Социально-психологический климат в МСУ

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 23:36, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время ни одна сфера жизни общества не может обойтись без прогнозов как средства познания будущего. Особенно важное значение имеют прогнозы социально-экономического развития общества, обоснование основных направлений экономической политики, предвидение последствий принимаемых решений. Социально-экономическое прогнозирование является одним из решающих научных факторов формирования стратегии и тактики общественного развития.

Файлы: 1 файл

Курсовая социально-психологический климат в МСУ.doc

— 189.00 Кб (Скачать)


46

Введение

 

В настоящее время ни одна сфера жизни общества не может обойтись без прогнозов как средства познания будущего. Особенно важное значение имеют прогнозы социально-экономического развития общества, обоснование основных направлений экономической политики, предвидение последствий принимаемых решений. Социально-экономическое прогнозирование является одним из решающих научных факторов формирования стратегии и тактики общественного развития.

Актуальность данной темы как в условиях развитой рыночной экономики, так и переходной экономики определяется тем, что уровень прогнозирования процессов общественного развития обуславливает эффективность планирования и управления экономикой и другими сферами.

Сложное социально-экономическое положение, сложившееся в большинстве муниципальных образований России, вызывает глубокую тревогу и служит источником напряженности, размывающей социальную базу реформ, с том числе и в сфере местного самоуправления. Особую озабоченность вызывает отсутствие четких согласованных с местным сообществом стратегических целей и приоритетов в социально-экономическом развитии на уровне местного самоуправления, эффективных механизмов их достижения.

Переход к современному качеству планового регулирования развития муниципальных образований предполагает:

Во-первых, изменение сущности планирования – из орудия административного принуждения оно превращается в инструмент научно обоснованных сбалансированных решений по достижению намеченных целей социально-экономического развития;

Во-вторых, усиление стратегического характера планирование;

В-третьих, демократизацию процесса разработки и принятия плановых документов.

Цель курсовой работы – анализ социально-экономического прогнозирования развития муниципального образования.

Для достижения поставленной цели требуется решить следующие задачи:

- изучить теоретические основы социально-экономического прогнозирования развития муниципального образования;

- провести анализ социально-экномического прогнозирования развития МО «Холмский городской округ» за 2008-2010 гг. (до 2015);

Объект исследования – муниципальное образование «Холмский городской округ».

Предмет исследование – социально-экономическое прогнозирование развития муниципального образования.

Поскольку в области методологии регионального управления, территориального стратегического планирования, прогнозирования остается много дискуссионных вопросов, образ России и ее регионов в будущем, тенденции их экономического, социального, демографического, политического, научно-технического, культурного развития, общественных отношений находят отражение в работах исследователей различных областей знаний.

В их числе такие авторы, как Абалкин Л.И., Бестужев-Лада И.В., Бобков В.Н., Глазьев С.Ю., Гранберг А.Г., Жихаревич Б.С., Львов Д.С., Найбороденко Н.М., Римашевская Н.М., Христенко Б.Г., Яковец Ю.В. и целый ряд других.

При написании работы были использованы такие методы как экономико-математические, статистические, исторические, общелогические, метод сравнения и другие.

Поставленные цель и задачи обусловили структуру курсовой работы, которая состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.

 

1. Теоретические основы социально-экономического прогнозирования развития муниципального образования

 

1.1 Сущность социально-экономического прогнозирования

 

Под прогнозом понимается научно-обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях и сроках его осуществления. Социально-экономическое прогнозирование – это процесс разработки экономических и социальных прогнозов, основанный на научных методах познания экономических и социальных явлениях и использования всей совокупности методов, способов и средств экономической прогностики.

Прогнозирование имеет две стороны или плоскости конкретизации: предсказательную (дескриптивную, описательную); предуказательную (предписательную). Предсказание означает описание возможных или желательных перспектив, состояний, решений проблем будущего. Предуказание означает решение этих проблем, путем использования информации о будущем в целенаправленной деятельности.

