бандурка, и др.), теории управления (К. Левин,   Р.Р. Блейк, Дж. С. Моутон и др.).

      В ходе работы были установлены три важные переменные, которые положены в основу психологического портрета руководителя: личность, стиль руководства, авторитет. Каждая из этих переменных, имея свои особенности, в значительной степени влияет на эффективность руководителя.

      Так же было отмечено, что наиболее существенную роль в формировании психологического климата коллектива играет деятельность руководителя, охватывающая все сферы жизни коллектива.

      В ходе исследования можно прийти к выводу, что наиболее значимыми для формирования положительного психологического климата коллектива являются следующие черты личности руководителя: объективность и справедливость, принципиальность и доброжелательность, уравновешенность и оптимизм. Уважительное отношение к мнению коллектива и отдельных работников, тактичное обращение с людьми, учет их индивидуальных особенностей, умелое стимулирование инициативы, новаторства и своевременное продвижение по службе на основе объективной оценки их качеств, результатов труда, возможностей, а также личная активность и максимальная отдача – всё это непосредственно и положительно влияет на социально-психологический климат коллектива.

      Таким образом, практическая значимость работы состоит в востребованности для  современных руководителей информации по повышению эффективности управленческой деятельности, повышению коммуникативной компетентности для улучшения психологического климата в коллективе.

      Таким образом, в ходе исследования была подтверждена выдвинутая гипотеза о том, что некоторые личностные характеристики руководителя: рассудительность, уверенность в себе, склонность к лидерству, стремление к сотрудничеству с подчиненными, коммуникабельность позитивно влияют на социально-психологический климат коллектива. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

      БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 

  
  1. Базаров, Т.Ю., Долгополова, О. А. Психологические аспекты управления персоналом в системе государственной службы [Текст]: Учебное пособие / Базаров, Т.Ю., Долгополова, О. А.-Волгоград. Изд-во      ВАГС.2002.-224 с.
  2. Бойко, В. В., Ковалёв, А. Г., Панфёров, В. Н. Социально-психологический климат коллектива и личность [Текст]: Учебное пособие / Бойко, В. В., Ковалёв, А. Г., Панфёров, В. Н. Мысль.1983. -207 с.
  3. Бороздина, Г. В. Психология делового общения [Текст]: Учебное пособие / Бороздина, Г. В. Учебник. М.: ИНФРА-М. 2004. -295 с.
  4. Бурлачук, Л. Ф., Морозов, С. М. Словарь-справочник по психодиагностике [Текст]: Учебное пособие / Бурлачук, Л. Ф., Морозов, С. М.: Спб.: Питер. 2006. -528 с.
  5. Волков, И. П. Руководителю о человеческом факторе:Социально-психологический практикум [Текст]: Учебное пособие / Волков, И. П: Лениздат.     1989.-222 с.
  6. Ворожейкин, И. Е., Кибанов, А. Я., Захаров, Д. К. Конфликтология [Текст]: Учебник / Ворожейкин, И. Е., Кибанов, А. Я., Захаров, Д. К.: М.: ИНФРА-М. 2002. -240 с.
  7. Гришина, Н. В. Психология конфликта [Текст] / Гришина, Н. В.: СПб.: Питер. 2004. 464с.
  8. Дип, С., Сесмен, Л. Верный путь к успеху: 1600 советов менеджерам[Текст]/ Дип, С., Сесмен, Л.:М.: Персей: Вече: АСТ. 1995. -384 с.
  9. Емельянов, С. М. Технологии управления конфликтами [Текст]: Учебное пособие / Емельянов, С. М: С-Пб. 2001.
  10. Емельянов, С. М. Практикум по конфликтологии [Текст]: Учебное пособие / Емельянов, С. М.: С-Пб.. 2001.
  11. Залесский, Г. Е.Психологические вопросы формирования убеждений [Текст]: Учебное пособие / Залесский, Г. Е. М.: Изд-во МГУ. 1982. -118 с.
  12. Зейгарник, Б. В. Теории личности в зарубежной психологии [Текст]: Учебное пособие / Зейгарник, Б. В. М.: Изд-во МГУ. 1982. -128 с.
  13. Зинкевич – Евстигнеева, Т. Д., Фролов, Д. Ф., Грабенко, Т. М. Теория и практика командообразования. Современная технология создания команд [Текст]:. / Зинкевич – Евстигнеевой Т. Д. СПб.: Речь, 2004. 304 с.
  14. Ильин, Е. П. Психология индивидуальных различий [Текст]: Учебное пособие /: Ильин, Е. П. СПб.: Питер.2004.-706с.
  15. Иосефович, Н. Ты босс! Как стать толковым руководителем[Текст]: Учебное пособие / Иосефович, Н М.: Персей: Вече: АСТ. 1995. -384 с.
  16. Кабушкин, Н. И. Основы менеджмента [Текст]: Учебник/ Кабушкин, Н. И. Мн.: БГЭУ.1996.- 284 с.
  17. Карпов, А. В. Психология менеджмента [Текст]: / Карпов, А. В.Учебное пособие. М.: Гардарики. 1999. -584 с.
  18. Касаткин, С. Ф. Обратная связь в устном выступлении [Текст]: М.: Мысль, 1984. -116 с.
  19. Климов, Е. А. Введение в психологию труда: Учебное пособие. М.: Изд-во МГУ.1988. -200 с.
  20. Климов, Е. А. Основы психологии[Текст]: Практикум. М.: «ЮНИТИ», 1999. -176 с.
  21. Ковалёв, А. Г. Руководителю о работнике: практический аспект изучения личности [Текст]: М.: Экономика, 1988. -92 с.
  22. Кови, С. Семь навыков лидера[Текст]/ Кови, С.: Мн.: ВЕГАПРИНТ, 1996. -448 с.
  23. Козлов, Н. И. Формула личности. СПб.: Питер, 200- 368 с.
  24. Конфликтология. / Под ред. А.С. Кармина. С-Пб.. 1999.
  25. Кошелева, С. В. Психологические основы управления персоналом. С-Пб. 1998.-678 с.
  26. Краткий психологический словарь. / Под ред. Петровского А. В. М.: Политиздат, 1985. 431 с.
  27. Кричевский, Р. Л. Если Вы – руководитель… Элементы психологии менеджмента в повседневной работе [Текст]:. М.: Дело, 1996. -384 с.
  28. Крегер, О., Тьюсон, Дж. М. Типы людей и бизнес: Как 16 типов личности определяют ваши успехи на работе: Пер. с англ. М.: Персей: Вече: АСТ. 1995. -560 с.
  29. Крегер, О., Тьюсон, Дж. М. Типы людей: 16 типов личности определяющих, как мы живём, работаем и любим: Пер. с англ. М.: Персей: Вече: АСТ. 1995. -544 с.
  30. Крогиус, Н. В. Личность в конфликте[Текст]: Саратов, 1976. -143 с.
  31. Кукушин, В. С. Психология делового общения: Учебное пособие. М.: ИКЦ «Март»; Ростов-н-Д: МарТ. 2003. -368 с.
  32. Либин, А. В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. М.: Смысл. 2004. -527 с.
  33. Лебедев, В. И. Личность в экстремальных условиях. М.: Политиздат, 1989.- 304 с.
  34. Обер-Крие, Дж. Управление предприятием[Текст]: М.: Сирин.        1998. -257 с.
  35. Организационная психология. / Сост. И общая редакция Винокурова Л. В., Скрипюка, И. И. СПб.: Питер. 2000. -512 с.

Информация о работе ВЛИЯНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ЛИЧНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ НА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ КОЛЛЕКТИВА