Таким образом, в прогнозировании различают два аспекта: теоретико-познавательный и управленческий.

Экономическое прогнозирование имеет своим объектом процесс конкретного расширенного воспроизводства во всем его многообразии. Предметом экономического прогнозирования является познание возможных состояний функционирующих экономических объектов в будущем, исследование закономерностей и способов разработки экономических прогнозов.

В основе экономического прогнозирования лежит предположение о том, что будущее состояние экономики в значительной мере предопределяется ее прошлым и настоящим состояниями. Будущее несет в себе и элементы неопределенности.

Важную роль в развитии экономического прогнозирования играет прикладная научная дисциплина прогностика и ее составная часть – экономическая прогностика.

Прогнозирование следует рассматривать в комплексе с более широким понятием – предвидением, которое дает опережающее отображение действительности, основанное на познании законов природы, общества и мышления. Различают три формы научного предвидения: гипотезу, прогноз и план.

Гипотеза характеризует научное предвидение на уровне общей теории. На уровне гипотезы дается качественная характеристика исследуемых объектов, выражающая общие закономерности их поведения.

Прогноз в сравнении с гипотезой имеет значительно большую качественную и количественную определенность и отличается большей достоверностью.

План представляет собой постановку точно определенной цели и предвидение конкретных, детальных событий исследуемого объекта. Его отличительные черты: определенность, конкретность, адресность, обязательность или индикативность. Между прогнозом и планом имеются существенные различия. Прогноз носит вероятностный, а план обязательный характер. План – это однозначное решение, прогноз же по своей сущности имеет вероятное содержание. В то время как планирование направлено на принятие и практическое осуществление управленческих решений, цель прогнозирования – создать научные предпосылки для их принятия.

Таким образом, задача социально-экономического прогнозирования состоит, с одной стороны, в том, чтобы выяснить перспективы ближайшего или более отдаленного будущего в исследуемой области, а с другой стороны, способствовать оптимизации текущего и перспективного планирования и регулирования экономики, опираясь на составленный прогноз.

Муниципальное образование как сложная социально-экономическая система должно одновременно обладать и устойчивостью к неблагоприятным внешним воздействиям, и нацеленностью на благоприятные изменения, т. е. на развитие, причем устойчивое. Управление состоянием муниципального образования позволяет поддерживать на достигнутом уровне все системы его жизнеобеспечения, объемы и качество муниципальных услуг. Управление развитием нацелено на повышение этого уровня при заданной генеральной цели муниципальной деятельности: повышение качества жизни населения.[1]

Управление состоянием и управление развитием — две взаимосвязанных стороны муниципального управления. В предыдущих главах при характеристике управления отдельными сферами муниципальной деятельности так или иначе затрагивались вопросы развития. Настоящая глава посвящена вопросам управления комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования.

Обеспечение устойчивого социально-экономического развития муниципального образования включает в себя ряд взаимосвязанных и последовательно решаемых задач.

Исходной базой для планирования комплексного социально-экономического развития муниципального образования является анализ внутренней и внешней среды. Анализ существующей социально-экономической ситуации в муниципальном образовании позволяет делать выводы о внутренних ресурсах, возможностях, направлениях и перспективах его социально-экономического развития.

Анализ внешних условий развития, включая общую социально-экономическую ситуацию в государстве, состояние нормативно-правовой базы, систему и подходы к управлению социально-экономическим развитием в России и конкретном регионе, позволяет диагностировать и учитывать те проблемы, с которыми можно столкнуться при разработке и реализации планов и программ развития муниципального образования.

В основе социально-экономического развития СССР лежали государственные пятилетние планы, составной частью которых были планы развития макрорегионов, отраслей народного хозяйства, территориально-производственных комплексов, республик, краев и областей и отдельных локальных территорий (нынешних муниципальных образований). Эти планы были увязаны по срокам, объемам выделяемых капитальных вложений, мощностям строительных организаций, поставкам оборудования и т. д. Основные мероприятия планов развития финансировались и осуществлялись соответствующими министерствами и ведомствами. Для городов разрабатывались и утверждались генеральные планы развития на срок до 15-20 лет. Хотя эти планы зачастую вели к неэффективному использованию ресурсов в угоду отраслевым интересам и практически никогда не выполнялись в полном объеме, они все же служили определенными ориентирами развития.

При переходе к рыночной экономике и многообразию форм собственности прежняя система всеобщего директивного планирования социально-экономического развития страны и отдельных территорий была разрушена. В начале 1990-х гг. был выдвинут тезис о несовместимости рынка и плана. Однако к настоящему времени надежда только на рыночные силы иссякла, а в странах с развитой рыночной экономикой стратегическое планирование уже давно выступает действенным инструментом государственного регулирования экономики и социального развития. Планомерное развитие общества — одно из основных достижений человеческой цивилизации. С помощью стратегического планирования и программно-целевого подхода обеспечивается комплексность развития всех звеньев хозяйственной системы.

Управление социально-экономическим развитием России регулируется Федеральным законом «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации». В законе содержатся положения о необходимости проведения на федеральном и региональном уровнях работ прогнозно-аналитического характера, формирования концепций и программ развития.

Закон установил, что результаты государственного прогнозирования социально-экономического развития Российской Федерации используются при принятии органами законодательной и исполнительной власти конкретных решений в области социально-экономической политики государства. Наиболее важные его положения могут и должны быть применены для разработки прогнозов, концепций и программ комплексного социально-экономического развития на муниципальном уровне.[2]

Политика социально-экономического развития государства должна быть основана на взаимосвязи и взаимообусловленности развития страны в целом, отдельных регионов и муниципальных образований. Особенно важна взаимосвязь задач регионального и муниципального развития. Действительно, все объекты социальной и экономической деятельности региона дислоцируются на территории какого-то конкретного муниципального образования. Именно здесь протекают основные процессы социально-экономического развития. Поэтому уже сформировавшиеся принципы региональной политики государства могут служить методологической базой для решения проблем социально-экономического развития муниципальных образований.[3]

Важными компонентом взаимосвязи регионального и муниципального развития являются экологически обоснованное размещение производительных сил, разрешение противоречия между развитием производительных сил и сохранением экологического равновесия. Без решения этой проблемы говорить об устойчивом развитии не приходится.

Механизмом реализации задач социально-экономического развития всей страны и отдельных территорий служат федеральные, региональные и муниципальные целевые программы. Перечни федеральных целевых программ социально-экономического развития регионов должны определяться при подготовке общероссийских концепций и программ на среднесрочную и долгосрочную перспективу и входить в состав этих документов. Средства на реализацию целевых программ отражаются в соответствующих бюджетах всех уровней. Таким образом, муниципальные образования, на территории которых реализуются мероприятия федеральных и региональных целевых программ, могут получать соответствующие объемы инвестиций из федерального и регионального бюджетов.

Федеральный закон 2003 г. относит к полномочиям органов местного самоуправления принятие и организацию выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования. К вопросам местного значения муниципальных образований разных типов закон относит планирование застройки территорий, установление правил землепользования и застройки, территориальное зонирование земель, контроль за использованием земель, экологический контроль и другие функции, необходимые для реализации планов и программ комплексного социально-экономического развития.

Базовым документом для разработки программ социально-экономического развития муниципальных образований служит указ Президента РФ «Об Основных положениях региональной политики в Российской Федерации» (1996 г.). В этом документе указано, что основной задачей органов местного самоуправления в сфере социально-экономического развития является обеспечение комплексного решения вопросов обслуживания населения и достижение тем самым политической и социальной стабильности в регионе посредством взаимосогласованных действий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.[4]

Информация о работе Социально-психологический климат в МСУ